Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
«Школа-интернат № 2» г. Курска
Методическая разработка «Цветы из ткани. Ромашка полевая»
(мастер-класс)
Возраст детей: 14-15 лет
Автор-составитель: Черкасская Елена Васильевна,
педагог дополнительного образования
1
Тема занятия: «Искусственные цветы из ткани. Ромашка полевая».
Форма проведения: мастер-класс
Направленность мероприятия: Внедрение в образовательный процесс новых техник изготовления изделий
Место проведения: кабинет
Участники: педагог-мастер, воспитанники, выступающие в роли наставников, приглашённые гости - воспитатели и учителя, выступающие в роли учеников и экспертов.
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, авторских находок в сфере творческой и педагогической деятельности; закрепление и осмысление воспитанниками интерната соответствующих навыков, умений, как моторных, так и интеллектуальных; осуществление контроля уровня знаний, умений, навыков, полученных по разделу « Технология изготовления цветов ».
Задачи:
- передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- способствовать развитию наглядно-образного мышления, памяти, внимания; вырабатывать у детей усидчивость, целеустремленность, аккуратность;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
-изучают разработки по теме мастер-класса;
-участвуют в обсуждении полученных результатов,
2
-высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем;
-предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
-задают вопросы, получают консультации.
Технологии, методы, приёмы, используемые на мероприятии:
Занятие проводится в форме мастер-класса, где воспитанники 2-3-го года обучения под руководством педагога-мастера демонстрируют знания, умения и навыки на практике, обучая участников мастер-класса технике изготовления цветов. На занятии могут иметь место элементы объяснения, уточнения, а также повторение ранее изученного материала в процессе выполнения упражнений и других видов самостоятельных работ.
Методы ведения занятия: рассказ, беседа, индивидуальная практическая работа, демонстрация, ИКТ.
Межпредметные связи: история, ИЗО, биология, развитие речи
Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоконтроль
Уровень целей и упражнений: доступность, посильность
Самостоятельные целенаправленные наблюдения: анализ продемонстрированных приемов выполнения практического задания, адаптация рекомендуемых действий к собственной работе.
Оборудование: цветная креповая бумага, клей ПВА, ножницы, проволока, нагреваемые металлические инструменты, жёсткие и мягкие подушки, электрическая плитка для нагревания инструментов, манка, вата, нитки, кисти.
Наглядные пособия: презентация по изготовлению цветов, иллюстрации поэтапного изготовления, готовые изделия.
3
Предварительное задание детям: повторить изученный материал, произвести подготовительные работы (лекала выкроек, подсобный и прикладной материал) для последующей обработки и сборки цветка.
Подготовка кабинета: постановка определённым образом столов (по два вместе для увеличения площади рабочей поверхности). Оформление выставки детских работ.
Модель проведения мастер-класса.
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). | Приветствие, вступительное слово педагога- мастера; мотивация воспитанников к освоению материала; постановка перед воспитанниками учебной проблемы. | Включаются в диалог, проявляют активность в работе, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть. Содержание мастер-класса, план действий, включающий поэтапное изготовление цветка. Практическая работа по изготовлению поделки. Инструктаж по технике безопасности. | Методические рекомендации педагога- мастера для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса с комментариями. Педагог-мастер организует работу, управляет ею. | Воспитанники выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного задания в режиме технологии педагога-мастера; cлушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии. |
Афиширование- представление выполненных работ. Заключительное слово педагога. Анализ ситуации по критериям: овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии. | Организация обмена мнениями участников, оценка происходящего. Проводится анализ занятия, оценивается работа наставниц, корректно указываются недочёты в работе, говорится о достоинствах. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. Проводится дискуссия по результатам совместной работы. |
I. Подготовительно- организационная часть
Занятие начинается с приветствия участников мастер- класса. Сообщается тема, цель и задачи занятия, ставится перед воспитанницами и экспертами учебная проблема.
Беседа об искусстве цветоделия.
На земном шаре обитают сотни тысяч видов растений. И почетное место среди них занимают цветы. Цветы — самое скромное и красивое украшение нашего жилища. К великому сожалению, живые цветы не долговечны. Но люди научились создавать искусственные цветы, подражая самой природе. Это — большое
5
искусство, со своими строгими правилами и законами, которые позволяют раскрывать природную красоту каждого цветка, подчеркивая его характерные детали и особенности. Обладая наблюдательностью, вкусом, хорошо освоив методику окраски, обработки лепестков, тычинок, листьев, можно сделать любой цветок, можно научиться правильно, на основе пропорций и гармонии, составлять букеты. Этому мы учились не один год: познакомились с различными видами художественной обработки ткани, подробно останавливались на изготовлении декоративных цветов. Тема занятия: «Искусственные цветы из ткани, изготовление ромашки полевой». Ромашка это обычный полевой цветок. Но каждый из нас при звучании слова "ромашка", вспоминает о простом, обычном гадании "любит, не любит…". Все мы таким ребячеством занимались и самое главное, что верили в это, и очень огорчались, если выходило не так, как ожидалось, и гадали снова.
Перед началом практической работы педагог-мастер напоминает о соблюдении правил техники безопасности. Также в ходе практической работы проводится физкультминутка.
2.Практическая деятельность
Воспитанницы и эксперты самостоятельно разбиваются на 3 группы и приступают к работе. Начинается практическая часть занятия, во время которой педагог-мастер контролирует правильность технологического процесса. Во время практической работы девочки-наставницы, используя свои знания, умения и навыки, а также инструкционные карты, ИКТ, рассказывают своим «ученицам» о правильной обработке деталей цветка, его сборке и оформлении. Воспитанницы также следят за аккуратностью выполнения работы.
6
Изготовление ромашки.
1.Выкройки: венчики диаметром 14 мм, двух лепестковых кругов диаметром по 50 мм и одного круга зелёных чашелистиков диаметром 22 мм и листьев. Листья и чашелистики вырезаются из атласного шёлка травянисто-зелёного цвета. Венчики вырезаются из натурального шёлка белого цвета, крепдешина или батиста.
2.Смазывается кончик проволоки клеем ПВА. С помощью крепированной бумаги обматывается проволока, смазанная клеем.
3.Изготовление тычинки.
Можно сделать серединку из желтых ниток – мулине, ириса. Нитки часто (40—100 витков) наматываются на два пальца, снимаются с пальцев, складываются. На конце стебля ромашки делается крючок. Нитки, сложенные пополам, надеваются на крючок. На сгибе аккуратно смазывают клеем, складывают, держат до полного
высыхания. Разрезаются петли. Нитки постригаются (к краям короче, чтобы создать эффект выпуклой середины). Распушаются кончики ниток, смазываются аккуратно клеем ПВА, опукаются в крашенную манку.
7
8
4.Венчики.
Венчики цветка обводятся на ткани, вырезаются. Обрабатываются лепестки венчика горячим крючком, затем венчик углубляется булькой.. Надеваем готовый венчик на тычинку. Далее фиксируется чашелистик, который обработали булькой.
9
5.Листья.
Вырезаются лекала листьев. Проволока, обмотанная креппированной бумагой, приклеивается к листу на 0,7 см от края. Лист гофрируется с помощью крючков (одинарного и двойного).
6.Сборка цветка.
Соединяются стебли, смазываются клеем, обматывается бумагой. Можно сделать и соцветие из трех-пяти цветков и бутонов. Тогда выбирается основная проволока-стебель с ромашкой на конце, и, к этому стеблю присоединяются другие стебельки с цветами. Места прикрепления скрывают под крупными листьями.
10
3.Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
После выполнения практической работы, каждая группа проводит презентацию своей поделки. Подводя итоги, педагог-мастер проводит анализ занятия, оценивает работу наставниц, корректно указывает на недочёты в работе, говорит о достоинствах, показывает лучшие поделки. Предоставляется возможность воспитанницам выразить свои ощущения, настроение, которое возникло у них по ходу занятия. Далее наставницы проводят оценку работы своих «учениц», указывают на достоинства и недочёты. Каждой команде предлагается своя карточка – помощник для рефлексии относительно деятельности в ходе мастер-класса.
1 группа. Назовите соответствующую фразу:
1.Мастер-класс полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
2группа. Незаконченное предложение:
Самым интересным для меня было …, потому что …
Самым скучным для меня было …, потому что …
Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …
3группа. Позициональная дискуссия:
Работа была плодотворной, потому что …
Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …
Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о …
Таблица анализа мастер – класса:
11
Оценка происходит по пятибалльной системе
Критерии | Баллы |
Актуальность темы | |
Точная формулировка цели | |
Конкретность в постановке задач | |
Хорошо продуманное содержание | |
Оформление | |
Умение владеть вниманием аудитории | |
Максимальное вовлечение участников | |
Уровень педагогического мастерства | |
Доступность показанного приема | |
Творчество | |
Выполнение поставленных задач | |
Рефлексивная деятельность | |
Итого: | |
Список использованных источников
Литература
1. Гликина Н. Искусственные цветы - М.:ЭКСМО, 2004.
2. Евстратова Л.М. Цветы. – М.: Культура и традиции , 1997 .
3. Зайцева О.Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи - С.-Пб, М.: Астрель – СПб, 2008 .
4.МалаховаЕ. Изготовление искусственных цветов - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000 . Интернет-ресурсы
1. Валерия Павлова (Ковалева). Цветы из ткани stranamasterov.ru
2. Мастер - классы по изготовлению цветов из ткани zhivalad.livejournal.com
3.Цветы из ткани. Мастер-класс Златы Вдовиной. livemaster.ru›topic/399259-romashka-polevaya