Мастер-класс.
«Современный классный час - современным детям»
Цели занятия:
Продемонстрировать некоторые методические приемы технологии модерации.
Способствовать осознанию необходимости выработки каждым учителем своих положительных ценностных ориентиров, позитивных внутренних установок и стремлению строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями и установками.
Задачи:
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Хахина Римма Валерьевна, я учитель английского языка школы №4 и классный руководитель 8 класса. Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. Свой мастер-класс хочу начать словами из песни Андрея Макаревича:
Давайте делать паузы в пути,
Смотреть вокруг внимательно и строго,
Чтобы случайно дважды не пройти
Одной и той неверною дорогой.
Давайте делать паузы в пути.
Любой обмен опытом – по моему мнению, это те паузы, когда переосмысливаются достижения и проблемы. Как известно, удача и ошибка одного будит мысль другого – это я считаю главным в сегодняшнем мероприятии.
Слайд 2
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны сотрудничать, отличаться мобильностью и динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны. С этой целью необходимо системное и целенаправленное применение активных методов и современных технологий во внеклассной работе.
Слайд 3
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам технологию модерации, которая позволяет работать в команде, заниматься совместной деятельностью, отстаивать свою позицию и проявлять толерантное отношение к чужому мнению. Модерация является технологией управления классом. Цель данной технологии максимальное вовлечение всех учащихся в процесс.
Основной дидактической целью использования метода модерации в образовательном процессе является развитие способности учащихся к самостоятельному и ответственному решению проблем, что включает развитие:
способности учащихся к анализу информации и выявлению проблемы;
умения находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
умения вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные
действия;
способности ведения переговоров и дискуссии (умение выслушать другого,
убеждать и принимать коллегиальные решения);
навыка принятия персональной ответственности за воплощение принятых
решений жизнь.
Слайд 4
Этапы процесса модерации
I этап – знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы
II этап – определение и формулировка проблемы или темы обсуждения
III этап – обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов
IV этап – обобщение и конкретизация результатов работы
V этап – подведение итогов работы и обмен впечатлениями
Слайд 5
Характерные черты: структурированность, систематичность, комплексность и прозрачность.
Слайд 6
При организации модерации необходимо обратить внимание на процессы,
составляющие ядро метода и обеспечивающие его результаты: визуализацию,
вербализацию, презентацию и обратную связь.
Под визуализацией понимается наглядное представление мнений и идей,
высказанных в ходе работы, групповых решений, которые могут быть представлены
словесно или в виде схем, образных рисунков.
Вербализация – словесное выражение коммуникаций, возникающих в ходе
обсуждения.
Презентация – представление итоговых или промежуточных результатов работы в
малых группах, является комбинацией вербальных и невербальных средств общения, с обязательной визуализацией. Обратная связь представляет собой обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками обсуждения
Слайд 7
Общие правила коммуникации выражаются в следующих требованиях к участникам группы: используй «Я-послание»; соблюдай гармоничность в себе; избегай общих фраз; ориентируйся на цель; умей слушать; будь активен в беседе; будь краток; осуществляй конструктивную критику.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть моими учениками.
«Корзина идей» (мозговая атака или мозговой штурм).
Давайте вместе соберем букет осенних цветов. Перед вами лежат цветы, напишите на них какие законы о правах человека вам известны. (Собираем цветы в корзину, затем вывешиваем на доску и озвучиваем). Слайд 8
Права есть, как у взрослых, так и у детей. Сегодня я хочу поговорить с вами о правах ребенка.
«Не строй церковь, пристрой сироту» - призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.
Движение в защиту прав детей началось в начале 20 века. На международном уровне этот вопрос нашел свое решение лишь после первой мировой войны.
(отвечаем на вопросы)
В каком году была принята Декларация прав ребенка? (1959) Слайд 9
В чем особенность Декларации прав ребенка? (Имеет лишь рекомендательный характер)
Что обозначает слово «конвенция»? (международное соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились)
В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? (1989) Слайд 10
Какую силу приобретают права ребенка в Конвенции? (силу норм международного права)
Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? (каждое человеческое существо, до достижения 18 лет) Слайд 11
Сказка ложь, да в ней намек…
Слайд 12
«В гостях у сказки»
Слайд 13 Право на жизнь
Слайд 14 Право на имя и проживание в семье
Слайд 15 Право на защиту чести и достоинства
Слайд 16 Право на неприкосновенность, защиту от эксплуатации и насилия
Слайд 17 Право на жилище
Слайд 18 Право на получение образования, права детей инвалидов и охрана и укрепление здоровья
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и ваши. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Слайд 19
Я предлагаю вам собрать опавшие осенние листья и написать на них обязанности
. (Собираем листья в корзину, затем вывешиваем на доску и озвучиваем).
Анкета «Температура прав человека в вашей школе»
(термометр + красный карандаш)
Как вы себя чувствуете? Как температура? Сейчас я предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите насколько точно они применимы к коллективу школы.
Слайд 20
Шкала оценки: 1- никогда 2- редко 3- часто 4- всегда
В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.
В школе одинаковые мероприятия для всех.
Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
Когда возникают конфликты мы решаем их сообща.
В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.
Никто не посягает на мое имущество или место.
Коллектив моей школы принимает учащихся, персонал, преподавателей разных национальных культур.
Членам коллектива школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.
Слайд 21
Использование метода «Мои предпочтения».
Вспомните свой любимый цвет и опишите его тремя словами (например, «синий» - прохладный, расслабляющий, отстраненный).
Находясь в зоопарке, - с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное 3 словами (например, обезьяна – веселая, добрая, любопытная).
И последнее, ваш любимый город и 3 слова, которые его характеризуют (например, Таганрог – креативный, увлекательный, непредсказуемый).
Слайд 22
Цвет – это то, как видят вас окружающие.
Животное – как вы видите себя сами в общении с окружающими.
Город – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Слайд 23
Давайте подведем итоги нашей работы. Сегодня я хочу это сделать при помощи метода «чемодан, мясорубка, корзина».
Слайд 24
Устали в классе все, и надобно взбодриться.
Вот здесь есть то, что вам в работе пригодится.
И в ноябре холодном просто ради шутки
О нашей встрече в память я дарю вам незабудки.
(буклет)
Слайд 25
А ещё я хочу подарить вам пятое правило яблока.
Если ты не вырастил ни одной яблони, разве ты можешь называться Мичуриным?
Слайд 26
Возможно ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать, мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, правда
Есть шаг: любить, не ждать мольбы:
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет чужой судьбы…
Слайд 27
Большое спасибо за ваше внимание и работу!