Композиторы Венской классической школы
Материалы к уроку в 11 классе
ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - творческое направление, сложившееся в Австрии XVIII - XIX веках. К нему принадлежат три великих композитора –
Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен.
Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка.
«Бунтующий классик»
«
«Певец французской революции»
ДРАМАТИ-ЧЕСКИЙ
ИЗЫСКАНЫЙ
«Отец классической симфонии»
ЖИЗНЕРА-ДОСТНЫЙ
Гений всех жанров
Родоначальник симфонического оркестра
Непревзойденный виртуоз
Й.Гайдн
В.А.Моцарт
Л. Бетховен
Жанры
План:
- Классицизм, характерные черты
- Классический симфонизм Й. Гайдна
- Музыкальный мир В. А. Моцарта
- Музыка, высекающая огонь из людских сердец: Л. Бетховен
Черты классицизма: (викторина)
1. Классицизм переводится как…
а) бракованная раковина
б) образцовый
в) вычурный
2. Основная задача художников-классиков:
а) удивить, вызвать изумление
б) произведение должно нравиться, развлекать
в) понять мир как разумно устроенный механизм, где человеку отведена организующая роль
3. Основная черта классицизма:
а) преувеличенная пышность, масштабность форм
б) пристрастие к изысканным сложным формам, причудливым линиям
в) идеализация героических образцов, гуманистическим идеалам
б
в
в
Йозеф Гайдн (1732-1809)
В историю мировой музыкальной культуры Йозеф Гайдн вошёл как создатель классической симфонии, которая до сих пор остаётся ведущим жанром музыкального искусства. Ему также принадлежит заслуга в создании инструментальной музыки и в формировании устойчивого состава симфонического оркестра.
3
- Творческое наследие Гайдна поистине ошеломляюще! Он является автором 104 симфоний, 83 струнных квартетов, 52 клавирных сонат, 24 опер.
- Творчество Гайдна уже при жизни композитора приобрело европейскую известность и по достоинству было оценено современниками.
3
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
3
Путь Вольфганга Амадея Моцарта в музыке начинался ярко и блистательно. С самых ранних лет жизни его имя стало легендой. В четыре года ему требовалось три часа, чтобы разучить менуэт и тут же сыграть его. В шесть лет он вместе с отцом Леопольдом Моцартом гастролировал с концертами по Европе. В одиннадцать – сочинил первую оперу, а в четырнадцать – дирижировал на премьере собственной оперы в театре Милана. В том же году он получил почётное звание академика музыки.
3
В историю музыкальной культуры Моцарт вошёл как блистательный сочинитель симфонической музыки, создатель жанра классического концерта, автор «Реквиема» и трёх оперных шедевров: «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана» и «Волшебной флейты».
3
«Свадьба Фигаро» (1786) была поставлена по пьесе французского драматурга Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Моцарт сильно рисковал, выбирая для постановки запрещённую цензурой пьесу. В результате появилась весёлая опера в стиле итальянской комической оперы.
3
Опера-сказка «Волшебная флейта» (1791) - любимое произведение Моцарта, его «лебединая песня» - стала своеобразным эпилогом жизни великого композитора (была поставлена в Вене за два месяца до его смерти).
3
Творчество Моцарта представлено выдающимися сочинениями духовной музыки: мессами, кантатами, ораториями. Вершиной его духовной музыки стал «Реквием» (1791) – грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Смертельно больной Моцарт не успел закончить это произведение. По наброскам композитора оно было доработано одним из его учеников.
Моцарт пишет "Реквием"
Людвиг ван Бетховен (1771 – 1827)
- Однажды Моцарт, услышав как играет Бетховен (тогда ещё подросток), сказал своим друзьям: «Обратите внимание на этого юношу, придёт время, о нём заговорит весь мир».
3
- Путь Бетховена в музыке – это путь от классицизма к новому стилю, романтизму.
- Музыкальное наследие Бетховена огромно и удивительно разнообразно: 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, симфонические увертюры, 16 струнноых квартетов, 5 концертов с оркестром, мессы, кантаты, романсы, опера «Фиделио», обработки народных песен (их около 160, в том числе и русских).
3
Шестая «Пасторальная» симфония (1808) была написана под впечатлением народных песен и весёлых плясовых наигрышей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни».
3
Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической музыке. Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония (1802-1804). Первоначально Бетховен хотел посвятить это произведение Наполеону Бонапарту, ставшему его кумиром. Но, когда Наполеон провозгласил себя императором, стало очевидно, что им движет жажда власти и слава. Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав одно слово – «Героическая».
3
- «Лунная соната» (название было дано уже после смерти композитора) посвящена Джульетте Гвиччарди, неразделённая любовь к которой оставила глубокий след в душе Бетховена.
3