СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая публикация по проблемам образования обучающихся на тему: «Формирование осознанного чтения у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая публикация по проблемам образования обучающихся на тему: «Формирование осознанного чтения у младших школьников»»

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОГИМНАЗИЯ № 237 «СЕМИЦВЕТИК» ГОРОДА САРАТОВА

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

410005, г. Саратов, ул. им. Посадского И.Н., зд. 308 А, стр.1; тел.: (8452) 69-23-06; телефон/факс: 69-27-43; school237@inbox.ru; Инн: 6452066022; кпп: 645201001; ОГРН 1036405201821; ОКПО 4373306.



Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Фроловой Светланы Сергеевны

по теме: «Формирование осознанного чтения у младших школьников»


Цель работы: создать условия для формирования основ читательских компетенций первоклассников.

Задачи:

  • подобрать необходимые приёмы, формы организации деятельности, формирующие навык осознанного чтения;

  • подобрать специальные упражнения, направленные на развитие чёткости произношения, фонематического слуха, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд;

  • способствовать формированию основ читательской компетенции первоклассников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией;

  • развивать увлечённость чтением, потребность в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности;

  • создать единое читательское пространство на основе взаимодействия: ученик – учитель – родитель;

  • учитывать индивидуальные особенности учащихся;

  • воспитывать интерес к чтению.


Данная тема для меня стала актуальна. Учащиеся, поступившие ко мне в первый класс, отличались разноуровневой подготовкой к школе: одни читали по слогам, другие - бегло, а некоторые - не читали вовсе. Поэтому у меня возникла потребность в формировании осознанного чтения первоклассников (владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения), т.к. чтение - основное средство обучения.

Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка. Проблемы при обучении чтению объясняются многими причинами (неуверенность ребёнка, нарушение взаимодействия отдельных функций мозга, нарушение зрения или слуха, невнимание учителей к психологическим особенностям школьника, трудности семейного воспитания). В своей работе я рассматривала наиболее эффективные методы и приёмы обучения чтению, учитывая психологические особенности детей моего класса.

Работу по обучению чтению я начала с первых уроков. Эффективными приемами работы над техникой чтения у первоклассников являлись: дыхательные упражнения, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, скороговорки. Такие упражнения были с использованием нужной интонации, темпа, логического ударения. Также использование слоговых таблиц.

Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:

- упражнения в орфоэпическом произношении;

- упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (зрительные диктанты, жужжащее чтение);

- упражнения на чтение вслух и про себя;

-упражнения для развития осознанного чтения (работа с небольшими текстами с вопросами).

Позже подключила заучивание стихотворений, инсценирование небольших сказок.

Во второй половине дня, на дополнительных занятиях, ребята занимались по тренажёрам (Чурсина Л. В.; Турусова А.Р.; Рогачева Е. С.).

При обучении первоклассников очень важна помощь родителей. На родительских собраниях старалась убедить родителей в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, особенно на первых ступенях грамотного чтения. Дома необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т. д. На личных консультациях с родителями я призывала их быть предельно сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к своему ребёнку. Важно показать результаты его труда, вовремя похвалить и оценить его работу.

Комплексная и целенаправленная работа помогла улучшить процесс обучения чтению и повысить интерес к нему у некоторых учащихся, что сказалось на конечных результатах:

Месяц

Не читали

Менее

10 слов

10-20

слов

20-30

слов

30-40

слов

40-50

слов

50 и более

слов

Сентябрь

8 уч.

7 уч.

10 уч.

4 уч.

-

-

-

Май

-

-

6 уч.

8 уч.

5 уч.

5 уч.

4 уч.


Подводя итог проделанной работы, следует сказать, что к концу первого класса не у всех учащихся сформировался навык осознанного чтения. Не все дети научились работать с текстом, выделять главное в содержании, передавать своё отношение к прочитанному. В связи с этим по данной теме будет продолжаться работа во втором классе с использованием новых технологий, приёмов и методов работы по формированию читательской компетентности у младших школьников.