СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Ох уж этот Мюнхгаузен!" по произведению Рудольфа Эриха Распе "Приключения барона Мюнхгаузена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе размещены конкурсы, исследования, творческие задания, которые могут использовать учителя начальной школы, немецкого языка, воспитатели, библиотекари во внеурочной деятельности при работе с книгой Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Ох уж этот Мюнхгаузен!" по произведению Рудольфа Эриха Распе "Приключения барона Мюнхгаузена"»

Методическая разработка

«Ох уж этот Мюнхгаузен!»


по произведению

Рудольфа Эриха Распе

«Приключения барона Мюнхгаузена»


Автор: Смирнова Раиса Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ г. Костромы «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»


Пояснительная записка

Межкультурное обучение и воспитание - одна из задач школы, где немецкий язык изучается углублённо. Уже в начальной школе создаются условия для формирования у младших школьников межкультурной компетенции, которая предполагает овладение учащимися умением сравнивать, сопоставлять две культуры (родную и иноязычную) на культурно-контрастной основе. Учащиеся не только изучают немецкий язык, но и получают знания о Германии: её истории, культуре, традициях.

Важную роль в этом может сыграть изучение учащимися немецкой литературы.


Цель: повышение учебной мотивации к изучению немецкого языка через расширение представлений учащихся о лучших образцах немецкой литературы.


Изучать немецкую литературу учащиеся могут как с учителем начальной школы, так и с учителем иностранного языка. В плане воспитательной работы и внеурочной деятельности всегда найдется место для проведения интересных занятий, связанных с немецкой литературой:

  • Неделя Международной детской книги(апрель);

  • Неделя немецкого языка;

  • День Германии;

  • Фестиваль сказки;

  • Литературные юбиляры (Распе март 1736г);

  • Библиотечные уроки


Аудитория: учащиеся 4-5 классов

Форма проведения: конкурсы, исследовательские и творческие работы



Конкурс «Мюнхгаузен – это я!»

Этапы проведения:


1.Подготовительный этап:

  • Определяется круг участников конкурса (ученики одного класса, ученики из разных классов и др.);

  • Знакомство с произведением, автором и историей создания книги (коллективно или самостоятельно);

  • Составление викторины (учителем, учениками или жюри) по темам:

«Мюнхгаузен – знаменитый охотник», «Мюнхгаузен – путешественник», «Удивительное в приключениях Мюнхгаузена», «Находчивей Мюнхгаузена нет!» и др.;

  • Выбирается жюри конкурса (учителя, ученики, библиотекарь, родители и др.);

  • Жюри отбирает самые интересные вопросы для викторины;

  • Конкурсантам даётся задание сочинить новую историю о Мюнхгаузене.


2.Основной этап.

  • Задача конкурсанта доказать, что именно он - Мюнхгаузен, т.е. ответить правильно на все вопросы, ведь Мюнхгаузен знает о себе всё.

  • Задача зрителей или жюри – задавать вопросы и определять, кто из конкурсантов лучше всех знает биографию Мюнхгаузена.

  • Последнее задание – рассказ истории собственного сочинения о Мюнхгаузене.


3.Подведение итогов. Награждение

.

  • По количеству баллов(фишек) жюри определяет победителя. Ему вручается свидетельство «Самый настоящий Мюнхгаузен!»

  • Всем конкурсантам вручаются грамоты за победу и за участие в конкурсе.

  • Возможны призы для конкурсантов «Приз зрительских симпатий», «Самый весёлый Мюнхгаузен» и др.

  • Составить рейтинг самых интересных и трудных вопросов и наградить тех учащихся, кто их составил.

  • Всем учащимся, кто прочитал книгу, вручить небольшие поощрительные призы


Задания для конкурсантов:

1.Докажите, что Мюнхгаузен был отличным охотником.


На кого охотился

Каким образом

Итог охоты

Утки

Зажёг кремень ружья искрой из глаз


Утки

Проглотили сало на верёвке

Утки подлетели к дому, нанизанные на верёвку

Куропатки

Выстрелил шомполом, шомпол проткнул сразу 7 куропаток

Куропатки зажарились прямо на шомполе

Лиса

Стрелял сапожной иголкой

Игла пригвоздила лису к дереву, лиса скинула шкуру. Шкура оказалась целой

Слепая свинья

Заставил слепую свинью держаться за хвостик другой свиньи

Привёл домой сразу несколько свиней

Олень

Стрелял вишнёвой косточкой

На голове оленя выросло вишнёвое дерево с отличными ягодами

Волк

Вывернул волка наизнанку


Медведь

Обмазал оглоблю телеги мёдом

Медведь проглотил оглоблю и оказался ею проткнутым

Медведь

Схватил медведя за лапы и держал 3 дня и 3 ночи

Медведь умер от голода, т.к. не смог сосать лапу

Разные звери

Пуговицами от куртки, сделанной из шкуры любимой собаки


Тысяча белых медведей

Нарядился в шкуру белого медведя



2.Докажите, что вы знаете о герое так много, как о самом себе


Вопрос

Ответ

В каких странах побывал Мюнхгаузен?


Россия, Литва, Турция, Индия, Америка, Италия, Египет, Испания, Англия


В войнах каких государств он принимал участие?

России с Турцией, Англии с Испанией

На чём барон передвигался7

-на ногах

-на лошади

-на полуконе

-на ядре

Какие овощи не любит больше всего?

Огурцы. Они растут на деревьях в Индии, поэтому он отказался быть там королём

Из-за чего барон поспорил с турецким султаном?

Из-за бутылки китайского вина

Кто помог Мюнхгаузену выиграть спор и стать богачом? Как это произошло?

Скороход, хорошо видящий человек, силач и ветродуй

Почему целых 3 месяца друзья считали Мюнхгаузена мёртвым?

Мюнхгаузен отдыхал в жерле пушки в Лондоне. Англичане, празднуя победу над испанцами, выстрелили из неё. Мюнхгаузен перелетел через реку, уткнулся головой в стог сена и 3 месяца был без сознания.

Зачем и как Мюнхгаузен полез не Луну?

Он закинул на Луну серебряный топорик и хотел его достать. Залезал по бобу, слезал по соломенной верёвке, обрубая и связывая её.

С каким поручением отправил Мюнхгаузена турецкий султан в Египет?

Тайна

Над каким океаном Мюнхгаузен встретил летающих женщин?

Над Южным океаном (такого океана нет)

Что лунным жителям служило чемоданом?

Собственный живот

Чем наше мороженое отличается от того, что ел барон на Луне?

На Луне лёд горячее огня, мороженое там горячее

Мюнхгаузен был очень сильным человеком?

Перенёс карету на плечах, а лошадей под мышками

Каким чудесным образом барон умел спасаться?

-Из болота вытащил себя и лошадь за волосы

-вытащил голову из своего желудка, когда корабль столкнулся и китом

-спал тонущий корабль, закрыв дырку своей задней частью

- в желудке рыбы он плясал, чтобы рыба всплыла и её поймали


Конкурс «Лучший знаток приключений Мюнхгаузена»


Этапы проведения


Конкурс можно провести после того, как

  • большинство учащихся - зрителей конкурса познакомится с произведением. Им будет интересно слушать конкурсантов, они будут оценивать их ответы в соответствии со своими знаниями;

  • или большинство учащихся – участников конкурса не знакомы с произведением. Им будет интересно впервые услышать интересные истории о герое, тем самым создаётся мотивация к прочтению книги. Особенно интересно при чтении встретить историю, которую читатели впервые услышали на конкурсе.

1.Подготовительный этап:


  • Определяется круг участников конкурса (ученики одного класса, ученики из разных классов и др.);

  • Учащиеся знакомятся с произведением, автором и историей создания книги (коллективно или самостоятельно);

  • Выбирается жюри конкурса (учителя, ученики, библиотекарь, родители и др.)

2.Основной этап.

1вариант.

Конкурсанты по очереди рассказывают истории, начиная монолог «Однажды с Мюнхгаузеном произошла такая история…»

Сложность конкурса в том, что жюри для каждой истории отводит определённое время. И нужно успеть закончить рассказ. Оценивается не только пересказ прочитанного, но и техника рассказа – эмоциональность, умение увлечь слушателей своим рассказом.

2 вариант.

Конкурсант рассказывает «Однажды с Мюнхгаузеном произошла такая история…». Он начинает рассказ и останавливается. Задача другого конкурсанта закончить начатую историю и начать новую для следующего участника конкурса.

Сложность конкурса в том, что игрок должен выбрать такую историю, которую, по его мнению, другим игрокам будет трудно продолжить (например, историю о том, что Мюнхгаузен ехал на половине коня, знают многие, а вот подробности его пребывания на Луне вспомнить бывает трудно). Начинающий историю игрок при необходимости может делать подсказки.

Оценивается точность передачи содержания, умение выбирать истории и продолжать пересказ, техника рассказа.

3.Подведение итогов. Награждение. Всем конкурсантам вручаются грамоты за 1-3 места и за участие в конкурсе.



Конкурс «Находчивей Мюнхгаузена нет?»

Этапы проведения:

1.Подготовительный этап:


  • Определяется круг участников конкурса (ученики одного класса, ученики из разных классов и др.);

  • Учащиеся знакомятся с произведением, автором и историей создания книги (коллективно или самостоятельно);

  • Выбирается жюри конкурса (учителя, ученики, библиотекарь, родители и др.);

  • Производится подбор заданий.


2. Основной этап.

Конкурс проводит «сам Мюнхгаузен» (старшеклассник или учитель в костюме Мюнхгаузена)

  • Задача Мюнхгаузена напомнить конкурсантам истории, в которых он попадал в нестандартные (часто опасные) ситуации и всегда находил из них выход.

  • Задача участников конкурса рассказать, как поступил Мюнхгаузен в той или иной ситуации и, главное, предложить своё решение проблемы, то есть доказать, что конкурсант находчивый человек.

Подбор ситуаций для заданий можно поручить учащимся.

Оценивается знание текста и предложенный вариант. Победителем считается тот, чьи решения будут признаны самыми интересными. Учитывается нестандартность решений.


Конкурс проводит сам Мюнхгаузен.

Мюнхгаузен:


В просторах голубого

Большого океана

Я сам за рулевого,

Я сам за капитана.

Находчивость и храбрость,

Отвага и удача,

В беде не растеряться —

Вот главная задача!

Коварная пучина напрасно ждет наживы.

Кто трус, тот не мужчина!

Вперед, пока мы живы!

Находчивость и храбрость, отвага и удача,

В беде не растеряться —

Вот главная задача!

На Мадагаскаре, в Коломбо, и Сахаре —

Я всюду побывал, я видел белый свет.

В Гренландии, Финляндии,

Уганде и Лапландии

Вам скажут, что находчивей

Мюнхгаузена нет!


(песня Мюнхгаузена из мультфильма «Приключения Мюнхгаузена» автор Роман Сеф)

Ребята! Я знаю, что вы многое узнали обо мне и моих приключениях из книги Эриха Рапсе. Ни у кого не осталось сомнений, что находчивей меня нет?


Конкурсанты:

Мы тоже очень находчивые и хотим сегодня посоревноваться в находчивости с вами, уважаемый барон.

Мюнхгаузен:

Ну что же, вызов принят, соревнование начинается.


Ситуация

Как поступил Мюнхгаузен

Предложения конкурсантов

Однажды на охоте я приготовился выстрелить в уток, а кремень у ружья зажечь нечем

Зажёг искрой из глаз

-Начиналась гроза и молния ударила в ружьё

-ударил камнем, появилась искра



Две половины коня

Сшил лавровой веткой.

На коне выросла беседка

-склеил клеем «Момент»

-зашил обе половины и стал пользоваться каждой частью отдельно


Спас себя и лошадь из болота

Вытащил за волосы


После кораблекрушения оказался в желудке рыбы

Плясал, разгуливался, чтобы рыба всплыла и её поймали

- стал курить трубку, рыбе бы нечем стало дышать и она всплыла


Не добрался до Северного полюса, т.к. устроил охоту на тысячу белых медведей

Нарядился в шкуру одного из них


Во время войны помог испанцам победить англичан

Переодевшись священником, Мюнхгаузен пробрался в лагерь испанцев, бросил в море более трёхсот пушек и устроил пожар



Мюнхгаузен:

Превзойти меня в находчивости трудно, но сегодня вы меня удивили. Так вы ещё маленькие дети. Если вы будете развивать в себе умения наблюдать, сравнивать, будете учиться, чтобы не теряться в сложных ситуациях, то в скором времени и о вашей находчивости будут писать книги. Поздравляю победителей и желаю удачи!


3.Подведение итогов. Награждение.




Исследование 1

Известно, что Мюнхгаузен прославился на весь мир умением приврать, в каждом его приключении проявляется нестандартность мышления, предложенные им выходы их трудных ситуаций порой абсурдны и в реальной жизни произойти не могут.

Тема исследования:

«Есть ли в том, о чём рассказывает Мюнхгаузен, правда?»


Цель исследования: доказать, что некоторые приключения барона основаны на реальных исторических событиях

Методы исследования: аналитическое чтение, сравнение содержания историй с историческими событиями и особенностями жизни людей в XXIII веке.

Например, основное средство передвижения - лошадь, война Англии и Испании, пушки стреляли ядрами и др.

Исследование 2


Известно, что Мюнхгаузен прославился на весь мир умением приврать, в каждом его приключении проявляется нестандартность мышления, предложенные им выходы их трудных ситуаций порой абсурдны и в реальной жизни произойти не могут.

Но всё же многих из них не было бы, если бы барон не знал некоторых законов физики, не знал географии, особенностей и свойств некоторых предметов, явлений природы.

Тема исследования:

«Порою даже выдумка строится на законах и правилах»

Цель исследования: доказать, что некоторые выдумки Мюнхгаузена основаны на законах природы, на знании им особенностей и свойств явлений и предметов.

Например, кремень у ружья зажигают огнём (зажёг искрой из глаз);

охотясь на уток и медведя, смазывал верёвку салом, а оглоблю мёдом, благодаря чему снизил силу трения.


Исследование 3

Популярность барона Мюнхгаузена настолько велика, что о его приключениях, благодаря переводам, узнали люди разных стран и с годами интерес к герою не пропадает. В России с Мюнхгаузеном люди познакомились благодаря множествам переводов и особенно двум из них:

1791г - Н.П. Осипов «Не любо – не слушай, а лгать не мешай»

1923г - К.Чуковский «Приключения барона Мюнхгаузена» полный перевод Рапсе с английского, а затем в пересказах (1923,1928, 1930г)

Выпущен мультфильм, поставлен художественный фильм, где главную роль играет В.Янковский, в театрах всего мира идут спектакли.


Какой бы автор ни брался за переводы, пересказы, иллюстрирование, постановки или экранизации историй о Мюнхгаузене, каждый вносил в них что–то новое. Реального Мюнхгаузена постигла участь «испорченного телефона»: каж­дый, кому попадались его исто­рии, так и норовили что-то доба­вить к ним.

Тема исследования:

«Фантазии фантазии рождают…»


Цель исследования: доказать вмешательство переводчиков, художников, сценаристов в авторский сюжет.


Методы исследования: сравнение


Перевод Н.П.Осипова

Перевод К.И Чуковского

Книги о Мюнхгаузене

Скульптура и иллюстрации Густава Доре

Книги о Мюнхгаузене

мультфильм


фильм

Например,

Портрет барона Мюнхгаузена:

  1. Француз Г. Доре изобразил Мюнхгаузена в бюсте, написал на нем по латы­ни: «Истина во лжи» — и при этом утверждал, что этот бюст изваял итальянский скульптор Антонио Канова


  1. Скульптору Густаву Доре в 1766 году, когда он создал этот бюст, исполнилось всего 9 лет

  2. На иллюстрациях к книге Г. Доре допускает «ошибки»:

    • Ветродуй дует прямо на барона Мюнхгаузена, хотя дол­жен дуть на мельницы.

    • Два лунных человека дер­жат в руках собственные голо­вы. Вместо обещанного одного пальца на руке этих лунатиков нарисована нормальная земная пятерня.


Творческие задания

  1. «Ода Мюнхгаузену»

Так что же привлекает нас в ба­роне Мюнхгаузене? Почему снова и снова мы готовы читать самые невероятные и неправдо­подобные истории о нем?

Он смел и находчив, весел и добр. Окажись другой человек на его месте, он, скорее всего, рас­терялся бы, опустил руки и впал в уныние. Но не таков наш герой. Мюнхгаузен никогда не теряет присутствия духа и выходит из самых ужасных ситуаций. Поэто­му, как говорится, и в воде не то­нет и в огне не горит.

Люди часто де­лают из мухи слона, а потом ло­мают голову, как быть. А иногда достаточно просто посмеяться над собой, посмотреть на ситуа­цию с юмором, — и проблемы, как ни бывало.

Да воспойте песней хвалебной героя!


  1. «Новые приключения Мюнхгаузена»

  2. «Мюнхгаузен в 21 веке»

Хотели бы вы узнать, какие ещё приключения произошли с Мюнхгаузеном? Может быть кто - то сочинит новые истории про знаменитого барона, а из этих историй получится новая книга.

Постарайтесь учесть не только особенности характера героя и его поступков, но и манеру рассказывать о своих приключениях.