СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта учебного занятия по дисциплине «Материаловедение» Тема: «Химико-термическая обработка сплавов» для студентов 2 курса специальности 15.02.08 Технология машиностроения (углубленная подготовка)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия на тему «Химико-термическая обработка   сплавов», составлена в соответствии с ФГОС СПО. Данная методическая разработка предназначена для студентов  второго курса специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта учебного занятия по дисциплине «Материаловедение» Тема: «Химико-термическая обработка сплавов» для студентов 2 курса специальности 15.02.08 Технология машиностроения (углубленная подготовка)»



ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)









Методическая разработка конспекта

учебного занятия

по дисциплине «Материаловедение»

Тема: «Химико-термическая обработка сплавов»

для студентов 2 курса специальности

15.02.08 Технология машиностроения

(углубленная подготовка)









Составитель:

Дёмкина Елена Анатольевна,

преподаватель Сафоновского

филиала ОГБПОУ СмолАПО










Сафоново, 2018



АННОТАЦИЯ

Методическая разработка учебного занятия на тему «Химико-термическая обработка сплавов», составлена в соответствии с ФГОС СПО. Данная методическая разработка предназначена для студентов второго курса специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

Методическая разработка содержит пояснительную записку, технологическую карту, план-конспект учебного занятия, приложения и презентацию Power Point.

В пояснительной записке раскрывается специфика дисциплины и обосновывается выбор формы учебного занятия. В технологической карте четко обозначены тема и цель занятия, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Описаны методы и средства обучения, даются рекомендации по дидактическому и информационному оснащению занятия.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей образовательных организаций СПО, осуществляющих обучение по дисциплине «Материаловедение», и рекомендована к использованию в учебном процессе.











































СОДЕРЖАНИЕ





  1. Введение

5

  1. Технологическая карта учебного занятия

6

  1. Ход занятия

8

  1. Дидактические материалы к учебному занятию

18

  1. Список использованных источников

27











































































ВВЕДЕНИЕ



Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Материаловедение» на тему «Химико-термическая обработка сплавов» представляет собой подробный план - конспект урока в форме семинарско-практического занятия с применением активных методов обучения и использованием коммуникативной методики, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Данное занятие способствует развитию информационной и коммуникативной компетенции, развитию качества личности: любопытство и любознательность через занимательный материал; трудолюбие и аккуратность через работу в таблицах, с учебником, интернетом, развитию мыслительных операциий: сосредоточить внимание через занимательный материал; память через работу с понятиями; умение сравнивать через сопоставление объектов; умение обобщать через привлечение учащихся к формулировке выводов по занятию.

На занятии студенты закрепляют полученные ранее знания по теме, формируется умение применять полученные знания на практике, развиваются проектировочные, конструктивные умения будущих специалистов. Основной задачей занятия являлось создание условий для проявления познавательной активности студентов, развитие индивидуальных особенностей. Такая форма занятия активизирует познавательную деятельность студентов, помогает им проявить свои творческие и интеллектуальные способности, воспитывает культуру общения.

Материал занятия в данной разработке структурирован в форме заданий и представлен в приложении.

















































ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Группа: ТМу-01-17

Специальность: 15.02.08 Технология машиностроения

Дисциплина: Машиностроение

Тема: «Химико-термическая обработка сплавов»

Форма занятия: комбинированное занятие

Тип: Семинарско-практическое занятие

Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, групповая, коллективная

Наглядные пособия: схемы, плакаты

Технические средства: компьютер, проектор. 

Программное обеспечение: программа Power Point

Раздаточный материал: Таблицы ХТО, тесты, справочные материалы, листы самооценки, карты отчёта к практической работе.

Презентации

Межпредметная связь: Химия, Процессы формообразования и инструмент.

Внутрипредметная связь: тема: «Термическая обработка материалов»


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательная:

- Изучить виды химико-термической обработки стали

- Изучить режимы химико-термической обработки

Развивающая:

- развить качество личности: любопытство и любознательность через занимательный материал; трудолюбие и аккуратность через работу в таблицах, с учебником, интернетом.

- мыслительные операции: сосредоточить внимание через занимательный материал; память через работу с понятиями; умение сравнивать через сопоставление объектов; умение обобщать через привлечение учащихся к формулировке выводов по занятию.

Воспитательная:

-Формирование ответственного отношения к порученному делу

-Критическое мышление

-Трудолюбие, уверенность в себе.

Ход занятия.

1.Организационный момент (3мин)

    1. Приветствие

    2. Формулировка темы

    3. Мотивация

    4. Целепологание

2.Актуализация опорных знаний

2.1 Фронтальный опрос (5мин)

2.2 Тест (5мин)

2.3 Коррекция (1мин)

3. Основной этап

3.1 Определение алгоритма проведения занятия (1мин)

3.2 Работа в группах (5мин)

3.3 Самоанализ выполненной работы (2мин)

3.4 Выполнение практической работы (15мин)

4. Анализ и оценка выполненной работы и степени овладения студентами запланированного умения (2мин)

4.1 Самоонализ.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия (5мин)































ХОД ЗАНЯТИЯ


Преподаватель: Студент:

  1. Оргмомент

Здравствуйте. Садитесь, я рада вас видеть

и уверена, что наша работа будет

будет успешной.



Какую тему мы изучаем?


Тема «Химико-термическая обработка сплавов»

В рамках этой темы мы проводим семинарско-практическое занятие.

Какие вопросы выносим на семинарское занятие?


Основные виды ХТО:

- цементация стали

- азотирование и борирование стали

- нитроцементация стали

- диффузионная металлизация стали

Какие цели ставим при изучении этих вопросов?




1.Повторить основные понятия из темы «Термическая обработка»

2. Изучить:

сущность химико- термической обработки стали.

3. Изучить:

виды химико-термической обработки и диффузионной металлизации.


Чему мы должны научиться в ходе практической работы?



- Выбирать марки сталей для деталей машин и механизмов

- Определять механические свойства выбранной стали

- Определять виды и режимы термической и химико-термической обработ­ки

Насколько важна для Вас эта тема , как для будущих специалистов по технологии машиностроения?


- Я думаю, тема « Химико-термическая обработка сплавов» важна, т.к. эта обработка приводит к изменению структуры и свойств сплава, а это необходимо знать при выборе марки материалов для изготовления разных деталей.

- Знание этой темы необходимо cпециалисту по технологии машиностроения при проектировании технологических процессов.

А Вы уже знакомы с видами термической обработки сплавов?

- Да мы были на экскурсии на предприятии ООО «Гидрометприбор», где знакомились с термической обработкой.

На какие вопросы, которые мы уже изучили, мы будем опираться при изучении данной темы?

- основные факторы термической обработки

- виды термической обработки металлов

Дайте определение термической обработки стали и чугуна?

- термической обработки стали и чугуна называют процессы теплового воздействия с целью изменения структуры и свойств сплава.

Назовите основные факторы термической обработки?

-Температура

- Время нагрева

- Скорость нагрева и охлаждения.

Назовите основные виды термической обработки стали.

-Отжиг

- Закалка

Отпуск

- Нормализация

Чем отличаются между собой отжиг, закалка и отпуск?

-Температурой нагрева

- Временем выдержки

- Способом охлаждения (вместе с печью или на воздухе).

  1. Актуализация опорных знаний

- А сейчас я предлагаю Вам проверить себя, насколько вы усвоили материал темы «Термическая обработка сплавов». Мы заранее с Вами разбились на 4 группы. Каждой группе было дано задание: выбрать слесарный инструмент, определить марку стали для его изготовления, подобрать режим термической обработки. Время на ответ каждой группы 1-2 минуты. Все остальные слушайте внимательно, будьте готовы прокомментировать ответ и дополнить при необходимости.

Выступают представители групп.

1 группа –зубило и бородок

2 группа – кровельные ножницы

3 группа –гаечный ключ

4 группа -отвёртка



  1. Основной этап

Итак, мы с вами обобщили вопрос «Термическая обработка сплавов» и переходим к основному вопросу нашего занятия «Химико – термическая обработка сплавов»


Что называется ХТО?


- Химико-термической обработкой называется процес, представляющий собой сочетание термического и химического воздействия.

Существует несколько видов химико-термической обработки сталей, перечислите?


- Насыщение поверхностного слоя детали углеродом называют цементацией,

- азотом — азотированием,

- одновременно углеродом и азотом — нитроцементацией,

- металлом — диффузионной металлизацией.


Перечислите основные процессы ХТО?

  • - диссоциация – распад молекул и образование активных атомов насыщенного элемента

  • - адсорбция – поглощение поверхностью металла свободных атомов

  • - диффузия – перемещение атомов насыщающего элемента с поверхности в глубь металла.



Как я сказала, мы разделились на 4 группы. Каждая группа должна была подробно изучить виды химико-термической обработки, заполнить таблицу по видам ХТО и подготовить презентации в соответствии с планом (план презентации можно посмотреть на слайде)

План составления презентации

1.Определение

2.Цель

3.Ход процесса (среда, температура, время)

4.Преимущества, недостатки.

5. Область применения.

Какую презентацию готовила

1 группа – цементацию, 2 группа – азотирование и борирование, 3 группа – нитроцементацию, 4 группа – диффузионную металлизацию.

Предоставляем слово 1 группе.

Все остальные слушайте внимательно, будьте готовы прокомментировать ответ и дополнить при необходимости.

1 группа – Цементация (презентация)

Цементация - процесс химико-термической обработки, представляющий собой диффузионное насыщение поверхностного слоя стали углеродом при нагреве в соответствующей среде (древесный уголь, природные газы и др.).

Цель цементации — получить высокую поверхностную твердость и износостойкости при вязкой сердцевине, что достигается обогащением поверхностного слоя стали углеродом в пределах 0,8-1,0% и последующей термической обработкой. Цементации подвергают детали, изготовленные из малоуглеродистых сталей (0,1...0,3 % С) марок 10, 15, 20 или легированных малоуглеродистых сталей 15Х, 20Х, 18ХГТ и др. После цементации производят закалку изделия.

Цементацию проводят в твердых и газообразных и жидких углеродсодержащих средах.

Цементация в твердой среде (карбюризаторе) состоит в следующем. Карбюризатором служат мелкие куски древесного угля, покрытые углекислыми солями бария и натрия, которые ускоряют процесс цементации. Детали помещают в специальный стальной ящик, засыпают со всех сторон карбюризатором и ящик накрывают крышкой. Расстояние между деталями и стенками ящика должно быть не менее 10...15 мм. Чтобы не было доступа воздуха, разъем ящика обмазывают глиной. Затем ящик, помещают в термическую печь и нагревают до

Т=900...950°С

Выдержка 7...10 ч.

Толщина слоя 0,7..,1,5 мм.

При этой температура древесный уголь разлагается и атомы углерода насыщают поверхности деталей. Ящик после цементации охлаждают на воздухе до температуры 300...400°С, извлекают из него детали, после чего про изводят термическую обработку деталей, как правило, закалку с последующим низким отпуском.

Печь для твердой цементации

Газовая цементация осуществляется нагреванием изделий в среде углеродсодержащих газов (природный газ или пропан-бутановая смесь). Газовая цементация— более эффективный процесс, чем цементация в твердом карбюризаторе, так как отпадает необходимость в ящиках, которые следует нагревать, процесс легче автоматизируется и более экономичен. Кроме того, можно непосредственно из печи, где производится цементация, выполнять термообработку деталей. Время на цементацию и термообработку сокращается более чем в два раза. Цементации подвергаются стальные детали, работающие на истирание и испытывающие ударные нагрузки: валики, зубчатые колеса, поршневые пальцы, кулачки, пальцы звеньев гусениц и др.

Т=920-930°С

Выдержка 3-4 часа

Охлаждение –воздух



Печь для газовой цементации



Жидкая цементация- она предназначена для мелких деталей(например болты, винты и т.д.)
Жидкая цементация проводиться путём погружения детали в печь с раствором бензина(керосина)+BaCl2=CnHm.
Т-840-860°С
Время выдержки 6часов
Охлаждение-воздух


Печь для жидкой цементации



2 группа – азотирование и борирование (презентация)

Азотирование–процесс химико-термической обработки, представляющий собой диффузионное насыщение поверхностного слоя стали азотом.

Цель азотирования - получение поверхности деталей высокой твердости, износостойкости, высокой коррозионной стойкостью.

Азотированию подвергаются детали, изготовленные из среднеуглеродистых легированных сталей марок 35ХМЮА и 38ХМЮА (цилиндров двигателя, насосы, зубчатых колес, валов, гильз и детали штампов шейки коленчатых валов, многие детали станков).

Азотирование проводят по одноступенчатому режиму при нагреве детали до

Т= 500...700°С в атмосфере аммиака

выдержка 90 часов

или по двухступенчатому режиму:

Т = 500...520°С

выдержкой 15-20 часов,

Т = 550...570°С,

выдержка 20-25 часов.

Толщина слоя 0,3-0,6 мм.

Твердость, азотированного слоя сохраняется при нагревании до температуры 600...650°С.

Борирование- это процесс химико-термической обработки заключающийся в диффузионном насыщении поверхностного слоя стали бором.

Цель: повышение износостойкости  (в условиях сухого трения, скольжения со смазкой и без смазки, абразивного изнашивания), повышение коррозийной стойкости железоуглеродистых сплавов во многих агрессивных средах и жаростойкости при температурах ниже 850 С0

Борированию подвергают детали, применяемые в оборудовании нефтяной промышленности: втулки нефтяных насосов. Недостаток – слой обладает хрупкостью.Газовоеборирование проводят в специальных установках за счет разложения газообразных соединений бора. Газовое борирование проводят при

Т=800-850°С.

Время выдержки от 2 до 6 ч.

Толщина слоя от 0,5 -1мм.

Ионное азотирование и кабонитирование

Процесс осуществляется в азотсодержащей газовой среде под воздействием тлеющего электрического разряда между катодом (деталями) и анодом (стенками вакуумной камеры). В результате формирования активной плазмы — ионизированного газа активно образуются различные модификации диффузионных покрытий, обладающие высоким качеством.

Сферы применения технологий ионного азотирования и карбонитрирования весьма обширны, это без исключения все отрасли промышленности.

3 группа – нитроцементация (презентация)

Поверхностное насыщение стали одновременно углеродом и азотом в расплавленной цианистой соли называется цианированием, а в газовой среде – нитроцементацией.

Цель цианирования (нитроцементации)- получение высокой твердости и износостойкости поверхности деталей с сохранением пластичной сердцевины.

Цианирование в зависимости от используемой среды цианирование проводят: в твердых средах; жидких средах; газовых средах. В зависимости от температуры нагрева цианирование подразделяется нанизкотемпературное и высокотемпературное.

Цианирование в жидких средах производят с расплавленными солями в ваннах.

Газовое цианирование производится в специально герметически закрытых печах.

Высокотемпературное цианирование проводят при

Т= 800…950 С.

Выдержка от 1,5 до 6 часов.

Толщина слоя от 0,5 до 2мм.

После высокотемпературного цианирования детали подвергают закалке и низкому отпуску.

Применяют в автомобильной и тракторной промышленности для мелких деталей из среднеуглеродистых сталей, работающих при небольших удельных нагрузках, а также для режущего инструмента из быстрорежущей стали. Для упрочнения валов, осей, зубчатых колёс и других деталей, работающих при значительных знакопеременных нагрузках.

Основным недостатком цианирования является ядовитость цианистых солей.

При нитроцементации изделия нагревают при

Т=840—860°С в среде природного газа и аммиака.

Выдержка в течении 8-10часов

Толщина слоя 0,25-1мм.

Глубина слоя зависит от температуры и продолжительности выдержки. После нитроцементации следует закалка, затем проводят отпуск при 160 – 180 ˚С. Нитроцементации подвергают детали сложной конфигурации, всевозможные шестерни склонные к короблению, шестерни привода масляного насоса в автомобилестроении, пальцы задних рессор, валики и т.д.

4 группа – диффузионная металлизация (презентация)

В настоящее время все

большее распространение получают процессы многокомпонентного диффузионного насыщения.

Диффузионная металлизация — это процесс насыщения поверхности стали алюминием, хромом, цинком и другими металлами, придающими ей те или иные свойства.

Цель: повышение жаростойкости, коррозионной стойкости, износостойкости и твердости.

Диффузионную металлизацию можно проводить в твёрдых, жидких, газообразных средах.

При диффузионной металлизации в твердых средах применяют порошкообразные смеси, состоящие из ферросплавов с добавлением хлористого аммония в количестве 0,5-5%.

Жидкая диффузионная металлизация осуществляется погружением детали в расплавленный металл (цинк, алюминий и др).

При газовом способе насыщения применяют летучие хлористые соединения металлов, образующиеся при взаимодействии хлора с металлами при высоких температурах .

Диффузионная металлизация
(алитирование)

Наиболее изученным в настоящее

время является процесс алитирования.

Алитирование - это процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя стали алюминием.

Алитирование проводят в средах:твердых и жидких.

Цель: для повышения жаростойкости, окалиностойкости и коррозионной стойкости в атмосфере и морской воде.

Алитирование в твердой среде при

Т = 850 -900 С0

Время выдержки от 3-12часов

Глубина слоя 0,3 – 0,5 мм

Алитирование в твердой среде при

Т = 750 -800 С0

Время выдержки от 45 – 90 минут

Глубина слоя 0,20 – 0,35 мм

Диффузионная металлизация
(хромирование)

Хромирование - это процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя стали хромом

Цель: получение высокой твердости, износостойкости, жаростойкости и коррозионной стойкости поверхности стальных изделий.

Хромирование проходит в твердой, жидкой и газовой средах.

Жидкостное хромирование проводят путем нагрева детали в ванне:

Т = 900 -1100 С0

Время выдержки от 5-20часов

Глубина слоя 0,1 – 0,3 мм

Диффузионная металлизация
(силицирование)

Силицирование - процесс химико-термической обработки, заключающийся в диффузионном насыщении поверхностного слоя стали кремнием.

Цель: получение коррозионной стойкости и жаростойкости поверхности стальных деталей

Силицирование проводят в газовых средах при

Т = 950—1100 °C,

выдержка 2-5 часов

глубина слоя 0,6- 1,4 мм.

Применение:

Силицированию подвергают детали, используемые в оборудовании химической, бумажной и нефтяной промышленности(валики насосов, 

трубопроводы, арматура, гайки, болты) и деталей, работающих в агрессивных средах.

После силицирования детали устойчивы к работе в азотной серной и соляной кислотах.

Диффузионная металлизация

  • Применение металлизации, используются для нанесения защитного слоя на подложки из различных металлов, сплавов и неметаллических материалов (пластмассы, стекла, керамика, бумага, ткани и др.).

  • Металлизация находит применение в электротехнике, радиоэлектронике, оптике, ракетной технике, автомобильной промышленности, судостроении, самолётостроении и др. областях техники.

  • Алитированию подвергают трубы, инструмент для литья цветных сплавов, чехлы термопар, детали газогенераторных машин и т.д.

  • Хромирование применяют для пароводяной арматуры, клапанов,

вентилей.

-Давайте оценим работу групп, соответствуют ли презентации указанному плану.


- Да, соответствуют.

- Даны определения химико-термической обработки.

- Указаны цели ХТО.

- Определён ход процесса, указаны: среда, температура, время.

- Указаны преимущества и недостатки.

- Указаны области применения ХТО.

- А какие трудности у Вас возникли при заполнении таблицы видов ХТО?

- ………….

- А сейчас я предлагаю Вам проверить себя, насколько вы усвоили материал темы «Химико-термическая обработка сплавов» и выполнить разноуровневый тест. Тест состоит из 10-ти вопросов. Внимательно изучите инструкцию перед каждым уровнем. Время на выполнение теста 5 мин.

Эталон ответа и критерии оценки выводятся на экран.


Давайте подумаем, достигли ли мы поставленных целей нашего семинарского занятия?

- Да, достигли.

- Повторили основные понятия из темы «Термическая обработка»

2. Изучили:

сущность химико- термической обработки стали.

3. Изучили:

виды химико-термической обработки и диффузионной металлизации.


- А теперь перейдем к выполнению практической работы. Давайте определим алгоритм выполнения работы.

- Выбирать марку стали для зубчатых колес диаметром 60 мм коробки перемены передач.

- Определять механические свойства выбранной стали

- Определять виды и режимы термической и химико-термической обработ­ки

- Чем Вы будите пользоваться при решении практической работы?


-Мы будем пользоваться справочной литературой

Перейдём к выполнению практической работы. Время на выполнение 7 минут.


  1. Анализ и оценка выполненной работы и степени овладения студентами запланированного умения

Подведем итоги нашей практической работы. Традиционно, на ваших столах находятся контрольные ведомости. Заполните их как всегда последовательно, по пунктам отметьте, как вы справились с заданием.( время 1минута)

Контрольные ведомости, карты отчёта, таблицы и тесты сдайте мне в конце занятия. Учитывая, вашу работу на занятии и ваш самоанализ каждому будет выставлена оценка и озвучена на следующем занятии.


5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Наше семинарско - практическое занятие закончилось.

Давайте подведем итоги урока. Над какой темой мы работали?

Тема «Химико-термическая обработка сплавов»

- Какие цели ставили в ходе практического занятия?



- Выбирать марки сталей для деталей машин и механизмов

- Определять механические свойства выбранной стали

- Определять виды и режимы термической и химико-термической обработ­ки

-Достигли мы этих целей?

- Да

-Для чего Вам необходимы полученные умения?

- Полученные знания и умения пригодятся

при работе на предприятиях.

- Мы завершили изучение темы Химико-термическая обработка сплавов».

Запишите в конспект домашнее задание.

Я довольна вашей работой и благодарю Вас за сотрудничество. На следующем занятии мы приступим к изучению новой темы

«Конструкционные материалы на основе цветных металлов». Занятие пройдет в форме лекции.

Работа со справочной литературой

  1. 1.Для детали, изготовленной из стали 18ХГТ, выбрать режим химико-термической обработки.

2.Объяснить, почему для стали марки 35ХМЮА необходимо азотирование














ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ



Тест по теме «Химико – термическая обработка сплавов»

Выполнил студент группы ____________

Ф.И.О. студента_______________________



1. Химико-термическая обработка-это ...

а) процесс преобразования материала под действием температуры

б) нагрев металла до определенной температуры и медленное охлаждение

в) процесс диффузионного насыщения поверхностных слоев изделия одним или несколькими химическими элементами

г) процесс нанесения на изделия металлов


2. Дополните определение цементации:

Цементация – это процесс 1 насыщения__2__слоя стальных изделий__3__

а) 1 – быстрого,2 – поверхностного, 3- азотом

б) 1 – диффузионного, 2 – поверхностного, 3- азотом

в) 1 – диффузионного, 2 – поверхностного, 3- углеродом

г) 1 – диффузионного, 2 – поверхностного, 3- углеродом и азотом одновременно


3. Определите правильную строку:

а) после цементации содержание углерода в изделии достигает 0,8 – 1,2 %

б) после цементации содержание углерода до середины детали сохраняется в

пределах 1,2 – 2,0 %

в) после цементации содержание углерода в поверхностных слоях достигает 0,8– 1,2 %, постепенно уменьшаясь к середине

г) после цементации содержание углерода в поверхностных слоях увеличиваетсядо 3%


4. Определите вид упрочняющей обработки (термической или химико- термической) для шестерни из стали марки 38Х2МЮА, чтобы поверхность

зубьев стала твердой и износостойкой, а сердцевина осталась более мягко и вязкой.

а) улучшение, азотирование

б) цементация, закалка

в) поверхностная закалка, отпуск

г) азотирование, закалка


5.Обработка, состоящая в насыщении поверхностного слоя стали азотом это:

а) цементация

б)азотирование

в)хромирование

г)цианирование


6. Цель цементации -

а) создание мелкозернистой структуры

б) повышения содержания углерода в стали

в)получение износостойкости, высокой поверхностной твердости , прочности

г) увеличение пластичности поверхностного слоя


7. Марки стали подвергаемые азотированию-

а) любые стали

б) только стали легированные хромом, алюминием

в) конструкционные стали

г) углеродистые стали


8. Факторы влияют толщину диффузионного слоя

а) температуры нагрева,

б) продолжительности выдержки при насыщении

в) концентрации диффундирующего элемента на поверхности

г) содержание легирующих элементов


9. Процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя алюминием это:

а)силицирование

б)диффузионная металлизация

в)алитирование

г)цементация


10.Интенсивность процесса диффузионного насыщения при химико- термической обработке зависит от:

а) теплоты активации

б) температуры ХТО

в) скорости нагрева

г) времени выдержки



Оценка:____________________









Карта отчёта

к практической работе №3

Тема: «Химико-термическая обработка сплавов»

Выполнил студент группы ____________

Ф.И.О. студента_______________________

Цель работы: Научиться определять вид и режим термической и химико-термической обработки сплавов.


Задание: Выбрать марку стали, определить механические свойства выбранной стали и определить вид и режим термической обработки для зубчатых колес диаметром 60 мм коробки перемены передач. Твердость поверхности зубьев должна быть не менее HRC 58; толщина поверхностного твердого слоя 0,8…1,0 мм. Предел текучести в сердцевине должен быть не менее 600 МПа.

Алгоритм выполнения


1.В соответствии с заданием:

Типовая глубина упрочняемого слоя _________мм.

Твердость поверхностного слоя HRC ___________

По таблице 2 выбираем поверхностное упрочнение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Типовая глубина упрочняемого слоя в данном случае составит____,что удовлетворяет заданным условиям.

2. В соответствии с заданием:

Предел текучести в сердцевине должен быть______________________Мпа

3. По таблице 1 выбираем сталь марки_______________________________

Предел текучести в сердцевине составляет______________________, что удовлетворяет заданным условиям.

4. В соответствии со справочными данными (таблица 3 - Механические свойства в сердцевине некоторых типичных цементуемых сталей после цементации и низкого отпуска при 180…200 0С) это позволяет получить для стали марки _____________________________________________________

предел текучести 0,2___________________________________________________________________________

предел прочности в__________________________________________________________________________

относительное удлинение при растяжении __________________________

относительное сжатие __________________________________________

Температура закалки____________________________________________

Принимаем на основе анализа цементуемую сталь марки_________________

































Справочные материалы

Группы цементуемых конструкционных сталей по степени

нагруженности деталей машин и механическим свойствам

сердцевины деталей после цементации, закалки и низкого отпуска

Таблица 1

Типовые примеры

марок цементуемых сталей

Механические свойства сердцевины

деталей

Предел прочности

в, МПа

Предел текучести

0,2, МПа

1. Малонагруженные детали машин (прокаливаемость при закалке малая; 0,2  300 МПа)

Углеродистые стали марок 10, 15, 20

380…460

245…300

2. Средненагруженные детали машин (прокаливаемость при закалке в

сечениях 10…20 мм; 0,2  700 МПа)

Легированные стали марок 15Х, 20Х, 15ХР, 20ХН и др.

730…830

590…700

3. Высоконагруженные детали машин (прокаливаемость при закалке в зависимости от марки стали от 20 до 100 мм; 0,2  1080 МПа)

Легированные стали марок 25ХГТ, 20ХГР, 25ХГМ, 12ХН3А, 12Х2Н4А, 15ХГН2ТА, 20ХН2М и др.

980…1270

830…1080


Основные способы поверхностного упрочнения деталей машин

Таблица 2


Типовая глубина упрочняемого слоя, мм

Упрочняющая обработка

Твердость

поверхностного слоя

HV

HRC

0,1…0,2

Борирование

1800…2000

-

0,3…0,5

Азотирование

850…1050

65…68

0,2…0,8

Нитроцементация, закалка и низкий отпуск

-

58…64

0,5…1,0

Лазерное термоупрочнение

950…1200

67…72

0,8…1,5

Цементация, закалка и низкий отпуск

-

58…62

1,5…2,0

Объемно-поверхнастная

закалка и низкий отпуск

-

58…61

1,6…5,0

Поверхностная индукционная

закалка ТВЧ и низкий отпуск

-

45…55





Механические свойства в сердцевине некоторых типичных цементуемых

сталей после цементации и низкого отпуска при 180…200 0С

Таблица 3


Марка

стали

Рекомендуемое максимальное поперечное рабочее сечение, мм

Температура

закалки, 0С

Механические свойства

в, МПа

0,2, МПа

,

%

,

%

20Х

35

820

650

800

11

40

18ХГТ

35

870

900

1000

9

50

20ХГР

40…60

880

800

1000

9

50

20ХГМ

60…80

860

1100

1200

10

45

30ХГТ

60…80

850

1300

1500

9

40

12Х2Н4А

100…120

800

110

1300

9

45

18Х2Н4МА

более 120

860

850

1150

12

50






























Химико-термическая обработка стали

Выполнил студент группы ____________

Ф.И.О. студента_______________________


Вид химико-термической обработки

Поверхностный слой изделия насыщают …….

Детали, подвергаемые, химико-термической обработке

Цель химико-термической обработки

В каких средах проходит ХТО

Глубина слоя

Температура нагрева, время выдержки


Цементация
















Азотирование














Борирование













Нитроцементация (цианирование)













Диффузионная металлизация:


-алитирование














Диффузионная металлизация:

-хромирование











Диффузионная металлизация:

-силицирование






















ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Ф.И.О.______________________________

Группа­­­­­­_____________________

Основные показатели оценки результата

Баллы

1. Результаты теоретических знаний «Тестирование»


2. Результаты практических умений


Правильно определить основные способы поверхностного упрочнения в соответствии с заданием:

- Не умею

- Умею

- Свободно определяю


0

1

2

Правильно определить основные способы поверхностного упрочнения в соответствии со справочными материалами:

- Не умею

- Умею

- Свободно определяю


0

1

2

Правильно определить предел текучести в сердцевине в соответствии с заданием:

- Не умею

- Умею

- Свободно определяю


0

1

2

Правильно определить предел текучести в сердцевине в соответствии со справочными материалами:

- Не умею

- Умею

- Свободно определяю


0

1

2

Правильно выбрать марку стали для зубчатых колес диаметром 60 мм коробки перемены передач.

- Не умею

- Умею

- Свободно выбираю


0

1

2

Правильно определить механические свойства выбранной стали в соответствии со справочными материалами:

- Не умею

- Умею

- Свободно определяю


0

1

2

Результаты оценки


Шкала отметок

Оценка деятельности

Количество баллов

Процент выполнения

«Отлично»

19-22 баллов

85%-100%

«Хорошо»

15-18 баллов

70%-84%

«Удовлетворительно»

11-14 баллов

50%-69%

«Неудовлетворительно»

менее 11 баллов

Менее 50%







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Солнцев Ю.П..Вологжанина С.А.Иголкин А.Ф. Материаловедение: учебник. – М.: Издательский центр «Академия»,- 2013.- 496с

  2. Моряков О.С. Материаловедение. М.: «Академия», 2008-240с.

  3. Заплатин В. Н. Основы материаловедения: Учебник. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 256 с.

  4. Никифоров В.М. Технология металлов и конструкционные материалы. М.: Машиностроение, 1980 год.

  5. Лахтин Ю.М. Основы материаловедения. «Металлургия», 1988год.

  6. Самохоцкий А.И., Кунявский М.И. Лабораторные работы по материаловедению и термической обработке металлов. М.: Машиностроение, 1981год.

  7. Марочник сталей (под редакцией Сорокина В.Г.) М.: Машиностроение, 1989год.

  8. Справочник металлиста (под редакцией Рахштадта А.Г.), Т.2

  9. Марочник сталей (под редакцией Зубченко А.В.) М.: Машиностроение, 2005год.

  10. Кузьмин Б.А. и др. Технология металлов и конструкционные материалы. М.:

Журналы

  1. Журнал «Технология машиностроения»

  2. Журнал «Металлообработка»


Интернет – ресурсы

1. http://vsempomogu.ru/tehnika/metal/253-16.html - Особые сплавы металлов

2. http://www.autowelding.ru/publ/1/rezanie_metallov/ - Инструментальные материалы

3. http://yandex.ru/yandsearch?text=+порошковые+материалы&clid

4. http://yandex.ru/yandsearch?text=+материаловедение+курс+лекций&clid