СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал методического семинара по теме: «Формирование УМК дисциплин общеобразовательного цикла».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал методического семинара по теме: «Формирование УМК дисциплин общеобразовательного цикла».»

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Техникум железнодорожного транспорта им. Б.Ф Сафонова»













Методический семинар по теме:

«Формирование УМК дисциплин общеобразовательного цикла».















Подготовил:

Заведующий кафедры по ООД Ю.Ю. Круглякова



Тула 2019 г.

Цель: сформировать у преподавателей общеобразовательного цикла ГПОУ ТО «ТЖТ им. Б.Ф. Сафонова» целостное представление о понятии, содержании и требованиях оформления учебно – методического комплекса по общеобразовательным дисциплинам.


Учебно-методический комплекс (УМК)  дисциплины - стандартное название для совокупности учебно - методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых для каждой дисциплины.


УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему.


Цель создания УМК - обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.



1. Общие требования к учебно-методическому комплексу.


  1. УМК должен объединять учебные и методические документы, а также иные документы, необходимые для обучения по дисциплине.

  2. УМК по каждой дисциплине оформляется в виде отдельного комплекта документов. В комплект УМК включаются как документы, разработанные для использования непосредственно в данном УМК, так и иные, в том числе уже имеющиеся документы и информационные источники, разработанные для использования в других УМК.

  3. Для одной дисциплины, включенной в разные образовательные программы, создается один УМК. Исключение может составлять только УМК по дисциплине и профессиональному модулю, являющимися профильными для отдельных специальностей.

  4. Для всех форм обучения создается один УМК, учитывающий различия в объемах всех видов учебной работы при едином содержании дисциплины и одинаковом общем объеме учебной работы.

  5. УМК должен содержать максимально фиксированную и конкретизированную учебную и методическую информацию, предназначенную для обучения.

  6. УМК является документом, устанавливающим форму и содержание всех видов контроля знаний обучающихся, за исключением независимых проверок знаний, проводимых в установленном порядке, включая проверки остаточных знаний в ходе подготовки и проведения процедур лицензирования и аккредитации.

  7. УМК должен обеспечивать обучающемуся полную и исчерпывающую информацию, как по содержанию дисциплины, так и по организации его обучения, включая информацию по всем видам учебной работы, формам и содержанию всех видов контроля.

  8. УМК должен иметь возможность использования его посредством информационно-образовательной среды техникума.


2. Порядок разработки учебно-методического комплекса и его применения в учебном процессе.


УМК разрабатывается преподавателем по каждой дисциплине, в целях организации образовательного процесса в соответствии:

  • с требованиями основной профессиональной образовательной программы и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО).

  • с учебным планом подготовки обучающихся по профессии и специальности.

Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки по его использованию на практике.

Разработка УМК и его составных компонентов включается в индивидуальный план работы преподавателя.

Обновление УМК производится по решению кафедры, в которой разрабатывался УМК.


3. Структура УМК.


Структура УМКД определяется его составом, в который входят следующие материалы:


учебно-программные:

  • рабочая программа учебной дисциплины;

  • поурочные планы  учебных занятий,

  • технологические карты занятий;


учебно-теоретические:

  • учебники;

  • учебные пособия;

  • конспекты лекций;


контролирующие материалы по дисциплине (КИМы, КОЗы):

  • вопросы для текущего контроля;

  • вопросы к контрольным работам;

  • зачетные задания;

  • тесты;

  • задания для самостоятельной работы;

  • вопросы к дифференцированному зачету;

  • контрольно – измерительные материалы для промежуточной аттестации;


учебно-практические:

  • сборник ситуационных заданий и упражнений сборник задач;

  • сборник контрольных или тестовых заданий;

  • сборник иностранных текстов;

  • сборник планов семинарских заданий;

  • сборники практических работ и лабораторных практикумов;

  • хрестоматии;


учебно-методические:

  • методические  рекомендации:

  • по  планированию  занятий;

  • по  реализации  воспитательного  потенциала  предмета;

  • по  использованию  технических  средств  обучения;

  • по самостоятельной работе студентов, по выполнению контрольных работ, по написанию лабораторных и практических работ, рефератов, исследовательских работ;

  • по изучению дисциплины;


  • методические разработки:

  • тем по самообразованию;

  • лекций, семинаров, практических  занятий;

  • открытых уроков, творческих уроков конференций;

  • технологических  карт  и  различных  форм  и  методов  контроля: тестов, ситуационных  задач, графологических  структур  и т.д. методических рекомендаций;

  • учебных и учебно-методических пособий по учебной дисциплине;

  • информационные материалы по участию в конференциях, выставках материалы по внеаудиторной работе.


  • учебно-справочные (глоссарий – словарь терминов и персоналий; технические словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники);

  • учебно-наглядные (альбомы, атласы, комплекты плакатов, фильмы, слайды);

  • учебно-библиографические (учебно-библиографический справочник).





4. Требования к оформлению материалов УМКД.


Материалы УМК должны отвечать определенным техническим требованиям:

  • текст набирается в формате MS Word;

  • материалы формируются в отдельных файлах;

  • стандартная страница текста – страница формата А4, имеющая параметры (извлечения из ГОСТ 7.32-2001):

  • левое поле – не менее 3 см;

  • правое поле – не менее 1 см;

  • верхнее поле – не менее 1,5 см;

  • нижнее – не менее 2см;

  • шрифт Times New Roman;

  • кегль – 14;

  • режим «выравнивания по ширине»;

  • режим автоматической расстановки переносов – отключен.

  • особое внимание следует обратить на подготовку графического материала. Графические элементы делят текст на смысловые куски, повышают зрительский интерес, подчеркивают смысл и (что очень важно) придают документу особый вид. Все графические файлы должны быть внедрены в doc-файл, для этого используется пункты меню MS Word: «Вставить» → «Объект», или «Вставить» → «Рисунок» → «Из файла». Во всех случаях, в том числе и при использовании графических редакторов, необходимо принять меры по минимизации объема графического файла;

  • все формулы набираются в редакторе формул;

  • при создании материала не используется обтекание, то есть вставляются все элементы (таблицы, формулы, рисунки) как элементы текста;

  • при написании курса лекций необходимо помнить о следующих общих требованиях к учебному тексту, а именно:

  • употребление синтаксических конструкций, свойственных языку научных и технических документов; при этом следует избегать сложных грамматических оборотов (ГОСТ 7.9-95, п.1.7);

  • применение стандартизованной терминологии; при этом следует избегать непривычных терминов и символов или разъяснять их при первом упоминании в тексте (ГОСТ 7.9-95, п.1.8);

  • снабжение сложных смысловых мест и понятий примерами в форме интерпретации или иллюстрации (ГОСТ 7.9-95, п. 1.11);

  • проблемные ситуации, требующие профессионального решения, должны быть снабжены конкретными примерами, построенными на современном материале с необходимыми пояснениями;

  • аббревиатура по тексту должна быть представлена и в раскрытом виде; все аббревиатуры должны быть включены в перечень сокращений (рекомендуется применять сокращения и аббревиатуру в соответствии с ГОСТ 7.11-2004, ГОСТ 7.12-93 и принятой международной практикой);

  • «шапка» перед перечислениями должна быть построена так, чтобы элементы перечислений были, как правило, в именительном падеже (в пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений ГОСТ 7.32-2001, п.4.6.1);

  • при использовании цитат ссылки на литературу следует давать лишь в необходимых случаях: в тексте следует указать в квадратных скобках номер цитированной книги по списку источников и литературы с единой, сквозной нумерацией и, если необходимо, номер страницы (например, [7, с. 59]), но не раскрывать источник непосредственно в тексте (список литературы должен быть оформлен по ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.1-8.4.-2001);

  • все листы должны быть пронумерованы (кроме титульного листа): номер 1 присваивается титульному листу; номера листов ставятся в нижнем поле по центру; нумерация листов должна совпадать с нумерацией, указанной в оглавлении.


5. Организация контроля содержания и качества разработки учебно-методического комплекса.


Контроль содержания и качества разработки УМК осуществляется Зам. директора по МиУР, методист и Зав. кафедрой ООД.

При использовании УМК в учебном процессе Зам. директора по МиУР, методист и Зав. кафедрой ООД проводят контрольные посещения занятий с целью оценки педагогического мастерства преподавателя, соответствия излагаемого материала программе, уровня освоения учебного материала обучающимися. Результаты контрольных открытых занятий обсуждаются с преподавателем, проводившим занятие, и основные выводы доводятся до всех преподавателей ООД.




Глоссарий терминов, используемых при разработке УМК.


Аннотация — краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.

Брошюра — непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

Глоссарий – словарь терминов и персоналий. В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того, чтобы студент мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине.

Доклад – способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.

Журнальная статья — научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.

Календарно-тематический план изучения дисциплины – учебно-методический документ, составленный на основе рабочей программы дисциплины и графика учебного процесса, в котором зафиксированы распределение учебного материала по дидактическим единицам и времени, необходимого на их изучение, требуемые наглядные пособия и задания студентам на самостоятельную внеаудиторную работу.

Конспект лекций (авторский) - учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

Курс лекций (авторский) - учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины, отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Лабораторные работы как особая форма практических занятий – направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

Лекция как форма учебного занятия рассматривает теоретические вопросы излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме.

Материалы по системе тестирования. Тестовые задания по дисциплине могут быть выполнены в двух вариантах: компьютерное тестирование; подготовка тестов на бумажных носителях.

Методики и педагогические сценарии проведения занятий представляют собой организационно-методические указания для преподавателей, в которых отражаются научно-методические основы учебной дисциплины; излагаются рекомендации по использованию наиболее эффективных методов и средств обучения дисциплины, описываются особенности преподавания ее теоретической и практической частей, основные способы формирования навыков и компетенции студентов;

Методическая литература – это частные методики изучения дисциплин; методические пособия; методические рекомендации; методические разработки; методические указания и др.

Методические и (или) инструктивно методические указания чаще разрабатывают по лабораторно-практическим работам и практикам, проведение которых предполагает соблюдение определенных мер предосторожности.

Методические разработки подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложный для изучения тем учебных программ, сценарий проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения. Методические разработки посвящены методике преподавания отдельных разделов, тем, уроков, занятий практического обучения, воспитательных мероприятий, лабораторных работ, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения.

Методические рекомендации освещают актуальные общеметодические вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагают порядок, последовательность и технологию работы преподавателей по подготовке к учебным занятиям. Методические рекомендации посвящены отдельным аспектам совершенствования учебно-воспитательного процесса. Например, организации самостоятельной работы студентов, организации дипломного проектирования, применению новых методов обучения, использованию опорных конспектов, текстового контроля знаний студентов.

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться студентом самостоятельно. Содержание методических рекомендаций может включать: советы по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины; описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»; рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса; рекомендации по работе с литературой; советы по подготовке к экзамену (зачету); разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий и т.д.

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов предполагает разработку методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов по данной дисциплине. Обязательными разделами методических рекомендаций должны быть: план-график выполнения СРС по дисциплине; характеристика и описание заданий на СРС; примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по каждому заданию; рекомендуемая литература (основная и дополнительная); требования к представлению и оформлению результатов СРС; оценка выполнения СРС. Методические рекомендации по выполнению СРС, как и другие виды методических рекомендаций (для практических, лабораторных, курсовых работ и т.д.), должны обновляться не реже одного раза в пять лет. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что большое внимание следует уделить самостоятельной работе студентов.

Содержание методических рекомендаций, как правило, включает в себя советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины; описание последовательности действий студента или «сценарий изучения дисциплины»; рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса; рекомендации по работе с литературой; советы по подготовке к экзамену (зачёту); разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий.

Методическое пособие. Основой такого пособия являются сделанные на базе результатов исследования, теоретически обоснованные методические рекомендации для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

План учебного занятия (технологическая карта занятия) - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочих знаний, умений и навыков.

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Практические занятия по отдельным дисциплинам рекомендуется проводить в форме семинаров, что позволяет студентам привить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений.

Рабочая учебная программа - учебно-методический документ, в котором в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной учебной дисциплине определены содержания обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения студентами. Рабочая (учебная) программа дисциплины - это документ, определяющий научное содержание, методическое построение и последовательность изучения учебной дисциплины, отражающий дидактические единицы соответствующего ФГОС.

Рабочий учебный план является документом, определяющим график учебного процесса, перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам, виды учебных занятий и производственной (профессиональной) практики, формы промежуточной и виды итоговой Государственной аттестации.

Реферат (от лат. refero — сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов определяется преподавателем. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Рецензия — критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.

Руководство по изучению дисциплины – это методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов, представляющие собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.

Сборник научных статей — издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.

Семинары - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.

Справочные издания (справочники, словари) содержат результаты теоретических сообщений, различные величины и их значения, материалы производственного характера и т.д.

Средства обучения. Содержание этого компонента комплексного учебно-методического обеспечения составляют различные по назначениям и функциональным возможностям средства обучения.

Статья - краткое изложение вопроса, проблемы или темы, выбранной автором из любой области науки, техники. Статьи публикуются в различных тематических сборниках и журналах.

Творческий отчёт – отражаются цель и задачи деятельности педагога в избранной области, новизна, научная обоснованность и характерные черты предложенных решений, результативность работы. Основой отчёта является письменный доклад объёмом 8-10 м.п. страниц.

Тезисы доклада — краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения; тезисы.

УММ практических занятий /семинаров/лабораторных включают: а) Методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям (семинарским, лабораторным) в печатном или электронном виде, содержат: план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме /методическая разработка лабораторного занятия, описание лабораторной работы/; краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых и изучаемых на семинарском (практическом/лабораторном) занятии, со ссылками на дополнительные УММ, которые позволяют изучить более глубоко рассматриваемые вопросы; вопросы, выносимые на обсуждение, иллюстративный материал и список литературы с указанием конкретных страниц, необходимый для целенаправленной работы студента в ходе подготовки к семинару (список литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания); тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических занятиях (семинарских/лабораторных). Практические занятия рекомендуется проводить и с использованием деловых ситуаций для анализа. б) Методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия (семинарские/лабораторные, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых студентам, варианты тем рефератов и организацию их обсуждения, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа.

Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

Учебник – это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля: примерные темы рефератов, эссе; варианты контрольных работ, тесты; контрольные вопросы по каждой теме учебной программы или по всему курсу (перечень вопросов представляется в заданной последовательно в полном соответствии с образовательной программой); вопросы к экзаменам.