Виталий Витальевич Бианки (11.02.1894-9.07.1959)-писатель. Известно, что род Бианки в России появился в начале XIX века. Одна ветвь рода имела итало-швейцарские корни, другая — немецкие. Прадед Виталия был известным оперным певцом. Поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета.
В молодости играл в футбольных командах Санкт-Петербурга в играх чемпионата города.
«Он научил читать следы в лесу,
и распознать, как тихо плачет сойка,
и видеть утром нежную росу,
и как на жизнь свою поймать настройку.
Приятель детства, автор первых книг,
он дал начатки знаний о природе,
и приоткрыл волшебнейший тайник,
где до сих пор мы эту жизнь находим..»
В
от его некоторые произведения для детей:
Анюткина утка
Водяной конь
Где раки зимуют
Глаза и уши
Зелёный пруд
Как муравьишка домой спешил
Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать
Мышонок Пик
Небесный слон
Оранжевое горлышко
Первая охота
В 1923 году, в журнале «Воробей», опубликовал свой первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», а затем выпустил книжку «Чей нос лучше?»
Лис и мышонок
— Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— Для чего землю копал?
— Норку делал.
— Для чего норку делал?
— От тебя, лис, прятаться.
— Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!
— А у меня в норке спаленка.
— Кушать захочешь — вылезешь!
— А у меня в норке кладовочка.
— Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою!
— А я от тебя в отнорочек — и был таков!
В.В. Бианки говорил:
«Сколько часов терпеливых провел я в легких шалашиках из корабельных корзин,
Высохшей тины и веток, — птиц наблюдая, птицам невидимый.
Отец постоянно брал меня с собой в лес, объясняя каждую птицу и зверушку по имени, отчеству и фамилии».
С тех пор Бианки проводил лето на природе, в деревне.
Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил все свои наблюдения о повадках птиц и животных, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Его брат Анатолий делал фотоснимки, так накапливался материал для будущих книг.
Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства.
Кто чем поёт?
Слышишь, какая музыка гремит в лесу?
Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.
М
ожет быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.
Вот послушай, чем и как поют безголосые.
Лягушки на озере начали ещё с ночи.
Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли…
— Ква-а-а-а‑а!.. — одним духом пошёл из них воздух.
Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался!
— Целый хор! Будет мне чем поживиться!
И полетел на озеро завтракать.
Прилетел и сел на берегу. Сел и думает: «Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».
Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, — то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.
А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:
«Безголосая я цапля! Да ведь и Аист — не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает».
И придумала: «Дай-ка на воде сыграю!»
Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул:
— Прумб-бу-бу-бумм!.. — словно бык проревел.
«Вот так песня! — подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. — Инструмент-то и у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?»
Задом упёрся, передом откинулся, размахнулся головой — как задолбит носом по суку!
Точь-в-точь — барабанная дробь.
Вылез из-под коры Жук с предлинными усами.
Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея, — тоненький-тоненький писк послышался.
Пищит усач, а всё напрасно; никто его писка не слышит. Шею натрудил — зато сам своей песней доволен.
А внизу под деревом из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.
Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно струна гудит.
Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве.
Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков — длинные задние лапки коленками назад. На крыльях — зазубринки, а на лапках зацепочки.
Трёт себя Саранча лапками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает — стрекочет.
Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.
«Эх, — думает Долгоносый Бекас под кочкой, — надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся… Эх! Была не была, — полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!»
Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с бока на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие пёрышки ветром перебирает.
И слышно с земли, будто в вышине барашек запел, заблеял.
А это Бекас.
Отгадай, чем он поёт?
Хвостом!
Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершенной. В 1959г. он ушел из жизни.
В последние годы жизни тяжело болел.
Викторина
«Знатоки произведений Бианки»
1. Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета»)
2. Кому посвятил В. Бианки эту книгу? (своему отцу Валентину Львовичу)
3. В каком произведении Бианки встречается ласточка береговушка? (Лесные домишки)
4. Как называется книга Бианки в которой есть тонконос, крестонос, серпонос ?
(Чей нос лучше)
5. Вспомните, из какой сказки Бианки этот отрывок.
"Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами". (первая охота).
6. Из какой сказки эта дразнилка?
Ташка, Ташка, простота,
У ней собачка без хвоста,
Ухи-то лопатой,
На глазу заплата! (Латка)