Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чистенская школа-гимназия»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570
с. Чистенькое
Тема: «Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные».
Цель: ознакомить обучающихся с высшими споровыми растениями, формировать умения работать с новым материалом, сравнивать изучаемые объекты, анализировать и делать выводы.
Задачи:
образовательные:
-создать условия для формирования у детей представлений о разнообразии
папоротникообразных;
- выявить усложнения их организации в ходе эволюции;
- проследить межпредметные связи биологии с историей, литературой;
-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать
выводы;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения
занимательного материала, создание проблемных ситуаций;
-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал обучающихся.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные способности обучающихся, культуру диалогового
общения;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).
Метапредметные:
- сформировать умение слушать и понимать речь других людей
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные:
- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.Тестирование
3. Знакомство с новым материалом.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомится со споровыми растениями, и чтобы понять о каких растения пойдет речь на уроке, вашему вниманию предлагаются ребусы, отгадав которые мы сможем сформулировать тему нашего занятия.
Давайте теперь отгадаем загадки.
А) | Змея лежит колючая, Змея лежит ползучая. Брюхом в землю упирается, Головками к небу устремляется. В чешуе-то, в чешуе! А головки ровно две! |
Ответ: плаун.
Б) | Есть колос, но не пшеница, Стройна и высока, но не свеча, Без воды и кремнезема не проживет и дня. Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана! |
Ответ: хвощ.
В) | Он и в пищу пригож, и в медицине хорош! Листья красивые, перистые. Стебли маленькие, крепенькие, А цветет только в легендах и поверьях! |
Ответ: папоротник
Тема урока: Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности.
Цель урока: Познакомиться с высшими споровыми растениями, сравнить изучаемые объекты, выяснить в чем сходство и различие этих растений.
Проблема:
Почему же так и не посчастливилось ботаникам найти чудесный цветок папоротника?
(Учащиеся самостоятельно пытаются ответь на поставленный вопрос)
Ответ на этот вопрос очень простой. Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.
Общая характеристика отдела.
Папоротниковидные - растения древние, появились на земле около 400 млн., лет назад. Произошли папоротники от потомков псилофитов.
Псилофиты древнейшие наземные растения, населявшие пограничную зону между водой и сушей.
В настоящее время известно более 10 000 видов растений из этого отдела. Произрастают папоротники повсеместно – на суше, в водоемах, на скалах, но самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.
В настоящее время папоротниковидные сохранились в основном в виде травянистых растений. Древовидные папоротники произрастают в небольшом количестве только в тропиках. Очень немногие представители этого отдела являются водными растениями.
Среди современных папоротниковидных встречаются как “гиганты” (иногда достигающих высоты 25 м, а диаметра ствола 50 см), так и “лилипуты” растеньица длиной всего лишь в несколько миллиметров.
Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.
Самым маленьким папоротником считается хецистортерис пумила, обитающий в Центральной Америке и водный папоротник - азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)
Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.
Строение папоротника.
У папоротника есть подземный видоизмененный побег – корневище. От него вверх отходят листья, а вниз – придаточные или дополнительные корни.
Часто на корнях образуются выводковые почки, обеспечивающие вегетативное размножение растения.
У большинства папоротников лист растет как стебель – верхушкой. Он улиткообразно закручен и называется вайя (т.е. «веер»). Лист состоит из черешка и листовых пластинок. Лист является одновременно фотосинтезирующим и спороносящим органом.
На нижней стороне листовой пластинки развиваются спорангии, которые собраны в сорусы.
Размножение папоротника.
Бесполое поколение (спорофит) представляет собой многолетнее листостебельное растение, на нижней стороне листа находятся маленькие коричневые мешочки сорусы, в которых созревают споры.
Споры, попадая в благоприятные условия, прорастают в маленькую пластинку – заросток (который представляет половое поколение - гаметофит). На заростке образуются мужские половые органы антеридии и женские половые органы архегонии. Заросток имеет ризоиды, с помощью которых прикрепляется к почве. После оплодотворения из зиготы на заростке появляется маленький побег, который со временем разрастается во взрослое растение.
Значение папоротников
Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств. В Японии и Китае: используют в пищу, добывают крахмал. Среда обитания и пища для животных.
Так же происходит размножение у хвощей и плаунов. Как и папоротники, они имеют стебли, листья, корни и размножаются спорами. Нередко все эти растения – папоротники, хвощи и плауны – объединяют под общим названием папоротникообразные.
Очень хорошо. Мы с вами разобрали папоротникообразных. Мы изучили их очень хорошо.
4. Закрепление материала. Тестирование
Рефлексия.
5. Домашнее задание:
Составить кроссворд с ключевым словом "ПАПОРОТНИК"
Изучить параграф учебника, ответить устно на вопросы в конце параграфа.
Приложение
A1. В отличие от мхов у хвощей имеются
1) стебли
2) листья
3) корни
4) побеги
А2. На взрослом растении хвоща созревают
1) споры
2) гаметы
3) семена
4) шишки
А3. К генеративным органам папоротников относят
1) корень
2) стебель
3) лист
4) спорангии
А4. Гаметы папоротника образуются
1) в спорангиях на листьях
2) на придаточных корнях
3) на заростке
4) па молодом растении
А5. К вегетативным органам папоротников относят
1) корневище
2) спорангии
3) коробочку на ножке
4) органы, в которых созревают гаметы
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Для плаунов характерно вегетативное размножение участками побегов.
Б. Споры формируются на заростках хвощей.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Верны ли следующие утверждения?
А. Заросток папоротника — это бесполое поколение в цикле его развития, или спорофит.
Б. Органы взрослого растения папоротника образованы тканями.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б3. Установите соответствие между жизнедеятельностью растения и его систематической группой.
Процесс жизнедеятельности
А. Корни обеспечивают почвенное питание
Б. Прикрепляются к почве ризоидами
В. Гаметы образуются на побегах
Г. Споры формируются на взрослом растении
Систематическая группа
1. Мхи
2. Папоротники
Б4. Верны ли следующие утверждения?
А. Яйцеклетка папоротника представляет собой женскую гамету.
Б. В цикле развития папоротников оплодотворение происходит без участия воды.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б5. Установите соответствие между строением растения и его систематической группой.
Строение
А. Наличие корней и побегов
Б. Тело состоит из слоевища
В. Наличие тканей
Г. Имеются колониальные, одноклеточные и многоклеточные организмы
Систематическая группа
1. Водоросли
2. Хвощи
Б 6. Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротников, начиная с молодого растения.
1) молодое растение
2) гаметы: яйцеклетка и сперматозоид
3) споры
4) взрослое растение
5) зигота
6) заросток
7) оплодотворение