СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в ДЩИ".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, способствует развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям...

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в ДЩИ".»

МБОУ ДОД ДШИ имени А.С. Даргомыжского.



















Методическая работа:

«Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках в ДШИ»





Разработала

преподаватель ДШИ

имени А.С.Даргомыжского

Курносова Е.А.





2020год





Содержание

1.Введение (актуальность, цели, задачи, преимущества ИКТ).

2.Внедрение информационных технологий в музыкальное образование:

3.Ресурсное обеспечение проекта:

- мультимедийные программы:

- электронные издания;

- фонотека;

- фонограмма;

- цифровые фотоаппараты и видеокамеры;

3.Работа в сети Интернет:

- интернет - конкурсы, фестивали;

- электронная почта;

- другие возможности ИКТ.

4.Проектное решение.

5.Заключение.

6.Интернет источники.

7.Список используемой литературы.



«Каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим
или вышагивать пятками назад»
Анатолий Гин.


Введение

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития — ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, нашу жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Актуальность

Сегодня информатизация – это один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация учащихся, активизация их познавательной и творческой деятельности. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, способствует:

-повышению качества музыкального образования,

-развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям,

-вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность,

-расширению художественного кругозора учащихся;

-формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Под информационными технологиями понимаются не только технологии использования компьютера и сети Интернета с неограниченными возможностями приобретения и трансляции художественного, в том числе и музыкального материала, но также и многочисленные компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы, мультимедийные презентации.

Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это направление Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.

Цель:

-внедрение новых форм работы и нового подхода к образовательному процессу в классе специальности;

-выявление личностных интересов учащихся для  мотивации к творчеству путем использования инновационных педагогических технологий.

Задачи:

- профессиональная подготовка исполнителей;

-   использование ИКТ, как источника вспомогательного учебного материала. (Справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

-установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и учащимся;

- помочь преподавателю образно и интересно подать материал; модернизировать и искать более эффективные формы и методы работы в воспитании учащихся

- расширить кругозор учащихся.

Преимущества ИКТ

-Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

-Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, способствует формированию у детей рефлексии.

-ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей .

-Учебные программы дают возможность наглядно представить результат своих действий .

- Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.

Внедрение информационных технологий в музыкальное образование:

Ресурсное обеспечение проекта:

В работе продуктивно используются и внедряются в образовательный процесс интернет - технологии, цифровые и электронные ресурсы: аудио и видеоматериалы, графические, текстовые и другие документы, телевизор, мультимедийное устройство, компьютер, проигрыватель, музыкальный центр, флешь – карты.

Музыкальное воспитание в ДШИ.

Развитие способностей к восприятию музыки осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, осознание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся активно, с увлечением и интересом посещали и занимались на уроках. Помощью преподавателям музыкального отделения в решении этой непростой задачи может стать сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Мультимедийные программы:

электронных издания

На сегодняшний день существует много различных электронных изданий, которые могут быть использованы в музыкально-образовательной деятельности. Условно их можно разделить на следующие группы:



Информативные:

 – энциклопедии: классической музыки, популярной музыки, шансона, джаза, музыкальных инструментов, театра, балета:

- электронные библиотеки,

- нотные архивы,

- каталоги обучающих музыкальных программ,

-электронные пособия.

Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации, так “Энциклопедия классической музыки” включает 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания, показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания, 121 статья познакомит с самыми известными исполнителями всего мира. Не забыли авторы рассказать о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. При желании можно воспользоваться словарём, где в 489 статьях можно найти все самые необходимые знания. Можно совершить 12 виртуальных экскурсий по странам мира и познакомиться с их музыкальной культурой. При помощи 150 вопросов викторины можно самостоятельно оценить уровень своих музыкальных знаний;

«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.
Энциклопедия на CD "Класическая музыкаиллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. 

Учащиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки,  просмотр видео  составит более полное представление о композиторе, его творчестве.  Зрелищность, яркость, новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными  приемами делают такой урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. С помощью этой программы можно подготовить сообщение, реферат, найти музыкальный материал.

Энциклопедия «Музыкальные инструменты» Знакомит с историей возникновения и развития инструментов, особенностями устройства и звучания.

Microsoft Office Word используется для создания конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики.
-  Microsoft PowerPoint  открывает пользователю широкие возможности для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию в программе сможет любой, даже самый неопытный пользователь – инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы.  Информация через компьютер подается в понятной для детей форме, наглядно и образно; компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

Презентации позволяют создать информационную поддержку при подготовке к проведению уроков музыки, а также во внеклассной работе Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. Использование презентаций открывает перед преподавателем широкие возможности в более ярком, образном раскрытии изучаемого материала. Они позволяют включать в себя текст о произведении или авторе, также в них можно вставить нотные фрагменты, музыкальные фрагменты и даже видеофрагменты. Это могут быть слайды об определенном произведении, о музыкальном стиле или направлении. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя доклады с тематическими лекциями, фотографии с мероприятиями, достижениями учащихся класса и ДШИ.



- «Audacity» - с помощью которой можно получить навыки в форматировании звуковых файлов, изменение тональности, темпа, размера.

- «TestEdu» - навыки овладения технологией работы с интерактивными тестами.

 Для активизации работы учащихся можно применить занимательные формы: викторины, кроссворды, занимательные вопросы, а сопровождение анимированными картинками вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно.

Таким образом, программы являются хорошим средством вовлечения учащихся в творческий процесс. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.

Фонотека.

Фонотека  )\\– записи музыкальных произведений: подборки по странам, композиторам, жанрам. Использовании, CD, DVD, MP3 – дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов, и рок – опер. С помощью этих средств массовой информации каждый преподаватель музыки может пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и во все мире. Пополняя свою фонотеку и развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

Фонограмма.

Фонограмма. Готовое оркестровое сопровождение к музыкальным произведениям способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей и их исполнительских способностей. Учащиеся имеют возможность показать себя с лучшей стороны, чувствуют себя настоящими артистами.

\

Цифровые фотоаппараты и видеокамеры используются для эстетического оформления мероприятий,

- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

- использование видеокамеры (записи выступлений учащихся класса и использование данного материала для участия в конкурсах и для работы с родителями).

- коллективный просмотр аудиозаписи и видеозаписи: Повышает интерес, к изучаемым пьесам, просмотр видео, где играют юные музыканты. Вместе с учеником можно слушать те произведения, которые он играет. Потом  обсуждать исполнение, сравнивать со своей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается интеллектуально - творческое мышление.



Работа в сети Интернет

Электронная почта - наиболее распространенная коммуникационная технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта используется педагогами для консультации, отправки фото, видео, дипломов учащихся со школьных мероприятий их родителям и профессионального общения с коллегами.

В Интернете есть доступная всем информация о всевозможных интернет - конкурсах, фестивалях и различных музыкальных проектах для учащихся и преподавателей:

Конкурсы дают возможность нашим ученикам и преподавателям открыть свои способности, реализовать возможности, продемонстрировать свои творческие замыслы и таланты.

В современной деятельности преподавателя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных http: //www. musical-sad. ru/, http://kladraz. ru, http: //maam. ru/, http: //nsportal. ru, сайт фестиваля культуры и искусства PEDMIX. ru и другие. Они позволяют найти необходимую информацию, обмениваться опытом, размещать свои работы и знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов; позволяют быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров, вебинаров), получать консультации по актуальным проблемам.

ИКТ – технологии дают большие возможности:

- Для качественной обработки и хранения большого объёма музыкального материала и ценной информации в домашнем компьютере или на дисках;

- для поиска разнообразной информации о той музыке, которая предлагается ученикам: сведения об изучаемом произведении, его авторе и других его сочинениях, исторических и стилистических аспектах исполняемой музыки;

- специальные сайты Интернет - магазинов позволяют получать имеющиеся в их резервах каталоги музыкальных дисков, сами диски, а также отдельные музыкальные произведения, причем, в разных исполнительских вариантах;

- При помощи принтера распечатываются нужные нотные тексты, а если необходимо, то в нескольких экземплярах.

Проектное решение

Применение проектных технологий с использованием ИКТ на уроках в ДШИ и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как преподавателя, так и учащихся, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, современным.

Проектная деятельность учащихся организованная, как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в свете новых образовательных стандартов (ФГОС).

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор  детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника

Ролевая игра имеет большое значение для развития личности учащегося: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу преподавателя и учащихся, способствует развитию  творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал.

Участники проекта - учащиеся, преподаватели, родители.





Заключение

Применение компьютера и других технических средств на уроках специальности и мероприятиях (классных часах, лекциях – концертах, школьных фестивалях) – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни.

Новые информационные технологии :

-повышают мотивацию учащихся к занятиям на инструменте,

-оказывают воздействие на развитие личности ребенка,

-раскрывают творческий потенциал детей,

- делают урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.



Интернет-источники:


http:/school-collection.edu.ru/- Федеральная Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.labirint-shop.ru/ «Лабиринт»

http://www.bolero.ru/ «Болеро»

http://www.muz-urok.ru/domik_dlya_not.htm
http://www.nastol.com.ua/download/4744/1024x1024/
http://www.rosfoto.ru/shop/photo/77139/
http://img-fotki.yandex.ru/get/5606/47407354.22a/0_824c9_65af3d7d_orig.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/5111/47407354.22a/0_824d0_c5c78b07_orig.pnghttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/59/58311/58311_html_m2813b0f5.png

http://www.playcast.ru/uploads/2014/07/03/9116917.jpg

http://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/heresko.htm

http://static3.depositphotos.com/1001028/132/i/950/depositphotos_1321216-Piano.jpg

http://pianostore.ru/wp-content/uploads/2012/03/keyboard_action1.jpg

http://www.iphone-5-wallpaper.com/HQWallpapers-Desktop/images/HQ%20Wallpapers%20189.jpg

http://evg-knyazev.narod.ru/4537969.475563.jpeg

http://www.classifieds24.ru/images/1464/1463896/large_1.jpg

http://teradoska.ru/oc-content/uploads/61766.jpg

http://s3.uploads.ru/f5eXa.png

http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm - сайт «Детям о музыке»
http://www.kindermusic.ru/klassika_detyam.htm сайт «Классическая музыка детям» 
http://www.kindermusic.ru/muz_skazki.htm - сайт «Музыкальные сказки для детей» 
http://1-rs.com/sites/category/10149 - сайт «Музыка детям»


 Список используемой литературы

  1. Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002

  2. Интернет и музыкальное образование школьников  Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50

  3. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.

  5. Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.

  6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

  7.  Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000