Материалы к ЗУМ конференции для учителей технологии 25.02.22 подготовила руководитель РМО
Дзержинского района г. Новосибирска Чередова Г.Д.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Развитие функциональной грамотности – вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
Многие люди думают, что уроки технологии, не столь важны, как другие
предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в
овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно
смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность
мышления, умение решать проблему творчески и видеть её с разных сторон.
Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося ориентироваться
в ситуации и находить выход из нее самостоятельно, приобретать новые
знания, правильно ставить цель и разрабатывать план действии.
Формы функциональной грамотности:
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1. Профессиональная компетентность учителя
ü Читательская грамотность
ü Математическая грамотность
2. Системно-деятельностный подход
ü Естественно-научная грамотность
3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке
ü Компьютерная грамотность
4. Межпредметная интеграция
5. Образовательные технологии
ü Юридическая грамотность
ü Экономическая грамотность
6. Исследовательские и проблемные стратегии
ü Экологическая грамотность
7. Работа с технической документацией
ü Грамотность в вопросах здоровья
8. Учебно-практические задания
ü Грамотность в вопросах семейной жизни
Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.
Задание. Выполнение творческого проекта.
В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект он должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.
Этапы урока технологии для формирования функциональной грамотности учеников:
Планирование и организация.
На этом этапе ставятся цель и задачи, тематика, направление работы. Формируется мотивация на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу.
Практический
Реализуются практические навыки, формируются УУД. Информационная грамотность, коммуникативная грамотность. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение делать выводы. Итогово -аналитический
Презентация проекта.
Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), формулирование выводов на основе имеющихся данных. Умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы, умение корректировать свою деятельность.
Проекты обучающихся 7-х классов МБОУ СОШ №36 по теме «Электричество»
Светильники выполняют из подручных материалов.
В начале ребята изучают, что такое электричество, выполняют схему электрической цепи и только после этого приступают к выполнению своих проектов.
Проекты обучающихся МБОУ Лицей №113 по теме «Кулинария и Швейное дело» и их связь с функциональной грамотностью обучающихся подробно будем рассматривать на следующем заседании в мастер-классе – проектная деятельность при изучении модуля «Исследовательская и созидательная деятельность».
Умение применять все формы функциональной грамотности в ситуациях, близких к реальным.
Задание. Используя данные таблиц, с расчетом калорий и цен на основные продукты, составьте меню на завтрак с учетом энергетической ценности продуктов питания, и рассчитать стоимость завтрака на 4 человека.
У каждой группы своя проблемная ситуация. Одна группа рассчитывает завтрак, имея в бюджете всего 300 рублей, вторая группа в деньгах не ограничена, третья группа рассчитывает вредный завтрак для школьников, четвертая для семьи из деревни, которая использует продукты подсобного хозяйства.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Вывод: Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность.
Результат работы над темой:
Создание банка заданий для формирования функциональной грамотности.
Каждому учителю подготовить задания, упражнения по формированию функциональной грамотности на уроках технологии. Срок до 15.04.2022 г.
В презентации использованы материалы учителя технологии Смирновой Т.Л.