3
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств города Зеленоградска»
МАУ ДО «ДШИ г. Зеленоградска»
«Н.А. Римский-Корсаков как многогранная личность.
Симфоническое творчество композитора на примере
сюиты «Шехеразада»».
Методическая разработка открытого урока
| | Разработчик: Н. М. Славина, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин |
Зеленоградск
2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПАСПОРТ УРОКА 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5
ПЛАН УРОКА 9
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ1.
Критерии оценок выступления участников конференции ........................... 14
ПАСПОРТ УРОКА
«Н.А. Римский-Корсаков как многогранная личность.
Симфоническое творчество композитора на примере
сюиты «Шехеразада»».
преподаватель Славина Наталья Михайловна
Вид ДОП | Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа |
Название ДОП | теоретические дисциплины |
Учебный предмет | музыкальная литература |
Срок обучения | 8 лет |
Год обучения | 7 класс |
Возраст учащихся | 13 лет |
Место темы в структуре учебной программы | раздел учебной программы: творчество Н.А. Римского-Корсакова этап освоения темы: самостоятельное применение комплекса знаний и способов деятельности |
Тип урока | урок самостоятельного применения комплекса знаний и способов деятельности |
Вид урока | комбинированный (урок-конференция) |
Продолжительность | 30 минут |
Характеристика группы / учащегося (кратко) | общий уровень подготовки по программе: учащихся ‒ средний; общий уровень развития: познавательных и творческих способностей, общеучебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы ‒ средний; |
Цель урока | показать многогранность личности Н.А. Римского-Корсакова как человека, композитора, педагога, дирижера и общественного деятеля в форме урока-конференции – как вида проектной деятельности на уроке музыкальной литературы. |
Задачи урока | обучающие: познакомить учащихся с симфоническим творчеством композитора на конкретном примере – симфоническая сюита «Шехеразада» развивающие: показать многогранность личности Н.А. Римского-Корсакова как человека, педагога и композитора воспитательные: привить интерес к новым формам работы на уроке |
Методы обучения | методы организации учебной деятельности: - проектная деятельность методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: - высокая оценка - нестандартная форма проведения урока (урок-конференция) методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: - определение лучшего лектора с помощью бальной системы (оценочный лист) |
Формы работы | фронтальная |
Средства обучения | наглядные: слайды, презентация, технические: аудио-файлы, видео-файлы |
Межпредметные связи | история, литература |
Дата проведения | 21.02.2024 |
Место проведения | МАУ ДО «ДШИ г. Зеленоградска» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать. Занятия по музыкальной литературе приобщают детей к музыкальной культуре и помогают организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкой.
Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «музыкально – теоретических дисциплин». На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Данный предмет способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических и творчески-индивидуальных представлений в искусстве. Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность.
Так же, успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: урок-соревнование, урок-конкурс, урок-игра, урок-конференция и т.д. Одна из задач таких уроков – создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются.
Практической педагогической технологией, поддерживающей компетентностно ориентированный подход в образовании, являются проектные технологии. Одной из форм проектной технологии является урок-конференция. Такую форму урока в курсе «Методики музыкального воспитания» следует рассматривать как нетрадиционный урок. И требует от преподавателя продуманного подхода к теме и месту такого урока в курсе дисциплины. Сложность проведения урока-конференции состоит в том, чтобы информативная подача материала не превратилась в однообразный подход и скуку. Поэтому важно тщательно продумывать методы работы, как преподавателя, так и учащихся.
Когда выбрана тема урока, определены проблема, сроки подготовки учащихся, источники исследования и информации, творческий продукт работы, с этого момента роль преподавателя начинает играть консультативный характер. А задача учащихся – отобрать нужный материал, проанализировать источники, выбрать главное, подготовить выступление на уроке-конференции, с использованием информационных технологий или презентации.
В марте 2024 года исполняется 180 лет со дня рождения русского композитора и дирижёра Николая Римского-Корсакова. Именно этой знаменательной дате посвящен данный урок-конференция, который проводится с учащимися 7/8 классов занимающихся по Дополнительной предпрофессиональной образовательной программе.
Характеристика группы: В группе седьмого класса, по восьмилетнему обучению, дети 12-13 лет. Обучаются на разных отделениях. Общий уровень подготовки учащихся по программе музыкальная литература ‒ средний. Общий уровень развития познавательных и творческих способностей, общеучебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы ‒ средний. Все с интересом относятся к урокам музыкальной литературы.
Цель урока: Показать многогранность личности Н.А. Римского-Корсакова как человека, композитора, педагога, дирижера и общественного деятеля в форме урока-конференции – как вида проектной деятельности на уроке музыкальной литературы.
Задачи урока:
обучающие - познакомить учащихся с симфоническим творчеством композитора на конкретном примере – симфоническая сюита «Шехеразада»;
развивающие - показать многогранность личности Н.А. Римского-Корсакова как человека, педагога и композитора;
воспитательные - привить интерес к новым формам работы на уроке.
Тип и вид урока:
урок-конференция с самостоятельным применением комплекса знаний и способов деятельности
Межпредметные связи:
Музыку почти невозможно изучать как обычный предмет школьной программы, так как музыка – это явление искусства. Понять своеобразие музыки как искусства помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через соотнесение музыки с другими видами искусства – литературой, ИЗО, историей, географией.
Форма подготовки учащихся: Доклад или сообщение с использованием картинок или слайдов; презентации с использованием аудио и видео файлов.
Общие сведения
Н.А. Римский-Корсаков – великий русский композитор, создатель подлинных шедевров оперной, симфонической и камерной музыки. Его творческое наследие составляет одну из драгоценных страниц русской музыкальной культуры. Большое количество его сочинений, редкая многоохватность жанров, высокие художественные достоинства музыки – все это является отражением неустанного титанического труда нравственного и светлого человека, на протяжении нескольких десятилетий.
В историю русского музыкального искусства Римский-Корсаков вошел как замечательный педагог, за тридцать семь лет работы в Петербургской консерватории он воспитал блестящую плеяду учеников, среди которых А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, А. Гречанинов, Н. Мясковский, М. Ипполитов-Иванов, Б. Асафьев, С. Прокофьев и др.
В круг творческих интересов Николая Андреевича входила благородная миссия - пропаганда русской музыки у себя дома и за рубежом. Он выступал как дирижер в концертах Русского музыкального общества, Бесплатной музыкальной школы, Русских симфонических концертов в Париже.
Личность композитора многогранна. Его называют самым «народным» автором, который черпал вдохновение в русской природе, напевах родной земли, сюжетах былин, легенд и сказок. В открытом уроке-конференции учащимся даны несколько тем, которые раскрывают образ человека и композитора:
Н.А. Римский-Корсаков — моряк
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в аристократической семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду, история которого тесно связана с флотом. Мальчик мечтал быть моряком, как его дядя Николай Петрович и брат Воин Андреевич, вслед за которым он поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге в 1856 году. Там он изучал военное дело, научился стрелять из пушки, чинить корабли, несколько раз выходил в открытое море. В 1862 году Римский-Корсаков с отличием окончил Морской кадетский корпус. Его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз», на котором он совершил кругосветное путешествие, которое длилось почти три года: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию.
Н.А. Римский-Корсаков —музыкант
Еще в детстве Римский-Корсаков увлекался музыкой: начал музицировать в шесть лет, в 11 написал первые сочинения. Будучи студентом Морского училища, он начал брать уроки у пианиста Ф. Канилле, который ввел его в круг музыканта М. Балакирева — основателя «Могучей кучки». Благодаря влиянию Балакирева, Римский-Корсаков начинает работу над своей Первой симфонией. Природный талант помогает композитору быстро и без школьной подготовки овладеть и музыкальной формой, колоритной оркестровкой и приемами сочинения. Также под влиянием балакиревского кружка Римский-Корсаков приступает к созданию музыки с национальным славянским колоритом. Опора на русский музыкальный фольклор становится основным источником самобытности его стиля.
Н.А. Римский-Корсаков —обладатель «цветного» слуха
Одной из важных составляющих стиля Римского-Корсакова стала картинность. Он видел мир глазами живописца и соответственно описывал его: «темно-лазоревый океан», «белые кучевые облака», «зелено-синяя вода залива». Композитор обладал редкой слуховой особенностью — синопсией, так называемым «цветным слухом». Благодаря этому он воспринимал тональности в разных цветах. Например, ми мажор соотносился у него с синим цветом, цветом волн. Возможно, именно поэтому многие его «морские» произведения написаны в именно в этой тональности.
Н.А. Римский-Корсаков — педагог
В 1871 году у 27-летнего Римского-Корсакова появилась возможность преподавать: его пригласили профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. Будучи больше музыкантом-практиком, чем теоретиком, Николай Андреевич параллельно со своими студентами сел за парту и начал штудировать музыкальную теорию. За 37 лет работы в Петербургской консерватории он вырастил целую плеяду талантливых учеников, более 200 композиторов и музыкантов. Среди них такие корифеи русской музыки, как Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский, определившие вектор развития музыки нашего времени.
Н.А. Римский-Корсаков — главный сказочник русской музыки
Наравне с собственным творчеством Николай Андреевич работал над произведениями своих друзей, участников «Могучей кучки». После смерти Модеста Мусоргского, он в течение нескольких лет редактировал симфоническую картину «Ночь на Лысой горе» и заканчивал оперу «Хованщина», дописывал оперу «Князь Игорь» Александра Бородина.
Всего Римский-Корсаков написал 15 опер — больше, чем любой другой русский композитор. Большинство из них основаны на сказочных сюжетах — «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко» — или связаны с русской историей, былинами, миром сказочной фантастики, древними народными поверьями.
Симфоническое творчество Римского-Корсакова в сравнении с оперным не столь масштабно и многообразно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад. Основное направление симфонизма определяют общие принципы эстетики Римского-Корсакова, а также глубокая и органическая связь с традициями Глинки, усвоение опыта Балакирева и отчасти западно-европейских романтиков (Г. Берлиоза, Ф. Листа).
Ярким примером симфонического творчества является в первую очередь Симфоническая сюита «Шехеразада».
Арабская сказка в оркестровом исполнении - история создания симфонической сюиты «Шехеразада»
Русские композиторы испытывали неутолимую любовь к восточным темам. В творчестве практически каждого из них можно встретить ориентальные мотивы. Не стал исключением и Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» была написана под впечатлением от сборника сказок «Тысяча и одна ночь». Композитор выбрал несколько не связанных друг с другом эпизодов: историю про Синдбада-моряка, рассказ царевича Календера, праздник в Багдаде и сказку про любовь царевича и царевны. «Шехеразада» вылилась из-под пера композитора в течение одного лета 1888 года в Нежговицах. После первого же исполнения это произведение стало необыкновенно популярно у слушателей, и до сих пор является одним из самых исполняемых и узнаваемых сочинений.
Музыкальный анализ формы и содержания симфонической сюиты «Шехеразада»
Что такое симфоническая сюита - это четырехчастное произведение, сцепленное общностью тем и образов. Первая часть рисует картину моря. Неслучаен выбор тональности — ми-мажор. Римский-Корсаков, обладатель так называемого цветного слуха, видел эту тональность в сапфировом цвете, напоминающем цвет морской волны. Во второй части соло фагота выводит на сцену гордого и храброго царевича Календера, расказывающего о своих военных подвигах. Третья часть — история любви между царевичем и царевной. Она полна любовного восторга и сладостной неги. В четвертой части Римский-Корсаков сполна использовал все краски оркестра, чтобы передать безудержное веселье на празднике в Багдаде.
Лейтмотив — это термин, придуманный романтиками. Он обозначает яркую, запоминающуюся тему, закрепленную за определенным характером, идеей или персонажем. Таким лейтмотивом в сюите Римского-Корсакова служит тема самой Шехеразады. Чарующее звучание скрипки соло рисует тонкий стан мудрой султанши, изгибающейся в изящном танце. Эта знаменитая тема, являющаяся, кстати, весьма серьезным вызовом мастерству скрипача, служит объединяющей нитью всего произведения. Она появляется перед первой, второй и четвертой частями, а также в середине третьей.
Очень ярким музыкальным материалом является тема моря. Композитору так удачно удалось передать с помощью оркестровых средств движения волн, что мы просто зримо ощущаем дыхание океана и дуновение морского воздуха.
ПЛАН УРОКА
Разд. | Этап | Название этапа | Содержание этапа * (виды и формы работы)** | Время |
I | Подготовительный | Приветствие участников урока-конференции. 180-летие композитора Н.А. Римского-Корсакова | 2 мин. |
1 | Организационный | Участники конференции. | 1 мин. |
2 | Проверочный | Темы и формы докладов конференции. | 2 мин. |
3 | Подготовительный | Форма оценивания выступлений участников конференции по баллам. | 1 мин. |
II | Основной | Выступление участников конференции. | 20 мин. (всего) |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Изложение темы конференции. Показ слайдов, презентаций, аудио-фрагментов. | 15 мин. |
5 | Первичная проверка понимания нового материала | Выделение основных тезисов изложенной темы каждого участника конференции. | 3 мин. |
6 | Физкультминутка | Отсутствует | 0 мин. |
7 | Первичное закрепление знаний и способов действий | Самопроверка. Критерии оценки выступления участников конференции. Выставление баллов. | 2 мин. |
8 | Обобщение и систематизация знаний | Общий анализ. Проведение параллели между темами участников конференции. | 2 мин. |
9 | Контрольный | Подведение итогов по критериям оценки выступления. Подсчет баллов. | 1 мин. |
III | 10 | Итогово-рефлексивный | Формулирование конечного результата работы на уроке. «Лучший докладчик» по итогам. | 1 мин. |
IV | 11 | Информационно-инструктивный (по домашнему заданию, если оно требуется) | Отсутствует. | 0 мин. |
Итого | 30 мин. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Разд. | Этап | Название этапа | Задача этапа (результат) | Методы, формы, средства обуч. | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Время (мин.) |
I | Подготовительный | настроить на активную работу | словесный мотивационный | Приветствие учащихся (гостей). Создание эмоционального настроя на урок-конференцию, посвященный 180-летию со дня рождения композитора. | Приветствуют преподавателя (гостей) | 2 (всего) |
1 | Организационный | организовать рабочие места | указание / напоминание | Перечислить участников конференции в порядке выступления. | Концентрация внимания | 1 |
2 | Проверочный | проверить готовность к уроку | устный фронтальный опрос / беседа | 1. Озвучиваются: форма показа (презентация; сообщение; доклад с иллюстрациями, использование аудио-файлов, видео-файлов) | Подтверждают или корректируют темы своих докладов | 2 (всего) |
2. Подводит обучающихся к выводу о готовности к началу конференции. | Формулируют выводы |
3 | Подготовительный | подготовить к восприятию нового материала (стимулировать познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы) | создание ситуации новизны фронтальное и групповое обсуждение | Оценочная форма участников: | Обсуждают варианты решения проблемы (проблемной ситуации) | 1 (всего) |
Ответы на вопросы учащихся. Стимуляция познавательного интереса вопросами по времени выступления: Уточняется понимание поставленной цели. | Проявляют интерес: задают вопросы по существу проблемы, выдвигают предположения. Демонстрируют понимание. |
II | Основной | Показать многогранность личности Н.А. Римского-Корсакова как человека, композитора, педагога, дирижера и общественного деятеля в форме урока-конференции | словесные наглядные практические | Контролирование процесса выступающих: показ слайдов, презентаций, аудио-файлов, видео-файлов контроль регламента времени выступающих | Выступление участников конференции по темам: Н.А. Римский-Корсаков — моряк и музыкант Н.А. Римский-Корсаков —обладатель «цветного» слуха Н.А. Римский-Корсаков — педагог Н.А. Римский-Корсаков — главный сказочник русской музыки Арабская сказка в оркестровом исполнении - история создания симфонической сюиты «Шехеразада» Музыкальный анализ формы и содержания симфонической сюиты «Шехеразада» | 20 (всего) |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изложенных тем участников конференции | показ слайдов, презентаций, аудио и видео фрагментов | Показ слайдов, презентаций, аудио и видео фрагментов. | Изложение выбранной темы каждым участником конференции | 15 |
5 | Первичная проверка понимания нового материала | установить правильность и осознанность подготовленных тем по творчеству Н.А. Римского-Корсакова | аналитическая беседа | Корректирование процесса, оказывает дифференцированную помощь разным категориям учащихся. | Выделение основных тезисов изложенной темы каждым участником конференции | 3 |
6 | Физкультминутка | - | - | - | - | 0 |
7 | Первичное закрепление знаний и способов действий | обеспечить первичное закрепление прочитанных тем | индивидуальные задания для самостоятельного решения работа по группам | 1. Организация самопроверки учащихся: Выставление баллов участникам конференции (от 1 до 5 баллов) Выявление затруднений, регулирование обсуждения | Самопроверка. После выступления каждого участника выставление баллов друг другу (от 1 до 5 баллов) | 2 (всего) |
| обсуждают и исправляют ошибки |
8 | Обобщение и систематизация знаний | сформировать целостную систему теоретических знаний о творчестве композитора | беседа на обобщение и систематизацию знаний и умений | Обеспечивает положительную реакцию учащихся на результаты работ каждого выступающего участника конференции | Делают выводы о многогранной личности композитора Н.А. Римского-Корсакова | 2 |
9 | Контрольный | убедиться в осознанном освоении темы по творчеству Н.А. Римского-Корсакова всеми учащимися | задание поискового характера | 1. Подведение итогов: | Отвечают на вопросы, анализируют, проводят параллели между прочитанными темами | 1 |
III | 10 | Итогово-рефлексивный | провести анализ и оценку успешности достижения цели, саморефлексию, наметить перспективы | итоговая беседа | 1. Организует беседу, направленную на оценку уровня усвоения учебного материала и работы учащихся. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. 2. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу, увлечённость выполнением заданий. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Осуществляют самооценку: называют основные положения учебного материала и степень их освоения. | 1 |
IV | 11 | Информационно-инструктивный | - | - | - | - | 0 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Летопись моей музыкальной жизни, под ред. H. H. Римской-Корсаковой, СПБ, 1909, под ред. В. Н. Римского-Корсакова и А. В. Оссовского, М. 7'1955 (с добавлением «Дневника» и Хронографа жизни Р.-К.);
Музыкальные статьи и заметки, под ред. H. H. Римской-Корсаковой, вступ. ст. М. Ф. Гнесина, СПБ, 1911;
Записные книжки, Полн. собр. соч., т. IV доп., М., 1970;
Литературные произведения и переписка, т. I— VII, M., 1955—70.
Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М., 1985.
Интернет-источники:
https://infourok.ru/urok-konferenciya__kak_vid_proektnoy_tehnologii_-___na_urokah_metodiki_muzykalnogo_vospitaniya.-536343.htm
https://studopedia.net/3_4601_tvorcheskiy-oblik-na-rimskogo-korsakova.html?ysclid=lrvwtu8bkr935855818
http://musike.ru/rml/korsakov?ysclid=lrvx0y3vzv272153058
https://www.culture.ru/persons/8302/nikolai-rimskii-korsakov
https://273music.ru/index.php/o-kompozitorakh/88-rimskij-korsakov-kompozitor-skazochnik
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Критерии оценок выступления участников конференции
(по 5 бальной системе - от 1 до 5)
№ | Ф.И. участника | ТЕМА | Раскрытие темы, четкость и доступность изложения | Использование презентаций/ видео/аудио материалов | Общее впечатление | Итоговая оценка |
1 | Балясникова Милена | Н.А. Римский-Корсаков -музыкант | | | | |
2 | Берлов Вячеслав | Музыкальный анализ формы и содержания симфонической сюиты «Шехеразада» | | | | |
3 | Виноградова Таисия | Арабская сказка в оркестровом исполнении – история создания симфонической сюиты «Шехеразада» | | | | |
4 | Симчугов Андрей | Н.А. Римский-Корсаков - моряк | | | | |
5 | Голубева Елизавета | Н.А. Римский-Корсаков - обладатель «цветного» слуха | | | | |
6 | Паршина Мира | Н.А. Римский-Корсаков - педагог | | | | |
7 | Белокрылова Мария | Н.А. Римский-Корсаков - главный сказочник русской музыки | | | | |