II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Экологическое воспитание
Тематическое направление
«Экологический квест «Тропа эколога»
Тема методической разработки
Болотина Татьяна Анатольевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Староромановская ООШ»
2021 год
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, – к формированию теории и практики экологического образования.
Дальнейшее исследование этой проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания – экологический.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные, развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?
Зарождение современных тенденций экологического образования и воспитания в начальной школе можно отнести к началу 70-х годов, когда она переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «природоведение». Четко выраженная экологическая направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной. Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может. На повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.
Одним из механизмов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является внеклассная и внешкольная работа.
Внеклассная и внешкольная работа по экологическому образованию дает много возможностей для непосредственного общения детей с природой, а также позволяет расширить кругозор детей. Одним из направлений данного вида деятельности являются экологические мероприятия: интеллектуальные игры, викторины, практические занятия.
Игра наряду с трудом и обучением – один из основных видов деятельности младших школьников. Играя, дети учатся, познают, запоминают.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что им порой кажется слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра помогает руководителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, ребята приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. В играх руководитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути общения с каждым из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Замечательным результатом экологической игры признаётся состояние желания участников помочь природе.
Целью воспитательных мероприятий экологической направленности является воспитание экологического сознания и приобщение детей к природоохранной деятельности.
Так же экологическое воспитание школьников преследует следующие цели:
- пропаганда экологических знаний;
- расширение индивидуального опыта взаимодействия детей с окружающей средой;
- ориентация воспитанников на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде - как нормы жизни;
- осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды;
- повышение готовности детей к участию в экологически ориентированной деятельности.
Задачи следующие:
- сформировать и дополнить знания детей в области экологии и расширить кругозора обучающихся;
- формировать активную природоохранную позицию в самосознании детей.
- способствовать развитию экологической культуры;
- способствовать развитию внимания, мышления обучающихся;
- развивать творческие способности детей.
Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:
- целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;
классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;
- наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;
- в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.
Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.
Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:
1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.
3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т.д.
Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
Заключение и выводы
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса.
В ходе проведения работы были выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии экологические тропы, экологические субботники. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы, сформировать у учащихся экологическое мышление и привить экологическую культуру.
Исходя из темы исследования, можно сделать следующие выводы:
Формирование и становление экологического мировоззрения у учащихся должно происходить в младших классах. Иначе, на поверку дня, мы имеем полное экологическое бескультурье среди более старших учеников.
Наиболее популярными и доступными средствами экологического воспитания являются экскурсии и экологические тропы.
Важную роль в экологическом воспитании, по нашим наблюдениям, играют экологические субботники по очистке территории от бытового мусора. Они формируют у школьников бережное отношение к природе, к труду озеленителей.
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.
Литература
1.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа. 1999. №1. С.19-22.
3.Боровская Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М.: Просвещение, 1991.
4.Горощенко В.П. Природа и люди. М.: Просвещение, 1986.
Государственные стандарты начального образования РК. Алматы, 1998.
5.Гришева Е.А. Задания экологического содержания. М.: Просвещение, 1993.
6.Павленко Е.С. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. 1998. №5.
7.Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. 1999. №5. С.45-51.
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной, внеурочной и внешкольной работы по экологическому образованию школьников. Методический материал экологический квест «Тропа здоровья», посвящен Дню эколога в России и Всемирному дню окружающей среды.
Потенциальными пользователями данной разработки могут стать классные руководители.
Данная разработка рассчитана на обучающихся младшего и младшего подросткового возраста с привлечением старшеклассников.
Мероприятие проводится в нетрадиционной форме - экологический квест на коллективной прогулке, однодневном походе, экскурсии, в помещениях, имеет игровую форму с элементами поисково – исследовательской деятельности.
Статья 58 Конституции РФ гласит «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Методический материал экологический квест «Тропа эколога», посвящен Дню эколога в России и Всемирному дню окружающей среды, который отмечается 5 июня. Это профессиональный праздник всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды. Данный праздник сопровождается проведением различных «зеленых» акций и пикетов, в школах – конкурсами детского рисунка и мероприятиями на тему защиты природы. Но День эколога – это не только профессиональный праздник, это праздник всех неравнодушных к будущему своей планеты. Поэтому просто необходимо призвать население еще больше внимания уделять вопросам сохранения благоприятной природной среды, охране всего живого и нашему экологическому будущему!
Особенность данного методического материала экологический квест «Тропа эколога» в том, что он направлен на экологическое воспитание и получение дополнительных знаний в области естественных наук не только детей младшего школьного возраста, но и старшеклассников, ведь мероприятие могут проводить обучающиеся старших классов.
Новизна в том, что формой проведения используется квест – технология. Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к познанию в целом широкого спектра участников. В данной разработке используется линейная квест – технология, когда задачи решаются последовательно, одна за другой. В этом случае команда участников стартуют с одной точки, и идет по своему пути к финишу.
В процессе самостоятельной поисково – исследовательской деятельности у ребят увеличивается интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем.
Уникальность в том, что методическую разработку можно использовать неоднократно для широкого спектра участников, используя небольшую коррекцию заданий. В результате привлечения к участию обучающихся старших классов в проведении этого мероприятия, увеличивается их гражданская активность и повышается экологическая культура школьников, а так же проводится и профориентационная работа.
На основе данного методического материала может быть разработана дополнительная общеразвивающая программа ознакомительного уровня естественнонаучной направленности по модулям «Воздух», « Почва», «Животные, «Растительность», «Человек» на летний период.
Актуальность методической разработки «Тропа эколога», в том что, сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости уважительного и рационального отношения к природе и обеспечения экологического воспитания и образования нового поколения. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Многие люди утратили уважение к природе, поэтому необходимо с раннего детского возраста прививать любовь к животным, растениям, то есть проводить экологическое воспитание. Проблема экологического воспитания вечная. Изменения небольшой экосистемы в конкретной точке мира может повлиять на экологию всей планеты. На сегодняшний день ученые насчитывают десятки глобальных экологических проблем. Наиболее актуальные из них:
- разрушение озонового слоя
- загрязнение Мирового океана
- разрушение и загрязнение почвы
- загрязнение биосферы
- глобальное потепление
- выпадение кислотных дождей
Загрязнение окружающей среды причина 40% смертей в мире.
Цель
Создать условия для развития экологической культуры детей и молодежи, формирование умения работать в команде через самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи
- освоить квест - технологию обучающимися старших классов на экологическую тему
- изучить природное наследие своего края в процессе совместной практической деятельности
- провести учебную и пропагандистскую работу по вопросам охраны природы в форме квеста.
Возможные сложности и риски
Мероприятие можно проводить в форме путешествия по станциям в помещении при плохой погоде и путешествия по тропе при хороших погодных условиях, поэтому при подготовке к мероприятию необходимо
посмотреть прогноз погоды и продумать, сколько человек будет привлечено к проведению, продумать маршрут путешествия и определить контрольные точки. Этих точек должно быть несколько (в нашем случае их 6). Может быть и несколько маршрутов. При этом участие в мероприятии могут принимать как минимальное, так и максимальное количество старшеклассников.
Экологический квест «Тропа эколога» можно проводить не только 5 июня, но и в другие дни, так как в течение всего учебного года отмечаются дни экологических знаний, такие как:
22 марта – Всемирный день воды,
1 апреля – Международный день птиц,
15 апреля – 5 июня – Общероссийские Дни защиты экологической опасности, 18 – 22 апреля – Марш Парков,
22 апреля – Всемирный День Земли,
5 июня – День эколога и Всемирный день окружающей среды,
8 июня - Всемирный день океанов,
27 сентября – Всемирный День моря,
4 октября – Всемирный день защиты животных,
29 декабря – Международный день биологического разнообразия.
Коллективные прогулки, походы, экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного мировоззрения, здорового образа жизни, глубокого понимания моральных ценностей и экологического воспитания. Во время них ребята знакомятся с окружающей природой и закономерностями ее развития, узнают много нового об истории родного края. Однако и прогулки, и походы, и экскурсии станут эффективным средством воспитания лишь в том случае, если будут сочетаться с играми, различными конкурсами и соревнованиями. Для этого воспитателям надо проделать некоторую предварительную работу. В частности, очень полезно заранее познакомиться с маршрутом, с окружающей его природой. Полученные во время такого знакомства знания пригодятся в дальнейшем при подготовке заданий. Все поисковые и исследовательские задания связаны с природой и правилами поведения в ней.
Данное мероприятие подразумевает коллективную деятельность, но можно усложнить задачу и поделить коллектив на несколько команд, тогда мероприятие примет соревновательный характер (придумать название команды, речевку, выбрать капитана).
Сценарий экологического квеста «Тропа эколога»
Для проведения квеста необходимо:
- ведущий,
- контролеры – старшеклассники с эмблемой эколога на груди.
-учащиеся
- контрольные точки на местности при хорошей погоде (6 объектов),
- контрольные точки при плохой погоде (в здании 6 помещений - классов),
- маршрутный лист,
- листы бумаги,
- воздушный шар,
- различные предметы (веточка ивы, березы, еловые, сосновые шишки, пластиковая бутылка и др.),- картинки с изображением животных и обитателей воды.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Сегодня, 5 июня в России отмечается День эколога и Всемирный день окружающей среды, и мы с вами станем сегодня экологами и отправимся в путешествие по тропе. Получите маршрутный лист и ознакомьтесь с маршрутом. | Ребята знакомятся с маршрутом |
Введение | Ребята! День эколога – праздник сравнительно молодой, который в России стал отмечаться совсем недавно. Официально День эколога введен приказом президента в 2007 году. Впервые термин «экология» применил германский биолог Эрнст Геккель в 1866 около 150 лет назад, определив экологию, как отрасль биологии. Впоследствии экологии был присвоен статус науки, определяющей живых организмов и растительных компонентов в среде, измененной человеком (либо оставленной им без изменений). Неразрывно связаны понятия «экология» и «здоровье». Ведь загрязненные выбросами атмосферный воздух или грунтовая вода, часто становятся причиной различных заболеваний. А в обиходе обывателей данные понятия часто употребляются в словосочетаниях подобного рода: «экология виновата» или «плохая экология». Здесь экология определяется как совокупность условий обитания, окружающая среда. И меняется эта среда не в лучшую сторону, привлекая тем самым внимание общественности, которая проявляет свою гражданскую активность проведением различных митингов и пикетов. Поэтому наиболее популярной становиться профессия эколога. Работа эколога – не из легких, ведь не все граждане понимают, что будущее нашей планеты зависит от каждого жителя. - Кто такой эколог? - Что такое экология? - Что такое окружающая среда? - А что нас окружает? Правильно, когда говорят окружающая среда, подразумевают, как правило, природу. Природа – это естественная материальная среда, включающая объекты, не созданные руками человека. Это почва, воздух, растительный и животный мир. В маршрутном листе вы видите точки – это наши остановки, на которых мы будем выполнять определенные задания и в конце путешествия найдем ответ на вопрос: «Что должен делать человек, чтобы сохранить окружающую среду?» и составим свод правил. Итак, путешествие начинается. | Эколог – это человек, который защищает окружающую среду Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. «Экос» - дом, «логос» - наука. Экология – наука о доме. Окружающая среда – все, что окружает живое существо и с чем оно связано. Нас окружают солнце, воздух, вода, животные, почва, растения, человек. |
Контрольная точка «Воздух» (на площадке ) | Ребята, отгадайте загадку. Что в комнате не увидишь, а жить без него нельзя? Правильно воздух. Какой воздух должен окружать человека? Ваше задание: сделать из бумаги самолетик и запустить его в небо, у кого дальше улетит, тот и победитель. (При плохой погоде задание: удержать как можно дольше воздушный шар в воздухе, не касаясь руками.) | Воздух Чистый Складывают самолетики и запускают |
Контрольная точка «Почва» (здесь же) | Ребята, запустив самолетики, навредили ли мы почве? Бумага разлагается – 2 года Картон – 2 месяца Батарейки – 100 лет Пластиковые бутылки – 450 лет и более Алюминивая банка – 500 лет Стекло – более миллиона лет Полиэтиленовая пленка – 200 лет Пенопласт – не разлагается Давайте соберем мусор и выбросим его в контейнер по пути нашего следования. При плохой погоде задание: попасть в корзину заранее разбросанным мусором. | Да, мы намусорили Собирают мусор |
Контрольная точка «Растения» (в лесополосе) | Игра «Чего здесь не должно быть?» На определенном участке местности к деревьям или кустам прикрепляется что – либо такое, чего там не должно быть. Например, к сосне прикрепили веточку ивы, к березе – еловую шишку, под куст положили пластиковую бутылку, и т.п. Побеждает тот, кто заметит все несуразности. Без природы в мире людям Даже дня прожить нельзя. Так сажайте – ка, повсюду Вы растения, друзья! | Находят несоответствия |
Контрольная точка «Животные» (на лугу) | Игра «Найди животное». Нужно найти 24 картинки с изображением животных. За поимку каждого зверя полагается определенное количество очков. Задача игроков: как можно быстрее найти животных и заработать больше очков. Игра «Покажи пойманное животное без слов», все остальные угадывают. | Ищут картинки и показывают их пантомимой |
Контрольная точка «Вода» (на водоёме) | Я и тучка, и туман, я – река и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. Правильно вода. Какая должна быть вода, чтобы в ней водились рыбы? В последнее время стала актуальной проблема чистоты наших вод. Один литр нефти (после мытья машины) загрязняет миллионы литров воды. Определить качество воды можно по виду рыб и личинок некоторых насекомых. У чистой воды под камнями будут личинки поденок и веснянок. Даже при небольшом загрязнении эти личинки исчезают, зато появляются личинки ручейника, плоских червей и пиявок. Там, где вода загрязнена еще больше, можно найти лишь пиявок, и то не всегда. Задание: исследовать мелководье и определить чистоту воды При плохой погоде: в помещении под условными «камнями» найти картинки с обитателями воды (различные рыбы, лягушка озерная, рак речной, жемчужница пресноводная, беззубка обыкновенная, прудовик обыкновенный, янтарка, блоха и др.) Эти же картинки можно использовать и на природе в игре «Назови обитателей воды» | Вода Чистой, прозрачной Приподнимают камни, лежащие на мелководье, и по наличию там насекомых определяли чистоту воды. |
Контрольная точка «Человек» | Каждый человек может внести свой вклад в улучшение условий обитания. Сегодня такой специалист, как эколог, необходим на каждом предприятии и в большинстве организаций. Цель данной должности – наблюдение за соблюдением природоохранного законодательства в подразделения предприятия и контакт с контролирующими органами. Кроме того, множество экологов – волонтеров участвуют в проведении различных акций (таких, как очистка морской воды и спасении животных от разлитой нефти или экологическое просвещение жителей). На благо охраны окружающей среды сегодня трудятся целые ведомства и министерства. Это, в частности, Министерство природных ресурсов, Росприроднадзор, Природоохранительная прокуратура, Комитет и Департамент природопользования. День эколога отмечается 5 июня. Именно в этот день ООН проводила первую конференцию по вопросам окружающей среды. Было это в 1972 году, а со следующего года эта дата стала Всемирным днем окружающей среды. Учреждение этого праздника – способ привлечения внимания людей к вопросам и проблемам экологии. Как не стыдно человеку Чуть чего бежать в аптеку! Ты прими хоть сто пилюль, Все равно здоровья - нуль! Зато у матушки природы Полным – полно других даров Прими леса, поля и воды, И гор хребты, и неба своды – И ты практически здоров! (Ю.С.Энтин) Что должен делать человек, чтобы сохранить природу и улучшить экологию? | Не мусорить. Экономить воду. Экономить электричество. Сдавать макулатуру. Сажать деревья и растения. |
Заключение | Ребята, давай запишем наш свод правил и будем их выполнять. 1. Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением. 2. На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми. 3. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных. 4. Охраняй чистоту вод. 5. Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней. 6. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником. В этот день хочется пожелать всем свежего воздуха, прозрачной воды и чистой земли. | На поляне ребята составляют свой свод правил поведения в природе |
Во время путешествия по экологической тропе дети играют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве. У детей развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство познания прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь ее и сохранять! Таким образом, организация экологического квеста «Тропа здоровья» способствует: - воспитанию экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами опыта образовательно – воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- формированию у обучающихся навыков самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
- повышению интереса у обучающихся к научно–исследовательской деятельности.
- формированию у обучающихся умения работать в команде.
Методический материал помогает ребятам сделать вывод, что любой житель планеты может ежедневно выполнять простые действия, что поможет улучшить экологию: сдавать макулатуру, уменьшить использование воды, экономить электроэнергию, выбрасывать мусор в урну, выращивать растения, использовать предметы многоразового использования
Проводить это мероприятие можно на прогулке, в походе, экскурсии при хорошей погоде в любое время года и при плохой погоде в любом помещении, а так же дистанционно с детьми ОВЗ.
Список литературы
1. Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии. –М.: Профиздат, 1990. – 144с.
2. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М.: Просвещение, 1999.
3. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М.: Просвещение,1992.
4. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992.
5. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997.
6. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995.
7. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.- Петербург, 1994. Журнал
"Муравейник ".