СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс на тему «Кейс – технологии как эффективное средство формирования образовательных компетенций обучающихся»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: познакомить с основными методами кейс-технологии , приобрести практический опыт по их использованию.

Задачи: используя практический опыт, создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов.

Характерные особенности мастер-класса:

·                    Передача и обмен инновационного опыта

·                    Использование системно - деятельностного подхода

·                    Сочетание теории и практики

·                    Творчество

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс на тему «Кейс – технологии как эффективное средство формирования образовательных компетенций обучающихся»»



Мастер – класс на тему «Кейс – технологии
как эффективное средство формирования образовательных компетенций обучающихся»

Цель мастер-класса: познакомить с основными методами кейс-технологии , приобрести практический опыт по их использованию.

Задачи: используя практический опыт, создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов.

Характерные особенности мастер-класса:

  • Передача и обмен инновационного опыта

  • Использование системно - деятельностного подхода

  • Сочетание теории и практики

  • Творчество

Форма: лекционно-практическое занятие

Составляющие мастер-класса:

  • Вызов:

- актуализация и анализ имеющихся знаний по изученной теме;

- пробуждение интереса к заданной теме.

  • Осмысление:

- получение новой информации, ее осмысление;

- поддержание активности, интереса.

  • Рефлексия:

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями.

Ход мастер – класса

1. Вызов. Подготовительно-организационный момент.

Добрый день, уважаемые  коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон, и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии, поэтому на смену платью приходит деловой костюм. Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо клатча я держу в руках объемный кейс.

Кстати, кейс – это еще и современный метод обучения, который зародился в бизнесшколе США, а позднее стал использоваться и в образовании. Именно о нем мы сегодня будем  говорить.

2. Осмысление.

Выделяют 6 основных методов кейс – технологии

Итак, метод конкретных ситуаций или кейс-стади. Для его понимания   мне помог мой кейс, и каждому из вас я приготовила такой же. 
Предлагаю заглянуть внутрь конверта и познакомиться с содержимым, которое поможет разобраться в содержании кейс-метода.

Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) – запутанный необычный случай или case (англ.) – портфель, чемоданчик.

Кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход.

А вот главное, что должен содержать в себе кейс:

Проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения;

Вспомогательную информацию;

Задание.

Содержание обучающего кейса: «Обучающий анализ текста»

В стене зала будто вырублено светлое окно. Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. Лучи солнца пробивают легкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег. Живопись холста многослойна. Несмотря на его необычайно точное общее звучание, художник прибегает к ювелирной деталировке картины, которую можно рассматривать часами. Пейзаж до предела обжит. Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах. Все свидетельствует о неумолимом влиянии времени. Кричат грачи, вьется сизый дымок из труб деревянного домика, мерцает весеннее солнце.

Приложение к кейсу

1. Слово - единица речи.

2. Предложение - группа слов, связанных по смыслу и грамматически.

3. Текст - группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

4. Текст - целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

5. Стихотворение, рассказ, научная статья, заметка в газету, школьное сочинение, обсуждение с приятелем планов на воскресенье - все это виды текстов.

6. Признаки текста: состоит из группы предложений, предложения связаны по смыслу и с помощью различных грамматических средств (повторением одних и тех же слов, интонацией); имеет заголовок, предложения связаны общей темой, единой мыслью (идеей).

7. Тема - то, о чем или о ком говорится в тексте. Часто тема отражена в заглавии.

Выполни задание, используя справочный материал.

1. Определите, что перед вами: предложения, текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

4. Определите стиль текста. Докажите.

5. Определите тему и главную мысль текста.

Содержание научно-исследовательского кейса:

  • Слово и его лексическое значение (работа со словарями)

  • История происхождения слова (работа со словарями)

  • Слово и его «родственники»

  • Синонимы и антонимы

  • Фразеологизм

  • Рисунок слова

  • Слово в фольклоре

Синонимы

  1. утеха, развлечение, отдых, забава, увеселение

Антонимы

  1. печаль, грусть, тоска, уныние;

Этимология

Происходит от гл. потешить, от по- + тешить, далее из праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. тѣшити, тѣшу, ст.-слав. оутѣшити (παρακαλεῖν; Супр.), укр. тíшити, болг. теша́, сербохорв. тjе̏шити, словенск. tẹ́šiti, tȇšim, чешск. těšit, словацк. tеšiť, польск. cieszyć, в.-луж. ćěšić, н.-луж. śěšyś. Связано чередованием гласных с ти́хий. Ср. лит. taisýti «готовить, устраивать», латышск. tàisît «делать, изготовлять», tàisns «прямой», с др. ступенью вокализма: лит. tiesà «правда», tiesùs «прямой», латышск. tìesa «право, суд, приговор», tìešs «прямой, непосредственный». Сюда же те́шить «доить». Слово те́шить приведено в словаре Богораза со знач. «ласкать, пестовать ребятишек».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[

  • пойдёт потеха

Пословицы и поговорки

  • делу время, потехе час

Содержание практического кейса (6 класс): Как уберечь себя от беды?

(по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца)

1. Почему Настя и Митраша пошли по разным тропинкам?

2.Составьте памятку безопасного поведения людей на болоте.

3.Придумайте свой конец для сказки-были и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.

Итог работы: Создание памятки безопасного поведения
(по мнению детей)

ПАМЯТКА

1.Если случайно попасть на болото, то необходимо найти или срезать длинный шест, он послужит опорой, если провалится.

2. Нести его надо горизонтально, идти надо в сторону больших деревьев .

3. Если болото верховое, то главная опасность - провалиться под сплавину, идти нужно шеренгой. Не стоит без нужды подходить к «окнам», около них сплавина еще слабая.

4. Если болото низовое, то идете след в след.

5. Не надо на болоте бегать и прыгать. Если есть возможность, стоит держаться кочек и деревьев.

6. Если торфяное, то идти опасно - сверху мох, а внизу трясина.

7. Если же есть твердый грунт с кочками - можно пройти по кочкам.

Уроки, которые преподнесла сказка-быль.

1. Быть внимательным.

2. Уметь слушать друг друга.

3. Слышать голос природы.

4. Ощущать себя мудрым, добрым хозяином природы, а не потребителем.

5. Не быть хвастливым.

6. Иметь способность осознавать и исправлять свои ошибки.

Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники:

• Художественная и публицистическая литература;

• Произведения искусства – музыка, изо, кино;

• Статистические данные;

• Научные статьи, монографии.

• Интернет – отличается безграничной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Существует разные классификации кейсов.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы учащихся, так и для проведения предстоящего занятия.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой на уроке, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Создание кейса, это увлекательный, но трудоемкий процесс.

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом.

  1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

  2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

  3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. 

Таким образом, главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения.

3.Рефлексия.

Учитель организует дискуссию по результатам совместной деятельности со слушателями.

Кейс - метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.