.Медико-психолого педагогические мероприятия в коррекции детей с итнеллектуальными нарушениями(ИН).Новые формы помощи семье.
1.Клинико-психологическое обследование.1.Анализ анамнестических данных, оценка неврологического соматического и психического состояния.Лабораторные методы исследования:ЭЭГ,МРТ,краниография.
2.Этапы психолого -педагогического обследования: наблюдение,экспериментальные исследования, анализ сформированности психической сферы и различных видов деятельности ребенка, заключение об уровне интеллектуального развития ребенка.
3.Медико-педагогическое сопровождение детей при нарушениях интеллекта.Основные положения и методы:выявление первичного дефекта и последующего за ним формирования вторичных отклонений психического развития, сохранности функций и компенсаторных возможностей мозга;прививка элементарных навыков самообслуживания, гигиены; воспитание правильного поведения, социально-бытовая ориентация, обучение установлению причинно-следственных связей.Коррекционные занятия по развитию предметного и пространственного гнозиса и праксиса,фонетики.
3.Сочетание коррекционныхзанятий с медикаментозным лечением, укрепляющими, тонизирующими и успокаивающими мероприятиями:водные процедуры, массаж, лечебная гимнастикаи физеотерапия.
4.Психотерапия как комплексное лечебно-психолого-педагогическое воздействие на психику с целью устранения социальной дезадаптации,развитие адекватного отношения к себе и окружающей среде;психотерапевтическая работа с членами семьи, оценка родительских позиций, метод групповой психотерапии.
5.ПРИНЦИП АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ В КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.ИНТЕГРАЦИЯ.
АБИЛИТАЦИЯ-это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.(стр.189-пособие)РЕАБИЛИТАЦИЯ-система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной и речевой сферы детей младшего возраста, реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.
МЕДИЦИНСКАЯ АБИЛИТАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО-это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных,сенсорных,двигательных и речевых реакций ребенка(медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, лечебная физкультура и протезирование).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АБИЛИТАЦИЯ-направлена на компенсацию психических нарушений с целью включения и интегрирования поведения умственно отсталого в социальную среду.В основе РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ детей с различными отклонениями в умственном развитии лежит своевременная и адекватная диагностика интеллектуальных нарушений. Были предложены 3 ТИПА РЕАБИЛИТАЦИИ:
1.Восстановительная терапия(лекарственные средства в сочетании с методами психосоциального воздействия).
2.Имеет профессионально-педагогическую направленность и включает коррекционно-воспитательную работу с целью обеспечения приспособляемости личности.Это психологическое, педагогическое и психосоциальное воздействие.)
3.На 3 этапе реабилитации медикаментозная терапия применяется лишь как средство, предупреждающее или купирующее обострение дефекта.Конечной целью и смыслом реабилитации умственно отсталых является их бытовое и трудовое устройство.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИН:
1.Повышение навыка социального взаимодействия( умение ориентироваться в соц.ситуациях).
2.Расширение бытового и социального опыта детей(приближение учебного процесса к реальным,жизненным условиям).
3.Адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих(при обучении основное внимание уделяют профориентации).
ИНТЕГРАЦИЯ-выборочное помещение учеников в спец.школы и создание спец.классов.
Современные ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОМОЩИ:
1. Информационно-аналитические(«почтовый ящик»).
2.Наглядно-информационные( стенды, родительские клубы).
3.Познавательные(родительские гостиные, устные журналы).
4.Досуговые( совместные досуги, акции).
ТЕРМИНЫ:первичный дефект,интеграция, медицинская абилитация, психолого-педагогическая абилитация,реабилитация,социальная адаптация.