СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика в годы Великой Отечественной войны (региональный компонент: Тюмень в годы войны)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок приурочен к 80-летию Победы. Урок успешно объединяет математику и историю, что делает его более интересным и мотивирующим для учащихся. Это соответствует современным подходам к обучению — через проектную и исследовательскую деятельность. В урок включен региональный компонент (Тюмень - город трудовой доблести)

Просмотр содержимого документа
«Математика в годы Великой Отечественной войны (региональный компонент: Тюмень в годы войны)»


Конспект урока математики

Класс: 4

Предмет: Математика

Тема урока: Математика в годы Великой Отечественной войны (региональный компонент: Тюмень в годы войны)

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Продолжительность урока: 40 мин


Количество учащихся: 35 человек. Учащиеся рассажены по группам (8 групп по 4 человека и 1 группа 3 человека). В каждой группе учащиеся разного уровня, рассажены по принципу сингапурской технологии (партнер по плечу, партнер по лицу. При рассадке детей с разным качеством знаний стоит учесть, что по диагонали лучше посадить слабого ученика с сильным, а партнёрами по плечу сделать средних учеников. Тогда взаимодействие будет максимально полезным для всех партнёров).

Дополнительные рекомендации:

Для детей с ОВЗ:

  • Карточки с опорными схемами, алгоритмами решения задач.

  • Возможность выбора задачи меньшей сложности.

  • Индивидуальная помощь учителя во время групповой работы.

Использование ИКТ:

  • Презентация с фотографиями памятников Тюмени.

  • Видео о работе тыла (ссылки внесены в конспект урока: https://yandex.ru/video/preview/9628347202223507188

https://yandex.ru/video/preview/15445522250436662742).

  • К раткая информация для учеников о Тюмени – городе трудовой доблести по QR-коду:




  • Дополнительная информация о Тюмени тыловой (Приложение 6).


Цели урока

  • Формирование умения решать текстовые задачи арифметическим способом.

  • Развитие познавательного интереса через интеграцию математики и истории.

  • Воспитание уважения к подвигу советского народа, гордости за свою малую родину — город Тюмень.


Планируемые результаты урока

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

Решать текстовые задачи в четыре действия;

Применять знания арифметических действий при решении практических задач исторического содержания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют учебную задачу урока; оценивают свою работу на уроке и товарищей по установленным критериям.

Коммуникативные УУД: работают в группе, взаимодействуют друг с другом, учатся уважительно относиться к мнению одноклассников.

Познавательные УУД: анализируют условия задач, выделяют ключевые данные, устанавливают связь между числами и действиями; преобразуют информацию из текста задачи в схематический рисунок или таблицу.

Личностные результаты: Воспитание патриотизма, уважения к истории своей Родины и родного края; Осознание важности вклада жителей Тюменской области в Победу над фашизмом.


Ход урока:

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок будет необычным. Он посвящён одному важному событию, которое мы будем отмечать совсем скоро. Какому?
(Ответы детей: Дню Победы.)

— Да, 9 мая — это день, когда наша страна победила фашистскую Германию. Но сегодня мы узнаем, как помогала нашей армии не только столица, но и наш родной город — Тюмень.


Целеполагание:

— Чему будем учиться? (Решать задачи, выполнять вычисления, узнавать новое об истории.)
— Что хотим узнать? (Какой вклад в Победу внесли тюменцы в годы Великой Отечественной войны.)

Показ видеофрагмента (https://yandex.ru/video/preview/9628347202223507188)


II. Актуализация знаний

Устный счёт (фронтальная работа):

– Как вы думаете, почему математика была важна во время войны? (Расчёты для оружия, снабжения, карт.)

- Важно было владеть математическими знаниями в то время?

- Проверим наши математические навыки.

- Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (расшифровать фразу)

В ходе работы откроются секторы. Сразу остаются открытыми только первая буква Т и последняя буква И. Остальные буквы закрыты.


У каждого ученика в руках карточка. Они решают примеры устно, не обязательно по порядку (кто какой пример решит, называет сектор и ответ. Если ответ правильный, сектор открывается. Например: D3 - 126. Ответ верный, сектор на доске открывается, под ним буква из фразы. А2 – 165. Ответ неверный, сектор не открывается и т.д.)

(Ответы см. Приложение 1)


А 1

22.06.1941

В 1

96 : 24

С 1

2 · 18

D 1

360 мин = … ч

E 1

7200 : 9

А 2

25 · 7

В 2

48 км = …м

С 2

vскорость. = …

D 2

09.05.1945

E 2

68 : 17

А 3

39 : 13

В 3

1418 дней

С 3

4 сут = …ч

D 3

42 · 3

E 3

208 : 208

А 4

32 т = …кг

В 4

Pпр. =

С 4

92 : 23

D 4

144 : 2

E 4

27.01.1944

А 5

tвремя = …

В 5

34 · 4

С 5

27000000

D 5

Sрасстояние = …

E 5

52 · 4


Под секторами появляется фраза: «Тюмень – город трудовой доблести» (см. Приложение 5)


- Как вы понимаете это выражение? (выслушиваются ответы). После ответов один из учеников читает вслух информацию (Приложение 2)

- В память о подвиге

  • В Тюмени установлены мемориалы в честь трудового подвига, например, «Памятник труженикам тыла».

  • В 2023 году открыт «Мультимедийный музейный комплекс "Город трудовой доблести"» (демонстрация через проектор фотографии см. Приложение 3)

Таким образом, Тюмень удостоена этого звания за огромный вклад в Победу через самоотверженный труд в тылу. 

Показ видеоролика о вкладе тюменцев в годы Великой Отечественной войны (https://yandex.ru/video/preview/15445522250436662742)

III. Сообщение темы и цели урока

  • Как вы думаете, почему именно Тюмень выбрали для эвакуации?

  • Какую работу мы будем проводить сегодня на уроке? (Сегодня мы будем решать задачи, основанные на реальных фактах из истории Тюмени в годы войны. Мы узнаем, как наш город помогал фронту, сколько людей ушло на защиту Родины, сколько было собрано продуктов, одежды, техники).

IV. Работа по теме урока


Групповая работа. 8 групп по 4 человека и 1 группа 3 человека


Решение задач. (решение задач см. Приложение 4)

Задачи по уровням:

Уровень

Группы

Особенности задач

Базовый

Группы 1, 2, 3

2–3 действия, простые формулировки

Средний

Группы 4, 5, 6

3–4 действия,

Повышенный

Группы 7, 8, 9

4–5 действий, комбинированные задачи


Группа 1


В военный период на авиационный завод в Тюмени поступило 3200 деталей для ремонта поврежденных самолетов. Первые два цеха отремонтировали 1200 деталей, третий цех восстановил втрое меньше деталей, чем первый и второй вместе, а четвертый обработал оставшуюся часть. Сколько деталей отремонтировал четвёртый цех?




Группа 2



Во время войны дети в школах Тюмени собирали письма для отправки на фронт. Первоклассники собрали 1450 писем, второклассники — на 250 писем больше, третьеклассники — в два раза больше, чем первоклашки и второклассники вместе, а четвероклассники сделали на 300 писем меньше, чем третьеклассники. Сколько писем отправили ученики четвёртого класса?



Группа 3



Женщины и подростки Тюмени работали на производстве обуви для армии. За месяц фабрика выпустила 5700 пар сапог. Мастер Петров изготовил 1000 пар, мастер Иванов — в два раза больше, чем Петров, а мастер Сидоров сделал на 400 пар меньше, чем Иванов. Остальной объем выполнили двое рабочих поровну. Сколько пар обуви произвел каждый из оставшихся рабочих?




Группа 4



Тюменские женщины в годы войны производили ткани для пошива военной формы. Всего они соткали 6800 метров ткани. Первый цех выпустил 1500 м ткани, второй — на 400 метров больше, третий — ровно в два раза больше, чем первый, а остальную ткань выпустили рабочие четвёртого цеха. Сколько метров ткани произвели работники четвёртого цеха?



Группа 5



В декабре 1941 года в Тюмень прибыло 2 эшелона с оборудованием. Первый привез 48 станков, второй - в 3 раза больше. 1/4 всех станков требовала ремонта. Сколько станков было готово к работе сразу?








Г руппа 6



Авиазавод в январе отремонтировал 25 самолетов, в феврале - на 8 больше, в марте - в 2 раза меньше, чем за январь-февраль вместе. В апреле отремонтировали столько же, сколько за первый квартал. Сколько всего самолетов вернули в строй?



Группа 7



В Тюмени за первую неделю войны собрали 1240 шапок, за вторую — в два раза больше, чем за первую, за третью — на 460 меньше, чем за вторую, а за четвёртую — столько же, сколько за первую и третью вместе. Сколько всего шапок собрали за 4 недели?










Группа 8



В Тюмень эвакуировали 18 000 человек. Из них — 5600 детей, 7200 женщин, остальные — мужчины. Сколько мужчин было эвакуировано? Затем из мужчин 1200 пошли работать на заводы, а 800 — в госпитали. Сколько мужчин осталось?




Группа 9



В 1943 году тюменские колхозы сдали государству 1200 т картофеля, зерна - на 800 т больше, овощей - в 3 раза меньше, чем зерна. Сколько всего тонн продуктов сдали?








Защита решения задач с пояснением.


V. Физкультминутка:

Под музыку «День Победы» ученики расходятся по классу. Как только музыка заканчивается, нужно найти пару из любой группы (не из своей). По сигналу учителя перечисляют по очереди города-герои

Ленинград, Сталинград, Москва, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск, Киев, Одесса, Минск, Брест.

Начинают те, у кого волосы светлее.


VI. Рефлексия:

Подведём итоги урока:

  • Что нового вы узнали?

  • Что было сложно на уроке?

  • Продолжите фразу: «Раньше я думал…, теперь я знаю…»

  • Оцените свою работу на уроке по шкале самооценки.


VII. Домашнее задание:

Прочитать статью о труде тюменцев в годы войны и придумать составную задачу.










Приложение 1 (карточка для учеников)


А 1

22.06.1941

В 1

96 : 24

С 1

2 · 18

D 1

360 мин = … ч

E 1

7200 : 9

А 2

25 · 7

В 2

48 км = …м

С 2

vскорость. = …

D 2

09.05.1945

E 2

68 : 17

А 3

39 : 13

В 3

1418 дней

С 3

4 сут = …ч

D 3

42 · 3

E 3

208 : 208

А 4

32 т = …кг

В 4

Pпр. =

С 4

92 : 23

D 4

144 : 2

E 4

27.01.1944

А 5

tвремя = …

В 5

34 · 4

С 5

27000000

D 5

Sрасстояние = …

E 5

52 · 4


Карточка для учителя с ответами


А 1

Начало ВОв

В 1

4

С 1

36

D 1

6 ч

E 1

800

А 2

175

В 2

48000м

С 2

S : t

D 2

Окончание ВОв

E 2

4

А 3

3

В 3

Период ВОв

С 3

96 ч

D 3

126

E 3

1

А 4

32000 кг

В 4

Pпр. =

С 4

4

D 4

72

E 4

День снятия блокады Ленинграда

А 5

S : v

В 5

34 · 4

С 5

Количество погибших

D 5

v · t

E 5

128


































Приложение 2



Справка.



Тюмень — первый город в России, который официально получил звание «Город трудовой доблести» (присвоено 2 июля 2020 года указом Президента РФ).

Что означает это звание?

Звание «Город трудовой доблести» присваивается городам, жители которых внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, работая на предприятиях в тылу.

Почему Тюмень?

Во время войны Тюмень стала важнейшим тыловым центром:

  • Сюда эвакуировали 22 завода из западных регионов СССР, включая Московский машиностроительный завод № 241 (ныне «Тюменские моторостроители»).

  • Город производил танки, минометы, мотоциклы, снаряды, электрооборудование и другую военную продукцию.

  • Тюменские госпитали принимали тысячи раненых бойцов.

  • Жители города работали по 12–16 часов в сутки, обеспечивая фронт всем необходимым.




































Приложение 3





























Приложение 4

Приложение 4


Группа 1.В военный период на авиационный завод в Тюмени поступило 3200 деталей для ремонта поврежденных самолетов. Первые два цеха отремонтировали 1200 деталей, третий цех восстановил втрое меньше деталей, чем первый и второй вместе, а четвертый обработал оставшуюся часть. Сколько деталей отремонтировал четвёртый цех?

Решение:

  1. Определим, сколько деталей отремонтировал третий цех:1200:3=400

  2. Сложим детали, обработанные первым, вторым и третьим цехами:1200+400=1600

  3. Вычтем полученные детали из общего количества поступивших:3200−1600=1600

Ответ: Четвёртый цех отремонтировал 1600 деталей.


Группа 2. Во время войны дети в школах Тюмени собирали письма для отправки на фронт. Первоклассники собрали 1450 писем, второклассники — на 250 писем больше, третьеклассники — в два раза больше, чем первоклашки и второклассники вместе, а четвероклассники сделали на 300 писем меньше, чем третьеклассники. Сколько писем отправили ученики четвёртого класса?

Решение:

  1. Посчитаем письма второклассников:1450+250=1700.

  2. Найдём общую сумму писем первого и второго классов:1450+1700=3150

  3. Узнаем количество писем третьего класса:3150×2=6300

  4. Теперь найдем количество писем четвертого класса:6300−300=6000

Ответ: Четвероклассники отправили 6000 писем.


Группа 3. Женщины и подростки Тюмени работали на производстве обуви для армии. За месяц фабрика выпустила 5700 пар сапог. Мастер Петров изготовил 1000 пар, мастер Иванов — в два раза больше, чем Петров, а мастер Сидоров сделал на 400 пар меньше, чем Иванов. Остальной объем выполнили двое рабочих поровну. Сколько пар обуви произвел каждый из оставшихся рабочих?

Решение:

  1. Мастер Иванов сделал в 2 раза больше, чем Петров:
    2×1000=2000 пар.

  2. Мастер Сидоров изготовил на 400 пар меньше, чем Иванов:
    2000−400=1600 пар.

  3. Общий объем, выполненный Петровым, Ивановым и Сидоровым:
    1000+2000+1600=4600 пар.

  4. Остаток, который выполнили двое рабочих поровну:
    5700−4600=1100 пар.

  5. Каждый из оставшихся рабочих произвел:
    1100÷2=550 пар.

Ответ: каждый из двух оставшихся рабочих изготовил 550 пар сапог.


Группа 4. Тюменские женщины в годы войны производили ткани для пошива военной формы. Всего они соткали 6800 метров ткани. Первый цех выпустил 1500 м ткани, второй — на 400 метров больше, третий — ровно в два раза больше, чем первый, а остальную ткань выпустили рабочие четвёртого цеха. Сколько метров ткани произвели работники четвёртого цеха?

Решение:

  1. Выпуск второго цеха:1500+400=1900 метров.

  2. Продукция третьего цеха:1500×2=3000 метров.

  3. Объем производства трех цехов:1500+1900+3000=6400 метров.

  4. Остаточная ткань для четвёртого цеха:6800−6400=400 метров.

Ответ: Четвёртый цех произвел 400 метров ткани.


Группа 5. В декабре 1941 года в Тюмень прибыло 2 эшелона с оборудованием. Первый привез 48 станков, второй - в 3 раза больше. 1/4 всех станков требовала ремонта. Сколько станков было готово к работе сразу?

Решение:

  1. 48 × 3 = 144 (ст.) – привёз третий эшелон.

  2. 48 + 144 = 192 (ст.) – привезли первый и второй эшелоны вместе.

  3. 192 : 4 = 48 (ст.) – требовали ремонта.

  4. 192 - 48 = 144 (ст.) – были готовы к работе сразу.

Ответ: 144 станка.


Группа 6. Авиазавод в январе отремонтировал 25 самолетов, в феврале - на 8 больше, в марте - в 2 раза меньше, чем за январь-февраль вместе. В апреле отремонтировали столько же, сколько за первый квартал. Сколько всего самолетов вернули в строй?

Решение:

  1. 25 + 8 = 33 (с.) – в феврале.

  2. 25 + 33 = 58 (с.) – в январе и феврале.

  3. 58 : 2 = 29 (с.) – в марте.

  4. 25 + 33 + 29 = 87 (с.) – в первом квартале.

  5. 87 + 87 = 174 (с.) – всего вернули в строй.

Ответ: 174 самолётов


Группа 7. В Тюмени за первую неделю войны собрали 1240 шапок, за вторую — в два раза больше, чем за первую, за третью — на 460 меньше, чем за вторую, а за четвёртую — столько же, сколько за первую и третью вместе. Сколько всего шапок собрали за 4 недели?

Решение:

  1. Вторая неделя:

В два раза больше, чем за первую:

1240×2=2480 шапок

  1. Третья неделя:

На 460 шапок меньше, чем за вторую:

2480−460=2020 шапок

  1. Четвёртая неделя:

Столько же, сколько за первую и третью вместе:

1240+2020=3260 шапок

  1. Общее количество шапок за 4 недели:

1240+2480+2020+3260=9000 шапок

Ответ: 9000 шапок


Группа 8. В Тюмень эвакуировали 18 000 человек. Из них — 5600 детей, 7200 женщин, остальные — мужчины. Сколько мужчин было эвакуировано? Затем из мужчин 1200 пошли работать на заводы, а 800 — в госпитали. Сколько мужчин осталось?

Решение:

  1. 5600 + 7200 = 12800 (ч.) – дети и женщины.

  2. 18000 – 12800 = 5200 (ч.) – мужчины.

  3. 1200 + 800 = 2000 (м.) – занятые.

  4. 5200 – 2000 = 3200 (м.) – осталось.

Ответ: 3200 мужчин.


Группа 9. В 1943 году тюменские колхозы сдали государству 1200 т картофеля, зерна - на 810 т больше, овощей - в 3 раза меньше, чем картофеля и зерна. Сколько всего тонн продуктов сдали?

Решение:

  1. 1200 + 810 = 2010 (т) – зерна.

  2. 1200 + 2010 = 3210 (т) – картофеля и зерна.

  3. 3210 : 3 = 1070 (т) – овощей.

  4. 1200 + 2010 + 1070 = 4280 (т) – продуктов всего.

Ответ: 4280 т





















































Приложение 5


Т

Ю

М

Е

Н

Ь

Г

О

Р

О

Д

Т



Р

У

Д

О

В

О

Й

Д

О

Б

Л

Е



С

Т

И





















А1

А2

А3

А4

А5

B1

B2

B3

B4

B5

C1

C2

C2

C3

C4

C5

D1

D2

D3

D4

D5

E1

E2

E3

E4

E5

























Приложение 6















Приложение 7