Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Формирование познавательного интереса на занятиях по ФЭМП через развитие исследовательской деятельности".»
Формирование познавательного интереса на занятиях по ФЭМП через развитие исследовательской деятельности.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как: • интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний; •развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей; • создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. В работе с дошкольниками необходимо использовать нетрадиционные методы по математическому развитию, т. к. они способствуют развитию познавательного интереса. Например, один из методов - элементарные опыты. 1. Измеряя длину предметов , пользоваться не только сантиметром, линейкой, но и использовать разные предметы (карандаш, тапочек, шарфик, ладонь, палец, т. е развивать интерес за счет знакомства с мерами длины в древности. 2. Предлагаю детям переливать воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды. Занимательные проблемные ситуации •«Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Выясняется причина: ленты разной длины. •Для того, чтобы убедиться раскладываем их на полу. Математические сказки • Жили-были 2 ежика. Они увидели, что на полянке выросло 9 грибов. Как вы думаете можно разделить 9 грибов на 2 ежиков? Как? 1+8, 2+7, 3+6, 4+5. Эти методы побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки. Нетрадиционные занятия играют немаловажную роль в развитии познавательного интереса: 1. Занятия-сомнения (поиска истины) Два одинаковых пакета, в одном кукуруза, в другом – вата.Нужно определить сначала на вид, затем взять в обе руки, взвесить на чашечных весах. 2. Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Задания типа: «Сколько ложек песка в стакане?» /кукольных, чайных, десертных, больших/«Измерение времени делам» /Сколько за 1 минуту можно сделать приседаний, нарисовать кружков, букв/ Таким образом, важной задачей воспитателя является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет: использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей; использования нетрадиционных занятий; создания предметно-развивающей среды в ДОУ; использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности. Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.