ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Методическая разработка
бинарного интегрированного тьюторского урока
( физика + математика)
Тема:
Разработала:
преподаватель физики и математики
Панчик Г. Н.
Луганск, 2015
Тема : «Сила - векторная величина. Сложение векторов».
Цели:
Обучающие:
обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Сила», «Векторы»;
усовершенствовать математическую культуру;
формировать умение решать поставленные задачи;
показать взаимосвязь физики и математики.
Развивающие:
развивать умение использовать теоретические знания на практике;
развивать способность анализировать и обобщать полученную информацию;
развивать логическое мышление, память, кругозор, внимание, наблюдательность;
формировать коммуникативную культуру;
развивать познавательный интерес к физике и математике;
развивать навыки решения физических и математических задач.
Воспитательные:
воспитывать настойчивость, ответственность, культуру общения, требовательность к себе, интерес к предметам технического цикла.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: бинарный интегрированный тьюторский урок – соревнование.
Методы обучения:
беседа;
доклад - презентация;
эстафета «10 вопросов»;
«физический футбол»;
разгадывание загадок;
метод кооперативного обучения.
«кирпичик к кирпичику»;
«суперсила»;
«три шага»;
доклад – презентация.
работа с таблицами;
заполнение мини – конспектов;
решение кроссвордов;
«нас не догонят» (решение задач с профнаправленностью под музыку);
«ты – мне, я - тебе» (практическое задание);
«физико – математическое домино»;
тестирование.
Принципы обучения:
воспитывающего и развивающего обучения;
связи теории с практикой;
наглядности;
доступности;
систематичности и последовательности;
самостоятельности и активности учащихся;
целенаправленности и мотивации;
активизации учебного процесса.
Средства обучения:
Материально – технические:
Дидактические:
Литература:
Кожем’яка О. Я. Роль методичних об’єднань в роботі навчального закладу. Методичні та практичні поради. – Х.: Основа, 2008
Вердіна С. В. Секрети педагогічної майстерності. – Х.: Основа,, 2008.
Аскельруд В. В., Повстемський В. І. Педагогічні технології у викладанні фізики. – Х.: Основа,2006.
Коршак Є. В. , Ляшенко О. І., Савченко В. Ф. «Фізика 10 клас підручник для загальноосвітніх навчальних закладів: рівень стандарту.» - К.: Генеза,2010. – 192с..
Туманцева О. А. Физика. 10 класс. Уровень стандарта: Разработки уроков. – Харьков: Издательство «Ранок», 2010. – 320с.
М. І. Бурда, Т. В. Колесник, Ю. І. Мальованний, Н. А. Тарасенкова «Математика: підручник для 10 класу загальноосвітніх навчальних закладів: рівень стандарту.» - К.: Зодіак – ЕКО, 2010. – 288с.
Роганін О. М. Геометрія 10 клас: Плани – конспекти уроків. – Харків: Веста: Видавництво «Ранок», 2003. – 248с.
www.testportal.gov.ua/
http://ostriv.in.ua
http://fizika.net.ua
http://sp/bdpu.org
Ход урока
Организационный момент (2 мин) .
(Проверка посещаемости, оглашение темы, целей, плана работы на уроке, критериев оценивания).
Преподаватель физики: (проверка отсутствующих). Сегодня тема урока: «Сила - векторная величина. Сложение векторов» Хочу начать урок народной мудростью:
«Послушай – и ты поймёшь!
Посмотри – и ты запомнишь!
Сделай – и ты научишься!»
Преподаватель математики: цели нашего сегодняшнего урока следующие:
обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Сила», «Векторы»;
усовершенствовать математическую культуру;
формировать умение решать поставленные задачи;
показать межпредметную связь точных наук с гуманитарными;
показать взаимосвязь физики и математики.
Преподаватель физики: Сегодня наш урок пройдет в виде соревнования двух команд: «Ньютонов» и «Эйнштейнов».
Преподаватель математики: команда «Эйнштейнов», какие задания к сегодняшнему уроку вы подготовили?
(Ответы учащихся).
Преподаватель математики: команда «Ньютонов», какие задания к сегодняшнему уроку вы подготовили?
(Ответы учащихся).
Преподаватель физики: Соревнования будут проходить по шести конкурсам:
«Эстафета».
«Решение кроссвордов».
«Физический футбол».
«Нас не догонят ».
«Ты – мне, я – тебе»
«Физико – математическое домино».
Преподаватель математики: за победу в каждом конкурсе команда получает бонус в виде «груза». Победит та команда, которая соберет больше «грузов». В конце урока эти «грузы» подвесим к динамометрам, которые покажут силу знаний каждой команды. Оценивать вас будем следующим образом: в конце урока вы напишете тест, это и будет оценка за эту тему. Но команда, которая победит в соревновании получит дополнительный балл к оценке за тест. Еще один дополнительный балл получат наиболее активные учащиеся.
Мотивация деятельности учащихся и актуализация знаний(3 мин).
Преподаватель физики: Вы, наверное, обратили внимание, что тема урока сегодня записана необычно! А в чем необычность?
Учащиеся: Она записана на крыше дома.
Преподаватель физики: Совершенно верно! А вы заметили: какие тонкие и ненадежные стены у дома? Сегодня на уроке мы займемся укреплением стен этого дома.
Преподаватель математики: У каждого из вас лежат на столах «кирпичики» этого дома. На них вы будете писать действия, которые вы выполняли или чему научились в ходе урока. А в конце урока мы этими «кирпичиками» укрепим стены дома и посмотрим: насколько прочными стали ваши знания по теме: « Сила -векторная величина. Сложение векторов».
Преподаватель физики: Но, прежде чем приступить к работе, определите для себя, какую оценку лично вы хотели бы получить сегодня на уроке и запишите ее в первый столбец в таблицы оценивания (приложение №1).
Преподаватель математики: На предыдущих уроках математики и физики вы изучили две темы, которые не могут существовать друг без друга: «Силы. Виды сил» и «Векторы. Сложение векторов».
Преподаватель физики: Давайте подумаем: «Что произойдет в окружающем мире, если перестанут действовать силы или они поменяют свое направление, то есть вектор?»
(Ответы учащихся).
Восстановление и коррекция знаний (8 мин).
Преподаватель физики: Мы вспомнили, о чем шла речь на прошлых уроках. Теперь проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. Каждая команда подготовила доклад – презентацию по изученному материалу. Вам нужно во время докладов заполнить таблицы в мини - конспектах (приложение №2).
Преподаватель математики: Первыми выступает команда «Эйнштейнов» с докладом по теме: «Силы. Виды сил».
(Выступают учащиеся со своим докладом)
Преподаватель математики: Проверяем заполнение таблицы (на экране появляется заполненная таблица)
| Сила тяжести | Сила упругости | Сила трения |
Определение | Сила, с которой Земля притягивается к себе тела | Сила, возникающая при деформации, и стремящаяся вернуть тело в исходное положение | Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная противоположно движению тела. |
Обозначение, единица измерения | Fт | Fупр | Fтр |
Формула | Fт = mg | Fупр = -kx | Fтр = µmg |
Точка приложения, направление | | | |
Прибор для измерения | динамометр |
Единица измерения | Н |
Преподаватель физики: Теперь выступает команда «Ньютонов» со своим докладом.
(Выступают учащиеся со своим доклад)
Преподаватель физики: Проверим, правильно ли вы заполнили свои мини – конспекты.
| Определение | Рисунок |
Нулевой вектор | Любая точка плоскости |  |
Коллинеарные векторы | если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых |  |
Равные векторы | Если они соноправленны и их длины равны |  |
Сонаправленные векторы | Имеют одинаковое напрвление | ![]() |
Противоположно направленные векторы | Имеют противоположное направление |   |
Правила сложения векторов
| На плоскости | В пространстве |
Название | треугольника | параллелограмма | многоугольника | параллелепипеда |
изображение |  |  |   |   |
формула |  |   |  |
Обобщение и систематизация учебного материала(7 мин).
Преподаватель физики: Вот мы и вспомнили материал предыдущих уроков. Переходим к соревновательной части нашего урока. Итак, первый конкурс «Эстафета». Мы каждой команде зачитаем по 10 вопросов. Участники команды по очереди дают ответы на поставленные вопросы. Бонус в виде «груза» получит та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов. Начинает команда «Эйнштейнов».
«Эстафета»:
Продолжите фразу: « Действие одного тела на другое, в результате которого возникает ускорение тела, называется …» (Силой)
Перечислите три характеристики силы. (Направление, точка приложения, модуль).
Как называется вектор, у которого начало вектора совпадает с его концом?.. (нулевым вектором)
Какое правило используется для сложения векторов, если вектора имеют общее начало? (правило параллелограмма)
Если при откладывании векторов, из одной и той же точки они будут лежать в одной плоскости, то такие векторы называются… (компланарными)
Направленный отрезок прямой, характеризующийся численным значением и направлением, называется…(вектором)
Векторы, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых, называются…(коллинеарными).
Отгадайте загадки:
С утра сегодня тарарам,
Пляшут вещи тут и там,
А мы кричим от радости:
“Исчезла сила … (тяжести)”
Вызвали меня к доске,
Я стою в большой тоске.
Мел держать не в силах я,
Где ж ты сила… (трения)?!
Вот дощечка через речку.
По ней как речку перейти?
Шагом, иль бегом без трудности?
Поможет мне сила… (упругости)!
Преподаватель математики: В «Эстафете» команда «Эйнштейнов» ответила правильно на _____вопросов. А теперь пришла очередь команды «Ньютонов». Команда готова?
«Эстафета»:
Два вектора в пространстве можно сложить по правилу… (параллелепипеда).
Какие виды трения вы знаете?...(покоя, качения, скольжения)
Векторы, имеющие одинаковые направление и длину называются…(равными).
Куда направлен вектор силы тяжести?... (к центру Земли).
Два ненулевых вектора, одинаково направленные, называются…
(соноправленными).
Назовите недостающий вид деформации: сжатия (растяжения), сдвиг, изгиб,… (кручение).
Чему равен модуль вектора? ( ).
Векторы, у которых скалярное произведение равно нулю, называются…? (ортогональными).
Отгадайте загадки:
Силу надо мне измерить?
Какой прибор беру я смело?
Не амперметр, не вольтметр,
А прибор …(динамометр).
Измеряем массу в килограммах,
Время точно уж в секундах,
Ну, а силу, круто так,
Измеряем в …(Ньютонах).
Преподаватель математики: В «Эстафете» команда «Ньютонов» ответила правильно на _____вопросов. В этом конкурсе победила команда ______________.
Преподаватель физики: Переходим к следующему конкурсу «Разгадай кроссвордов». Дома вы подготовили кроссворд для команды соперников (приложение №3). Пришло время обменяться кроссвордами. Победит та команда, которая справится с заданием быстрее.
Преподаватель математики: Команды готовы? Время пошло.
«Решение кроссвордов»:
По физике:
Одна из характеристик силы - …(направление)
В ИСО равнодействующая всех сил равна ….(ноль)
Как называется буква, которой обозначают коэффициент трения (µ- мю)
Сила, без действия которой, тела повисли бы в воздухе? (тяжести)
Сила, действующая на сжатую пружину? (упругости)
Прибор для измерения силы? (динамометр)
В результате по горизонтали получится слово «НЬЮТОН»
Преподаватель физики: А что такое «Ньютон»?
По математике:
Какая из следующих величин не является векторной:
Скорость;
Время;
Сила. (Время)
Два ненулевых вектора, одинаково направленные называются…(соноправленные).
Для сложения векторов часто используют правило параллелограмма. Как называется еще одно правило сложения векторов? (треугольника).
Векторы, у которых скалярное произведение равно нулю, называются…? (ортогональные).
Нулевым вектором является…(точка).
Векторы, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых, называются…(коллинеарные).
В результате по вертикали получится слово «ВЕКТОР».
Преподаватель математики: А что такое «Вектор»? Какие виды векторов ,вы знаете? Теперь проверим, правильно ли вы заполнили кроссворды. Победила команда _______________, так как ответила правильно и быстро на все вопросы.
Закрепление материала (20 мин).
Преподаватель физики: Переходим к следующему конкурсу нашего урока «Физический футбол». На сегодня вы подготовили по четыре качественных задачи по физике. Каждая команда задает поочередно вопросы соперникам, и сама выбирает, кто из соперников будет отвечать. А затем очередь соперников выбирать отвечающего и задавать вопрос.
Преподаватель математики: Победит та команда, которая даст больше правильных ответов. Начинает команда «Эйнштейнов».
Вопросы:
Ответ: Репка.
Объясните, почему лыжник после спуска с горы катится дольше, если поверхность поля горизонтально ровная, а не бугристая.
Ответ: так как на гладкой поверхности сила трения меньше, чем на бугристой поверхности.
Ответ: Для увеличения трения скольжения по воде.

Ответ: с помощью трения.
Ответ: Сила тяжести.
Ответ: Для увеличения трения.
Французский атлет Аполлон (Луи Юни) в начале ХХ века установил рекорд, поднял груз в 165 кг, и развил при этом силу 1650 Н.В это же время русский атлет Евгений Сандов поднял 202 кг, развивая силу 2020 Н. Какой был бы результат соревнований в перетягивании каната, если бы атлеты прикладывали те же силы?
Ответ: Победил бы Сандов, так как канат двигался бы в его сторону, а равнодействующая равна 370 Н.
Ответ: пока есть роса, то трение меньше, значит косить легче.
Преподаватель математики: Все команды подготовились хорошо, будет справедливо, если в этом конкурсе победит «дружба» и каждая команда получает «груз».
Преподаватель физики: Переходим к следующему конкурсу «Нас не догонят!». Вам нужно быстро и правильно решить задачи по физике и математике. Та команда, которая выполнит задание быстро и правильно, получит «груз».
«Нас не догонят! »
(решение задач на скорость под музыку)
Повар готовит пирожки с яблочным повидлом. Для этого он использует 1160г теста и 500г повидла. На выходе повар получит 20 пирожков. Определить силу тяжести одного полуфабриката пирожка.
Дан параллелограмм
. Точка А (0;2;0), В (1;0;1), С (2;0;2), D(1;2;2).
Найдите:
,
,
(геометрически и алгебраически).
Решения:

![]()
№1. Дано: СИ:
mт=1160 г = 1,16 кг m=mт +mп m1=
=0,083(кг)
mп= 500 г =0,5 кг m1=
Fт1=0,083
10=0,83(Н)
n=20 Fт1= m1g
g= 9,8 м/с2
Fт 1-? Ответ: 0,83 Н
№2.
Дано: АВСД – параллелограмм,
А(0;2;0),
В(1;0;1),
С(2;0;2),
D(1;2;2).
Найдите:
,
,

Решение:
-
-

Ответ: 
Преподаватель математики: В этом конкурсе победила команда________________.
Преподаватель физики: Следующий конкурс «Ты – мне, я - тебе». У вас на столах лежат одинаковые наборы лабораторного оборудования. Каждой команде необходимо придумать практическую задачу соперникам. Затем обменяйтесь заданиями, быстро и правильно выполните его.
«Ты – мне, я – тебе»
Практическое задание.
№ 1. Определить зависимость силы тяжести от массы.
Учащиеся:
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2. Определить зависимость силы трения от массы тела.
Учащиеся:
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Преподаватель математики: Команда «Эйнштейнов», огласите свой вывод.
(Ответы учащихся).
Преподаватель математики: Команда «Ньютонов», огласите свой вывод.
(Ответы учащихся).
Преподаватель математики: В этом конкурсе победила команда________________, так как составила правильно задачу и правильно решила задачу соперников.
Преподаватель физики: Итак, последний конкурс «Физико-математическое домино» (приложение №4). Обеим командам мы раздаем одинаковые наборы «домино». Начать «домино» надо костью «Вектор/Вектор », а закончить – костью «Сила/Сила» или наоборот. Та команда, которая соберет быстрее и правильно, победит.
«Физико – математическое домино»
Преподаватель математики: В этом конкурсе победила команда__________, так как она быстро и правильно собрала домино. Итоги соревнования мы подведем позже. А чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили эту тему, мы проведем тестирование, где каждый из вас получит индивидуальную оценку.
Преподаватель физики: Прежде, чем приступить к выполнению теста, в таблице оценивания во втором столбце отметьте оценку, которая, по вашему мнению, отражает вашу работу на уроке. После тестирования у вас появиться возможность оценить ваши знания по теме: «Сила – векторная величина. Сложение векторов».
Тестирование
№1. Человек, масса которого 80 кг, держит на плечах мешок массой 10 кг. С какой силой человек давит на землю?
А) 800 Н; | Б) 700 Н; | В) 900 Н. |
№ 2. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лёд…
А) уменьшается; | Б) увеличивается; | В) не изменяется. |
№ 3. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?
А) сила тяжести; | Б) сила трения; | В) сила упругости. |
№ 4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
А) не изменяется; | Б) увеличивается; | В) уменьшается. |
№ 5. К пружине подвесили груз массой 400 г. Какова величина силы упругости, возникшей в пружине?
А) 4 Н; | Б) 0,4 Н; | В) 0 Н. |
№ 6. Даны точки А (2; 3; 1), В (1; 0; 2). Найдите координаты вектора
.
А) (3; 3; 3); | Б) (1; 3; -1); | В) (-1; -3; 1); | Г) (-3; -3; -3). |
№ 7. Найдите длину вектора
, если А(-1; 1; -1), В(1; -1; -1).
№ 8. Найдите длину вектора
, если
(1; 1; -1),
(2; 0; 0)
А)(3;1;-1) | Б) (8;2;-2) | В) (6;0;0) | Г) (2;2;-2) |
№ 9. Векторы, не лежащие на одной прямой и не лежащие на параллельных прямых,-….
А) не сонаправленные; | Б) коллинеарные; | В) не коллинеарные; | Г) равные. |
№ 10. Длина отрезка, изображающего вектор – это…
А) равные отрезки; | Б) разность векторов; | В) сумма векторов; | Г) модуль вектора. |
Преподаватель физики: Теперь передайте свою работу соседу слева, сделайте взаимопроверку тестов, ключ ответов на экране.
Правильные ответы:
№ вопроса | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 |
Вариант ответа | в | б | а | в | в | а | б | в | в | г |
Преподаватель математики: Вернемся к таблице оценивания: в третьем столбце заштрихуйте ступеньку, которая соответствует вашей оценке за тест. Это и есть оценка ваших знаний по теме: «Сила - векторная величина. Сложение векторов».
Преподаватель физики: Давайте подведем итоги сегодняшнего соревнования. Пока вы тестировались, мы с помощью динамометров измерили силу ваших знаний. И выяснили, что знания команды _____________ лучше. Значит, победила команда:___________. Эта команда награждается грамотой. Вторая команда награждается похвальным листом за активное участие. Поздравляем!
Преподаватель математики: Дополнительный балл к этой оценке получат участники команды – победительницы. Еще один балл получат наиболее активные учащиеся. Теперь сравните оценки, поставленные себе в таблице оценивания. Таким образом, вы можете оценить достигли ли вы поставленной для себя цели в начале урока. А может наоборот?
А может, вы показали результат, которого от себя не ожидали?
(Ответы учащихся).
Подведение итогов. Домашнее задание(5мин).
Преподаватель физики: На протяжении всего урока вы записывали на «кирпичиках», что выполняли и чему научились на уроке. Теперь этими «кирпичиками» давайте укрепим стены нашего дома. И насколько крепкими окажутся стены дома, значит, настолько хорошо вы усвоили эту тему.
(Ответы учащихся).
Преподаватель математики:
Составить:
- реферат “Применение вектора в учебных дисциплинах ”.
- практическое задание по теме «Сила. Виды сил».
Преподаватель физики: Вот и подошел к концу наш урок. Хотелось бы закончить словами философа:
Пусть меня там нет, где я должен быть,
Пусть я не такой, каким хочу быть.
Но зато я уже не такой, каким был прежде!
Я еще не научился достигать конца пути,
Но уже научился не топтаться на месте.
Преподаватель математики: А я хочу закончить урок такими словами Альфреда Даниэля – Брюне:
«Неудачники верят в успех, люди удачливые верят в себя».
Добавлю к этому:
в свой профессионализм, свои знания, свои способности. Желаю Вам верить в себя, а не в успех, и быть удачливыми.
До свидания.