Загадки поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»: можем ли мы назвать главного героя поэмы?
Технологическая карта урока литературы в 9 классе
Технологическая карта занятия
Тема занятия: Загадки поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»
Тип занятия: занятие, направленное на усвоение новых знаний, с элементами исследовательской деятельности.
Оборудование: ПК, мультимедиа, экран, рабочие тетради
Плакируемый результат:
предметные УУД: знакомство с произведением А.С. Пушкина
познавательные УУД: активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора
личностные УУД: умение ставить цели, осознать свои возможности, отражать личностную позицию.
Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия, взаимодействовать с группой, преподавателем
коммуникативные УУД: умение работать в группе, выражать свою точку зрения, сотрудничать с преподавателями и одногруппниками.
Технологическая карта занятия
Этапы занятия, время этапа занятия | Задачи этапа занятия | Методы и приемы, формы обучения | Действия преподавателя | Действия обучаемого | Универсальные учебные действия | Планируемый результат |
Орг.момент – 2 мин. | Организовать обучающихся. Самоопределение обучающихся к деятельности на занятии | Фронтальная | Проверка списочного состава и готовность обучающихся к занятию | - | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на занятии | Проверка готовности обучающихся к занятию |
Мотивация – 5 мин. | Систематизировать имеющиеся знания у обучающихся | Просмотр видеоролика «К 200-летию со дня наводнения 7 ноября 1824 года» и ответы на вопросы учителя: 1.Похоже ли данное произведение на другие произведения Пушкина? 2.Какие чувства вызвала у вас поэма? 3.Какие темы поднимаются в поэме? | Обсуждение устных ответов обучающихся | Ответить на вопросы относительно просмотренного видеоролика | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу. | Умение формулировать цели и задачи занятия. |
Актуализация знаний (встреча с проблемой) – 5 мин. | Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме | Постановка проблемы занятия, цели и задач урока при ответе на вопросы: Назовите героя, связанного с каждой из обозначенных проблем. Кого из героев вы бы назвали главным героем поэмы? | Обсуждение устных ответов обучающихся | Обучающиеся отвечают на вопросы, сталкиваются с «незнанием» | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. | Умение оценивать поставленную задачу. Строить рассуждения в форме связи простых суждений о заявленных объектах. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; |
Практический этап. Анализ образной системы поэмы, составление характеристики героев–13 мин | Организовать осмысленное восприятие нового материала | Работа с отрывком из текста в группе (ответы на вопросы): 1.Группа «Образ Петербурга» 2.Группа «Образ стихии» 3.Группа «Образ Евгения» 4.Группа «Образ Петра Первого» Вопросы смотри в приложении 1 | Распределение на группы, выдача отрывка, списка вопросов | Работа с отрывком в группе (в рабочей тетради) | Предметные: Обеспечить систематизацию изученного материала; Личностные: Осознание собственных возможностей Регулятивные: Определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью преподавателя, искать средства ее осуществления. Познавательные: Систематизация и обобщение нового материала; Коммуникативные: Работать индивидуально и в группе: находить общее решение; Формулировать, аргументировать свое мнение | Обобщать полученную информацию. Фиксировать полученную информацию Умение осуществлять самооценку. |
Практический этап. Анализ образной системы поэмы, обсуждение характеристики героев– 13 мин. | Систематизировать материал в тетрадь Организовать осмысленное восприятие новой информации | Обсуждение полученных ответов (один представитель от группы) | Организовать работу обучающихся | Ответить на представленные вопросы, аргументировать свою позицию | Предметные: анализ образов в литературном произведении Регулятивные: Организация собственной деятельности Личностные: Осознание собственных возможностей Коммуникативные: Сотрудничество с педагогами, одногруппниками | Систематизировать новый материал Давать ответы на вопросы, ориентируясь на текст художественного произведения. |
Рефлексивно-оценочный этап 2 мин. | Осмысление процесса результата деятельности | Беседа с обучающимися. | | Оценивают психологическое состояние группы Записывают домашнее задание | Познавательные: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Оценка степени достижения цели Умение вести диалог с преподавателем и однокурсниками. |
приложение 1
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
(метод использования сократических вопросов)
Группа 1
Образ Петербурга в поэме
А) Вступление посвящено основанию Петербурга и его описанию? К какому выводу нас это приводит?
Б) Какие средства художественной выразительности, использующиеся при описании Петербурга, вы можете выделить? Как они влияют на ваше восприятие города?
В) Каково отношение автора к Петербургу? Почему этот вопрос важен?
Г) Почему эти выводы имеют значение для нашего понимания темы?
Группа 2
Образ стихии в поэме
А) Описывает ли наводнение Пушкин? Можем ли мы опустить этот вопрос?
Б) Какие средства художественной выразительности, использующиеся при описании наводнения, вы можете выделить? Как они влияют на ваше восприятие поэмы?
В) Наводнение – это бунт? Благодаря чему вы пришли к этому заключению?
Г) Почему эти выводы имеют значение для нашего понимания темы?
Группа 3
Образ Евгения в поэме
А) Есть ли в поэме портрет Евгения? Как вы можете это объяснить?
Б) Каково социальное положение Евгения? Евгений – «маленький человек»? Легко или трудно ответить на этот вопрос? Почему?
В) Евгений – сумасшедший или бунтовщик? Поставили бы вы вопрос по-другому?
Г) Почему эти выводы имеют значение для нашего понимания темы?
Группа 4
Образ Петра Первого в поэме?
А) Как называет его в поэме автор? Ясен ли вам этот вопрос? Понимаете ли вы его?
Б) Мечты Евгения и планы Петра. К чему привело их столкновение?
В) Медный всадник = Петр Первый? Есть ли основания поставить под сомнение это доказательство?
Г) Почему эти выводы имеют значение для нашего понимания темы?
Продолжите предложения
Сегодня я узнала______________________________________________________________
Было трудно_________________________________________________________________
я поняла, что_________________________________________________________________
я научилась__________________________________________________________________
Было интересно узнать, что_____________________________________________________
2