муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа №9
Всероссийский конкурс
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Номинация: Экотрадиции
Творческая работа на тему: «Матрёшка – символ и душа России».
Автор работы:
Ракова Анастасия Александровна
МБОУ Кировская СОШ № 9
6 класс
Руководитель:
Радченко Людмила Ивановна
х. Хуторской
2022
Оглавление
Введение | |
1.Теоретическая часть | |
1.1. Происхождение матрешек | |
1.2. Первые матрешки | |
1.3 Название и символизм | |
1.4 Популярность | |
1.5 Виды матрешек | |
2. Практическая работа: пошив текстильной матрешки | |
3.Заключение | |
Список использованной литературы | |
| |
| |
| |
| |
| |
Введение
Все мы с детства знакомы с куклой. Кукла – это любимая игрушка каждой девочки. У нас, современных детей, множество различных кукол, но мало кто из нас знает, какие куклы были у наших предков, как выглядят народные игрушки, как их создают и каково их значение.
В последние годы в нашу жизнь возвращаются многие народные традиции и обычаи. В СМИ появляется всё больше информации о народных ремёслах, проводятся фестивали, мастер-классы по изготовлению народной игрушки. На каналах телевидения мы видим, как проходят выставки и конкурсы мастеров народного творчества. Всё это говорит о том, что у людей появляется желание узнать, какой же была народная игрушка.
Тема моей творческой работы посвящена матрёшке, нарядной русской игрушке, которая покорила сердца любителей красивых сувениров по всему миру. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом и душой России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Я считаю, что тема моей работы является актуальной, ведь ценность народной куклы в том, что она часть культуры человечества, она сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.
Интерес к матрешке сегодня не угас. Она достойна изучения и сохранения. Изучая историю и особенности техники выполнения, можно получить представление о народе и его культуре, позволит приобщиться к духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус и интерес к народным традициям. Матрёшка сегодня – одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства, это уникальная особенная поделка, которой Россия славилась всегда. Матрёшка - это добрый подарок для родных и друзей, лучший сувенир для туристов, уникальный предмет для коллекционеров. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка – наша гордость. Суть русской матрёшки – дружба да любовь. А об этом мечтает каждый на земле. Матрёшка остаётся символом материнства. Эта тема очень заинтересовала меня своей загадочностью. Я всегда удивлялась, как из одной игрушки появляется еще три, четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встретилась еще в дошкольном возрасте. Мне подарила ее моя бабушка. Много раз я задумывалась о её происхождении, где и когда она появилась на свет, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всеобщей любовью. Создание матрешки воспитывает духовность, бережное отношение к народным традициям, патриотизм, интерес к историческому прошлому русского народа. Стилизация образа матрешки дает широкий диапазон ее применения. Это сувенирная продукция. Современные материалы и технологии дают большие возможности для этой деятельности.
Вот я и решила узнать об этой замечательной русской игрушке и сшить текстильную куклу-матрешку. На уроке технологии я освоила мастерство плетения бисером, научилась шить на швейной машинке и выполнять ручные работы, а на уроках изобразительного искусства - рисовать лицо. Чтобы закрепить свои умения, я решила сшить матрешку. Выполняя свою творческую работу, я применила все полученные знания и умения.
Тема моей творческой работы: « Матрёшка – символ и душа России».
Цель моей работы:
Перед собой я поставила задачи:
изучить и проанализировать литературу по данной теме;
узнать, почему с давних пор русскую Матрёшку называют душой России;
выяснить, какие виды матрешек существуют;
изучить способы изготовления текстильных народных кукол;
научиться самостоятельно изготавливать текстильную матрешку;
Гипотеза: Я предполагаю, что Матрёшка хранит в себе много секретов.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
В.С. Шефнер
Происхождение куклы-матрешки
Точное происхождение русской матрешки до сих пор неизвестно. Но по самой распространенной версии ее прототипом являются японские раскладные деревянные куклы с изображением языческого бога Фукуруми. Считается, что в 1890 г. одна из таких была привезена в подмосковную усадьбу А. Мамонтова, который владел мастерской детских игрушек «Детское воспитание». Вдохновившись идеей японской куклы, он сразу поручил своим мастерам изготовление подобной, только в “русском стиле”. Хотя также известно, что раскладные яйца существовали в России и ранее.
Первые матрешки
В 1890 г. первая русская матрешка была выточена В. Звездочкиным и затем расписана С. Малютиным. Она состояла из 8 куколок: самой большой была девочка в простонародном костюме, платке и с черным петухом в руке, в ней помещался мальчик, в нем – снова девочка, и так чередовалось до самой маленькой – младенца в пеленке. При этом все фигурки отличались между собой как размером, так и росписью.
Название и символизм
Свое название матрешка получила от популярного в то время имени Матрена, так как на игрушке чаще всего изображалась именно простая благочестивая русская девушка. И матрешка стала олицетворением матери многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем, о котором говорит румянец и пышные формы. Матрешка выражает собой и некую духовную истину о человечестве и Боге: все в Одном, и Один во всех. Каждая матрешка из набора вроде бы целостна, но в отрыве от остальных теряет свое значение. Развивающей и обучающей ценности матрёшки может позавидовать любое современное детское пособие. Эта великолепная игрушка – отличный подарок маленьким детям. С её помощью можно научить детей выделять разные качества и величины вещей, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму, в игровой форме обучать счету. Игры с Матрёшкой развивают координацию рук, чувственное восприятие, логическое мышление и дают возможность просматривать причинно-следственные связи.
Популярность
Всемирную известность матрешки получили после выставки в Париже в 1900 г. И уже через 10 лет игрушку стали заказывать 14 стран мира. Правда, их производство в связи с начавшимся кризисом в 1900 г. было передано в мастерскую Сергиева Посада. С ростом популярности таких кукол появлялось все больше мастерских по их изготовлению и, следовательно, новых видов росписи.
Виды росписи
Много видов у матрёшки
Ведь она из разных мест.
Есть загорская, тверская,
И семёновская есть,
Полховская, вятская –
Вот какая разница!
Давайте их сейчас сравним,
Наряд её определим.
Ведь чтоб её нарисовать,
Отличия необходимо знать.
Загорская матрешка
Одна из популярных сегодня “сергиевская” роспись сохраняет стиль художника Малютина. Его характерная черта в том, что основное внимание уделяется элементам одежды и быта, а черты лица мелкие и не подробные. Основной особенностью Загорской матрешки из Сергиева Посада являлось создание контуров будущего рисунка раскаленной иглой, т.е. по методике выжигания. С течением времени данный способ эволюционировал с технической точки зрения до такой степени, что местные мастера для получения некоторых матрешек не раскрашивали и не покрывали их лаком, украшая лишь «золотом». Основными элементами росписи являются:
- головной убор, представляющий завязанный на узел платок, из-под которого выступают две пряди;
- «передник», на котором изображен тот или иной сюжет;
- подробная прорисовка лица в манере иконописи;
- оформление лица и рук в телесном цвете.
Роспись осуществляется без предварительного нанесения рисунка с применением акварельных и масляных красок красного, синего, оранжевого, зеленого и некоторых других цветов.
Тверская матрешка
Оформление Тверской матрешки начинается с подготовки заготовки (белья), схожей с грунтованием, и заканчивается ручной росписью деревянной куклы профессиональным художником. При этом, стилистика применяемой росписи отчасти имитирует Хохлому, а наряд матрешки, как правило включает праздничный русский народный сарафан, передник которого украшен расположенными на черном фоне цветами и листьями, позолоченный головной убор (платок), а также тяжелые бусы.
Семеновская матрешка
Традиционно изготовленная и оформленная семеновская матрешка представляет собой деревянную куклу, имеющую достаточно большую площадь незакрашенных поверхностей. В то же самое время на фартуке изделия гармонично размещаются роскошные сказочные цветы внушительных размеров.
Процесс росписи семеновской матрешки начинается с наметкой художником лицевых контуров: глаз, бровей, губ, румянца. Закончив данный этап, мастер переходит к прорисовке контуров других элементов: рук, фартука, головного платка, юбки. При этом основные силы художник бросает на работу с фартуком, украшенным великолепными цветами и являющимся, как было сказано выше, центральным элементом сувенира.
После того, как все контуры прорисованы, мастер переходит непосредственно к раскрашиванию изделия, создавая, в конечном итоге, настоящий шедевр народного промысла.
Если говорить об основных отличительных особенностях семеновской матрешки, то здесь следует отметить следующие ее характерные черты:
статность формы куклы и более тонкий, нежели, например, у сергиевской матрешки, верх;
существенный объем незакрашенных участков;
центральным элементом изделия является передник с большими цветами;
доминирование в оформлении куклы красного, синего и желтого оттенков, применяемых при раскрашивании сарафана, платка, фартука и т.д:
незначительная ассимметричность расположения букета (со смещением вправо) и т.д.
Важно упомянуть, что приблизительно до 1953 года семеновский вариант матрешки был менее популярен, нежели Сергиевский или Загорский. Но однажды, оказавшись на международных выставках, проходивших за рубежом, Семеновская матрешка внезапно стала гораздо популярнее своих «конкуренток». И произошло это, в первую очередь, благодаря более колоритному и красочному стилю семеновской росписи.
Полхов-Майданская матрешка
Форма у Полхов-Майданской матрешки вытянутая, с уплощенной и относительно небольшой по размерам, головой.
После того, как токарь произвел основу (белье), к работе подключается художник. Сперва на будущую игрушку наносится клейстер, а затем выполняется наводка (по аналогии с Семеновской).
Роспись у Полхов-Майданской матрешки весьма простая – это, как правило, лицо с выступающими кудрями и обязательно ниспадающий платок. Также на голове фигурки помещен трилистник розана, а на овале передника цветы и ягоды.
Вятская матрешка
Технология производства Вятской матрешки, в целом, идентична технологии производства матрешек других видов. Главное отличие этого сувенира - его внешнее художественное оформление (роспись), сочетающееся с инкрустацией соломкой.
Кировская деревянная кукла олицетворяет скромно улыбающуюся девушку-северянку в нарядном сарафане и красочном платке без мелких деталей. Важным нюансом является тщательная прорисовка глаз и плоский орнамент с преобладанием зеленых, синих и красных оттенков в оформлении.
Авторские матрешки
Появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также матрёшки по мотивам русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.
Практическая творческая работа
Прежде чем приступить к выполнению своей работы, то есть пошиву самой игрушки, я занималась сбором информации из разных источников. После ознакомления я проанализировала собранные сведения и апробировала разные приемы рукоделия, работая с различными видами текстиля.
Этапы работы над творческой работой:
1.Выбор темы. 2. Планирование деятельности, подбор нужных материалов. 3.Использование литературы по народным игрушкам, поиск технологий. 4.Практическая работа по раскрою ткани: - сметывание, стачивание деталей; - набивка синтепоном; - изготовление дна; - соединение матрешки с донышком; - грунтовка и прорисовка лица матрешки; - декорирование матрешки. Реализация проекта требует незначительных финансовых затрат. Успешность проекта зависит от собственной целеустремленности. На уроке технологии я научилась выполнять ручные швы, шить на швейной машинке, научилась рукодельничать, вышивать, вязать, плести бисером. Чтобы закрепить свои умения, я решила сшить матрешку. В этой игрушке я применила все свои полученные знания.
Технологическая последовательность выполнения матрешки
№ | Этапы работы | Изображение |
1 | Делаем выкройку. Складываем ткань вдвое лицом к лицу, переносим детали на ткань, скалываем ткань булавками. | |
2 | Аккуратно раскраиваем с отступом 2-3 мм от выкройки. | |
3 | Соединяем детали. По краю делаю надсечки | |
4 | Набиваем деталь синтепоном и зашиваем дно | |
5 | Делаем донышко | |
6 | Соединяем дно с матрешкой | |
7 | Грунтуем и прорисовываем лицо матрешки | |
8 | Декорируем матрешку | |
Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. Для выполнения своей работы некоторые материалы я использовала вторично, например разноцветные кусочки ткани, синтепон, бусинки, ленточки для украшения. Я считаю, что моя работа экологически безвредна и никакого ущерба окружающей среде не нанёсет. Создание матрешки воспитывает духовность, бережное отношение к народным традициям, патриотизм, интерес к историческому прошлому русского народа. Стилизация образа матрешки дает широкий диапазон ее применения. Это сувенирная продукция. Современные материалы и технологии дают большие возможности для этой деятельности. Каждая вещь, созданная своими руками, неповторима, что придает особую ценность.
Заключение.
В процессе выполнения творческой работы я открыла для себя много нового и интересного:
-первая матрёшка появилась в России в конце 19 века;
-выточил ее токарь В. Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина;
-имя матрёшки появилось от имени «Матрёна», в корне которого лежит латинское слово «mater», означающее – мать;
-матрешка является символом плодородия, богатства, материнства;
-существует несколько видов матрёшки: Сергиево-Посадская, Семёновская, Полхов-Майданская, Вятская, Загорская, авторская;
-матрёшку изготавливают по специальной технологии.
Я доказала гипотезу о том, что Матрешка хранит в себе много секретов.
В результате работы над творческой частью я создала текстильную матрешку, тем самым подтвердив, что Матрёшку можно сделать своими руками.
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, потому что была и остается творением человеческих рук, а чудо в том, что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ.
А для себя я сделала выводы:
1.Матрешка – это символ русского народного искусства, символ материнства и продолжения рода.
2.Матрешка – это образ русской красавицы.
3.Матрёшка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.
4.Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.
Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение.