ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска
Методическая разработка
Открытого урока литературы в 5 классе
по произведению В. М. Гаршина
«Attalea Princeps»
«Все могло быть иначе...»
Разработал:
Дермелева С. А.
учитель русского языка и литературы
КУРСК 2016 г.
Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Цель урока: продолжить знакомство с литературной сказкой на примере произведения В. М. Гаршина «Attalea princeps»; знать содержание сказки и ее основную мысль
Задачи.
Обучающие: познакомить с идейно-смысловым и художественным анализом аллегорической сказки В.М.Гаршина; продолжить обучение в работе с источником знаний - книгой, справочной литературой; систематизировать и обобщить знания по теме урока.
Развивающие: создать условия для формирования умений сравнивать, обобщать, переносить знания в новые ситуации; развития устной речи, мышления, воображения, творческих способностей обучающихся; развития определенных чувств и отношения к окружающей действительности, людям.
Воспитательные: создать условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения; воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в коллективе (толерантности, принципиальности, чуткости, гуманности, тактичности, самообладания, требовательности, вежливости).
Основные виды деятельности: выразительное чтение эпизодов; устные ответы на вопросы учителя; работа с текстом; словарная работа; инсценировка эпизода сказки; групповая деятельность; игровые приемы, индивидуальные задания в ходе подготовки к уроку.
На уроке используются приемы проблемно-диалогического обучения, приемы технологии интерактивного обучения, технологии формирования правильного типа читательской деятельности, ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока.
Ход урока
I. Ассоциативная разминка.
- Добрый день, ребята! Сегодняшний урок хочу начать с ассоциативной разминки: я произношу слово, а вы - ассоциацию с ним, то есть то, что вы представляете, когда я произношу слова:
Россия, школа, урок литературы, сказка, терпение?
II. Вход в учебную ситуацию.
Слайд 1
- Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Это слова философа Фредерика Перлза:
Я пришел в этот мир НЕ ДЛЯ ТОГО, чтобы оправдать ТВОИ надежды, НЕ ДЛЯ ТОГО, чтобы соответствовать ТВОИМ ожиданиям. И ТЫ пришел в этот мир НЕ ДЛЯ ТОГО, чтобы соответствовать МОИМ ожиданиям, НЕ ДЛЯ ТОГО, чтобы отвечать МОИМ интересам, НЕ ДЛЯ ТОГО, чтобы оправдать МОИ надежды. Потому что Я – ЭТО Я, а ТЫ – ЭТО ТЫ. Но если МЫ встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь… (Фредерик Перлз).
- А что бы лучше понять о чем в них говорится, давайте послушаем сообщение нашего биографа Ани
Историческая справка.
На рубеже 18-19 веков жил во Франции некто Талейран Перигор, князь Беневентский. При дворе многих правителей он постоянно занимал пост министра иностранных дел. Это был человек, талантливейший во многих областях, но более всего он славился умением общаться с окружающими людьми, уважительным отношением к ним, умением считаться с чужим мнением, тем не менее, сохранять при этом свои собственные принципы. Многие исследователи считают, что именно ему мы обязаны появлению на свет понятия « толерантность».
- А я добавлю, что в русском языке «толерантность» объясняется как способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к чужим поступкам.
- Так о чем же речь в нашем эпиграфе? (о смирении, доброте и великодушии к другому человеку)
- Дома вы прочитали сказку «Attalea princeps» удивительного писателя Всеволода Михайловича Гаршина.
Слайд 2
Сегодня на уроке мы будем формировать свой читательский вкус и умение понимать писателя. Урок носит странное название «Все могло быть иначе...» Чему хочет научить В.М. Гаршин нас своей сказкой? Как тема урока связана с понятием «толерантность»? Ответить на эти вопросы мы попытаемся вместе. А в проведении урока мне будут помогать биограф, научный консультант, «книжник» и группа актеров.
- А сейчас откройте свои рабочие тетради и запишите число, и тему урока.
III. Слово о писателе
Слайд 3
Из 19 века смотрят на нас «страдальческие», «проникновенные» глаза Всеволода Михайловича Гаршина. Глубокая дума в этих прекрасных, печальных глазах. Жизнь Гаршина недолгая, всего 33 года. Писатель слишком рано ушел из жизни. Творчество его – это небольшая книга рассказов, очерков и стихотворений, но это «томов многих потяжелее», ибо в ней (по словам Глеба Успенского) «исчерпано все содержание нашей жизни».
Я вам сейчас прочитаю отрывок из сказки Всеволода Михайловича, а вы попробуйте вспомнить, как называется сказка?
«Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
- Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне: - утки лягушку несут!»
IV. Анализ идейно-художественного содержания произведения.
- Давайте вспомним предыдущие уроки, к какому типу, виду сказок можно отнести сказку Гаршина? (литературная (чем отличается от народной сказки?), волшебная сказка (признаки волшебной сказки?).
1) Вопросы на выявление восприятия произведения.
- Какие чувства возникли у вас после прочтения сказки?
- Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку?
– Кто главный герой сказки? (гордая пальма с красивым именем Attalea princeps).
Что значит это странное название «ATTALEA PRINCEPS»? Давайте послушаем нашего научного консультанта Леру.
Слайд 4
2) Научное сообщение о пальме.
Атталея - род пальм с крупными перистыми листьями; существует около 20 видов атталеи. Произрастает она в тропических лесах Южной Америки. Из листьев бразильской атталеи добывают грубые волокна, из которых изготовляют веревки, канаты, щетки, циновки. Твердые семена пальмы применяются в токарном деле. Атталеи часто выращиваются в оранжереях. Оранжерея - застекленное помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.
3) Работа по содержанию произведения.
Слайд 5
- Вспомним начало сказки, с чего начинается в сказке повествование? (С описания оранжереи)
- Как автор рассказывает о ней? Давайте зачитаем этот эпизод.
(Выразительное чтение первого эпизода от слов « В одном большом городе...» - до слов «...там листья бледнели, съеживались и увядали».)
- Какой оранжерея предстает перед нами в начале сказки?
- Как вы думаете, почему чувство восхищения, появившееся у нас при красочном описании оранжереи, с началом другого абзаца вдруг меняет своё настроение на грустно-мрачное?
- Каково на самом деле жилось растениям в этой красивой оранжерее? (Растениям было тесно, они толкались, гнулись и ломались. Они тосковали по родным краям, по ясному небу, по теплому ветру.
- Что нужно было растениям? О чём они мечтали в заточении? (Им нужны были простор и свобода)
4) Моделирование прочитанного текста (актеры).
- Представьте, что вы растения, ваши руки - корни, сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: «Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу».
- Встаньте в круг. Поднимите ладони и надавите на ладони соседа. Ваши руки - ветви, ладони - листья. Попытайтесь показать следующий эпизод: «Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы...».
- Скажите, какие чувства и эмоции испытали растения во время борьбы за влагу и пищу?
- ВЫВОД: Двойственность оранжереи в том, что с одной стороны - это прекрасное строение, произведение искусства, а с другой - для растений это невыносимые условия жизни. Красивая внешне оранжерея для растений является тюрьмой.
- Этот литературный прием контраста, который использует автор при описании оранжереи, называется антитеза.
Термин вывешивается на доску, запись в тетради
Книжник-Артем (антитеза - стр. 292. Краткий словарь литературоведч. терминов)
Антитеза – это противопоставление образов, картин, слов, понятий.
- Вернемся к сюжету сказки. Кто еще встречается нам в сказке кроме героев-растений? Давайте сравним их
- Что собой представляет директор оранжереи?
(Ученый-ботаник. все время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересую только с научной точки зрения, он безразличен к их внутреннему миру, другого имени королевской пальмы он не знает и не хочет знать)
- Как отнесся к пальме приезжий гость путешественник из Бразилии? (Очень нежно и трогательно, назвал ее по имени. Пальма напомнила ему родину. Ему стало грустно оттого что пальма живет в неволе).
(Обобщение ответов учащихся: Два героя – два характера. Директор – человек замкнутый, слуга науки. Путешественник – человек открытый и душевный, сострадательный. Образы противопоставлены друг другу.)
5) Инсценировка (мини-представление обитателей оранжереи - монологи от 1- лица).
- Каковы же обитатели прекрасной оранжереи? Один умный человек сказал: «Заговори, чтоб я понял, каков ты...» Давайте послушаем беседу героев сказки.
Саговая пальма (Аня):
- Скажите, скоро ли нас будут поливать? Я, право, кажется, засохну сегодня.
Пузатый кактус (Богдан):
- Меня удивляют ваши слова, соседушка. Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я все-таки свеж и сочен.
Саговая пальма(Аня):
- Мы не привыкли быть чересчур бережливыми. Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И, кроме всего этого, скажу вам еще, что вас не просят делать замечания.
Корица (Артем):
- Что касается меня, то я почти довольна своим положением. Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерет.
Древовидный папоротник (Богдан):
- Но ведь не всех же нас обдирали. Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.
Автор (Лера):
- Тут корица, забыв, что ее обдирали, оскорбилась и начала спорить. Некоторые растения вступились за нее, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.
Attalea princeps (Милена):
- Зачем вы ссоритесь? Разве поможете себе этим? Вы только увеличиваете свое несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире... И мы выйдем на свободу. Нужно только работать дружнее, и победа за нами.
Все растения:
- Глупости! Вздор! Глупости! Несбыточная мечта! Вздор! Нелепость!
- В сказке растения действуют, говорят, как люди, у них свои рассуждения, отношение к происходящему. Как называется такой литературный прием? (Олицетворение).
Книжник-Артем Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления
Термин вывешивается на доску, запись в тетради
- Когда говорим о людях-героях произведения, то рассуждаем об их характерах. А есть ли характер у героев нашей сказки?
6) Работа по группам.
Слайд 6
Задание: охарактеризуйте следующих героев.
Саговая пальма (злобная, раздражительная, завистливая, надменная, высокомерная.)
Кактус (всегда свежий, довольный жизнью, любующийся собой.)
Папоротник (рассудительный, он не доволен существующим порядком, но не стремится к изменениям, потому что пассивность - его основная черта.)
Корица (спорщица, предпочитает прятаться за спины других.)
Attalea princeps (свободолюбивая, целеустремленная, гордая.)
Маленькая травка (слабая, робкая, способная сопереживать, любить и жертвовать собой ради других.)
- Ребята, вы охарактеризовали мир растений довольно точно. Подумайте, почему стремление пальмы выйти на свободу обитатели оранжереи назвали «вздором», «глупостью»? (Обитателей оранжереи объединила неприязнь к пальме. Она не такая, как все. Она не скандалит, не ссорится, она спокойна и целеустремленна).
- Кто поддержал атталею на пути к мечте?
- Какие человеческие качества воплотил В.М. Гаршин в образе малозаметной, ничем не примечательной травки? Да, это была маленькая, беззащитная травка. Ее отличают от других душевность, готовность прийти на помощь, бесстрашие настоящего друга, самоотверженность и любовь.
- О чем же мечтала мятежная пальма? Что она ожидала увидеть на воле?
-А что она увидела? (Она ожидала увидеть то, что еще хранилось в ее памяти о теплых краях, но увидела лишь тусклое серое небо, капли дождя пополам со снегом, скучную, грязную, нищую погоду и почувствовала леденящий осенний ветер).
Слайд 7
- Произнесите слово «princeps». С каким словом оно созвучно?
Это слово несет определенную смысловую нагрузку. Пальма гордая, стойкая, целеустремленная, с высокими жизненными принципами, об этом свидетельствует вся ее жизнь в оранжерее.
Сказка заканчивается печально. (Вырвавшись на свободу, она поняла, что для нее все было кончено. Она замерзала. Пальма достигла своей цели, но это обернулось для нее разочарованием).
(Выразительное чтение последнего эпизода от слов «Только-то?-думала она до конца.)
- По закону сказки ДОБРО должно победить ЗЛО. Но это философская сказка. Философская сказка учит нас принимать жизнь в любых проявлениях. Конфликт растений можно перенести на людей, общество. Что мы увидим? ( Безразличие окружающих к отдельной личности).
- Давайте поразмышляем над вопросом: а могло ли все быть иначе в жизни обитателей красивой оранжереи?
(Ответы учащихся. Суть ответов в том, что все могло бы быть иначе, если бы все обитатели оранжереи были толерантны по отношению друг к другу. Если бы ученый директор думал не только о прекрасных условиях обитания растений, но и любил, и понимал их.)
V. Проведение аналогий между содержание сказки и субъективным опытом учащихся.
- Можете ли вы в своем жизненном опыте найти ситуации, похожие на историю с пальмой? (Ответы учащихся история с ответом стихотворения наизусть, готовы растерзать…. Или в спорте….) Где же наша толерантность по отношению друг к другу?
А сейчас мы с вами выведем и сформулируем уроки философской сказки В.М. Гаршина - «золотые правила» толерантности.
VI. Рефлексия.
Слайд 8
Умей слушать и понимать других.
Будь внимателен к другому человеку.
Каждый имеет право на ошибку.
Считайся с мнением и принципами другого человека.
Не делай зла другому человеку.
Цени то, что имеешь.
Сострадай, помогай ближнему своему.
Принимай другого человека таким, каков он есть.
Слайд 9
- Все могло бы быть иначе... В.М. Гаршин был наделен трудным даром - «обостренной совестью». Страдания героев всегда сливались со страданием самого автора. Тревожные, умные, печальные глаза писателя словно заглядывают нам в душу, словно наставляют нас жить по совести.
Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда окончен пир, не очутиться.
В.Сергеев
Рефлексия прием «Эмоционально-музыкальная концовка»
Ребята, сказка грустная, с печальным концом, но давайте проверим, поменялось ли ваше настроение после нашего урока, выберите ту музыкальную композицию, которая на данный момент соответствует вашему настроению (Обучающие слушают отрывки из музыкальных произведений, звучит тревожная, спокойная и восторженная музыка).
Домашнее задание
Оценка ответов обучающихся
Приложение 1
Историческая справка.
На рубеже 18-19 веков жил во Франции некто Талейран Перигор, князь Беневентский. При дворе многих правителей он постоянно занимал пост министра иностранных дел. Это был человек, талантливейший во многих областях, но более всего он славился умением общаться с окружающими людьми, уважительным отношением к ним, умением считаться с чужим мнением, тем не менее, сохранять при этом свои собственные принципы. Многие исследователи считают, что именно ему мы обязаны появлению на свет понятия « толерантность».
Научное сообщение о пальме.
Атталея - род пальм с крупными перистыми листьями; существует около 20 видов атталеи. Произрастает она в тропических лесах Южной Америки. Из листьев бразильской атталеи добывают грубые волокна, из которых изготовляют веревки, канаты, щетки, циновки. Твердые семена пальмы применяются в токарном деле. Атталеи часто выращиваются в оранжереях. Оранжерея - застекленное помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.
Саговая пальма (Аня):
- Скажите, скоро ли нас будут поливать? Я, право, кажется, засохну сегодня.
Пузатый кактус (Богдан):
- Меня удивляют ваши слова, соседушка. Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я все-таки свеж и сочен.
Саговая пальма (Аня):
- Мы не привыкли быть чересчур бережливыми. Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И, кроме всего этого, скажу вам еще, что вас не просят делать замечания.
Корица (Артем):
- Что касается меня, то я почти довольна своим положением. Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерет.
Древовидный папоротник (Богдан):
- Но ведь не всех же нас обдирали. Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.
Автор (Лера):
- Тут корица, забыв, что ее обдирали, оскорбилась и начала спорить. Некоторые растения вступились за нее, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.
Attalea princeps (Милена):
- Зачем вы ссоритесь? Разве поможете себе этим? Вы только увеличиваете свое несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире... И мы выйдем на свободу. Нужно только работать дружнее, и победа за нами.
Все растения:
- Глупости! Вздор! Глупости! Несбыточная мечта! Вздор! Нелепость!
14