Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия Табасаранского района»
Методическая разработка открытого урока по математике с применением занимательных заданий
"Одночлены и многочлены"
7 класс
Провела: учитель математики Ибрагимова Джюмеханум Вейсовна
Хучни 2024
Класс: 7
Предмет: алгебра.
Тема: «Одночлены и многочлены».
Цели: Повторение понятий одночлен и многочлен, стандартный вид одночлена и многочлена. Выполнить действия с многочленами.
Задачи: 1. Образовательная: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Действия с многочленами»
2.Воспитательная: воспитывать интерес к алгебре, применяя интересные задания, используя различные формы работы; формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание; настойчивость и ответственность
3.Развивающая: развивать умение учащихся работать как индивидуально (самостоятельно), так и коллективно (работа в парах); развивать познавательные интересы.
Планируемый результат: Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-обобщить изученный материал по теме «одночлены и многочлены»
- высказывать своё предположение на основе учебного материала;
Познавательные УУД:
-проводить классификацию, по заданным критериям;
- владеть общим приемом решением задач.
Коммуникативные УУД:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения;
- способствовать формированию научного мировоззрения учащихся;
- управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата).
Источники информаций. Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / под редакцией А.Г.Мордковича т др.
Тип урока: урок-игра.
ХОД УРОКА.
I. Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Поэтому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Сегодня на уроке мы с вами повторим, обобщим, приведем в систему изученный материал. Ваша задача: показать свои знания и умения, а если есть проблемы, то их устранить.
III Мотивация.
Каждый день сюда пешком
Я спешу за молоком!
Где оно с утра уже
Ждёт меня на стеллаже?
Где стоят рядами кассы,
Возле них народа масса,
Кто с тележкой, кто с пакетом!
Где всегда толкучка эта?
По аллее из рябин,
Не спеша иду один,
Лето жаркое, я в шортах!
Мой маршрут куда за тортом?
Но наш урок сегодня необычный, мы отправимся сегодня в магазин «Сладкий мир» совершать покупки. И в этом нам помогут знания полученные на предыдущих уроках.
IV Актуализация знаний учащихся.
Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлых уроках и пополним копилку знаний, а для этого проведем математический диктант.
Верно ли утверждение, определение, свойство?
Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей. (-)
Одночлены, которые отличаются друг от друга только коэффициентами,
называются подобными членами.
В результате умножения одночлена на одночлен получается одночлен.
В результате умножения многочлена на одночлен получается одночлен. (-)
Сумма нескольких одночленов называется многочленом.
Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+», скобки надо опустить, сохранив знак каждого члена, который был заключен в скобки.
Когда раскрываем скобки, перед которыми стоит знак «-», скобки, опускаем и знаки членов, которые были заключены в скобки, изменяем на противоположны
Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена. (-)
(Графический диктант ^ - да, — нет)
Б) Итак, копилка знаний полна, маршрут готов. На каждой полке вы найдете задания которые непременно нужно выполнить (правильно) для того чтобы перейти к следующей полке. Правильность выполнения заданий у вас будет проверять «кассир» (……..), если у вас возникли вопросы вы их можете задать «консультанту» (……), а получить «товар» у «продавца»(…..).На каждой полке задания отмечены своим цветом. Отправляемся совершать покупки .
V. Работа по теме урока.
1. Полка «Ч» . (За правильный ответ каждого задания учащийся получает карточку с изображением чупа-чупса.)
1) Запишите в виде степени с основанием а.
а4· а2
а8 : а5
(а3)4
а9 · а2
а9 : а4
(а5)2
а7 · а3 · а
2. Среди следующих одночленов укажите подобные:
1) 9ас; 2) -17; 3) 9ху; 4) -17ас
3. Какие из выражений не являются многочленами?
1) 3а + в; 2) 7а2 + в + 3; 3) 7а2 · в · 3
2 Полка «К». (За правильный ответ каждого задания учащийся получает карточку с изображением конфеты.)
1.Замените букву «К» многочленом так, чтобы полученное равенство было верным:
5а + К = 5а + 3b – 8;
b2 – bc - К = b2 – bc – 7b + 5;
К + ( 2a2 + 4b – b2) = 3a2 + 4ab.
2. В пустое окошко вставьте одночлен так, чтобы полученное равенство было верным:
٠ (a – b) = 4ac – 4bc;
(2a – b) * = 10a2 – 5ab.
Полка «Ш» (За правильный ответ учащийся получает карточку с изображением шоколада.)
Заказ по выпуску автобусов должен быть выполнен за 15 дней. Но завод ежедневно выпускал по 2 автобуса сверх плана и поэтому выполнил заказ за 12 дней. Сколько автобусов было заказано заводу?
| Кол-во затр дней | Выпуск автоб за 1 день | Кол-во выпущ авт |
По плану | 15 | х | 15х |
сверхплана | 12 | х+2 | 12(х+2) |
15х=12(х+2)
(в маршрутном листе отметить правильность составления уравнения)
VI.Резерв.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
На экране табличка
А | О | В | С | Т | Л | К | Р | И | Ч | Г | Н | М | О |
х4 · х3 | | |
(х5)3 | | |
Х11 : х6 | | |
х8 · х | | |
(х2)3 · х5 | | |
х6 · х5 : х10 | | |
Х9 · х4 · х | | |
Выполняем задания и закрашиваем соответствующие буквы.
Шифр: А – х7; В – х15; Г – х ; И – х30; К – х9; М – х14;
Н – х13; О – х12; Р – х11; С – х5; Т – х8;Ч – х3
VII. Подведение итогов.
– Ребята! Путешествие в магазин сладкий мир закончено, мы возвращаемся. Подведем итоги.
VIII. Оценивание по маршрутному листу.
IX. Домашнее задание (Разноуровневая домашняя работа, карточка синего цвета, соответствует отметке «удовлетворительно», зеленного цвета – отметке «хорошо», красного цвета – отметке «отлично»)
IIX. Рефлексия.
Прогулка успешно завершена. А с каким настроением вы вернулись? Отметьте свое настроение на рисунках в маршрутном листе.
Ребята, кому путешествие понравилось?
Мое настроение
Спасибо за урок!
Маршрут путешествия в магазин «СЛАДКИЙ МИР»
по теме: «Одночлены и многочлены».
Учени____ 7 класса ____
(фамилия, имя)
Рефлексия: Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на начало урока и отметь его.
Я тревожусь, все ли у меня получится?
Мне безразлично
Мне хорошо, я готов к путешествию
Задания маршрута:
Построй график движения маршрута (графический диктант).
Да
Нет
Полка «Ч»___________________
Полка «К»___________________
4. Полка «Ш» - задача _____________
5. Дополнительное задание ___________
6. Самооценка _____________________
7. Общая отметка __________________
9. Рефлексия: Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению после пройденного урока и отметь его.
Мне грустно, я не всё усвоил
Мне всё равно
Мне понравилось, я доволен собой
Вариант – 1
Упростите выражение 1 – 4:
1. (7х – 4) – (1 – 2х).
6) 9х – 5; 10) 5х – 5; 3) 9х – 3.
2. – 3х3 ٠ ху2.
1) – 3х3у2; 17) 3х3у2; 12) – 3х4у2 .
3. (3х2 – 2х + 5) ٠4х3.
5) 12х6 – 8х4 + 20х3; 18) 12х5 – 8х4 + 20х3; 11) 12х5 + 8х4 + 20х3.
4. 3а (а + 1) – а2.
9) 3а2 + 1 – а2; 2) 2а2 + 3а; 16) 2а2 – 1.
Вариант – 1
Упростите выражение 1 – 4:
1. (4ху - 3х2) – ( - ху + 5х2)
3) 5ху – 8х3; 10) 3ху + 2х2 ; 6) 5ху – 8х2 .
2. – 4а2b ٠(-
ab2)
1) – 2a3b3; 17) 12a2b2; 12) 2a3b3.
3. 12a2(a5 – a4 – 2a3)
5) 12a10 – 12a8 – 24a6; 11) 12a3 – 12a2 – 24a; 18) 12a7 – 12a6 – 24a5.
4 2b3 + b2 – b(2b2 + 1).
9) 2b2 + 1 – b2; 2) –b3+b2 -b 16) 5b3 +b2+1.
Вариант – 1
Упростите выражение 1 – 4:
1. (5,5х3у – 2ху2) – (0,5х3у – 2ху2)
6) 5х3у; 3) 5х3у – 4ху2; 10) 5х3у + 4ху2.
2.
1) 10х3у3; 12) х3у3; 17) – 10х3у2.
3.
)
5) 6х8у – 3х4у2 + х2у6; 18) - 6х6у + 3х4у3 - х2у6; 11) 5х6у - 3х4у3 + х2у6.
а3(а2 + а – 1) – а4(а -2)
5) 2a5 + a3 –3a4; 11) 3a4 –a3 ; 18) a5.
(Выбрать соответствующий цвет карточки и выполнить работу. Решение записать в тетрадь.)
Вариант – 2
Упростите выражение 1 – 4:
1. (3х – 2) – (1 – 2х)
10) х – 3; 6) 5х – 3; 3) 5х – 1.
2. – 5х2٠ху2
1) – 5х2у2; 12) – 5х3 у2; 20) 5х3у2.
3. (5х2 – 3х + 7)٠3х2
11) 15х4 – 3х2 + 21; 5) 15х4 – 9х2 + 21; 18) 15х4 – 9х3 + 21х2.
4. 4а(а + 1) – а2
16) 4а2 + 1; 9) 3а2 – 4а; 2) 3а2 + 4а.
Вариант – 2
Упростите выражение 1 – 4:
1. ( - ab + 7a2) – (3ab – 5a2)
3) 2a2 – 4ab; 6) 12a2 – 4ab; 10) – 2ab + 2a2.
2. 6x2b٠(
xb2)
12) – 2x3b3; 1) 2x3b3; 17) – 3x2b2.
3. (x5 – x4 – 2x3)(15x2)
5) 15x5 – 15x4 – 30x3; 11) 15x10 – 15x8 – 2x6; 18) 15x7 – 15x6 – 30x5.
4. 2b3 + b2 – b(2b2 + 1).
9) 2b2 + 1 – b2; 2) –b3+b2 -b 16) 5b3 +b2+1.
Вариант – 2
Упростите выражение 1 – 4:
1. (8,5а5у2 – 3ау3) – (2,5 а5у2 - 3ау3)
6) 6а5у2; 3) 6а5у2 - 6ау3; 10) 6а5у2 - 6ау3.
2.
1) – х3у3; 12) х3у4; 17) 2х3у4.
3. (3х3 – х2у2 +
у4)٠( - 2х2у)
11) – 6х6у + 2х4у2 – х2у5; 5) 6х5у + 2х3у3 + х2у5; 18) - 6х5у + 2х4у3 - х2у5.
а3(а2 + а – 1) – а4(а -2)
5) 2a5 + a3 –3a4; 11) 3a4 –a3 ; 18) a5.
(Выбрать соответствующий цвет карточки и выполнить работу. Решение записать в тетрадь.)
Код правильного ответа
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ | 6 | 12 | 18 | 2 |