СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материнское сердце. (По фрагменту из повети В.А. Закруткина «Матерь человеческая»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия - показать путь преодоления ненависти и возможность сострадания в годы войны, воспитывать чувство уважения к матери, развивать логическое мышление, монологическую речь. Эпиграфом являются слова В.В.Розанова: "Только горе открывает нам великое и святое"

Просмотр содержимого документа
«Материнское сердце. (По фрагменту из повети В.А. Закруткина «Матерь человеческая»)»

Класс: 6 класс

Предмет: Литература

Учитель: Копченкова Юлия Александровна

Тема: Материнское сердце. (По фрагменту из повети В.А. Закруткина «Матерь человеческая»)

Цели: показать путь преодоления ненависти и возможность сострадания в годы войны, воспитывать чувство уважения к матери, развивать логическое мышление, монологическую речь.

Оборудование: документальный фильм «От кремля до Рейхстага», «Матерь божия», «Кормящая мать», фигурные контуры сердца.

Эпиграфы:

Только горе открывает нам великое и святое

В.В. Розанов

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Ф.М. Достоевский.

I. Подготовка к восприятию:

Урок посвящаем женщине – матери. Её светлый лик вдохновляя не одно поколение писателей и поэтов.

«Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит ,

А зрячий о них говорит:

«Пройдёт – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублём подарит!»

Идут они той же дорогой,

Какой весь народ идёт,

Но грязь обстановки убогой

К ним словно не липнет. Цветёт

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна. Высока,

Во всякой одежде красива

Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выноси,

Всегда терпелива, ровна…

Я видывал, как она косит,

Что взмах – то готова копна…

Женщина-мать и война- это особая страница в истории нашего народа. Ранее летнее утро. Воскресенье. Страна спит после трудовой недели. 4 часа. Ещё никто не знает, что это последние минуты мира. Страшный грохот взрывает тишину. Война.

…Земля тряслась как наши груди,

И залпы тысячей орудий слились

В один протяжный вой…

Посмотрим документальные кадры о первых днях войны.(Просмотр фильма «От кремля до Рейхстага».)

-Что пришлось пережить русской женщине! Это не только вопрос, но и раздумье о женской судьбе.



II. Тема урока…, эпиграф… Мария не выдуманный персонаж, это реальное лицо.

- Вы прочитали дома фрагмент

В. Закруткин написал: «Эту женщину я не мог, не имел права забыть. В полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для неё великим испытанием – всё это было мне известно.

- Какой вы представили эту женщину?

Старая молодая

Седая красивая

Угрюмая весёлая

Обезумевшая рассудительная

Худая страшная

Босая добрая

Грязная справедливая

Злая разговорчивая

Молчаливая нарядная

В лохмотьях опрятная

Печальная аккуратная

Уставшая счастливая

Измождённая ласковая

Испуганная заботливая

Страшная внимательная



- Почему отшатнулась?

- Зачем вернулась?

- Почему нет описания природы?

- Почему испугался немец?

- Что случилось с Марией? (вспыхнула ненависть - убить убийцу)

(Чтение кульминации)



- Почему Мария потеряла сознание? (Очень сильное напряжение – убийство требует огромных духовных затрат.)

- Такой ли была Мария до войны?

- Что произошло с ней?

Горе потрясло Марию, одиночество и страх уподобили её зверю, который стремится укрыться, зарыться в землю.

- Почему сквозь слёзы? (Глаза как остекленели, застыли в безумных глазах, в них ужас и страх. Глаза это зеркало. Душа от горя почернела, окаменела. Мария стала безразличной и к себе, и ко всему вокруг. Вот почему нет описания природы. Она ушла в своё горе, в страдание.

- Почему убить?

- В душе Марии нет жалости. Она как не живая стала.

- Что остановило Марию? ( Крик о помощи – мама)…

- Как он подействовал на неё? ( Он вернул ей сознание нужности кому-то)

- Почему она потом не передумала убивать? ( Это же ребёнок, который умирает)

- Чувство страдания от собственного горя перерастает в сострадание, принятие чужой боли, как своей собственной.

- Просил ли нем. Мальчик о помощи? (неги)

- Как она догадалась о его желании? ( Она его боль приняла как свою, как будто это был её родной сын)

- Как она облегчает его страдания? (Напоила молоком, осмотрела рану, сена подстелила и боролась со смертью.)

(Зажечь свечку)

- Что открылось для Марии? (надо жить для других)

- (Стих-е «Ты помнишь, Алёша…»

III. Вывод: Жизнь делает крутые повороты

Нелегко оставаться человеком в нечеловеческих условиях.

В ней ясно и твёрдо сознанье, что все их спасенье в труде, и труд ей несёт воздаянье. Семейство не бьётся в нужде.

Д/з: написать рассказ о жизни Марии после войны или письмо Марии о судьбе крупецкой женщины Шевцовой Натальи Васильевны