А.В. Березовой,
учитель информатики и ИКТ,
МАОУ лицей № 4 (ТМОЛ)
г. Таганрог, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ КАК ИНТЕРАКТИВНОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Аннотация: данная методическая разработка посвящена модели построения обучения посредством применения технологии модерации на уроках информатики и ИКТ, показана положительная динамика применения данной технологии.
Ключевые слова: технология модерации, мотивация, работа в команде, дивергентное мышление, познавательная деятельность.
В век современных технологий сложно представить общество без качественного образования, так как оно является основой социализации человека.
Проблемой большинства педагогов является то, что они пытаются войти в будущее, продолжая делать то, что делали в прошлом. Нечто новое встречает на своём пути и резонанс, и сдержанную поддержку, и одобрение. Простыми словами, идет обычный процесс: сначала резкое неодобрение, отрицание, сопротивление, затем внимание, апробирование, и, в конце концов, новое становится нормальным явлением. Как показывает практика, большинство учителей готовы к внутренним изменениям, начинают воспринимать новые идеи и ценности открытого образования как свои собственные, невзирая на авторитеты. Эти учителя хотят, чтобы их ученики не столько заучивали учебный материал, сколько старались думать категориями науки, которая лежит в основе преподаваемой ими учебной дисциплины.
Ни для кого не секрет, что информатики является новой наукой, современность и тесная связь с компьютерной техникой вызывает временный интерес у школьников, опыт показывает, что как только дело доходит до раздела «Программирование», который является самой нелюбимой и самой сложной в освоении темой. Возникает вопрос: каким способом обучающимся научиться программировать, чтобы программирование для них стало не в тягость?
Модерация является эффективной технологией, которая позволяет повысить результативность и качество образовательного процесса. При этом эффективность данной технологии доказывается тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на развитие исследовательских умений, коммуникативных способностей, навыков работы в команде и активизацию аналитической деятельности учащихся. При использовании технологии модерацции учитель и ученик меняют свою роль в образовательном процессе, так как результат совместной деятельности и эффективность всего процесса зависят в равной мере от всех участников образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения и занимает активную позицию, тем самым повышая свою самостоятельность, чувство ответственности за свои действия и поступки, возможность оценивать и корректировать свои действия, становится целеустремленным и уверенным в себе. Учитель выполняет роль консультанта или помощника. Роль «контролирующего» меняется в сторону опытного товарища, играющего с учеником в одной команде.
Этапы технологии модерации:
инициация (начало урока);
погружение в тему (формулировка цели урока);
формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
интеркция (передача и объяснение информации);
проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
подведение итогов (рефлексия);
эмоциональная разрядка (разминка).
Каждый этап представляет собой полноценный раздел образовательного мероприятия, объем и содержание которого определяется темой и целью урока.
Рис. 1. «Схема организации командной работы в рамках технологии модерации».
Следующие техники модерации проверены на практике в 8-11 классах и отлично подходят для обучения информатике:
Метод «Мозговой штурм» известен всем, очень важно иметь критерии по оценке идей до стадии анализа, а не формировать их вместе с группой. Правильно организованный мозговой штурм включает три этапа:
Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Генерация идей или основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Успех данного этапа зависит от количества идей. Полный запрет на критику, в том числе положительную, и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей. Встречается много разновидностей этого метода: двойной прямой; обратный прямой, круговой, по принципу «635», электронный, письменный, «конференция идей» и т.д.
Метод «Корни дерева» заключается в том, что от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде ответвлений. Кустообразные картинки позволяют представлять и связывать мысли. Рисуются они очень просто: Берется лист бумаги и в центре картинкой или одним-двумя словами обозначается основное понятие или концепция, либо анализируемая проблема. Обводим это понятие в кружок – из него все будет произрастать. Рисуем ветки – основные связанные понятия, свойства, и т.п. Подписываем их одним-двумя словами каждую (получается далеко не всегда, тем более русские слова достаточно длинны). Дальше – больше. Каждая ветка делится на несколько более тонких веточек – развитие этих понятий, детализация свойств, направлений работы. Лист постепенно заполняется и проблема из страшной-непонятной делается вполне ручной – пришпилена тоненькими веточками как булавками к листу бумаги.
Метод «Синектика» основывается на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
Метод «Мировое кафе» идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями по вопросам и проблемам урока; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.
Мероприятие проводится по следующей схеме:
Начало. Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «администратора».
Основная часть. Несколько (минимум 3-4) раундов бесед с переходом за разные столики. Распределение участников формируется заранее. «Администраторы» остаются за своим столиком. Остальные участники переходят за другие столики. Задача «Администратора» – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.
Завершение. Возвращение участников за свой столик, обобщение идей «командой стола»; создание галереи идей, консолидация основных идей, кластеризация основных идей.
Многообразие техник модерации позволяет выбрать для себя ту саму. Хочется отметить, что технология модерации представляет собой эффективное управление классом в процессе урока, полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, а вследствие достижение цели урока.
Психолого-педагогическая результативность реализации методической разработки выражается в следующем:
технология модерации помогает ученику представить весь материал целиком, увидеть выбранную проблему;
представление информации графически, дает возможность генерировать новые идеи, тем самым повышается мотивация обучения;
при работе в команде у учащихся формируются навыки аналитико-синтетического мышления, каждый участник учебного процесса сможет «прокачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что благодаря технологии модерации обеспечивается оптимальное использование времени урока, энергии и потенциала всех участников образовательного процесса. Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса.
Предложенная мной технология является универсальной и может использоваться не только при обучении информатике и ИКТ, но и при изучении любой предметной области.
Список использованных источников и литературы:
[1] Березовой А.В., Методическая поддержка раздела «Элементы алгебры логики» курса информатики. //Наука и образование: открытия, перспективы, имена. – 2018. №2. – С.299-301.
[2] Лазаренко, И. Модеарция сотрудничества – инновационный проект (результаты международного в области повышения квалификации) И. Лазаренко. – М.: Общество «Знание» России, 2004 – 450 с.
[3] Савенков, А.И. Программа «Одарённый ребёнок в массовой школе » /А.И. Савенков//Первое сентября. – 2013 – №29 – С.74-79.
© А.В. Березовой, 2023