СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика "Решение задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математика "Решение задач"»

Допущен. Учитель __________ /Соловьева С.А. /
Допущен. Методист __________/Зараева Л.А./


Технологическая карта пробного урока студентки 3А группы
Медведевой Ольги Геннадьевны
Предмет: Математика Класс: Учебник (УМК): Школа России
Тема урока: Старинные единицы измерения длины. Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: веревочки (красный, желтый, зеленый), раздаточный материал.
Цель урока:
 Познакомить учащихся со старинами единицами измерения длины

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий.

Учебные действия.

Предметные УУД.

Научаться переводить старинные русские меры длины в современные; научаться измерять длины предметов, пользуясь старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, пядь).


Метапредметные

Познавательные УУД

формируем умение извлекать информацию из текста; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей


Регулятивные УУД

формулируют тему, цели и задачи урока с помощью учителя; запоминают информацию и применяют её в работе; овладевают логическими действиями, умениями работать в парах; адекватно самостоятельно оценивают свою деятельность, своё эмоциональное состояние на уроке.

Коммуникативные УУД

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.


Личностные УУД.

проявлять положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу.










Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы и приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД


1.Вводная часть







Актуализация знаний.



1.Подготовить учащихся к работе; 2.Настроить детей на положительную работу на уроке.



Актуализировать полученные знания.


Словесный: рассказ, беседа.


Фронтальная

Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее занятие проведу я, меня зовут Ольга Геннадьевна. Садитесь.

Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо-влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам урок пора начать.

-Сейчас тихо сядут девочки, ещё тише сядут мальчики.

Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.

И начнём мы с разминки, проверим скорость движения ваших мыслей. У вас на столах лежат листочки, на которых вам необходимо поставь знаки

3 дм 8 см ..3 дм 4 см

28 см …2 дм 8 см

54 см …5 дм 3 см

5 дм 9 см …9 дм 5 см 

Проверяем, Какой знак поставили в неравенстве первом? Если вы согласны, то поднимите зеленую сигнальную карточку, а если не согласны, то красную.

Во втором? Если вы согласны, то поднимите зеленую сигнальную карточку, а если не согласны, то красную.

В-третьем? Если вы согласны, то поднимите зеленую сигнальную карточку, а если не согласны, то красную.

В четвертом? Если вы согласны, то поднимите зеленую сигнальную карточку, а если не согласны, то красную.


На сколько см нужно увеличить длину каждого отрезка, чтобы получились отрезки длиной 1 дм? 9 см,8 см,

5 см, 7 см ,6 см. (отрезки нарисованы на доске)

Приветствуют учителя.


Садятся.
















3 дм 8 см 3 дм 4 см

28 см = 2 дм 8 см

54 см 5 дм 3 см

5 дм 9 см 9 дм 5 см 


Поднимают сигнальные карточки.










1дм=10см, поэтому 9см+1см; 8см+2см; 5см+5см;7см+3см; 6см+4см.

Личностные:

положительное отношение к школе и учебной

деятельности

Регулятивные УУД:

настраивать себя на продуктивную работу.

Коммуникативные:

слушают и понимать других;

строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Подготовка к восприятию темы.

Заинтересовать детей для изучения новой темы.

Определить тему урока совместно с детьми

Поставить цели и задачи совместно с детьми.

Словесный: рассказ, беседа


Фронтальный

Ребята, внимательно послушайте отрывок из произведения Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» и определите, о каких старинных мерах длины говориться.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собрались гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам: уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

- Какие редко встречающиеся в современном мире слова вы услышали?

- Это старинные меры длины.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему и задачи урока.
















Слушают произведение.









Аршин и сажень


О старинных мерах длины.


Старинные меры длины. Сегодня вы познакомитесь со старинной системой мер длины, научитесь переводить их в

современные единицы измерения.


Регулятивные УУД:

формулируют тему, цели и задачи урока с помощью учителя.

Коммуникативные:

слушают и понимать других;

строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала - Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору


Словесный: беседа, рассказ.

Фронтальная, индивидуальная,

















групповая





































































































































Ребята, скажите, какие вы уже знаете меры длины? 

Людям издавна приходилось измерять расстояния, использовать точные размеры при строительстве. Как измеряли раньше?

Какими пользовались единицами?

Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек всегда «носит» их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.

Рассмотрим наиболее распространенные старинные меры длины, упоминания о которых часто встречаются в нашей речи.

Скажите, как нужно работать в группе? Сейчас мы с вами будем работать в группах по четыре человека.

Каждой группе раздам текст, вам необходимо внимательно прочитать, затем каждой группе нужно будет выбрать тот, кто будет рассказывать о величине, еще тот, кто покажет. А остальные участники группы следят за временем и за дисциплиной в классе.

Рассказывать тексты будем по следующему алгоритму:

1.Название

2.Показать (обозначить на себе)

3.Числовое значение.

4.Применение.

В течение рассказов групп, необходимо будет каждому заполнить таблицу. Найдите на столах. В таблице пропущены числовые значения, вам необходимо внимательно слушать и заполнить таблицу, в конце, проверим, кто был самым внимательным.

Первая группа, ваш текст - Перст – старинная русская мера длины. В старину палец руки называли п ерстом. Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную систему мер, долгое время он использовался для определения размеров мелких предметов. Заполняем таблицу. Покажите. Группа очень хорошо подготовилась. Молодцы. Видно, что группа работала.

В торая группа, ваш текст -  Вершок - старинная русская мера длины. Когда-то так называли верхнюю часть чего-либо. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг (указательного и среднего), а 1 вершок равен приблизительно 4см 5 мм. Вершки обычно использовали для измерения роста мелких животных. Заполняем таблицу. Покажите. Группа очень хорошо подготовилась. Молодцы. Видно, что группа работала.

Третья группа – Аршин – старинная русская мера длины. Считается, что слово «аршин» восходит к персидскому «арш» - локоть, которое было некогда заимствованно тюркскими языками, откуда и попало в русский язык. Аршин равнялся длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца. В аршине 71 см. Эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Заполняем таблицу. Покажите. Группа очень хорошо подготовилась. Молодцы. Видно, что группа работала.

Четвертая группаЛокоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака  до локтевого сгиба.

Локоть широко применяли торговле как особенно удобную меру. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. 1 локоть равен приблизительно 42см. Заполняем таблицу. Покажите. Группа очень хорошо подготовилась. Молодцы. Видно, что группа работала.

Пятая группаШаг- средняя длина человеческого шага 71 см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Руси.

- Шагами обмерялось расстояние между городами.

Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеческих шагов. Заполняем таблицу. Покажите.

Группа очень хорошо подготовилась. Молодцы. Видно, что группа работала.

Шестая группа - Пядь, пядень (или четверть) - одна и з самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть руки. Различают: пядь малая и пядь великая. Пять – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см. Использовали на Руси для измерения мелких длин. Заполняем таблицу. Покажите. Группа очень хорошо подготовилась. Молодцы. Видно, что группа работала.

Применение самых разнообразных мер длины затрудняло развитие науки, торговли между странами. Поэтому назрела необходимость введения единой системы мер. Метрическая система мер была разработана во Франции в 18 в., в России допущена в 19 в. законом, разработанным Д.И. Менделеевым. Основная единица длины - 1  метр (от греческого слова «метрон» - мера).

Сейчас, я проверю, кто внимательно слушал рассказы.

Посмотрите внимательно, какая я заполнила таблицу. Правильно ли я заполнила таблицу?

1 аршин=78 см

1 вершок=9см 5мм

1 пядь=20см

1 локоть=50см

1 шаг=71 см

1перст=6см

Сколько содержится в 1 аршине? Ваша группа?

Сколько см получилось в 1 вершке? Ваша группа?

Сколько см получилось в 1 пяде? Ваша группа?

Сколько содержится в 1 локте? Ваша группа?

Сколько см получилось в 1 шаге? Ваша группа?

Сколько содержится в 1 персте? Ваша группа?

Скажите, как нужно работать в паре? Сейчас каждой паре необходимо попробовать измерить ширину учебника, перстом. Сколько получилось?

Почему так получилось?

А сейчас будем играть в игру «Своя игра», будем работать по рядам, и каждый ряд за правильные ответы будут получать определенные баллы. Ответы пишем на магнитных досках.

Также при выполнении заданий, пользуемся таблицей-помощницей. Итак, начинаем с первой команды.

Сравни

10

20

Сказки

10

20

Сравни: 10: 1 шаг…2 вершка Ответ фиксируем на магнитной доске. Поднимаем ответы. Работает каждый ряд.

Как сосчитали?

Что больше? Балл.

10. 1 аршин…1 локоть

Ответ фиксируем на магнитной доске. Поднимаем ответы. Работает каждый ряд.

Как сосчитали?

Что больше? Балл.

Задачи: 10. Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами. Каков рост был Конька-Горбунка? Ответ запишите на магнитной доске. Поднимаем ответы. Покажите, три вершка.

Сколько равно длина ушей у Конька-Горбунка? Ответ запишите на магнитной доске. Поднимаем ответы. Покажите, 1 аршин.

20. А.С. Пушкин говорит, что у царя Салтана родился сын «в аршин». Найдите рост будущего князя Гвидона в сантиметрах.

Ответ запишите на магнитной доске. Поднимаем ответы.

Ребята, с можем ли вами определить размеры острова? Ширину и длину?

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собрались гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам: уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Что случилось зайцами?

Кто помог им? Какой поступок сделал, дедушка Мазай?



Метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.


С помощью тела, рук.

Аршин, шаг, локоть.











Слушаю внимательно.












Рассказывают тексты по алгоритму.












Рассказывают тексты по алгоритму.









Рассказывают тексты по алгоритму.









Рассказывают тексты по алгоритму.






Рассказывают тексты по алгоритму.
















Рассказывают тексты по алгоритму.







































Нет не правильно.









1 аршин=71 см

1 вершок=4см 5мм

1 пядь=18см

1 локоть=42см

1 шаг=71 см

1перст=2см



У каждого разные размеры пальцев.








1шаг=71 см; 2 вершка= 4см 5мм+4см 5мм=9см.

1 аршин=71 см; 1 локоть=42см.











3 вершка=4см 5мм+4см 5мм+ 4см 5мм=13см 5мм; Ответ: 13см 5мм.

.


1 аршин=71 см. Ответ:71 см рост князя.


1 пядь=18см, 1 перст=2 см; 18см+2 см=20см.











Коммуникативные:

слушаю и понимать других;

строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текста.




Предметные УУД: Научаться переводить старинные русские меры длины в современные; научаться измерять длины предметов, пользуясь старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, пядь).

Заключительная часть.


Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели.

Закрепить полученные на уроке умения.

Оценить достижения класса

Словесный: беседа, объяснение

Фронтальная

Итак, о чем мы сегодня говорили? 

Что нового вы узнали для себя?

В каких случаях мы можем пользовать старинными мерами длины?

Если на уроке все получилось, работали активно, то покажите аршин, если не все получилось, но вы старались работать, то покажите локоть, если ничего не получилось, на уроке не работали, то покажите перст. Итак, поднимаем, веревочки. Обоснуй свой выбор, почему зеленый, желтый и красный?

Можете верить или не верить,

Но всё на свете можно измерить.

А я открою вам секрет:

Простой линейкой – без ошибки –

Измерьте ширину своей улыбки!

Спасибо за урок, вы большие молодцы!!! Встали все, урок окончен. Идите на перемену.



О старинных мерах длины.

Вершин, аршин, перст, сажен.

Когда под рукой нету линейки.




Поднимают веревочки.

Коммуникативные:

слушают и понимать других;

строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивают свою деятельность.