Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Техно - Школа имени летчика-космонавта СССР,
дважды Героя Советского Союза В.П. Савиных» г. Перми
| УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________/А.Н. Шабунин/ Приказ №СЭД-059-09/117-129-01/4-35 от 31.08.2020 |
Методическая разработка на
тему:
«Весёлые старты» посвященные 23 февраля.
Составитель: Бартов Дмитрий Викторович,
учитель Физической культуры
Пермь, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ПРОЕКТ УРОКА 4
КОНСПЕКТ УРОКА 5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 8
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 9
САМОАНАЛИЗ 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
ЛИТЕРАТУРА 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ежегодно 23 февраля мы отмечаем важный государственный праздник День Защитника Отечества. И в этот день принято поздравлять мужчин, пап, дедушек, братьев. Мужчины по праву считаются защитниками нашей родины, нашего Отечества. Недаром даже слова «отец и Отечество» начинаются одинаково: они близки друг другу по смыслу. Отечество – это наша страна, родина. Это так же день памяти всех тех, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу.
В структуру методической разработки входит: пояснительная записка, конспект урока, технологическая карта, самоанализ (вывод).
Конспект урока раскрывает цель и задачи урока: познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину и задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
Технологическая карта урока описывает деятельность педагога и учащихся на каждом этапе урока.
Для оценки уровня усвоения содержания урока предусмотрено выполнение поставленных задач и целей.
Методическая разработка может быть использована учителями физической культуры в профессиональной деятельности.
Новизна работы состоит в том, что дети обретают знания, связанные с праздником 23 февраля и его историей возникновения, с использованием физических упражнений .
ПЛАН УРОКА
Тема: «Весёлые старты» посвященные 23 февраля.
Цель: познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Тип урока: нетрадиционный с образовательной направленностью.
Задачи:
Образовательные:
Рассказать и ознакомить когда зародился праздник 23 февраля;
Расширить представления учащихся о Вооружённых силах России;
Развивающие:
Развивать координацию, скоростно – силовые качества, ловкость;
Способствовать развитию УУД;
Развитие мышления, памяти, внимательности.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Оздоровительные:
Развитие физических навыков;
Закаливание;
Развитие эстетических качеств.
Место проведения: спортивный зал.
Контингент: 3класс.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Оборудование: свисток, секундомер, дартс, спилы деревянные, кегли, бутылки с водой, верёвка, конусы, барьеры, обручи.
Основные термины и понятия: патриотизм, ВС РФ (Вооруженные силы Российской Федерации).
Способы организации учащихся: фронтальный, поточный, посменный.
Методы: словестный, наглядный, практический, соревновательный.
Планируемые результаты: рассказать и ознакомить с историей возникновения праздника 23 февраля.
КОНСПЕКТ УРОКА
Содержание | Дозировка | ОМУ |
1.Вводная часть. 15 мин. |
Ход праздника: Построение учеников; СЗУ; Праздник открывает ведущий со словами: Ведущий: Ежегодно 23 февраля мы отмечаем важный государственный праздник – День Защитника Отечества. И в этот день принято поздравлять мужчин – пап, дедушек, братьев. Мужчины по праву считаются защитниками нашей родины, нашего Отечества. Недаром даже слова «отец и Отечество» начинаются одинаково: они близки друг другу по смыслу. Отечество – это наша страна, родина. Это так же день памяти всех тех, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу. Ходьба по залу: на носках, на пятках, перекаты с пятки на носок. Легкий бег: равномерный, змейкой, приставным шагом. Перестроение в 2 колонны. Ору: 1упр. И.П-ноги врозь, руки на пояс. Наклоны головы: 1-наклон вперёд; 2-наклон назад; 3-наклон вправо; 4-наклон влево. 2 упр. И.П.- ноги врозь, правая рука вверху левая внизу. Рывки руками со сменой положения рук: 1-2- правая рука вверху; 3-4- левая рука вверху; 3упр. И.П.- руки на пояс, ноги вместе. Наклоны туловища вправо-влево, вперёд-назад: 1-наклон туловища вперёд; 2- наклон туловища назад; 3- наклон туловища вправо; 4- наклон туловища влево. 4 упр. И.П.- руки на поясе, ноги врозь. Вращения туловищем вправо-влево: 1-2-3-4- вращение туловищем вправо; 5-6-7-8- вращение влево; 5 упр. И.П.- о.с. Приседания. | 1мин. 1мин. 2мин. 2мин. 2мин. 7мин. 3-4 раза. 3-4 раза. 3-4 раза. 3-4 раза. М- 15 раз. Д-10 раз. | 1.Ровняйсь! Смирно! По порядку рассчитайсь! 2.Слушают и запоминают задачи урока. 3.Внимательно слушать ведущего. 4.Напра-во! Налево в обход по залу шагом марш! Руки вверх, на носках марш! (Спину держим прямо, смотрим вперёд) Закончили! Руки за голову, на пятках марш! (Спину держим прямо, голова смотрит вперёд) Закончили! Руки на пояс, перекаты с пятки на носок марш! (Спину держим прямо, на носках тянемся как можно выше) Закончили! 5.Лёгким бегом, марш! Змейкой, марш! Лёгкий бег. Приставным (правым, левым боком) марш! Шагом марш! Через центр в две колонны, марш! Дистанция 2 шага. 6: 1 упр. Не торопимся делаем спокойно. 2 упр. Руки в локтях не сгибать. 3 упр. Наклоняться как можно ниже. 4 упр. Амплитуда вращения как можно больше. 5 упр. Приседания до 90 градусов в коленях, руки вперёд вытягиваем. |
2.Основная часть. 24 минут. |
Учащиеся строятся на линии старта. Ведущий: 23 февраля 1918 года первые полки нашей армии вступили в сражение с врагами и одержали победу, поэтому этот день считается днем рождения армии и военно-морского флота. Ведущий: В лютые дни февраля Армия билась не зря Под Нарвой врагов сокрушила. Победу в боях заслужила. Тогда этот праздник родился Мы славим героев сейчас Чтоб силой своею гордился Российский бесстрашный солдат Трубы громкие поют, Нашей армии – салют В космос корабли плывут Нашей армии – салют На планете мир и труд Нашей армии – салют! Весёлые старты: (Смотреть приложение №1.) Ведущий: Ведущий. Велика и необъятна наша родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славится Русь не только своими просторами, но и людьми отважными, умными, сильными духом. Много раз нападали враги на нашу землю. Но доныне жива Русь – матушка. Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли её в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках, но среди них выделялись сильные и мужественные войны, которых мы называем богатырями. Кто же это? Испытание № 7 «Интеллектуальный поединок». ( Смотреть приложение №2.) | 30 сек. 30 сек. 1мин. 15мин. 1мин. 6 мин. | 1.Командами на линии старта построиться! 2.Внимательно слушать ведущего. 3.Соблюдать правила эстафет. 5.За каждый отвеченный вопрос 1 балл команде. |
3.Заключительная часть. 6 минуты |
Построение. Подведение итогов урока: - Чем занимались на уроке? - Какие эстафеты были проведены? Награждение команд. | 1 мин. 2 мин. 4мин. | Становись! Ровняйсь! Смирно! Следить за дисциплиной. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Цели деятельности учителя | -познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. |
Тип урока | -нетрадиционный; |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - Формировать знания и представления, учащихся о празднике 23 февраля; - Развивать координацию движений в пространстве, скоростные качества, ловкость. - Вовлечь младших школьников в регулярные занятия физической культурой и спортом; Метапредметные: Познавательные: – бережно обращаться с инвентарём, соблюдать требования техники безопасности;. Коммуникативные: – слушать и слышать друг друга; - добывать недостающую информацию с помощью вопросов и полученной информации на уроке. Регулятивные: – удерживать цель деятельности до получения её результата; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - адекватно воспринимать оценку учителя. Личностные: - проявлять внимательность, выносливость, трудолюбие, упорство в прохождении веселых стартов. |
Методы обучения | -словестный, наглядный, практический, соревновательный. |
Образовательные ресурсы | -свисток, секундомер, дартс, спилы деревянные, кегли, бутылки с водой, верёвка, конусы, барьеры, обручи. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Форма | Метод |
1.Целеполагание и мотивирование. | 3 | Построение учащихся в одну шеренгу, приветствие, сообщение задач урока. | Построение, приветствуют учителя, слушают и понимают цели и задачи урока. | ПУУД; КУУД; ЛУУД; | Фронтальная | |
2.Активизация знаний. Получение новой информации. | 12 | Проводит разминку к предстоящей деятельности, показывает упражнения и даёт четкие указания детям. | Выполняют задания учителя, слушают указания, исправляют ошибки. | ПУУД; КУУД; ЛУУД; РУУД; | Фронтальная, поточная, индивидуальная. | Словестный; Наглядный; Практический. |
3.Реализация. | 24 | Объясняет правила, назначает капитанов, проводит «Веселые старты». | Слушают и смотрят на учителя. Адекватно воспринимают полученную информацию по теме. Выполняют задания и указания учителя. | ПУУД; ЛУУД; КУУД; РУУД; | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | |
4.Рефлексия. | 6 | Оценивает и спрашивает у детей об изученном материале. | Оценивают себя, проводя самоанализ. | КУУД; ЛУУД; РУУД, | Фронтальный, Индивидуальный. | Практический; Словестный. |
САМОАНАЛИЗ
Тип урока: нетрадиционный с образовательной направленностью;
Цель: познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
Данный урок – это получение новых знаний, умений и навыков по теме: «Весёлые старты» посвященные 23 февраля». Основная педагогическая идея с помощью нетрадиционного метода познакомить с новой информацией. Основной личностный мотив – формирование патриотизма, особенно у мальчиков. Вторым мотивационным элементом является соревновательная деятельность, которая создает предпосылки для повышения самооценки учащихся и развития морально-волевых качеств (настойчивость, упорство, смелость, решительность).
Анализ этапов урока:
Начало урока.
После построения и сообщения целей и задач урока учащиеся замотивированы на формирование таких качеств как смелость, решительность, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину. Так как многие слышали об этом празднике, но почти не все знакомы с происхождением этого праздника . Поэтому, возможность познакомиться с этим праздником по ближе, повышают интерес учащихся к данной теме урока. Цели урока достигаются словестным, наглядным, практическим, соревновательным методам.
Подготовительная часть.
Подготовительная часть урока решает важные задачи образовательного и воспитательного характера: прежде всего подготовка организма учащихся к основной части урока (разогрев мышц, настройка сердечно - сосудистой и дыхательной системы.); закрепление приобретенных навыков и умений в процессе выполнения упражнений.
В разминку включаются упражнения простые и для них знакомые для подготовки к основной части урока. Учащиеся хорошо знают термины и способы выполнения команд. В результате этого повышается моторная плотность урока. Упражнения должны выполняться достаточно четко и с хорошим настроем. В результате учащиеся подойдут к основной части урока подготовленными.
Основная часть.
В основной части урока решаются главные задачи и достигаются цели. Что нужно предпринять для этого:
1) провести краткую беседу о влиянии занятия на развитие отдельных морально – волевых и физических качеств;
2) показывать и рассказывать выполнение основных испытаний, историию возникновения праздника;
3) побуждать учащихся к работе, после показа и рассказа учащиеся должны чётко выполнять указания;
Результатом основной части урока является знание о празднике и его роли в жизни общества.
Заключительная часть.
На данном этапе происходит интеллектуальный поединок команд и учащихся. В конце занятия подведены итоги урока и выставлены оценки.
Вывод.
1. После данного урока у учащихся сформируется представление о празднике 23 февраля.
2. Учащиеся получат новые знания .
3. Заметно изменилась осанка в лучшую сторону.
5. После урока появится заметный эмоциональный подъем.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Веселые старты:
Испытание № 1 «Снайперы» т.е. ДАРТС.
Судья выдает команде дротики. Метание производится стоя с расстояния 1,5–2 м от мишени. Оценка: общий счет выбитых очков.
Испытание № 2 «Метатели» т.е. Метание гранаты (мячи).
Для испытания начертить на полу 3 круга, наибольший из них диаметром 1,5м. каждый круг пометить цифрой от большего к меньшему. Отсчитать от края цели 5 шагов и провести черту. Это будет линия огня, отсюда участникам предстоит бросать учебные гранаты(мячи) в цель. Каждому участнику разрешается сделать 3 броска. Попадание в круг дает мечущему 10 очков. Оценка: общее суммарное количество очков.
Испытание № 3 «Переправа».
Пройти поочередно, по одному, по «топкому болоту», ступая по 10 круглым деревянным спилам, за каждое касание ногой пола при переходе по «болоту» сбавляется 1 очко. Оценка: Прохождение каждым участником «болота» без нарушения – 10 баллов считается суммарное количество очков всей команды.
Испытание № 4 « Вышибалы».
Задание выполняют поочередно, по одному. Стоя на колене, мячом сбить мишени (кегли, пластиковые бутылки с водою), поставленные в ряд на расстоянии 5 м от линии метания. Оценка: число очков равно общему количеству сбитых мишеней.
Испытание №5 «Танкисты».
В задании участвуют по одному участнику от каждого отряда. На верёвку на одном конце привязана кегля- импровизированный танк, на другом палочка за середину. По команде участники стоя на одном уровне наматывают верёвку на палку, подтягивают танк к себе. Побеждает участник быстрее выполнивший задание. Обязательное условие палку следует держать обеими руками за концы. За 1 место (3 балла), за 2 место (2 балла), за 3 место ( 1 балл).
Испытание №6 «Полоса препятствий».
Участник должны преодолеть препятствия: оббежать конусы змейкой, пролезть под барьером, пролезть через обруч, залезть на шведскую стенку задеть верхнюю перекладину спуститься и предать эстафету. За 1 место (3 балла), за 2 место (2 балла), за 3 место (1 балл).
Приложение№2
Испытание № 7 «Интеллектуальный поединок».
Оценивается – суммарное количество очков на правильные ответы.
Загадки:
1.Долго могучая сила в нём зрела,
А пробудилась от горя она.
Встал богатырь за Отчизну
И смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец).
Доброе имя носил богатырь –
Врагов не жалел, Отчизну любил.
Вместе с Муромцем служил,
Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич).
3.Храбрый и смелый – отважный смельчак.
Рода поповского наш весельчак.
Самый младой из троих богатырь,
Русь защищал, врагов он разил. (Алёша Попович).
Вопросы:
Кто самый старший и самый младший из богатырей?(Илья Муромец – старший, Алёша Попович- младший).
Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома).
Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани).
Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня – добрый, великий, Никитич – победитель, блестящий).
Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец).
6 Кто из богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич).
Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга).
Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог).
С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем).
Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушкой).
ЛИТЕРАТУРА
«Комплексная программа физического воспитания 1- 11 классы» (Лях В.И., Зданевич А.А. МО РФ «Просвещение», 2010г).
Петрова Т.В., Копылова Ю.А. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ.- М.:Вентана-Граф, 2012.