Золотая каска.
Познавательное занятие по правилам пожарной безопасности для учащихся 6 – 8
классов.
Составила Бичина Л.И.
Воспитатель, г. Заринск.
Цель: обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности.
Задачи.
Образовательные:
- отработать модели поведения в пожароопасных ситуациях;
- формировать основы внутренней убеждённости в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Воспитательные:
- воспитывать умение самостоятельно принимать решение во время возникшей пожароопасной ситуации;
- воспитывать ответственное отношение к вопросу соблюдения правил пожарной безопасности.
Коррекционные:
- развивать логическое мышление через выполнение заданий по установлению причинно – следственных связей;
- развивать внимание через выполнение задания «лозунги наоборот».
Ход занятия.
Вед. Немного истории. Когда древнему человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые ему помогали в хозяйстве. Жарить мамонтов на костре было неудобно, и человек придумал газовую плиту. Жить без света было плохо – и человек придумал лампу. Вот только эти вещи могут не только помогать, но и становиться опасными или становятся причинами опасных ситуаций, таких, например, как пожар.
- Сегодня, ребята, мы собрались на занятие «Золотая каска».
- Скажите, люди каких профессий носят «золотые», блестящие каски?
Дети: пожарные.
Вед. Как вы думаете, почему они надевают каски такого цвета?
Дети: чтобы в дыму их заметили, то есть для их безопасности.
Вед. Правильно. Как вы думаете, о ком и о чём пойдёт речь на нашем занятии?
Ответы детей.
Вед. Настоящими героями в борьбе с пожарами становятся пожарные – люди одной из самой древней и героической профессии. Именно о них, о пожарных, написано много стихотворений. Давайте послушаем отрывки произведений, которые подготовили наши ребята.
1 ученик
Нет профессии нужнее. Ангелина Симонова.
Нет профессии нужнее,
Нет профессии важнее.
В нашем городе родном
Каждый уцелеет дом.
Даже кошкин, даже мышкин,
Если ты читал ту книжку.
Не пожарник, а пожарный,
Справится с огнём он славно.
Смел, отважен и силён,
Стану я таким, как он.
2 ученик
Телефон их «01». Елена Инкова.
У машины – красный цвет,
Есть сирена, яркий свет.
На готове в ней всегда:
Шланги, лестница, вода!
Если где – то есть пожар,
И огня опасен жар –
Ей дорогу уступают!
Это правило все знают.
Героический расчёт
Службу трудную несёт!
Телефон их «01»
Знает каждый гражданин.
Вед. Кто может стать пожарным?
Дети: пожарным может стать лишь смелый, сильный человек, человек с добрым сердцем, развитой мускулатурой.
(Слышен какой – то шум)
Вед. Ребята, извините, я вынуждена прервать наше занятие – нужно узнать, что там за шум…
Входят 2 человека страшного вида в противогазах и с плакатом, на котором написаны лозунги.
1 гость
- Здравствуйте, я представитель партии «Юные поджигатели». Наша партия считает, что детей несправедливо лишили игр со спичками. Спички – самая доступная игрушка, которая по карману любому родителю. Поэтому мы требуем:
1. Все спички детям!
2. Долой пожарных!
3. Долой правила пожарной безопасности»
4. Долой телефон «01»!
5. Да здравствуют игры с огнём!
6. Да здравствуют пожары!
2 гость
- Мы надеемся, что вы сделаете правильный выбор! Голосуйте за нас! Мы победим!
Вед. Вот это да! Такого поворота событий я не ожидала! Ребята, кто из вас стал бы голосовать за этих людей? Почему?
Ответы детей.
Вед. Молодцы! Уважаемые гости, голосовать мы, конечно за вас не будем, но приглашаем остаться на нашем занятии. Посидите, поучаствуйте. Возможно, к концу занятия вы измените своё отношение к правилам пожарной безопасности.
Гости (недовольно): хорошо.
Вед. Ребята, как вы считаете, лозунги у наших гостей правильные? Что такое лозунг? (призыв, обращение). Давайте, пользуясь этими лозунгами, поиграем в игру «Лозунги наоборот». Задание: каждому неправильному лозунгу гостей подобрать соответствующий правильный лозунг.
Да здравствует телефон «01»!
Долой пожары!
Спички детям не игрушка!
Долой игры с огнём!
Да здравствуют правила пожарной безопасности!
Да здравствуют пожарные!
Вед. Ребята, давайте вспомним причины, из–за которых может возникнуть пожар. Ответы детей.
Вед. Молодцы, ребята! Вы много назвали разных причин пожаров. Но источников пожаров всего три.
- Что такое источник? ( «источник» - то, что даёт начало чему – то).
1 группа задание
- Назвать источники открытого огня (спички, газовая плита, горючие вещества).
- Какие горючие вещества вы знаете ( бензин, керосин, спирт, краска…).
2 группа задание
- Назвать электрические приборы (электропроводка, пылесос, приёмник, телевизор…)
- Почему эти вещи нельзя тушить водой? ( вода хорошо проводит электрический ток, любое прикосновение к такой воде приводит к мгновенной смерти).
Вед. Ребята, как нужно себя вести, если пожар всё - таки возник?
Ответы детей:
- для начала нужно посмотреть, можно ли пожар потушить самим;
- если пожар небольшой, пламя можно сбить чем- нибудь, например, плащом;
- если пожар большой, нужно выбраться из дома, закрыть помещение, позвонить по «01».
Вед. Вы, ребята, знаете, что в природе есть вещества, препятствующие горению, назовите их.
Ответы детей: это песок, вода, глина…
Чтобы лучше различать эти вещества, мы с вами поиграем в игру «Огонь – вода».
Условия игры: если я буду называть вещество, препятствующее горению, нужно спрятать руки за спину, а если усиливающее горение, нужно поднимать руки вверх, изображая пожар, ( слова для игры: песок, картон, вода, книги, платье, бензин, сухая трава, керосин, спирт, железо, глина).
Вед. Молодцы, вы отлично справились с задачей. Порой, чтобы справиться с огнём, пожарным приходится проявлять большую изобретательность и сообразительность. Давайте сейчас проверим, насколько сообразительны вы. Я буду загадывать загадки, а вы, если знаете ответ, поднимаете руку.
Шипит и злится, воды боится (огонь).
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь, пламя).
В маленьком амбаре живут 100 пожаров (спички).
Раскалённая стрела дом свалила у села (молния).
Красный бык стоит, дрожит, чёрный на небо бежит (огонь, дым).
Вед. Молодцы, ребята! А вы, уважаемые гости, не желаете вступить в наши ряды, ряды сторонников пожарной безопасности?
Гости:
Да, теперь мы видим, что пожар может стать настоящим бедствием для всего живого. Чем пожар тушить, лучше его предупредить.
Поэтому мы посоветовались и решили вступить в ваши ряды, ряды сторонников пожарной безопасности.
Вед. Ну вот, ребята, наше занятие подходит к концу.
- Что нового вы сегодня узнали? Давайте повторим правила пожарной безопасности.
Ответы детей:
- спички детям не игрушка;
- нельзя играть с огнём;
- уходя из дома, выключать электроприборы.
Вед. Если возник пожар нужно…
Дети:
- вызвать пожарных по телефону «01»;
- выбраться из горящего помещения, закрыв все окна и двери.
Вед. Благодарю всех за участие. Все были активны, сообразительны и правильно отвечали на вопросы. Спасибо за внимание!