Методическая разработка
«Ох уж этот Мюнхгаузен!»
по произведению
Рудольфа Эриха Распе
«Приключения барона Мюнхгаузена»
Автор: Смирнова Раиса Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ г. Костромы «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Пояснительная записка
Межкультурное обучение и воспитание - одна из задач школы, где немецкий язык изучается углублённо. Уже в начальной школе создаются условия для формирования у младших школьников межкультурной компетенции, которая предполагает овладение учащимися умением сравнивать, сопоставлять две культуры (родную и иноязычную) на культурно-контрастной основе. Учащиеся не только изучают немецкий язык, но и получают знания о Германии: её истории, культуре, традициях.
Важную роль в этом может сыграть изучение учащимися немецкой литературы.
Цель: повышение учебной мотивации к изучению немецкого языка через расширение представлений учащихся о лучших образцах немецкой литературы.
Изучать немецкую литературу учащиеся могут как с учителем начальной школы, так и с учителем иностранного языка. В плане воспитательной работы и внеурочной деятельности всегда найдется место для проведения интересных занятий, связанных с немецкой литературой:
Неделя Международной детской книги(апрель);
Неделя немецкого языка;
День Германии;
Фестиваль сказки;
Литературные юбиляры (Распе март 1736г);
Библиотечные уроки
Аудитория: учащиеся 4-5 классов
Форма проведения: конкурсы, исследовательские и творческие работы
Конкурс «Мюнхгаузен – это я!»
Этапы проведения:
1.Подготовительный этап:
Определяется круг участников конкурса (ученики одного класса, ученики из разных классов и др.);
Знакомство с произведением, автором и историей создания книги (коллективно или самостоятельно);
Составление викторины (учителем, учениками или жюри) по темам:
«Мюнхгаузен – знаменитый охотник», «Мюнхгаузен – путешественник», «Удивительное в приключениях Мюнхгаузена», «Находчивей Мюнхгаузена нет!» и др.;
Выбирается жюри конкурса (учителя, ученики, библиотекарь, родители и др.);
Жюри отбирает самые интересные вопросы для викторины;
Конкурсантам даётся задание сочинить новую историю о Мюнхгаузене.
2.Основной этап.
Задача конкурсанта доказать, что именно он - Мюнхгаузен, т.е. ответить правильно на все вопросы, ведь Мюнхгаузен знает о себе всё.
Задача зрителей или жюри – задавать вопросы и определять, кто из конкурсантов лучше всех знает биографию Мюнхгаузена.
Последнее задание – рассказ истории собственного сочинения о Мюнхгаузене.
3.Подведение итогов. Награждение
.
По количеству баллов(фишек) жюри определяет победителя. Ему вручается свидетельство «Самый настоящий Мюнхгаузен!»
Всем конкурсантам вручаются грамоты за победу и за участие в конкурсе.
Возможны призы для конкурсантов «Приз зрительских симпатий», «Самый весёлый Мюнхгаузен» и др.
Составить рейтинг самых интересных и трудных вопросов и наградить тех учащихся, кто их составил.
Всем учащимся, кто прочитал книгу, вручить небольшие поощрительные призы
Задания для конкурсантов:
1.Докажите, что Мюнхгаузен был отличным охотником.
На кого охотился | Каким образом | Итог охоты |
Утки | Зажёг кремень ружья искрой из глаз | |
Утки | Проглотили сало на верёвке | Утки подлетели к дому, нанизанные на верёвку |
Куропатки | Выстрелил шомполом, шомпол проткнул сразу 7 куропаток | Куропатки зажарились прямо на шомполе |
Лиса | Стрелял сапожной иголкой | Игла пригвоздила лису к дереву, лиса скинула шкуру. Шкура оказалась целой |
Слепая свинья | Заставил слепую свинью держаться за хвостик другой свиньи | Привёл домой сразу несколько свиней |
Олень | Стрелял вишнёвой косточкой | На голове оленя выросло вишнёвое дерево с отличными ягодами |
Волк | Вывернул волка наизнанку | |
Медведь | Обмазал оглоблю телеги мёдом | Медведь проглотил оглоблю и оказался ею проткнутым |
Медведь | Схватил медведя за лапы и держал 3 дня и 3 ночи | Медведь умер от голода, т.к. не смог сосать лапу |
Разные звери | Пуговицами от куртки, сделанной из шкуры любимой собаки | |
Тысяча белых медведей | Нарядился в шкуру белого медведя | |
2.Докажите, что вы знаете о герое так много, как о самом себе
Вопрос | Ответ |
В каких странах побывал Мюнхгаузен? | Россия, Литва, Турция, Индия, Америка, Италия, Египет, Испания, Англия |
В войнах каких государств он принимал участие? | России с Турцией, Англии с Испанией |
На чём барон передвигался7 | -на ногах -на лошади -на полуконе -на ядре |
Какие овощи не любит больше всего? | Огурцы. Они растут на деревьях в Индии, поэтому он отказался быть там королём |
Из-за чего барон поспорил с турецким султаном? | Из-за бутылки китайского вина |
Кто помог Мюнхгаузену выиграть спор и стать богачом? Как это произошло? | Скороход, хорошо видящий человек, силач и ветродуй |
Почему целых 3 месяца друзья считали Мюнхгаузена мёртвым? | Мюнхгаузен отдыхал в жерле пушки в Лондоне. Англичане, празднуя победу над испанцами, выстрелили из неё. Мюнхгаузен перелетел через реку, уткнулся головой в стог сена и 3 месяца был без сознания. |
Зачем и как Мюнхгаузен полез не Луну? | Он закинул на Луну серебряный топорик и хотел его достать. Залезал по бобу, слезал по соломенной верёвке, обрубая и связывая её. |
С каким поручением отправил Мюнхгаузена турецкий султан в Египет? | Тайна |
Над каким океаном Мюнхгаузен встретил летающих женщин? | Над Южным океаном (такого океана нет) |
Что лунным жителям служило чемоданом? | Собственный живот |
Чем наше мороженое отличается от того, что ел барон на Луне? | На Луне лёд горячее огня, мороженое там горячее |
Мюнхгаузен был очень сильным человеком? | Перенёс карету на плечах, а лошадей под мышками |
Каким чудесным образом барон умел спасаться? | -Из болота вытащил себя и лошадь за волосы -вытащил голову из своего желудка, когда корабль столкнулся и китом -спал тонущий корабль, закрыв дырку своей задней частью - в желудке рыбы он плясал, чтобы рыба всплыла и её поймали |
Конкурс «Лучший знаток приключений Мюнхгаузена»
Этапы проведения
Конкурс можно провести после того, как
большинство учащихся - зрителей конкурса познакомится с произведением. Им будет интересно слушать конкурсантов, они будут оценивать их ответы в соответствии со своими знаниями;
или большинство учащихся – участников конкурса не знакомы с произведением. Им будет интересно впервые услышать интересные истории о герое, тем самым создаётся мотивация к прочтению книги. Особенно интересно при чтении встретить историю, которую читатели впервые услышали на конкурсе.
1.Подготовительный этап:
Определяется круг участников конкурса (ученики одного класса, ученики из разных классов и др.);
Учащиеся знакомятся с произведением, автором и историей создания книги (коллективно или самостоятельно);
Выбирается жюри конкурса (учителя, ученики, библиотекарь, родители и др.)
2.Основной этап.
1вариант.
Конкурсанты по очереди рассказывают истории, начиная монолог «Однажды с Мюнхгаузеном произошла такая история…»
Сложность конкурса в том, что жюри для каждой истории отводит определённое время. И нужно успеть закончить рассказ. Оценивается не только пересказ прочитанного, но и техника рассказа – эмоциональность, умение увлечь слушателей своим рассказом.
2 вариант.
Конкурсант рассказывает «Однажды с Мюнхгаузеном произошла такая история…». Он начинает рассказ и останавливается. Задача другого конкурсанта закончить начатую историю и начать новую для следующего участника конкурса.
Сложность конкурса в том, что игрок должен выбрать такую историю, которую, по его мнению, другим игрокам будет трудно продолжить (например, историю о том, что Мюнхгаузен ехал на половине коня, знают многие, а вот подробности его пребывания на Луне вспомнить бывает трудно). Начинающий историю игрок при необходимости может делать подсказки.
Оценивается точность передачи содержания, умение выбирать истории и продолжать пересказ, техника рассказа.
3.Подведение итогов. Награждение. Всем конкурсантам вручаются грамоты за 1-3 места и за участие в конкурсе.
Конкурс «Находчивей Мюнхгаузена нет?»
Этапы проведения:
1.Подготовительный этап:
Определяется круг участников конкурса (ученики одного класса, ученики из разных классов и др.);
Учащиеся знакомятся с произведением, автором и историей создания книги (коллективно или самостоятельно);
Выбирается жюри конкурса (учителя, ученики, библиотекарь, родители и др.);
Производится подбор заданий.
2. Основной этап.
Конкурс проводит «сам Мюнхгаузен» (старшеклассник или учитель в костюме Мюнхгаузена)
Задача Мюнхгаузена напомнить конкурсантам истории, в которых он попадал в нестандартные (часто опасные) ситуации и всегда находил из них выход.
Задача участников конкурса рассказать, как поступил Мюнхгаузен в той или иной ситуации и, главное, предложить своё решение проблемы, то есть доказать, что конкурсант находчивый человек.
Подбор ситуаций для заданий можно поручить учащимся.
Оценивается знание текста и предложенный вариант. Победителем считается тот, чьи решения будут признаны самыми интересными. Учитывается нестандартность решений.
Конкурс проводит сам Мюнхгаузен.
Мюнхгаузен:
В просторах голубого
Большого океана
Я сам за рулевого,
Я сам за капитана.
Находчивость и храбрость,
Отвага и удача,
В беде не растеряться —
Вот главная задача!
Коварная пучина напрасно ждет наживы.
Кто трус, тот не мужчина!
Вперед, пока мы живы!
Находчивость и храбрость, отвага и удача,
В беде не растеряться —
Вот главная задача!
На Мадагаскаре, в Коломбо, и Сахаре —
Я всюду побывал, я видел белый свет.
В Гренландии, Финляндии,
Уганде и Лапландии
Вам скажут, что находчивей
Мюнхгаузена нет!
(песня Мюнхгаузена из мультфильма «Приключения Мюнхгаузена» автор Роман Сеф)
Ребята! Я знаю, что вы многое узнали обо мне и моих приключениях из книги Эриха Рапсе. Ни у кого не осталось сомнений, что находчивей меня нет?
Конкурсанты:
Мы тоже очень находчивые и хотим сегодня посоревноваться в находчивости с вами, уважаемый барон.
Мюнхгаузен:
Ну что же, вызов принят, соревнование начинается.
Ситуация | Как поступил Мюнхгаузен | Предложения конкурсантов |
Однажды на охоте я приготовился выстрелить в уток, а кремень у ружья зажечь нечем | Зажёг искрой из глаз | -Начиналась гроза и молния ударила в ружьё -ударил камнем, появилась искра |
Две половины коня | Сшил лавровой веткой. На коне выросла беседка | -склеил клеем «Момент» -зашил обе половины и стал пользоваться каждой частью отдельно |
Спас себя и лошадь из болота | Вытащил за волосы | |
После кораблекрушения оказался в желудке рыбы | Плясал, разгуливался, чтобы рыба всплыла и её поймали | - стал курить трубку, рыбе бы нечем стало дышать и она всплыла |
Не добрался до Северного полюса, т.к. устроил охоту на тысячу белых медведей | Нарядился в шкуру одного из них | |
Во время войны помог испанцам победить англичан | Переодевшись священником, Мюнхгаузен пробрался в лагерь испанцев, бросил в море более трёхсот пушек и устроил пожар | |
Мюнхгаузен:
Превзойти меня в находчивости трудно, но сегодня вы меня удивили. Так вы ещё маленькие дети. Если вы будете развивать в себе умения наблюдать, сравнивать, будете учиться, чтобы не теряться в сложных ситуациях, то в скором времени и о вашей находчивости будут писать книги. Поздравляю победителей и желаю удачи!
3.Подведение итогов. Награждение.
Исследование 1
Известно, что Мюнхгаузен прославился на весь мир умением приврать, в каждом его приключении проявляется нестандартность мышления, предложенные им выходы их трудных ситуаций порой абсурдны и в реальной жизни произойти не могут.
Тема исследования:
«Есть ли в том, о чём рассказывает Мюнхгаузен, правда?»
Цель исследования: доказать, что некоторые приключения барона основаны на реальных исторических событиях
Методы исследования: аналитическое чтение, сравнение содержания историй с историческими событиями и особенностями жизни людей в XXIII веке.
Например, основное средство передвижения - лошадь, война Англии и Испании, пушки стреляли ядрами и др.
Исследование 2
Известно, что Мюнхгаузен прославился на весь мир умением приврать, в каждом его приключении проявляется нестандартность мышления, предложенные им выходы их трудных ситуаций порой абсурдны и в реальной жизни произойти не могут.
Но всё же многих из них не было бы, если бы барон не знал некоторых законов физики, не знал географии, особенностей и свойств некоторых предметов, явлений природы.
Тема исследования:
«Порою даже выдумка строится на законах и правилах»
Цель исследования: доказать, что некоторые выдумки Мюнхгаузена основаны на законах природы, на знании им особенностей и свойств явлений и предметов.
Например, кремень у ружья зажигают огнём (зажёг искрой из глаз);
охотясь на уток и медведя, смазывал верёвку салом, а оглоблю мёдом, благодаря чему снизил силу трения.
Исследование 3
Популярность барона Мюнхгаузена настолько велика, что о его приключениях, благодаря переводам, узнали люди разных стран и с годами интерес к герою не пропадает. В России с Мюнхгаузеном люди познакомились благодаря множествам переводов и особенно двум из них:
1791г - Н.П. Осипов «Не любо – не слушай, а лгать не мешай»
1923г - К.Чуковский «Приключения барона Мюнхгаузена» полный перевод Рапсе с английского, а затем в пересказах (1923,1928, 1930г)
Выпущен мультфильм, поставлен художественный фильм, где главную роль играет В.Янковский, в театрах всего мира идут спектакли.
Какой бы автор ни брался за переводы, пересказы, иллюстрирование, постановки или экранизации историй о Мюнхгаузене, каждый вносил в них что–то новое. Реального Мюнхгаузена постигла участь «испорченного телефона»: каждый, кому попадались его истории, так и норовили что-то добавить к ним.
Тема исследования:
«Фантазии фантазии рождают…»
Цель исследования: доказать вмешательство переводчиков, художников, сценаристов в авторский сюжет.
Методы исследования: сравнение
Перевод Н.П.Осипова | Перевод К.И Чуковского |
Книги о Мюнхгаузене | Скульптура и иллюстрации Густава Доре |
Книги о Мюнхгаузене | мультфильм |
| фильм |
Например,
Портрет барона Мюнхгаузена:
Француз Г. Доре изобразил Мюнхгаузена в бюсте, написал на нем по латыни: «Истина во лжи» — и при этом утверждал, что этот бюст изваял итальянский скульптор Антонио Канова
Скульптору Густаву Доре в 1766 году, когда он создал этот бюст, исполнилось всего 9 лет
На иллюстрациях к книге Г. Доре допускает «ошибки»:
Ветродуй дует прямо на барона Мюнхгаузена, хотя должен дуть на мельницы.
Два лунных человека держат в руках собственные головы. Вместо обещанного одного пальца на руке этих лунатиков нарисована нормальная земная пятерня.
Творческие задания
«Ода Мюнхгаузену»
Так что же привлекает нас в бароне Мюнхгаузене? Почему снова и снова мы готовы читать самые невероятные и неправдоподобные истории о нем?
Он смел и находчив, весел и добр. Окажись другой человек на его месте, он, скорее всего, растерялся бы, опустил руки и впал в уныние. Но не таков наш герой. Мюнхгаузен никогда не теряет присутствия духа и выходит из самых ужасных ситуаций. Поэтому, как говорится, и в воде не тонет и в огне не горит.
Люди часто делают из мухи слона, а потом ломают голову, как быть. А иногда достаточно просто посмеяться над собой, посмотреть на ситуацию с юмором, — и проблемы, как ни бывало.
Да воспойте песней хвалебной героя!
«Новые приключения Мюнхгаузена»
«Мюнхгаузен в 21 веке»
Хотели бы вы узнать, какие ещё приключения произошли с Мюнхгаузеном? Может быть кто - то сочинит новые истории про знаменитого барона, а из этих историй получится новая книга.
Постарайтесь учесть не только особенности характера героя и его поступков, но и манеру рассказывать о своих приключениях.