СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к учебному занятию № 1 по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", тема "Три мира в романе "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит: 1) технологическую карту учебного занятия; 2) приложение с характеристикой романа; 3) приложение с итоговой схемой. На занятии можно использовать в качестве наглядности отрывки из сериала "Мастер и Маргарита" реж. В. Бортко, также аудиозапись И.Корнелюка.

Просмотр содержимого документа
«Материал к учебному занятию № 1 по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", тема "Три мира в романе "Мастер и Маргарита"»

Технологическая карта учебного занятия

Тема: Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

Тип учебного занятия: комбинированный

Кол-во часов: 1 час

Цель: познакомить учащихся со своеобразием композиции романа и философскими прозрениями Булгакова.

Задачи:

Образовательные:

- показать взаимосвязь нравственных критериев (доброты, истины, справедливости, милосердия, гуманности) и власти, силы;

- раскрыть политико-социальные и нравственные аспекты жизни людей во взаимосвязи с героями романа;

- подвести к осмыслению главного конфликта романа: личность и власть;

Развивающие:

- способствовать развитию логического, творческого мышления, умения анализировать прочитанное.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию презрительного отношения к обывательщине и восприятию творческого начала.

Структурная схема учебного занятия

Дидактическая структура

Задачи

Методическая структура

Время

Методическое обеспечение

  1. Организационный этап


Проверка присутствующих, их готовности.

1 мин.


  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание ориентировочной основы деятельности

  1. Сообщение темы.

  2. Определение цели.

2 мин.

Эпиграф: «Все люди добрые». М.Булгаков

  1. Изложение нового материала

Выработка умений самостоятельно анализировать информацию, вычленять главное.

  1. Вступительное слово преподавателя.

  2. Беседа по роману «Мастер и Маргарита, гл.1-6, 8, 16»:


  1. Беседа по гл.1:

-М.А.Берлиоз, характеристика героя.

-И.Бездомный – характеристика героя.

-о чем беседовали герои?

-образ незнакомца, как он появляется в романе, прочитать его описание.

-что настораживало Бездомного в незнакомце?

- о чем спорили Берлиоз и иностранец?

-что предсказывает иностранец Берлиозу?

  1. Беседа по гл. 2

- под музыку зачитывается описание Понтия Пилата.

- какие чувства вызвала музыка?

- как она связана с образом Понтия Пилата?

- на что мы обращаем внимание в описании Понтия Пилата?

- на какие детали в описании Иешуа автор делает акцент?

-почему Иешуа называет прокуратора добрым человеком? Вы слышали когда-нибудь такое обращение в нашей обыденной жизни? Кто обычно так говорит? Почему?

- Боится ли арестант Понтия Пилата?

- Почему Иешуа отвергает тайные предложения Понтия Пилата о том, как ему надо отвечать на вопросы?

-просмотр фрагмента из фильма, где Иешуа говорит об истине.



- Какой приговор получил Иешуа? Почему?

- Как Понтий Пилат пытается спасти Иешуа?

- Почему Понтию Пилату было трудно произносить приговор?

  1. Беседа по гл.3:

-Что поразило Бездомного в рассказе иностранца о Понтии Пилате?

-в чем заключается спор между профессором и иностранцем?

- какой вывод делает Берлиоз, исходя из слов иностранца?

- куда хотел позвонить Берлиоз и к чему это привело?

-просмотр фрагмента из фильма о смерти Берлиоза.



- каким образом имя Аннушка связано с этой главой?

Вывод: Берлиоз наказан за отрицание существования Бога.

  1. Беседа по гл. 4

- почему в мыслях Бездомного крутится имя Аннушка?

-какой вывод он делает?

- что удивляет Ивана в поведении иностранца?

- какой герой появляется рядом с иностранцем и регентом?

- назовите комические моменты в главе (зачитываются)

- удается ли Ивану поймать преступника-иностранца?

  1. Беседа по гл. 5:

- описать здание Грибоедова.


- о чем разговаривают писатели, ожидающие Берлиоза, что их волнует?

- как общество восприняло известие о смерти Берлиоза?

- в каком виде приходит Иван в Грибоедово?

- что он пытается сделать?

- куда отправили Ивана за его поступки?

  1. Беседа по гл. 6:

- прочитать описание Ивана по словам Рюхина.

- как ведет себя Иван?

- рассказать о разговоре между Иваном и врачом.

- куда хотел идти Иван и с какой целью?

- просмотр фрагмента из фильма.




- почему Бездомному никто не верит?

- с чем связан диагноз Ивана.

Вывод: Бездомный наказан за незнание истины.

  1. Беседа по гл. 8:

-какие пути были открыты перед Бездомным?

- о чем разговаривают поэт Бездомный и профессор Стравинский?

- какой совет дает профессор поэту?

- соглашается ли с ним поэт? Почему?

8) Беседа по гл. 16:

- описание погоды.

- как себя ведет Левий Матвей?

- какую ошибку совершил Левий Матвей накануне?

-какой план придумал Левий Матвей, чтобы спасти Иешуа?

- за что проклинал Левий Матвей Бога? Чего он требовал от Бога? Как можно оценить его поступок?

- услышал ли Левия Матвея Всевышний?

- почему Булгаков не прописывает вид казни?

- какой библейский мотив прослеживается в казни и образе Иешуа?

- как произошла смерть арестованных?

- как поступил Левий Матвей после смерти Иешуа?

5 мин.




4 мин.















6 мин.

1 мин.




















1 мин.










5 мин.










1 мин.








5 мин.












4 мин.













4 мин.

















3 мин.










5 мин.






Приложение 1.

Книга М.Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», Минск, 1988

с.272 «Второй – плечистый…»

с.272 «Первый из них…»


с.275 «Ни на какую ногу…»









с.284 «В белом плаще...»,аудиозапись композитора И. Корнелюка «Гефсиманский сад»

с 2:45.














Фрагмент из фильма «Мастер и Маргарита», реж. В.Бортко, 1 серия, с 25 минуты до 26-й

с.294 « Игемон разобрал дело…»













с. 311 «План Берлиоза…»

Фрагмент из фильма «Мастер и Маргарита», реж. В.Бортко, 1 серия, с 42:54 до 43:54.











с. 316 «Иван ахнул…»


с.315 « - Эй, гражданин…», с. 316 «Поведение кота…»,



с.320 «Старинный двухэтажный дом…»






с.329 «Он был бос…»






с.333 «Увидев вошедшего…»






Фрагмент из фильма «Мастер и Маргарита», реж. В.Бортко, 2 серия, с 27:50 до 30:00









с. 353 «Перед ним было…»








с. 444 « - О, я глупец…»


с. 445 «Одного мгновения …»

с.447 « - Проклинаю тебя…»


с.447 «Тут что-то дунуло в лицо…»








с. 451 « Дорвавшись до столбов».

  1. Подведение итогов и рефлексия

Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала.

Составление схемы: « Три мира в романе

« Мастер и Маргарита»»

Рефлексия.

2 мин.


2 мин.

Приложение 2.


Картотека рефлексий

  1. Сообщение домашнего задания

Обеспечить закрепление полученных знаний.

Гл. 7, 9-12, 14, 17, 18 оформить таблицу «Наказания Воланда»

2 мин.

Приложение 3.



Приложение 1.

Михаил Афанасьевич Булгаков в своем гениальном творческом воображении создал два не похожих друг на друга мира.

Вопрос: Что это за миры?

Это мир ершалаимский времен рождения, мессианского проповедничества и распятия Иисуса Христа и мир московский 30-х годов 20 века.

Роман имеет несколько редакций. Однако на этот счет нет единого мнения: одни выделяют 3 редакции, другие – восемь, третьи – шесть.

Первоначально «роман о дьяволе» мыслится как продолжение тиритиха («Дьяволида», «Роковые яйца», «Собачье сердце»), в котором не было Мастера и Маргариты. Первая редакция была уничтожена Булгаковым в марте 1930 года. Во 2-й уже присутствуют Мастер и Маргарита. Работа на 3-й редакцией была начата в 1932 году и продолжалась до конца жизни.

Название романа изменялось : «Гастроль Сатаны», «Сын гибели», «Жонглер с копытом», «Копыто инженера», «Путешествие», «Копыто консультанта», «Черный маг», «Князь тьмы».

Главные проблемы романа – художник и время, художник и власть, общество и личность, которые решаются через призму вечных ценностей: добра и зла, вины и наказания, милосердия и суда совести, любви и свободы творчества.

Главная проблема – общество и личность – отражает отношение общества к творческой личности.

Булгаков определили роман как «фантастический». Большинство исследователей считает, что в основу положены 3 известных источника: Евангелие, «Фауст», «Хромой лес» Лесажа.

Композиция: « роман в романе», «роман о романе».

«Роман в романе» состоит из 3-х частей:

1) Рассказ Воланда.

2) Сон Бездомного.

3) Роман Мастера.

Структура: 1) мифологический пласт (библейские главы), 2) фантастический (похождения Воланда и его свиты), 3) сатирический (московские сцены)

Всего в романе 506 персонажей, 156 из них имеют собственные имена, 249 – безымянны, более 100 – «коллективные» персонажи.

В 1921-1924 годах писатель жил на Большой Садовой, в доме № 10, этот дом изобразил в романе под № 302-бис. При жизни писателя роман не был опубликован, с 1946 по 1966 год Елена Сергеевна предприняла шесть попыток пробиться через цензуру, и лишь в конце 1966 года в журнале «Москва» была начата его публикация, при этом было изъято двенадцать процентов текста. Но Булгаков был убежден, что для писателя созданное – сознано, даже если оно не сохранилось…





Приложение 2.

Три мира в романе « Мастер и Маргарита»»




Ершалаимский

Московский

Понтий Пилат, Иешуа – в центре внимания история бродячего философа

В центре внимания – человеческие пороки



Потусторонний мир