Дошкольники с нарушениями развития в силу индивидуально-
топологических особенностей при формировании математических
представлений испытывают трудности в соотнесении количества и цифры, в
ориентировке в числовом ряду, в решении задач на отвлеченных понятиях, а иногда просто при узнавании цифр. Данные пособия развивают у детей необходимые математические способности, эмоционально окрашивают «сухой язык» цифр, мотивируя деятельность детей, развивают зрительное восприятие, внимание и память. Предлагаемые пособия просты в изготовлении и эффективны в использовании, поэтому могут использоваться как педагогами, так и родителями.
Просмотр содержимого документа
«Математические пособия «Как подружиться с цифрами»»
Математические пособия «Как подружиться с цифрами»
Дошкольники с нарушениями развития в силу индивидуально-
топологических особенностей при формировании математических
представлений испытывают трудности в соотнесении количества и цифры, в
ориентировке в числовом ряду, в решении задач на отвлеченных понятиях, а иногда просто при узнавании цифр. Данные пособия развивают у детей необходимые математические способности, эмоционально окрашивают «сухой язык» цифр, мотивируя деятельность детей, развивают зрительное восприятие, внимание и память. Предлагаемые пособия просты в изготовлении и эффективны в использовании, поэтому могут использоваться как педагогами, так и родителями.
Мобильный телефон
Всеобщий детский интерес к мобильным телефонам можно использовать в развивающих целях. Для этого с помощью детей декорируйте коробочки под корпус мобильного телефона, сделайте прорези для «клавиатуры», которая представляет собой несколько полос с числовым рядом. Количество полос определяет количество цифр телефонного номера.
«Кто быстрей?»
Ведущий называет комбинацию из чисел, которую игроки должны набрать на своих «мобильных» телефонах. Первый «дозвонившийся» игрок получает фишку. Для контроля и проверки у ведущего тоже может быть «телефон» или наборное полотно.
«Позвони другу!»
Педагог объясняет, что каждый телефон имеет свой номер, который фиксируется в телефонном справочнике. Детям предлагается составить такой справочник. Первая цифра номера для удобства контроля фиксирована и у каждого своя. Затем дети по очереди составляют номера для своих телефонов, используя предложенные педагогом цифры, стараясь не повторять их последовательность. Количество цифр в номере зависит от подготовленности детей.
Когда справочник готов, можно позвонить другу. Для этого надо набрать на своем телефоне комбинацию определенных цифр.
Сначала упражнение проводится с опорой на зрительный образец, затем по памяти. Для удобства детей номер каждого телефона записан на его корпусе.
«У кого звонит телефон?»
Педагог «набирает» номер телефона одного из детей, произнося его вслух. Номер произносится простым перечислением цифр, например номер 251 прозвучит как «два», «пять», «один». Абонент должен ответить. Если дети затрудняются в восприятии номера на слух, то демонстрируется его запись. После удачного звонка ведущий меняется.
«Телефонная станция»
Кроме абонентов, в игре участвует «оператор телефонной станции», который на «пульте связи» фиксирует номера соединяемых абонентов. Игрок делает заявку на звонок: «Мой номер 123. Соедините меня с номером 312». Удачным считается соединение с правильным набором цифр: «Номер 123 соединен с номером 312. Говорите!»
Ручная ЭВМ
Ручная ЭВМ помогает приобщать детей к миру цифр, учит записывать арифметические выражения, ориентироваться в числовом ряду, находить преднамеренные ошибки в записи педагога.

Пособие изготовлено по тому же принципу, что и «мобильный телефон». Основа — крышка от обувной коробки и написанные маркером на корсажной ленте цифры и арифметические знаки. Три числовые полосы передвигаются горизонтально, что активизирует восприятие предыдущего и последующего чисел. Полоса с арифметическими знаками расположена вертикально, знак «равно» статичен.
Цифровые карты
(цветная и черно-белая)
Задания на числовой прямой: прямой и обратный счет; счет от заданного числа до заданного; определение соседей числа; называние большего или меньшего числа; называние предыдущего и последующего чисел.
На цифровом поле с цветными цифрами можно проводить работу детей в паре, каждый ребенок работает с цифрами определенного цвета. Элемент соревнования создает дополнительную мотивацию и активизирует детей. Задания: прямой и обратный счет по очереди; поочередное называние детьми цифр в прямом или обратном порядке; нахождение определенной цифры; цифры, больше или меньше заданной; нахождение цифры как ответа к арифметическому действию, задаче.
На цифровом поле с разными по размеру цифрами к описанным выше заданиям можно добавить следующие: найди самую большую или маленькую по размеру цифру; указывай цифры по порядку с увеличением или уменьшением их размера; назови цифры, одинаковые по размеру и т.д.
