Материалы к Всероссийской проверочной работе вариант 6
1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В л..су наступа..т ч..дес..ный пр..дутренний час.(4) Невидимый л..сной дирижёр поднял в..лшебн.. палоч..ку и н..чинает..ся прекрас..ная симфония утра. П..дчиняясь палоч..ке л..сного дирижёра, одна (за)другой гаснут над лесом н..ч..ные(3) звёзды. Нар..стая и зам..рая в в..рхушках д..рев..ев, проносит..ся предра..светный ветер. В музык.. утра слыш..т..ся звонкое пение пр..снувшихся птичек. Из тысячи л..сных звуков чу(д/т)кое ухо уже лов..т необыч..н.. песню глух..ря. В т..ржественн.. час по..вления со..нца звуки л..сной музык.. особенно нар..стают(2). В с..ребряные трубы трубят журавли на бе..численных свирелях радос..но(1) зал..вают..ся неутомимые дрозды. С л..сных п..лян п..днимают..ся в небо и звонко поют г..л..систые жаворонки.
2.Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) – фонетический разбор; (2) – морфемный разбор; (3) – морфологический разбор; (4) – синтаксический разбор предложения.
3.Поставьте знак ударения в следующих словах. Звонить, портфель, столяр, облегчить.
4.Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении. У ворот нас встретил хозяин с фонарём в руках.
5.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Максима соперники действовали быстро и решительно
2) С каким счётом ваша команда одержала победу Максим
3) Максим сказал что в ходе матча он отразил пять шайб соперника
4) Максим сегодня будет защищать ворота объявил тренер хоккейной команды
6.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) В воскресенье вы пойдёте в музей изобразительных искусств.
2) Уважаемые посетители пройдите в зал испанской живописи!
3) Возьмите разрешение на съёмку в дирекции музея.
4) Мы осмотрели зал древних цивилизаций и зал античных скульптур.
7.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Тропинка петляет среди деревьев и поднимается на пригорки.
2) Восходит месяц и красным столбом отражается на другой стороне пруда.
3) Ночь уже ложится на горы и туман бродит по ущельям.
4) Густые тучи скрывают небо и почти нависают над нашими головами.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
Текст 2
(1)Погода испортилась на глазах: полчаса назад в рваные прорехи туч ещё заглядывало солнце, а тут вдруг закружились густые лохматые хлопья – будто там, наверху, распотрошили пуховую перину. (2)В машине потемнело, и пожилой шофёр Николай всматривался в залепленное снегом боковое стекло, через которое смутно угадывались телеграфные столбы. (3)Шофёр вёл машину наугад, рискуя угодить в канаву или сбиться с дороги, но вдруг резко переключил скорость, через какую-то минуту притормозил, а потом снова погнал. (4)«В чём дело, Коля? Куда торопишься?» – удивился путник. (5)«За шпачками гонюсь, – задорно ответил шофёр. – Вон, вон, видишь?» (6)В мутной круговерти неба быстро перемещались чёрные комочки. (7)Птицы взлетали из-под самого радиатора. (8)Тут-то Николай и нажимал на газ, боясь потерять в снежных вихрях своих поводырей. (9)Но птицы делали небольшие перелёты, указывая дорогу, и машина снова настигала их. (10)В сибирских степях можно приметить небольших, со скворца, и почти чёрных птиц, держащихся, как правило, на обочинах и дорогах. (11)Этих птиц называют по-разному: шпаки, чёрные жаворонки; но, пожалуй, самое точное название – подорожники. (12)Кочуют они по широким просёлочным дорогам, отыскивая рассеянные зёрна. (13)Эту особенность подорожников нередко используют ездоки, сбившиеся в буран с дороги. (14)Так птицы помогают путникам найти дорогу к селу. (По Ю.В.Чернову)
8.Определите и запишите основную мысль текста.
9.Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, почему птиц назвали подорожниками?
10.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6−9 текста.
11.В предложениях 3–5 найдите слово со значением «неглубокий и неширокий ров».
12.В предложениях 1–3 найдите антоним к слову «редкие» и выпишите его.