СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка бинарного интегрированного тьюторского урока по теме: "Сила - векторная величина. Сложение векторов"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает применеие разнообразных методов обучения. Формой проведения такого урока является соревнование. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка бинарного интегрированного тьюторского урока по теме: "Сила - векторная величина. Сложение векторов"»

ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»





Методическая разработка

бинарного интегрированного тьюторского урока

( физика + математика)

Тема:





Разработала:

преподаватель физики и математики

Панчик Г. Н.





Луганск, 2015

Тема : «Сила - векторная величина. Сложение векторов».

Цели:

Обучающие:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Сила», «Векторы»;

  • усовершенствовать математическую культуру;

  • формировать умение решать поставленные задачи;

  • показать взаимосвязь физики и математики.

Развивающие:

  • развивать умение использовать теоретические знания на практике;

  • развивать способность анализировать и обобщать полученную информацию;

  • развивать логическое мышление, память, кругозор, внимание, наблюдательность;

  • формировать коммуникативную культуру;

  • развивать познавательный интерес к физике и математике;

  • развивать навыки решения физических и математических задач.

Воспитательные:

  • воспитывать настойчивость, ответственность, культуру общения, требовательность к себе, интерес к предметам технического цикла.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: бинарный интегрированный тьюторский урок – соревнование.

Методы обучения:

  • Словесные:

  1. беседа;

  2. доклад - презентация;

  3. эстафета «10 вопросов»;

  4. «физический футбол»;

  5. разгадывание загадок;

  6. метод кооперативного обучения.

  • Наглядные:

  1. «кирпичик к кирпичику»;

  2. «суперсила»;

  3. «три шага»;

  4. доклад – презентация.

  • Практические:

        1. работа с таблицами;

        2. заполнение мини – конспектов;

        3. решение кроссвордов;

        4. «нас не догонят» (решение задач с профнаправленностью под музыку);

        5. «ты – мне, я - тебе» (практическое задание);

        6. «физико – математическое домино»;

        7. тестирование.



Принципы обучения:

  • воспитывающего и развивающего обучения;

  • связи теории с практикой;

  • наглядности;

  • доступности;

  • систематичности и последовательности;

  • самостоятельности и активности учащихся;

  • целенаправленности и мотивации;

  • активизации учебного процесса.

Средства обучения:

  1. Материально – технические:

  • Мультимедийная установка.

  • Калькуляторы.

  • Наборы лабораторного оборудования.

  1. Дидактические:

  • Мини – конспекты.

  • Карточки с заданиями (кроссворды).

  • Презентации к докладам.

  • Таблицы оценивания для метода «Три шага»

Литература:

  1. Кожем’яка О. Я. Роль методичних об’єднань в роботі навчального закладу. Методичні та практичні поради. – Х.: Основа, 2008

  2. Вердіна С. В. Секрети педагогічної майстерності. – Х.: Основа,, 2008.

  3. Аскельруд В. В., Повстемський В. І. Педагогічні технології у викладанні фізики. – Х.: Основа,2006.

  4. Коршак Є. В. , Ляшенко О. І., Савченко В. Ф. «Фізика 10 клас підручник для загальноосвітніх навчальних закладів: рівень стандарту.» - К.: Генеза,2010. – 192с..

  5. Туманцева О. А. Физика. 10 класс. Уровень стандарта: Разработки уроков. – Харьков: Издательство «Ранок», 2010. – 320с.

  6. М. І. Бурда, Т. В. Колесник, Ю. І. Мальованний, Н. А. Тарасенкова «Математика: підручник для 10 класу загальноосвітніх навчальних закладів: рівень стандарту.» - К.: Зодіак – ЕКО, 2010. – 288с.

  7. Роганін О. М. Геометрія 10 клас: Плани – конспекти уроків. – Харків: Веста: Видавництво «Ранок», 2003. – 248с.

  8. www.testportal.gov.ua/

  9. http://ostriv.in.ua

  10. http://fizika.net.ua

  11. http://sp/bdpu.org



Ход урока



  1. Организационный момент (2 мин) .

(Проверка посещаемости, оглашение темы, целей, плана работы на уроке, критериев оценивания).

Преподаватель физики: (проверка отсутствующих). Сегодня тема урока: «Сила - векторная величина. Сложение векторов» Хочу начать урок народной мудростью:

«Послушай – и ты поймёшь!

Посмотри – и ты запомнишь!

Сделай – и ты научишься!»

Преподаватель математики: цели нашего сегодняшнего урока следующие:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Сила», «Векторы»;

  • усовершенствовать математическую культуру;

  • формировать умение решать поставленные задачи;

  • показать межпредметную связь точных наук с гуманитарными;

  • показать взаимосвязь физики и математики.

Преподаватель физики: Сегодня наш урок пройдет в виде соревнования двух команд: «Ньютонов» и «Эйнштейнов».

Преподаватель математики: команда «Эйнштейнов», какие задания к сегодняшнему уроку вы подготовили?

(Ответы учащихся).

Преподаватель математики: команда «Ньютонов», какие задания к сегодняшнему уроку вы подготовили?

(Ответы учащихся).

Преподаватель физики: Соревнования будут проходить по шести конкурсам:

  1. «Эстафета».

  2. «Решение кроссвордов».

  3. «Физический футбол».

  4. «Нас не догонят ».

  5. «Ты – мне, я – тебе»

  6. «Физико – математическое домино».

Преподаватель математики: за победу в каждом конкурсе команда получает бонус в виде «груза». Победит та команда, которая соберет больше «грузов». В конце урока эти «грузы» подвесим к динамометрам, которые покажут силу знаний каждой команды. Оценивать вас будем следующим образом: в конце урока вы напишете тест, это и будет оценка за эту тему. Но команда, которая победит в соревновании получит дополнительный балл к оценке за тест. Еще один дополнительный балл получат наиболее активные учащиеся.



  1. Мотивация деятельности учащихся и актуализация знаний(3 мин).



Преподаватель физики: Вы, наверное, обратили внимание, что тема урока сегодня записана необычно! А в чем необычность?

Учащиеся: Она записана на крыше дома.

Преподаватель физики: Совершенно верно! А вы заметили: какие тонкие и ненадежные стены у дома? Сегодня на уроке мы займемся укреплением стен этого дома.

Преподаватель математики: У каждого из вас лежат на столах «кирпичики» этого дома. На них вы будете писать действия, которые вы выполняли или чему научились в ходе урока. А в конце урока мы этими «кирпичиками» укрепим стены дома и посмотрим: насколько прочными стали ваши знания по теме: « Сила -векторная величина. Сложение векторов».

Преподаватель физики: Но, прежде чем приступить к работе, определите для себя, какую оценку лично вы хотели бы получить сегодня на уроке и запишите ее в первый столбец в таблицы оценивания (приложение №1).

Преподаватель математики: На предыдущих уроках математики и физики вы изучили две темы, которые не могут существовать друг без друга: «Силы. Виды сил» и «Векторы. Сложение векторов».

Преподаватель физики: Давайте подумаем: «Что произойдет в окружающем мире, если перестанут действовать силы или они поменяют свое направление, то есть вектор?»

(Ответы учащихся).



  1. Восстановление и коррекция знаний (8 мин).



Преподаватель физики: Мы вспомнили, о чем шла речь на прошлых уроках. Теперь проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. Каждая команда подготовила доклад – презентацию по изученному материалу. Вам нужно во время докладов заполнить таблицы в мини - конспектах (приложение №2).

Преподаватель математики: Первыми выступает команда «Эйнштейнов» с докладом по теме: «Силы. Виды сил».

(Выступают учащиеся со своим докладом)

Преподаватель математики: Проверяем заполнение таблицы (на экране появляется заполненная таблица)


Сила тяжести

Сила упругости

Сила трения

Определение

Сила, с которой Земля притягивается к себе тела

Сила, возникающая при деформации, и стремящаяся вернуть тело в исходное положение

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная противоположно движению тела.

Обозначение, единица измерения

Fт

Fупр

Fтр

Формула

Fт = mg

Fупр = -kx

Fтр = µmg

Точка приложения,

направление




Прибор для измерения

динамометр

Единица измерения

Н



Преподаватель физики: Теперь выступает команда «Ньютонов» со своим докладом.

(Выступают учащиеся со своим доклад)

Преподаватель физики: Проверим, правильно ли вы заполнили свои мини – конспекты.


Определение

Рисунок

Нулевой вектор

Любая точка плоскости

Коллинеарные векторы

если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых

Равные векторы

Если они соноправленны и их длины равны



Сонаправленные векторы

Имеют одинаковое напрвление


Противоположно направленные векторы

Имеют противоположное направление




Правила сложения векторов


На плоскости

В пространстве

Название

треугольника

параллелограмма

многоугольника

параллелепипеда

изображение

формула



  1. Обобщение и систематизация учебного материала(7 мин).



Преподаватель физики: Вот мы и вспомнили материал предыдущих уроков. Переходим к соревновательной части нашего урока. Итак, первый конкурс «Эстафета». Мы каждой команде зачитаем по 10 вопросов. Участники команды по очереди дают ответы на поставленные вопросы. Бонус в виде «груза» получит та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов. Начинает команда «Эйнштейнов».

«Эстафета»:

  1. Продолжите фразу: « Действие одного тела на другое, в результате которого возникает ускорение тела, называется …» (Силой)

  2. Перечислите три характеристики силы. (Направление, точка приложения, модуль).

  3. Как называется вектор, у которого начало вектора совпадает с его концом?.. (нулевым вектором)

  4. Какое правило используется для сложения векторов, если вектора имеют общее начало? (правило параллелограмма)

  5. Если при откладывании векторов, из одной и той же точки они будут лежать в одной плоскости, то такие векторы называются… (компланарными)

  6. Направленный отрезок прямой, характеризующийся численным значением и направлением, называется…(вектором)

  7. Векторы, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых, называются…(коллинеарными).

Отгадайте загадки:

  1. С утра сегодня тарарам,

Пляшут вещи тут и там,

А мы кричим от радости:

“Исчезла сила … (тяжести)”



  1. Вызвали меня к доске,

Я стою в большой тоске.

Мел держать не в силах я,

Где ж ты сила… (трения)?!



  1. Вот дощечка через речку.

По ней как речку перейти?

Шагом, иль бегом без трудности?

Поможет мне сила… (упругости)!



Преподаватель математики: В «Эстафете» команда «Эйнштейнов» ответила правильно на _____вопросов. А теперь пришла очередь команды «Ньютонов». Команда готова?

«Эстафета»:

  1. Два вектора в пространстве можно сложить по правилу… (параллелепипеда).

  2. Какие виды трения вы знаете?...(покоя, качения, скольжения)

  3. Векторы, имеющие одинаковые направление и длину называются…(равными).

  4. Куда направлен вектор силы тяжести?... (к центру Земли).

  5. Два ненулевых вектора, одинаково направленные, называются…

(соноправленными).

  1. Назовите недостающий вид деформации: сжатия (растяжения), сдвиг, изгиб,… (кручение).

  2. Чему равен модуль вектора? ( ).

  3. Векторы, у которых скалярное произведение равно нулю, называются…? (ортогональными).

Отгадайте загадки:

  1. Силу надо мне измерить?

Какой прибор беру я смело?

Не амперметр, не вольтметр,

А прибор …(динамометр).



  1. Измеряем массу в килограммах,

Время точно уж в секундах,

Ну, а силу, круто так,

Измеряем в …(Ньютонах).



Преподаватель математики: В «Эстафете» команда «Ньютонов» ответила правильно на _____вопросов. В этом конкурсе победила команда ______________.

Преподаватель физики: Переходим к следующему конкурсу «Разгадай кроссвордов». Дома вы подготовили кроссворд для команды соперников (приложение №3). Пришло время обменяться кроссвордами. Победит та команда, которая справится с заданием быстрее.

Преподаватель математики: Команды готовы? Время пошло.

«Решение кроссвордов»:

По физике:

  1. Одна из характеристик силы - …(направление)

  2. В ИСО равнодействующая всех сил равна ….(ноль)

  3. Как называется буква, которой обозначают коэффициент трения (µ- мю)

  4. Сила, без действия которой, тела повисли бы в воздухе? (тяжести)

  5. Сила, действующая на сжатую пружину? (упругости)

  6. Прибор для измерения силы? (динамометр)

В результате по горизонтали получится слово «НЬЮТОН»

Преподаватель физики: А что такое «Ньютон»?

По математике:

  1. Какая из следующих величин не является векторной:

  • Скорость;

  • Время;

  • Сила. (Время)

  1. Два ненулевых вектора, одинаково направленные называются…(соноправленные).

  2. Для сложения векторов часто используют правило параллелограмма. Как называется еще одно правило сложения векторов? (треугольника).

  3. Векторы, у которых скалярное произведение равно нулю, называются…? (ортогональные).

  4. Нулевым вектором является…(точка).

  5. Векторы, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых, называются…(коллинеарные).

В результате по вертикали получится слово «ВЕКТОР».



Преподаватель математики: А что такое «Вектор»? Какие виды векторов ,вы знаете? Теперь проверим, правильно ли вы заполнили кроссворды. Победила команда _______________, так как ответила правильно и быстро на все вопросы.



  1. Закрепление материала (20 мин).



Преподаватель физики: Переходим к следующему конкурсу нашего урока «Физический футбол». На сегодня вы подготовили по четыре качественных задачи по физике. Каждая команда задает поочередно вопросы соперникам, и сама выбирает, кто из соперников будет отвечать. А затем очередь соперников выбирать отвечающего и задавать вопрос.

Преподаватель математики: Победит та команда, которая даст больше правильных ответов. Начинает команда «Эйнштейнов».



Вопросы:



  • В какой известной с детства сказке говориться о сложении сил, действующих вдоль одной прямой, но в разные стороны?

Ответ: Репка.


  • Объясните, почему лыжник после спуска с горы катится дольше, если поверхность поля горизонтально ровная, а не бугристая.

Ответ: так как на гладкой поверхности сила трения меньше, чем на бугристой поверхности.


  • Почему у дельфинов обтекаемая форма тела?

Ответ: Для увеличения трения скольжения по воде.


  • Начало темнеть. Робинзон подумал: “Хорошо бы разжечь костер”. Но тут же вспомнил: “Спичек-то нет. Что делать?” Как разжечь костер без спичек?

Ответ: с помощью трения.


  • Под действием какой силы движется вода в водопаде?

Ответ: Сила тяжести.


  • Зачем делают протектор на зимней обуви?

Ответ: Для увеличения трения.


  • Французский атлет Аполлон (Луи Юни) в начале ХХ века установил рекорд, поднял груз в 165 кг, и развил при этом силу 1650 Н.В это же время русский атлет Евгений Сандов поднял 202 кг, развивая силу 2020 Н. Какой был бы результат соревнований в перетягивании каната, если бы атлеты прикладывали те же силы?

Ответ: Победил бы Сандов, так как канат двигался бы в его сторону, а равнодействующая равна 370 Н.


  • Объясните пословицу: «Коси коса пока роса, роса долой – и мы домой»

Ответ: пока есть роса, то трение меньше, значит косить легче.


Преподаватель математики: Все команды подготовились хорошо, будет справедливо, если в этом конкурсе победит «дружба» и каждая команда получает «груз».

Преподаватель физики: Переходим к следующему конкурсу «Нас не догонят!». Вам нужно быстро и правильно решить задачи по физике и математике. Та команда, которая выполнит задание быстро и правильно, получит «груз».



«Нас не догонят! »

(решение задач на скорость под музыку)



  1. Повар готовит пирожки с яблочным повидлом. Для этого он использует 1160г теста и 500г повидла. На выходе повар получит 20 пирожков. Определить силу тяжести одного полуфабриката пирожка.



  1. Дан параллелограмм . Точка А (0;2;0), В (1;0;1), С (2;0;2), D(1;2;2).

Найдите:

  1. ,

  2. ,

  3. (геометрически и алгебраически).

Решения:

1. Дано: СИ:

mт=1160 г = 1,16 кг m=mт +mп m1= =0,083(кг)

mп= 500 г =0,5 кг m1= Fт1=0,083 10=0,83(Н)

n=20 Fт1= m1g

g= 9,8 м/с2

Fт 1-? Ответ: 0,83 Н



2.

Дано: АВСД – параллелограмм,

А(0;2;0),

В(1;0;1),

С(2;0;2),

D(1;2;2).

Найдите:

  1. ,

  2. ,



Решение:

Ответ:

Преподаватель математики: В этом конкурсе победила команда________________.

Преподаватель физики: Следующий конкурс «Ты – мне, я - тебе». У вас на столах лежат одинаковые наборы лабораторного оборудования. Каждой команде необходимо придумать практическую задачу соперникам. Затем обменяйтесь заданиями, быстро и правильно выполните его.

«Ты – мне, я – тебе»

Практическое задание.

1. Определить зависимость силы тяжести от массы.

Учащиеся:

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определить зависимость силы трения от массы тела.

Учащиеся:

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Преподаватель математики: Команда «Эйнштейнов», огласите свой вывод.

(Ответы учащихся).

Преподаватель математики: Команда «Ньютонов», огласите свой вывод.

(Ответы учащихся).

Преподаватель математики: В этом конкурсе победила команда________________, так как составила правильно задачу и правильно решила задачу соперников.

Преподаватель физики: Итак, последний конкурс «Физико-математическое домино» (приложение №4). Обеим командам мы раздаем одинаковые наборы «домино». Начать «домино» надо костью «Вектор/Вектор », а закончить – костью «Сила/Сила» или наоборот. Та команда, которая соберет быстрее и правильно, победит.

«Физико – математическое домино»

Преподаватель математики: В этом конкурсе победила команда__________, так как она быстро и правильно собрала домино. Итоги соревнования мы подведем позже. А чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили эту тему, мы проведем тестирование, где каждый из вас получит индивидуальную оценку.

Преподаватель физики: Прежде, чем приступить к выполнению теста, в таблице оценивания во втором столбце отметьте оценку, которая, по вашему мнению, отражает вашу работу на уроке. После тестирования у вас появиться возможность оценить ваши знания по теме: «Сила – векторная величина. Сложение векторов».

Тестирование

1. Человек, масса которого 80 кг, держит на плечах мешок массой 10 кг. С какой силой человек давит на землю?

А) 800 Н;

Б) 700 Н;

В) 900 Н.



2. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лёд…

А) уменьшается;

Б) увеличивается;

В) не изменяется.



№ 3. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?

А) сила тяжести;

Б) сила трения;

В) сила упругости.



4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

А) не изменяется;

Б) увеличивается;

В) уменьшается.



5. К пружине подвесили груз массой 400 г. Какова величина силы упругости, возникшей в пружине?

А) 4 Н;

Б) 0,4 Н;

В) 0 Н.

6. Даны точки А (2; 3; 1), В (1; 0; 2). Найдите координаты вектора.

А) (3; 3; 3);

Б) (1; 3; -1);

В) (-1; -3; 1);

Г) (-3; -3; -3).



7. Найдите длину вектора , если А(-1; 1; -1), В(1; -1; -1).

А)

Б)

В) 2

Г) 8.



8. Найдите длину вектора , если (1; 1; -1), (2; 0; 0)

А)(3;1;-1)

Б) (8;2;-2)

В) (6;0;0)

Г) (2;2;-2)



9. Векторы, не лежащие на одной прямой и не лежащие на параллельных прямых,-….

А) не сонаправленные;

Б) коллинеарные;

В) не коллинеарные;

Г) равные.



10. Длина отрезка, изображающего вектор – это…

А) равные

отрезки;

Б) разность векторов;

В) сумма

векторов;

Г) модуль вектора.



Преподаватель физики: Теперь передайте свою работу соседу слева, сделайте взаимопроверку тестов, ключ ответов на экране.

Правильные ответы:

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант ответа

в

б

а

в

в

а

б

в

в

г







Преподаватель математики: Вернемся к таблице оценивания: в третьем столбце заштрихуйте ступеньку, которая соответствует вашей оценке за тест. Это и есть оценка ваших знаний по теме: «Сила - векторная величина. Сложение векторов».

Преподаватель физики: Давайте подведем итоги сегодняшнего соревнования. Пока вы тестировались, мы с помощью динамометров измерили силу ваших знаний. И выяснили, что знания команды _____________ лучше. Значит, победила команда:___________. Эта команда награждается грамотой. Вторая команда награждается похвальным листом за активное участие. Поздравляем!

Преподаватель математики: Дополнительный балл к этой оценке получат участники команды – победительницы. Еще один балл получат наиболее активные учащиеся. Теперь сравните оценки, поставленные себе в таблице оценивания. Таким образом, вы можете оценить достигли ли вы поставленной для себя цели в начале урока. А может наоборот?

А может, вы показали результат, которого от себя не ожидали?

(Ответы учащихся).



  1. Подведение итогов. Домашнее задание(5мин).



Преподаватель физики: На протяжении всего урока вы записывали на «кирпичиках», что выполняли и чему научились на уроке. Теперь этими «кирпичиками» давайте укрепим стены нашего дома. И насколько крепкими окажутся стены дома, значит, настолько хорошо вы усвоили эту тему.

(Ответы учащихся).

Преподаватель математики:

Составить:

- реферат “Применение вектора в учебных дисциплинах ”.

- практическое задание по теме «Сила. Виды сил».

Преподаватель физики: Вот и подошел к концу наш урок. Хотелось бы закончить словами философа:

Пусть меня там нет, где я должен быть,

Пусть я не такой, каким хочу быть.

Но зато я уже не такой, каким был прежде!

Я еще не научился достигать конца пути,

Но уже научился не топтаться на месте.

Преподаватель математики: А я хочу закончить урок такими словами Альфреда Даниэля – Брюне:

«Неудачники верят в успех, люди удачливые верят в себя».

Добавлю к этому:

в свой профессионализм, свои знания, свои способности. Желаю Вам верить в себя, а не в успех, и быть удачливыми.

До свидания.