Класс: 6 класс
Предмет: Литература
Учитель: Копченкова Юлия Александровна
Тема: Материнское сердце. (По фрагменту из повети В.А. Закруткина «Матерь человеческая»)
Цели: показать путь преодоления ненависти и возможность сострадания в годы войны, воспитывать чувство уважения к матери, развивать логическое мышление, монологическую речь.
Оборудование: документальный фильм «От кремля до Рейхстага», «Матерь божия», «Кормящая мать», фигурные контуры сердца.
Эпиграфы:
Только горе открывает нам великое и святое
В.В. Розанов
Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
Ф.М. Достоевский.
I. Подготовка к восприятию:
Урок посвящаем женщине – матери. Её светлый лик вдохновляя не одно поколение писателей и поэтов.
«Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит ,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублём подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ идёт,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветёт
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна. Высока,
Во всякой одежде красива
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выноси,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит,
Что взмах – то готова копна…
Женщина-мать и война- это особая страница в истории нашего народа. Ранее летнее утро. Воскресенье. Страна спит после трудовой недели. 4 часа. Ещё никто не знает, что это последние минуты мира. Страшный грохот взрывает тишину. Война.
…Земля тряслась как наши груди,
И залпы тысячей орудий слились
В один протяжный вой…
Посмотрим документальные кадры о первых днях войны.(Просмотр фильма «От кремля до Рейхстага».)
-Что пришлось пережить русской женщине! Это не только вопрос, но и раздумье о женской судьбе.
II. Тема урока…, эпиграф… Мария не выдуманный персонаж, это реальное лицо.
- Вы прочитали дома фрагмент
В. Закруткин написал: «Эту женщину я не мог, не имел права забыть. В полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для неё великим испытанием – всё это было мне известно.
- Какой вы представили эту женщину?
Старая молодая
Седая красивая
Угрюмая весёлая
Обезумевшая рассудительная
Худая страшная
Босая добрая
Грязная справедливая
Злая разговорчивая
Молчаливая нарядная
В лохмотьях опрятная
Печальная аккуратная
Уставшая счастливая
Измождённая ласковая
Испуганная заботливая
Страшная внимательная
- Почему отшатнулась?
- Зачем вернулась?
- Почему нет описания природы?
- Почему испугался немец?
- Что случилось с Марией? (вспыхнула ненависть - убить убийцу)
(Чтение кульминации)
- Почему Мария потеряла сознание? (Очень сильное напряжение – убийство требует огромных духовных затрат.)
- Такой ли была Мария до войны?
- Что произошло с ней?
Горе потрясло Марию, одиночество и страх уподобили её зверю, который стремится укрыться, зарыться в землю.
- Почему сквозь слёзы? (Глаза как остекленели, застыли в безумных глазах, в них ужас и страх. Глаза это зеркало. Душа от горя почернела, окаменела. Мария стала безразличной и к себе, и ко всему вокруг. Вот почему нет описания природы. Она ушла в своё горе, в страдание.
- Почему убить?
- В душе Марии нет жалости. Она как не живая стала.
- Что остановило Марию? ( Крик о помощи – мама)…
- Как он подействовал на неё? ( Он вернул ей сознание нужности кому-то)
- Почему она потом не передумала убивать? ( Это же ребёнок, который умирает)
- Чувство страдания от собственного горя перерастает в сострадание, принятие чужой боли, как своей собственной.
- Просил ли нем. Мальчик о помощи? (неги)
- Как она догадалась о его желании? ( Она его боль приняла как свою, как будто это был её родной сын)
- Как она облегчает его страдания? (Напоила молоком, осмотрела рану, сена подстелила и боролась со смертью.)
(Зажечь свечку)
- Что открылось для Марии? (надо жить для других)
- (Стих-е «Ты помнишь, Алёша…»
III. Вывод: Жизнь делает крутые повороты
Нелегко оставаться человеком в нечеловеческих условиях.
В ней ясно и твёрдо сознанье, что все их спасенье в труде, и труд ей несёт воздаянье. Семейство не бьётся в нужде.
Д/з: написать рассказ о жизни Марии после войны или письмо Марии о судьбе крупецкой женщины Шевцовой Натальи Васильевны