СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для школьного этапа ВОШ по русскому языку в 4 - 11 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для олимпиады по русскому языку с 4 по 11 класс с ответами и итоговым количеством баллов на школьном этапе.

Просмотр содержимого документа
«4. 5-6 класс Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2017-2018 учебный год,

4 класс

1 задание

Расставьте ударение в словах: жаворонок, хвоя, столяр, платья, туфля, творог, банты, брала, понял, звонит.

2 задание

Подберите синонимы к следующим словам: врач -…, помощь -…, век - …, бой -…,близко - ….,финал -…., договор - …, линия - …,шеф -…,энергичный -….

3 задание

Определите, какой частью речи является выделенное слово в «заколдованном» тексте:

«Зо Кряпча ла катрамная а гувиальная!» - веско произнес гном.

4 задание

Исправьте ошибки: червячее яблоко, жмутные туфли, зубовный врач, исчезлая собака, сверкастенький камушек.

5 задание

Образуйте формы родительного падежа множественного числа от этих существительных: ботинки, туфли, сапоги, чулки, носки, мандарины, помидоры,

6 задание

Вставьте пропущенные буквы: прим…рять соседей, разв..вается флаг, зал…зать раны, отв…рить дверь, пол…скать рот, ум…лять значение.

7 задание

Исправьте ошибки, допущенные в этих выражениях: возвращаться со школы, вперёд меня, вы слазите на остановке, дожидай меня, кто крайний, местов нет, обратно идёт дождь, оплатить за проезд, скидывайте шапки, цены подорожали.

8 задание

Разбери слово дали по составу, если оно является

    а) существительным

    б) глаголом



9 задание

Подчеркните основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.



10 задание

 Переставьте буквы так, чтобы получились другие слова:

Лоза, куст, парк, лето, весна, сосна, рост, сокол, льют



Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2017-2018 учебный год

5-6 класс

1 задание

Расставьте ударение в словах: свекла, столяр, танцовщица, творог, жалюзи, брала, черпать, позвонишь.


2 задание

Подберите русские синонимы к иноязычным по происхождению словам: антракт -…,миссия - …, пресса -…,ситуация- ….,финал -…., дебаты - …, шеф--…,триумф -….

3 задание

Глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя (то есть ребёнок). Подумайте, что означало в древности в устах людей: «Не робей!»


4 задание

Образуйте формы родительного падежа множественного числа от этих существительных: туфли, сапоги, чулки, носки, помидоры, татары, солдаты, простыни, спальни, свечи.


5 задание

Как правильно назвать жителей этих городов: Чебоксары, Москва, Ярославль, Тула, Пермь, Кострома, Магадан, Томск, Уфа, Курск?


6 задание

В словосочетаниях правильно согласуйте слова: тюль тонк…, кашне бел…, кофе чёрн.., какао сладк.., мозоль сух.., какаду красив.., салями вкусн.., кольраби аппетитн.., колибри красив…,пенальти точн..,

7 задание

Исправьте ошибки, допущенные в этих выражениях: у нас в гостях гости из Франции, рассказчик рассказал ещё одну забавную историю, в парке заложено 52 дерева, кто крайний, обратно идёт дождь, оплатить за проезд, храбрая мысль, цены подорожали.


8 задание

Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут?  Приведите примеры



9 задание.

Ученик 5 класса, выписывая из предложения словосочетания, допустил ошибки. Найдите их, объясните, в чём ошибка.



Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев и закружил пыль по дороге.



1) сильный порыв;

2) порыв ветра;

3) порыв вырвался;

4) вырвался из-за вершин;

5) из-за вершин деревьев;

6) из-за вершин;

7) вырвался и закружил;

8) закружил пыль;

9) закружил по дороге











































































Просмотр содержимого документа
«7- 8 классы ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2017»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2017–2018 учебный год

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

7 -8 КЛАССЫ

ЗАДАНИЕ 1


Выпишите номера предложений, в которых встречаются случаи неправильной постановки ударения в словах (ударный гласный выделен прописной буквой). Исправьте ошибки.

1. В отдЕле радиотовАров предстАвлены разнообрАзные пультЫ для домАшней аппаратУры.

2. Дел у моЕй бАбушки обЫчно непочАтый край.

3. Вся водА былА разлИта по Ёмкостям в счИтанные мгновЕнья.

4. Он мне позвОнит сегОдня вЕчером.

ЗАДАНИЕ 2


Дано предложение, в котором обыгрываются три фразеологических оборота.

Залетевшая в комнату муха прожужжала Ивану все уши, но он её не обидел и только старался, чтобы она не садилась ему на шею.

Выпишите фразеологические обороты и дайте каждому из них толкование.


ЗАДАНИЕ 3


Выпишите из приведенного ниже списка слова, у которых нет суффикса - чик-; если в конце есть какой – либо другой суффикс, выделите его. Оставшиеся слова разбейте на группы в соответствии со значением суффикса – чик -, учитывая значение этого суффикса, а не других частей слова. Для каждой группы сформулируйте значение, выражаемое суффиксом.

Блинчик, буфетчик, зайчик, кузнечик, обидчик, огурчик, пальчик, переводчик, пончик, попугайчик, тюльпанчик, хлопчик, чубчик


ЗАДАНИЕ 4


Разбейте приведённые ниже существительные на группы в зависимости от окончания в форме родительного падежа множественного числа.

Акула, кость, крот, ладонь, окно, перина, порог, пуля, роль, ружьё, село, слон, соболь, стол, тётя


ЗАДАНИЕ 5

Дан следующий ряд существительных: сумерки, пальто, робот, кочка, зверьё, сын, мышь.

Выпишите из этого ряда существительное (существительные), которое (которые) невозможно охарактеризовать с точки зрения грамматики ни как одушевлённое (одушевлённые), ни как неодушевлённое (неодушевлённые).

Обоснуйте ответ.



ЗАДАНИЕ 6

Прочитайте отрывок из лингвистического текста.


Русский язык входит в большую семью˂....˃языков (от исландского до пушту).

В этой семье он принадлежит к обширной группе славянских языков, которую составляют три подгруппы: восточная, южная и западная. К восточно - славянским языкам относятся украинский,˂....˃ и белорусский, к южно – славянским– ˂....˃, македонский, ˂....˃и словенский, к западнославянским– чешский, польский, ˂....˃, верхнелужицкийинижнелужицкий. Родство славянских языков проявляется в близости их лексики, морфемики, способов словообразования, синтаксических систем, регулярных фонетических соответствиях и т. д.


Восстановите текст, заполнив пробелы.


ЗАДАНИЕ 7


Запиши, функцию какого члена предложения выполняет инфинитив в данных примерах:

1. Учиться полезно.

2. Мы договорились встретиться.

3. Охота странствовать напала на него.

4. Мы пришли в библиотеку заниматься



ЗАДАНИЕ 8

В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиопЯро(орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки.


ЗАДАНИЕ 9

Установите соответствие между предложением с прилагательным мутный и значением, в котором это слово употреблено в предложении. Ответ оформите в следующем виде: А – ?, Б – ? и т.д. (вместо знака вопроса вставьте нужные цифры).


Предложение со словом мутный


Значение слова мутный

А

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Намутном небе мгла носилась.

1

Непрозрачный, нечистый от засорения, смешения с чем-либо (о жидкости)

Б

В маленькие квадратные оконца, мутные от дождя, проникало утро.

2

Извлекать выгоду для себя, пользуясь неясностью обстановки, чьими-либо затруднениями (неодобрительное)

В

Пруд был еще не велик и мутен: прибывая, вода смывала с берегов разворошенную недавней копкой, неокрепшую землю.

3

Потускневший, затуманенный (о блестящей поверхности, прозрачном стекле и т. п.)

Г

Абсолютно мутная статейка, я так и не понял что происходит. А есть какие-нибудь ссылки на официальные документы? (из блогов)

4

Помраченный (о сознании, разуме)

Д

Бывали и прежде хитроумные дамы, умевшие ловить рыбу в мутной воде, но никогда они не занимали такого высокого положения.

5

Окутанный мглой, туманом.

Е

В мутном мозгу быстро проносились какие-то мысли.

6

Сомнительный, не вызывающий доверия (жаргонное)



ЗАДАНИЕ 10

Прочитайте следующий отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

А.С. Пушкина:

(1) И царица над ребёнком,

(2) Как орлица над орлёнком;

(3) Шлёт с письмом она гонца,

(4) Чтоб обрадовать отца.

(5) А ткачиха с поварихой,

(6) С сватьей бабой Бабарихой

(7) Извести её хотят,

(8) Перенять гонца велят;

(9) Сами шлют гонца другого...


Дайте толкование слова перенять в строке.



Просмотр содержимого документа
«9, 10-11 классы русский язык»


Всероссийская олимпиада школьников

по русскому языку

Школьный этап

10-11 классы


1.Отметьте слова, в которых ударение падает на первый слог:

Договор

сливовый

звонит

баловать

кашлянуть

уведомить

перчить

форзац

ремень


2.В каком из этих слов нет корня -вар-?

1.Сталевар

2.Архивариус

3.Кашевар

4.Сварщик


3.В русском языке есть слова, которые имеют латинские корни. Например, патриот, патриотизм от patria (лат.) – «родина, отечество». Запишите русские слова, имеющие латинские корни:

terra(лат.) – «земля» -

gress(лат.) – «движение» -

memor (лат.) – «память» -


4. Восстановите словообразовательную цепочку:

родной --_________→ ______________--___________-- родственница.


5. Подберите определения к существительным:

бандероль

мозоль

кольраби

авеню

тюль

рефери


6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку:

1.Участник конкурса заворожил зрителей ПЕВУЧИМ голосом

2. В промозглые осенние дни сестра НАДЕВАЕТ новый плащ.

3. Наш новый одноклассник оказался полным НЕВЕЖЕЙ в искусстве.

4.Город оказался в настоящей ДЫМОВОЙ завесе, стало трудно дышать.


7.Каких разрядов местоимений в русском языке не существует:

1.Определительные

2.Притяжательные

3.Относительные

4.Качественные


8. Какой это случай? Вставьте пропущенные гласные и расставьте цифры соответственно— 1, 2, 3

  • слово с проверяемой безударной гласной в корне слова(1),

  • слово с непроверяемой безударной гласной в корне слова(2),

  • слово с чередующейся гласной в корне слова(3).

Предв_щать

подж_гать

ф_номен,

экспер_мент

бл_стательный

обн_жать

пок_янный

подск_чить.



9.В каком слове пропущена буква? Допишите:

прод_юсер

мас_он

попур_и

фаль_старт

юрис_консульт


10. Название какого способа передвижения пишется раздельно:

1.Идти (в)двоём, (в)ногу,(в)слепую.

2.Бежать (на)перегонки, (бес)прерывно, (без)оглядки.


11. Отметьте слова, в которых после шипящей нужно написать О:

1.Трещ_тка

2. Туш_нка

3.Трущ_ба

4. Обж_гся

5.Ретуш_р

6.Нож_вка


12. Прочитайте слова: аппетит, мозги, нежности, холод и решите, кто лишний? Почему?

1.Собака

2.Телёнок

3.Кошка

4.Курица

5.Волк


13. Даны характеристики трех простых предложений. Найдите среди них вариант, в котором некоторые грамматические признаки несовместимы, противоречат друг другу. Обоснуйте свою точку зрения.



1. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленнымобстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

2. Предложение повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, назывное, нераспространенное.

3. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределенно-личное, распространенное, осложнено однородными подлежащими.

14. Прочитайте стихотворение Всеволода Рождественского. Есть ли у вас такие друзья? Напишите об этом миниатюру (эссе).


Всеволод Рождественский


Друзья мои! С высоких книжных полок

Приходите ко мне вы по ночам,

И разговор наш – краток или долог, –

Всегда бывает нужен мне и вам…


Через века ко мне дошел ваш голос,

Рассеявшийся некогда, как дым,

И то, что в вас страдало и боролось,

Вдруг стало чудодейственно моим.
















Всероссийская олимпиада школьников

по русскому языку

Школьный этап

9 класс

1.Среди данных примеров найдите слова, в которых есть звук [ы]

В интервью, акация, описание, колибри, живописный, низменный, циферблат, искусство, жирный

2. Подчеркните слова, в которых букву е нужно заменить буквой ё?

Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.

3. Подчеркните слова, в которых представлено окончание -аябольшая, до мая, приёмная, скучая, из сарая, включая, стая.

4. Выделите окончания в словах следующей фразы: Волнуюсь из-за каких-то шестисот потерявшихся поросят.

5. Подчеркните существительные, которые могут менять свои значения при перенесении ударения с первого слога на второй: белки, замки, трусы, полки, стрелы, стрелки, стены, кружки.

6. Дети в математическом классе подсказывали друг другу во время контрольных работ по русскому языку. Чтобы учитель их не понял, они вместо букв писали числа, а между словами ставили знак //.

Расшифруйте названия мультфильмов уникальных отечественных режиссёров-мультипликаторов.

Для того, чтобы расшифровать, какие именно мультипликационные фильмы замечательных российских режиссёров зашифрованы в этом задании, вам нужно будет вспомнить порядок букв в алфавите. Например, буква «А» в алфавите 1-я, а «Я» – 33-я.

  1. «25, 21, 25, 1»

  1. «4, 1, 5, 12, 10, 11 // 21, 20, 7, 15, 16, 12»

  2. «1, 5, 1, 8, 10, 16».

  3. «19, 12, 1, 9, 12, 1 // 19, 12, 1, 9, 16, 12».

  4. «7, 8, 10, 12// 3 // 20, 21, 14, 1, 15, 6».

  5. «3, 1, 18, 6, 8, 12, 1».

  6. «17, 13, 1, 19, 20, 10, 13, 10, 15, 16, 3, 1, 33 // 3, 16, 18, 16, 15, 1».

  7. «17, 1, 5, 1, 13 // 17, 18, 16, 26, 13, 16, 4, 16, 5, 15, 10, 11 // 19, 15, 6, 4».

7. Выберите строку,

... в которой в каждом слове букв столько же, сколько и звуков:

А) ассоциация, подъём, пью, длинное;

Б) заранее, ранний, учитель, тенистая;

В) вьюга, мороженое, съезд, прогресс;

Г) длинношеее, сметана, красивая, счастье.

... в которой все слова являются безличными глаголами:

А) вечерело, смеркается, делаем, спится;

Б) дышится, дышим, рассвело;

В) светает, вечереет, бежит, думается.

Г) дышится, смерклось, подморозило, рассвело.

... в которой все слова являются притяжательными местоимениями:

А) некий, мой, свой, который;

Б) их, ваш, его, её;

В) твой, какой-то, ваш, мой;

Г) чей-то, наш, ваш, некий.

... в которой все слова являются глаголами совершенного вида:

А) прибежал, улыбнулся, сижу, думаю;

Б) выручил, помог, смотрит, улыбается;

В) выучил, прорешал, осилил, пронесу;

Г) читает, решает, помог, получили.

... вкоторой все слова являются существительными общего рода:

А) грязнуля, ябеда, соня, солнышко;

Б) чистюля, обжора, красавица, неряха;

В) обжора, лапушка, радость, умница;

Г) тихоня, сластёна, умница, забияка.

 8. Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.

Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.

9. Подчеркните грамматические основы предложений.

1. Учёные построили глобусы с материками и океанами, нарисовали карты. 2. Но глобусы и карты были только моделью Земли. 3. Всю Землю целиком охватить глазом никому не удавалось. 4. Но вот произошло великое событие. 5. Случилось оно 12 апреля 1961 года. 6. Именно в этот день с космодрома Байконур стартовал в космос первый человек. 7. Звали его Юрий Алексеевич Гагарин, и было ему двадцать семь лет. 8. В 9 часов 7 минут вспыхнуло пламя в двигателях ракет. 9. 20 миллионов лошадиных сил было в них, и все они заработали слаженно и одновременно. 10. Грохот поднялся невероятный. 11. Но люди всё равно услыхали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» 12. И в тот же миг ракета подпрыгнула и скрылась в голубом небе.

(По А. Томилину)


















































Просмотр содержимого документа
«ОТВЕТЫ»


ОТВЕТЫ

Школьный этап

10-11 классы

1. За правильно отмеченное слово — 1 балл. (4 балла)

сливовый

кашлянуть

перчить

форзац


2. Архивариус (1 балл)


3.За каждый пример — 1 балл (0,5 балла снимается за слово, написанное с ошибкой). (12 баллов)

terra -территория, терраса, террариум.

gress — прогресс, регресс, конгресс, агрессия

memor- мемориал, мемориал, мемориальный, мемуары, мемуарист.


4. Родной, родство, родственный, родственник, родственница (3 балла)


5. Правильными являются определения, согласующиеся с существительными в роде. (6 баллов)

бандероль-ж.р.

мозоль — ж.р.

кольраби-ж.р.

авеню - ж.р.

тюль-м.р.

рефери-м.р.


6. Ответ 3. (НЕВЕЖАГрубый, невоспитанный, невежливый человек. (1 балл)

НЕВЕЖДА малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан)


7. Ответ 4. (1 балл)


8.За каждый правильный ответ— 1б (8 баллов)

Предвещать 1

поджигать3

феномен2

эксперимент2

блистательный3

обнажать1

покаянный1

подскочить3


9. Попурри (1 балл)


10. В ногу, без оглядки — по 1 баллу (2 балла)


11. Трещотка, трущоба, ножовка. (3 балла)


12. Кошка (собачий холод, телячьи нежности, куриные мозги, волчий аппетит).- 4 балла +2 балла за объяснение

(6 баллов)


13.Ответ 3. (В неопределенно-личных предложениях нет подлежащего). (3 балла)



14. Эссе — 10 баллов (5содержание/5 грамотность)

Максимальное количество баллов — 61















ОТВЕТЫ

Школьный этап

9 класс

1.Среди данных примеров найдите слова, в которых есть звук [ы]

В интервью, акация, описание, колибри, живописный, низменный, циферблат, искусство, жирный

 В интервью, акация, живописный, циферблат, жирный

(5 баллов)

2. Подчеркните слова, в которых букву е нужно заменить буквой ё?

Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.

(2 балла)

3. Подчеркните слова, в которых представлено окончание -аябольшая, до мая, приёмная, скучая, из сарая, включая, стая. (2 балла)

4. Выделите окончания в словах следующей фразы: Волнуюсь из-за каких-то шестисот_потерявшихся поросят_.

(6 баллов)



5. Подчеркните существительные, которые могут менять свои значения при перенесении ударения с первого слога на второй: белкизамкитрусыполки, стрелы, стрелки, стены, кружки.

(6 баллов)

6. Дети в математическом классе подсказывали друг другу во время контрольных работ по русскому языку. Чтобы учитель их не понял, они вместо букв писали числа, а между словами ставили знак //.

Расшифруйте названия мультфильмов уникальных отечественных режиссёров-мультипликаторов.

Для того, чтобы расшифровать, какие именно мультипликационные фильмы замечательных российских режиссёров зашифрованы в этом задании, вам нужно будет вспомнить порядок букв в алфавите. Например, буква «А» в алфавите 1-я, а «Я» – 33-я.

  1. «25, 21, 25, 1»

  2. «4, 1, 5, 12, 10, 11 // 21, 20, 7, 15, 16, 12»

  3. «1, 5, 1, 8, 10, 16».

  4. «19, 12, 1, 9, 12, 1 // 19, 12, 1, 9, 16, 12».

  5. «7, 8, 10, 12// 3 // 20, 21, 14, 1, 15, 6».

  6. «3, 1, 18, 6, 8, 12, 1».

  7. «17, 13, 1, 19, 20, 10, 13, 10, 15, 16, 3, 1, 33 // 3, 16, 18, 16, 15, 1».

  8. «17, 1, 5, 1, 13 // 17, 18, 16, 26, 13, 16, 4, 16, 5, 15, 10, 11 // 19, 15, 6, 4».

1. «Чуча»______________________________________________________________

2. «Гадкий утёнок»______________________________________________________

3. «Адажио»____________________________________________________________

4. «Сказка сказок»_______________________________________________________

5. «Ёжик в тумане»______________________________________________________

6. «Варежка»___________________________________________________________

7. «Пластилиновая ворона»_______________________________________________

8. «Падал прошлогодний снег»____________________________________________

(8 баллов)

7. Выберите строку,

... в которой в каждом слове букв столько же, сколько и звуков:

А) ассоциация, подъём, пью, длинное;

Б) заранее, ранний, учитель, тенистая;

В) вьюга, мороженое, съезд, прогресс;

Г) длинношеее, сметана, красивая, счастье.

... в которой все слова являются безличными глаголами:

А) вечерело, смеркается, делаем, спится;

Б) дышится, дышим, рассвело;

В) светает, вечереет, бежит, думается.

Г) дышится, смерклось, подморозило, рассвело.

... в которой все слова являются притяжательными местоимениями:

А) некий, мой, свой, который;

Б) их, ваш, его, её;

В) твой, какой-то, ваш, мой;

Г) чей-то, наш, ваш, некий.

... в которой все слова являются глаголами совершенного вида:

А) прибежал, улыбнулся, сижу, думаю;

Б) выручил, помог, смотрит, улыбается;

В) выучил, прорешал, осилил, пронесу;

Г) читает, решает, помог, получили.

... вкоторой все слова являются существительными общего рода:

А) грязнуля, ябеда, соня, солнышко;

Б) чистюля, обжора, красавица, неряха;

В) обжора, лапушка, радость, умница;

Г) тихоня, сластёна, умница, забияка. (5 баллов)



 8. Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.

Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.


Ответ.

Повесить нос – воспрянуть духом.

Хоть отбавляй – кот наплакал.

Как кошка с собакой – душа в душу.

Сложа руки – засучив рукава. (4 балла)



9. Подчеркните грамматические основы предложений.

1. Учёные построили глобусы с материками и океанами, нарисовали карты. 2. Но глобусы и карты были только моделью Земли. 3. Всю Землю целиком охватить глазом никому не удавалось. 4. Но вот произошло великое событие. 5. Случилось оно 12 апреля 1961 года. 6. Именно в этот день с космодрома Байконур стартовал в космос первый человек. 7. Звали его Юрий Алексеевич Гагарин, и было ему двадцать семь лет. 8. В 9 часов 7 минут вспыхнуло пламя в двигателях ракет. 9. 20 миллионов лошадиных сил было в них, и все они заработали слаженно и одновременно. 10. Грохот поднялся невероятный. 11. Но люди всё равно услыхали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» 12. И в тот же миг ракета подпрыгнула и скрылась в голубом небе. (По А. Томилину)

(12 баллов)

Максимальный балл – 50.



Ответы для 7- 8 классов

Задание 1. 

1). пУльты 3). разлитА 4). позвонИт

Итого: 6 баллов. За правильное указание предложения по 1баллу, за правильную постановку ударения в слове по 1 баллу

Задание 2. 

1. Все уши прожужжать (кому-либо) (1 балл) – надоесть постоянными разговорами о чём- либо (1 балл)

2. (Кто-либо) мухи не обидит (1балл) – кто-либо очень кроток, незлобив.(1 балл)

3. Садиться на шею (кому-либо) (1балл) – использовать кого-либо в своих интересах, для достижения своих целей, в ущерб ему (1балл).


Итого: 6 баллов


Задание 3. 

В слове нет суффикса - чик-


есть другой суффикс


зайчИК, ,огурчИК, пальчИК, хлопчИК


нет суффикса


кузнечик, пончик


В слове есть суффикс - чик- со значением


уменьшительности

блинчик, попугайчик, тюльпанчик, чубчик


лица

буфетчик, обидчик, переводчик




За правильное указание слов, у которых нет суффикса чик- : по 1 баллу за каждый правильный ответ (6 баллов). За указание суффикса –ИК - 1 балл, за указание на то, что в слове нет суффикса 1 балл. За правильное указание слов, у которых есть суффикс –чик- : по 1 баллу за каждый правильный ответ (7 баллов). За формулировку значения каждой группы, выражаемое суффиксом - чик- по 1 баллу.

Итого: 17 баллов



Задание 4. 

Окончание в форме род. пад. мн. ч.


Существительные с указанным окончанием

нулевое

акула, окно, перина, пуля, ружьё, село, тётя

-ов

крот, порог, слон, стол

-ей

кость, ладонь, роль, соболь



За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого: 15 баллов



Задание 5. 

Это существительное зверьё (1 балл). У одушевлённых существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (1 балл). Но в единственном числе одушевлённость или неодушевлённость показывают только существительные мужского рода 2 склонения (1 балл), а для существительных, не принадлежащих к мужскому роду и/или ко 2 склонению одушевлённость или неодушевлённость можно обнаружить только во множественном числе (1 балл). Так как существительное зверьё не имеет формы множественного числа и не является словом мужского рода, хотя и принадлежит ко 2 склонению, то у него не выражается ни одушевлённость, ни неодушевлённость (1 балл)

Итого: 5 баллов

Задание 6. 

Русский язык входит в большую семью˂.. индоевропейских 1 балл..˃ языков (от исландского до пушту). В этой семье он принадлежит к обширной группе славянских языков, которую составляют три подгруппы: восточная, южная и западная. К восточно - славянским языкам относятся украинский,˂... русский 1 балл.˃ и белорусский, к южно – славянским– ˂. болгарский- 1 балл.., македонский, ˂. сербско- хорватский (допустимо: сербо- хорватский, или сербский, или хорватский- 1 балл,).и словенский, к западно-славянским– чешский, польский, ˂.. словацкий 1 балл..˃, верхнелужицкий и нижнелужицкий. Родство славянских языков проявляется в близости их лексики, морфемики, способов словообразования, синтаксических систем, регулярных фонетических соответствиях и т.



Итого: 5 баллов

Задание 7. 

  1. подлежащее

  2. дополнение

  3. определение

  4. обстоятельство



Итого: 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Задание 8. 

Приставка

Итого: 1 балл.


Задание 9.

 А – 5, Б – 3, В – 1, Г – 6, Д – 2, Е – 4.

Итого: 6 баллов. По 1 баллу за каждый правильный вариант.

Задание 10

Перенять– поймать, перехватить.

Итого: 1 балл

Общее количество баллов: 66 баллов



















Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2017-2018 учебный год,

5-6 классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого

Макс.

балл

9

8

2

10

10

12

8

6

6

71

Баллы ученика













ОТВЕТЫ

1 задание

Ударение в словах: свЁкла, столЯр, танцОвщица, твОрОг, жалюзИ, бралА, чЕрпать, позвонИшь.

ОЦЕНКА: 1 балл за каждый верный ответ

2 задание

Русские синонимы к иноязычным по происхождению словам:

антракт – перерыв, миссия – представительство, задание, роль, пресса -печать, ситуация-положение, финал -завершение, дебаты -споры, шеф-начальник, триумф -успех, победа

ОЦЕНКА: 1 балл за каждый верный ответ

3 задание

«Не будь как ребёнок! Не уподобляйся ребёнку! Ты же не ребёнок!»

ОЦЕНКА: 2 балла за верный ответ

4 задание

Формы родительного падежа множественного числа от этих существительных: туфель, сапог, чулок, носков, помидоров, татар, солдат, простынь, спален, свечей

ОЦЕНКА: 1 балл за каждый верный ответ

5 задание

Правильные названия жителей городов: чебоксарец, москвич, ярославец, туляк, пермяк, костромич, магаданец, томич, уфимец, курянин.

ОЦЕНКА: 1 балл за каждый верный ответ

6 задание

Правильные словосочетания: тюль тонкий, кашне белое, кофе чёрный, какао сладкое, мозоль сухая, какаду красивый, салями вкусная, кольраби аппетитная, колибри красивый (красивая) 2 балла, если назовут обе формы; пенальти точный (точное) 2 балла, если назовут обе формы,

ОЦЕНКА: 1 балл за каждый верный ответ

7 задание

Правильные выражения: у нас - гости из Франции, рассказчик поведал ещё одну забавную историю, в парке посажено 52 дерева, кто последний, опять идёт дождь, оплатить проезд, смелая мысль, цены выросли.

ОЦЕНКА: 1 балл за каждый верный ответ

8 задание.

Слова покрой, жгут являются именами существительными и глаголами (повелит.и изъявит. наклонения)



ОЦЕНКА: по1 баллу за указание частей речи+ по 1 баллу за примеры

Не более 6 баллов

9 задание



Не являются словосочетаниями: 3) – это грамматическая основа; 6) – это предлог с существительным; 7) – это однородные члены предложения.





ОЦЕНКА: За каждую ошибку – 1 балл; по одному баллу добавляется за каждое правильное объяснение.





Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2017-2018 учебный год,

4 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Макс.

балл

10

10

1

5

7

6

10

2

5

9

65

Баллы ученика












Ответы:

1задание Ударение в словах: жАворонок, хвОя, столяЯр, плАтья, тУфля, твОрОг, бАнты, бралА, пОнял, звонИт.

ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждый верный ответ

2 задание Синонимы к следующим словам: врач - доктор, помощь -поддержка, век -столетие, бой-сражение, битва ,близко –вблизи, недалеко -рядом; финал -завершение, договор -соглашение, линия -черта,шеф - начальник,энергичный –активный

ОЦЕНКА: по1 баллу за каждый верный ответ

3 задание Прилагательное

ОЦЕНКА: 1 балл

4 задание Правильные словосочетания: червивое яблоко, тесные туфли, зубной врач, пропавшая собака, сверкающий камушек.

ОЦЕНКА: по1 баллу за каждый верный ответ

5 задание формы родительного падежа множественного числа от этих существительных: ботинок, туфель, сапог, чулок, носков, мандаринов, помидоров, ОЦЕНКА: по1 баллу за каждый верный ответ

6 задание Пропущенные буквы: примИрять соседей, развЕвается флаг, залИзать раны, отвОрить дверь, полОскать рот, умАлять значение.

ОЦЕНКА: по1 баллу за каждый верный ответ

7 задание

Правильные выражения : возвращаться из школы, раньше меня, вы выходите на остановке, жди меня, кто последний, мест нет, опять идёт дождь, оплатить проезд, снимите шапки, цены выросли..

ОЦЕНКА: по1 баллу за каждый верный ответ

8 задание

Существительное: дал-и

Глагол: да-л-и

ОЦЕНКА: 2 балла за верный ответ

9 задание Грамматические основы в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.



ОЦЕНКА: по1 баллу за каждую грамматическую основу



10 задание

Лоза, куст, парк, лето,  весна, сосна, рост, сокол, льют

…зола, стук, парк, тело, навес, насос, сорт, колос, тюль



ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждый верный ответ