Формирование положительной Я-концепции
«Кто Я?»
Цель: осознание своих индивидуально-психологических особенностей, формирование представлений о своей Я-концепции.
На листе бумаги дайте ответ на вопрос: «Кто я такой?». Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в такой форме как они приходят в голову. Дайте ответ на этот же вопрос так, как, по вашему мнению, о вас сказали бы ваши отец или мать (выберете одного). Дайте ответ на этот же вопрос так, как, по вашему мнению, сказал бы о вас лучший друг (подруга).
Теперь сравните три набора ответов и в письменной форме укажите следующее:
В чем сходство?
Какие отличия?
Если есть отличия, то как вы их объясняете относительно самого себя? В какой мере вы ведете себя по-разному с разными людьми и какие роли играете во время общения с близкими людьми?
Как можно объяснить эти отличия, исходя из индивидуальных особенностей этих людей, то есть каким образом их ожидания формируют те суждения о вас, которые вы им приписываете?
Укажите, какие 10 ответов вашей самохарактеристики (из первой части задания) касались:
а) физических качеств (внешность, сила, здоровье и т.п.);
б) психологических (интеллект, эмоциональная сфера и т.п.);
в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное состояние и т.п.).
Теперь установите ту очередность перечисления этих трех групп качеств, которую вы считаете наиболее целесообразной. Сохранили ли вы свою начальную позицию по поводу своей самохарактеристики? Если нет, то запишите в новой последовательности свои качества, названных вами в начале. Прибавились ли, изменились ли некоторые из них и чем вы это объясните?
«Зеркало»
Цель: формирование адекватной самооценки.
Глядя в зеркало надо перечислить то хорошее, что видит в себе человек.
«Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение»
Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.
Предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:
Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
После обсуждается каждый ответ, удалось ли упражнение, что было трудно, а что легко.
«Кто мне нравится и кто не нравится»
Цель: осознание себя, своей Я-концепции через осознание других людей; чувственное понимание феномена «отношение».
Вспомните двух людей, которые вам очень нравятся. Укажите пять качеств, которые вас в них больше всего привлекают. Далее вспомните двух людей, которые вам совершенно не нравятся. Запишите качества которые вам не нравятся.
Указав все эти качества, вы сможете увидеть, чем похожи люди, которые вам нравятся или не нравятся. Проведя сравнение второй пары, вы увидите сходство людей, которые вам не нравятся. Теперь сравните все четыре списка и определите, какие личностные параметры людей заставляют вас любить или ненавидеть их. Определите, какие качества людей важны для вас, что вы ищете в окружающих и что вас в них отталкивает. Запишите свои выводы.
Таким образом, можно увидеть связь собственной самохарактеристики с характеристиками, которые вы даете другим людям, и сделать вывод, что каждый индивид может понять другого лишь в границах собственной Я-концепции.
Кроме того, упражнение помогает подойти к чувственному пониманию феномена «отношение». Оно не совпадает с объективным (адекватным) отображением действительности, а содержит в себе историки субъективизма, которые препятствуют полному взаимопониманию людей.
«Моя яблонька»
Цель: формирование умения выделять и анализировать свои характерные черты, поднятие самооценки.
По различным легендам яблоня – это символ любви, жизни, бессмертия, помощница в трудных ситуациях, целительница и волшебница, способная наделить необходимыми качествами.
Итак, у вас у каждого есть бланк со схематичным изображением дерева. Как вы видите, оно состоит из 5 уровней веток. Ваша задача разместить на вашем дереве яблоки. Определите для себя, по сколько яблок будет у вас на каждом уровне. Так же определитесь с размером и цветом яблок. Яблоки вы можете либо рисовать фломастерами, либо вырезать их из цветной бумаги и наклеивать клеем.
Значения уровней на яблоне:
5. достижение
4. способности и умения
3. социальное окружение
2. психологический портрет
1. имя
Теперь второй этап упражнения. На каждом уровне веток, яблоки отвечают за свое. Посмотрите, сколько яблок у вас на каждом уровне и постарайтесь сделать следующее. Итак, начиная снизу:
1. уровень – это ваше имя. Впишите в каждое яблочко производное от своего имени имя, то, как вас называют родные и знакомые, как вам хочется, чтобы вас называли.
2. уровень – это ваши черты характера. Впишите в каждое яблочко по одной черте характера. Каким вы себе видитесь. Какой вы?
3. уровень – это ваше социальное окружение. Впишите в каждое яблочко по одному человеку, который вам наиболее дорог.
4. уровень – это ваши умения и способности. Впишите в каждое яблочко то, чем любите больше всего заниматься, что вы умеете делать лучше всего.
5. уровень – это ваши достижения. Подумайте, вспомните и впишите в яблоки на этом уровни ваши самые важные достижения.
В обратной связи можно обсудить, чем понравилось или не понравилось упражнение, что чувствовали во время выполнения упражнения, какие выводы для себя сделали. В заключение: Вы можете сохранить для себя ваши деревца. Когда вам вдруг начнется казаться, что жизнь какая-то не такая, то вы можете посмотреть на свое деревце и увидеть, что вашу жизнь наполняет множество составляющих и в ней есть место для развития. Если вам вдруг покажется, что имя у вас дурацкое, и вы однотипный, то взгляните на дерево и назовите свое имя по разному – вы разный, интересный с красивым многогранным именем. Если вдруг вам начинает казаться, что у вас плохих качеств больше, чем хороших или слабость характера превосходит силу, то посмотрите на дерево и вы увидите, что сила духа у вас огромная, твердость есть и доброта с мягкостью в норме.
Если вам, вдруг, начнет казаться, что вы одиноки – посмотрите на дерево – разве вы один? Вспомните о тех людях, которые вас окружают.
Когда вам станет скучно и вы решите, что ни на что не способны и вам нечем заняться, вспомните о ваших умениях и способностях, о том, что вы лучше всего делаете и займитесь этим. Или посмотрите на свободные яблочки на этом уровне и придумайте новое дело.
«Я-реальное», «Я глазами других людей», «Я-идеальное»
Цель: формирование «Я-Концепции», адекватной самооценки.
Участники условно делят лист бумаги на 3 части. В первой части они рисуют свое представление о себе, во второй – какими их видят другие люди, в третьей – идеальный образ своего «Я».
Обратная связь по занятию