ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 277
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
филиал № 3
Методическая разработка открытого урока
«Введение в профессию «Оператор швейного оборудования»»
по дисциплине
«Технология обработки изделий из различных материалов»
Разработала: преподаватель Т. Г. Керн
Красноярск
2020
Аннотация.
В настоящее время общество изменило свои приоритеты. Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, уметь применять полученные знания на практике для решения возникающих проблем. Уметь видеть проблемы, искать способы решения. Творчески мыслить, быть способными генерировать новые идеи и решать их.
Данная методическая разработка посвящена профессии «Оператор швейного оборудования» и направлена на профессиональное самоопределение молодого поколения и создание позитивной мотивации обучающихся к осознанному выбору профессии. Данная работа раскрывает знакомство с профессией для более полного представления и может быть полезна для всех педагогических работников различных систем профессионального образования, в частности преподавателям и мастерам производственного обучения.
Содержание
Аннотация 2
Введение 4
Основная часть
1. Знакомство с профессией 5
2. План урока теоретического обучения
2.1 История профессии 6
2.2 Содержание деятельности оператора швейного оборудования 10
2.3 Обобщение материала 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Приложение №1 15
Приложение №2 16
Приложение №3 17
Введение.
Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
Профессиональное самоопределение - это взгляд человека на мир профессий, на конкретную заинтересованную профессию, на ее возможности в окружающем мире. Это намерения человека в отношении возможностей самореализации внутри определенной профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Самоопределение требует активного осознания личностью своего "Я" (самосознание), отношений с окружающим миром (мировоззрение), своего жизненного опыта, самого процесса контроля над собой. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.
Ремесло шитья – одно из древнейших и увлекательных. На Руси умельцы шитья всегда были в почёте. История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одевать людей художником должен быть каждый, от прославленных модельеров до простых исполнителей. Без творческого отношения к делу нельзя достигнуть успеха, даже превосходно владея такими специальными знаниями как конструирование, моделирование, технология. И если неудачи «домашней портнихи» будут стоить испорченного куска ткани, а заодно и настроения, то на предприятии оно выражается крупным экономическим ущербом.
Цель работы – познакомить обучающихся с перспективами, социальной значимостью, массовостью и уникальностью профессии оператор швейного оборудования; познакомить с условиями обучения; вызвать интерес к профессии и желание обучаться по данной профессии.
Знакомство с профессией.
Проблема выбора профессии стоит всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция российского образования предусматривает профильное обучение, целью которой является самоопределение обучающихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
Изменение выбора, освоение новой специальности сделает их ценными специалистами, востребованными на рынке труда.
Для поступления в учебное заведение по профессии оператор швейного оборудование необходимо условие – наличие общего среднего образования. И конечно же, желание обучиться данной профессии.
На уроках теоретического обучения обучающиеся познакомятся с методами определения качества ткани, с различным швейным оборудованием. Это поможет не только грамотно, но и со вкусом шить, правильно подбирать одежду с учётом особенностей вашей фигуры.
Оператор швейного оборудования должен в совершенстве знать все виды тканей, их свойства, технологию швейного производства, принципы работы и конструктивные особенности швейного оборудования, технологию его обслуживания. Также он должен разбираться в иглах для швейных машин и оверлоков, в видах и марках нитей, согласовывать номера игл и нитей по отношению к тканям. Уметь соединять детали тканей в готовое изделие при помощи различных швов, а также проверять их качество.
За всей кажущейся простотой данной работы стоит масса профессиональных трудностей и секретов. Склонность к монотонной работе, чувствительная осязательность пальцев, точная координация движения рук и пальцев, развитый глазомер, усидчивость, терпение, аккуратность – вот те многочисленные качества, которые необходимы для человека, желающего получить данную профессию.
Сегодняшнее время требует иного подхода к обучению специалиста. Специалист должен быть не только профессионально грамотным, но и всесторонне развитым. Поэтому цель преподавателя – это создание условий для развития познавательного интереса к избранной профессии. Успех обучения и воспитания в учебном заведении во многом зависит от того, на сколько рационально организованна учебная деятельность.
Урок по теме «Введение в профессию» проводится в самом начале изучения дисциплины ПМ 02. «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов». Главная цель данного занятия состоит в том, чтобы уже с самого начала обучения пробудить интерес к получаемой профессии, показать социальную значимость данной профессии на рынке труда.
2. План урока теоретического обучения
Профессия: оператор швейного оборудования
Тема урока: «Введение в профессию».
Цели урока:
образовательная: ознакомить обучающихся с содержанием деятельности по профессии «Оператор швейного оборудования» в соответствии с квалификационной характеристикой, пробудить интерес к данной профессии, сформировать представление о содержании труда, условиях труда и области применения.
развивающая: создать условия для формирования умения слушать, анализировать и делать выводы.
воспитательная: привить уважение к людям труда и будущей профессии.
Тип урока: вводный (первичное ознакомление с новой областью в профессиональной деятельности).
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ).
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: мультимедийный проектор, слайдовое сопровождение, презентация по теме «Введение в профессию», раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент (5 мин).
Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
1. Вступительное слово преподавателя об истории профессии
(10 мин).
История профессии уходит далеко вглубь веков. Необходимость в швейных услугах появилась тогда, когда человеку впервые пришла идея защитить свое тело одеждой – в каменном веке. Тогда каждый сам себе был швеей: мужчины-охотники добывали пищу, а вместе с ней – шкуры животных; женщины шили из них примитивную одежду (набедренные повязки, накидки, головные уборы и т. п.).
Первую одежду человек находил для себя в окружающей природе. Особенно выручали шкуры животных. Как совершенствовалась одежда?
Человеку всегда хотелось хорошо выглядеть. Древний человек надевал на себя шкуры животных и вешал на шею нанизанные, на нитку бусы и камни. Всё, что попадалось под руку: кору, листья, солому, перья – человек превращал в одежду.
Для древнего человека одежда иногда имела магические свойства. Заворачиваясь в определённую шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Во время ледникового периода человеку приходилось носить меха животных, чтобы не замёрзнуть.
Рис 1. Первая одежда человека.
История развития швейной промышленности так же уходит своими корнями далеко в прошлое. Рождение данной отрасли произошло во Франции, когда несколько торговцев скупили по низким ценам залежавшиеся у портных товары и продали все на рынке. Воодушевленные полученной прибылью, набрали мастеров, которые и начали шить в их ателье одежду. Так зародилась новая форма изготовления одежды. В России, еще в дореволюционные годы, не было швейных фабрик, и одежда производилась кустарным способом. Основная часть населения одевалась в домотканую одежду и лишь в больших городах трудились ремесленники, обслуживавшие
знать и духовенство.
Рис 2. Домотканая одежда и одежда знатных дам.
Прошло много сотен лет до той поры, когда появились всем известные ткани (шелковые, парчовые, шерстяные, атласные, фланелевые и др.) вместе с новыми технологиями пошива такой одежды, которая бы была по плечу очень искусному мастеру. Так же в XIX столетии появилась первая швейная фабрика, и именно тогда профессия швеи и портного стала востребованной.
В двадцатых годах XIX в. на дорогах Франции можно было встретить худого, одетого в лохмотьях человека, который бродил от города к городу. Он кормился тем, что показывал публике удивительный предмет – швейную машинку, изобретенную им самим. Варфоломей Тимонье создал в 1755 г. первую механическую машинку, которая шила – и шила хорошо! В. Тимонье организовал швейную мастерскую, где работали 80 машинок. Но недолго просуществовала его мастерская. Боясь конкуренции, парижские портные ночью напали и разгромили ателье-мастерскую, выкинув все машинки на улицу. Уцелела только одна. В. Тимонье использовал иглу с двумя остриями и отверстием посередине. Конструкция машинки была еще несовершенной, и все же она дала толчок к тому, что сразу же несколько изобретателей стали усовершенствовать ее.
Рис 4. Первая швейная машинка, созданная французским
изобретателем Варфоломеем Тимонье в 1755 году.
В 1814 г. появилась игла с ушком не в тупом конце, а в острие. Наиболее удачную модель машинки для такой иглы-перевертыша создал американский изобретатель Элиас Хоу. В 1845 г. он получил патент на швейную машинку с челноком. Он придумал шов из двух ниток. Но игла у машинки Э. Хоу двигалась горизонтально, а ткань двигалась вертикально и могла перемещаться только по прямой линии.
Рис 5. Первая швейная машинка, созданная американским
изобретателем Элиас Хоу в 1814 году.
Исаак Зингер – американский фабрикант и механик — сделал все наоборот: иглу расположил вертикально, а ткань – горизонтально. Ее прижимала при шитье маленькая, но крепкая лапка. Машинка И. Зингера удалась, и слава ее облетела весь мир. В конце XIX в. фирма «Зингер» выпускала в год 600 тысяч швейных машин. Еще и сейчас у некоторых почтенных старушек сохранились старые «Зингеры», которые им достались в приданое от бабушек.
Рис 6. Первая швейная машинка, созданная американским
фабрикантом и механиком Исааком Зингером.
В 1872 г. потребителям была предложена первая модель электрической швейной машины. Ее изобрел русский электротехник В. Н. Чиколев. Машина приводилась в движение маленьким электромотором, который питался от аккумуляторной батареи. На западе ее внедрили в производство сразу, а у нас она стала выпускаться в 50-е годы XX столетия.
Первые мастерские, из оборудования в которых были утюг, обычная с ручным приводом швейная машина и игла, появились перед первой мировой войной. В двадцатом году прошлого столетия был создан Отдел белья и готового платья. На главенствующем месте по производству готового платья стояли Москва, Санкт - Петербург, затем Киев, Нижний Новгород, Казань. Крупные швейные предприятия насчитывались единицами. Только в 1940 швейная промышленность стала насчитывать около двухсот средних и крупных предприятий. В годы Великой Отечественной войны почти треть работающих швейных фабрик была сильно разрушена. Лишь только в 1950 данная промышленность достигла довоенного уровня. Качество технического оснащения интенсивно возросло 60-70-е годы за счёт широкого внедрения новых методов обработки и оборудования высокой производительности полуавтоматических специальных машин и прессов для влажно-тепловой обработки изделий. В это же время получили развитие новые формы поточного производства, что значительно повысило уровень механизации, сократило долю ручных работ и увеличило производительность труда почти в два раза. В семидесятые годы продукция некоторых Московских и Ленинградских предприятий швейной промышленности впервые была удостоена высшей категорией качества - Знак качества. В настоящее время, швейная промышленность имеет все перспективы для дальнейшего роста и процветания. А для этого необходимы квалифицированные и грамотные сотрудники.
2. Содержание деятельности оператора швейного оборудования
(15 мин).
Оператор швейного оборудования это рабочий, который осуществляет виды работ по контролю процесса обработки деталей разной сложности на швейном автоматическом или полуавтоматическом оборудовании.
Обучающийся по профессии Оператор швейного оборудования изучает 2 раздела:
ПМ 01. Выполнение работ по обслуживанию оборудования подготовительно-раскройного производства.
ПМ 02. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов.
В зависимости от разряда оператор швейного оборудования может выполнять простые или более сложные работы:
- обеспечение бесперебойной работы.
- устранение мелких неполадок в работе обслуживаемого оборудования.
- контроль качества кроя, соответствия цвета деталей, изделий, ниток, пуговиц и прикладных материалов.
- ведение процесса раскроя различных материалов на автоматизированном раскройном комплексе с программным управлением.
- расчет кусков и остатков материалов на электронно-вычислительной машине (ЭВМ) и их комплектование для раскроя по артикулу, цвету и размеру.
Оператор швейного оборудования.
Выполняет технологические операции по обработке деталей и узлов швейных изделий на специальных швейных машинах, автоматическом и полуавтоматическом оборудовании предприятий лёгкой промышленности, специализированных по видам производств и ассортиментной группе изделий.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста:
Профессионально важные качества: аккуратность, внимательность, наблюдательность, гибкость рук, физическая выносливость, усидчивость, ответственность.
Медицинские противопоказания: ограничение для лиц, страдающих туберкулёзом, эпилепсией, онкологическими заболеваниями, ревматизмом.
Требования к профессиональной подготовке обучающегося.
Должен знать:
- устройство, работу и взаимодействие основных механизмов швейных машин;
- настилание и раскрой материалов;
- типы швов;
- методы и приемы выполнения швейных операций средней сложности;
- причины неполадок, возникающих при обслуживании машин;
- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ.
Должен уметь:
- выполнять операции средней сложности по пошиву текстильных изделий;
- заправлять сшивающий механизм машины;
- исправить мелкие неполадки в оборудовании;
- проверять качество готовой продукции;
- устранять дефекты.
Родственные профессии.
Оператор вязально-швейного оборудования, швея, закройщик, портной.
Обобщение материала (5 мин).
После окончания обучения операторы швейного оборудования могут работать на швейных фабриках, в ателье, а также, в индивидуальном порядке. Работа на предприятии не предполагает никакого творчества. Ведь на многих швейных фабриках работа основывается на конвейерном принципе. Здесь приветствуется скорость, ловкость, усидчивость. Делать придется одну и ту же операцию многократно, в течение всего рабочего дня. На швейных фабриках могут работать люди, с различной степенью профессиональной подготовки: от самых неопытных, выполняющих вспомогательные операции, до настоящих «профи», которым доверяют самое ответственное. Те, кто не любит монотонной работы, вряд ли смогут работать на фабриках. Зато, они прекрасно смогут проявить себя в ателье, где пошив изделий ведется индивидуально. В ателье больше возможностей для творчества, потому что приходится изготавливать и женскую, и мужскую, и детскую одежду, а также, белье или трикотажные изделия, работать с мехом, кожей.
Помимо всего вышеперечисленного, обучающиеся должны уметь работать с технической документацией, должны быть внимательными и иметь ответственность за конечный результат. Быть готовыми к тому, что на пути могут встретиться трудности и ошибки. Не идти по пути наименьшего сопротивления, если он чувствует, что у него есть силы и знания добиться большего.
Закрепление изученного материала
Вопросы по пройденному материалу (5 мин).
В каком году была изобретена первая швейная машинка?
Кого из изобретателей швейных машинок можно считать прородителем современной швейной машинки?
В каких цехах может работать оператор швейного оборудования?
Какими качествами должен обладать оператор швейного оборудования?
Имеются ли медицинские противопоказания к данной профессии?
Какие виды работ должен уметь выполнять оператор швейного оборудования?
Какими знаниями должен обладать оператор швейного оборудования?
Назовите родственные профессии оператора швейного оборудования.
Где могут работать операторы швейного оборудования после окончания обучения?
Какими качествами должен обладать будущий специалист данной профессии?
Подведение итогов урока (5 мин).
Заключение
«Выбор профессии» - планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И от того, правильно ли сделан выбор зависит начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Профессиональная ориентация - это не только приобщение человека к миру профессий и специальностей, но и подготовка выпускников к осознанному профессиональному самоопределению, к грамотному выбору будущей профессии. Таким образом, обучающиеся получают возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Это поможет осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.
Возможно, что какая – то из этих работ вам понравится больше других, и она станет любимой профессией.
В учебном заведении будущих операторов швейного оборудования учат быть многоплановым специалистом, то есть проводить все операции: снятие мерок, создание выкроек, раскладка лекал, раскрой ткани, пошив изделия, отделочные работы. Так же существуют социальные гарантии - это бесплатное обучение. Все выпускники нашего учебного заведения, прошедшие полный курс обучения и не имеющих академических задолжностей по дисциплинам, по окончании учебного процесса получают квалификацию оператора швейного оборудования 4 разряда. Часть выпускников в дальнейшем трудятся в пошивочных цехах колонии.
У данной профессии есть перспективы карьерного роста. Спрос на представителей данной профессии стабильно устойчивый. Уровень доходов примерно равен средней зарплате в промышленности. В плане карьерного роста можно заниматься повышением квалификации, осваивать родственные профессии. Оператор швейного оборудования может создать свое малое предприятие по пошиву ремонту одежды.
Список использованной литературы и интернет – сайтов.
1. http://www.kto-kem.ru/professiya/shveya/
2. http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-shveya
3. Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
4. Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер иль портной... Кто же я буду такой? [Текст]/Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.
5. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.
Приложение №1.
На вводном занятии я предлагаю обучающимся заполнить данную анкету.
Анкета
Ф.И. обучающегося, № группы
Ваше образование и возраст (полных лет)
Почему выбрал данную профессию?
Имеете ли ВЫ какое либо швейное образование?
Чем Вас привлекает профессия «Оператор швейного оборудования»?
Приходилось ли вам работать на швейных машинках? Если да, то какие изделия были вами изготовлены?
Как Вы думаете, какие качества и навыки необходимы человеку, чтобы успешно работать по данной профессии?
Вы пришли обучаться в данное заведение по своему выбору или по совету знакомых?
Приложение №2.
Квалификационная характеристика оператора швейного оборудования 4 разряда.
Основные виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции.
1. Выполнение работ по обслуживанию оборудования подготовительно-раскройного производства.
- контролировать качество и размерные характеристики текстильных материалов на автоматизированных комплексах;
- настилать текстильные материалы для раскроя;
- выполнять раскрой кусков материалов для раскроя;
- выполнять построение чертежей для раскроя тканей, чтение и обозначение на чертеже размеров деталей изделий
2. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов.
- выполнять операции вручную или на машинках, автоматическом и полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий из текстильных материалов;
- контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов;
- контролировать качество кроя и качество выполненных операций;
- устранять мелкие неполадки в работе оборудования;
- соблюдать правила безопасности труда;
-выполнять работы по техническому обслуживанию швейного оборудования;
- устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации швейного оборудования.
Характеристика работ.
Введение процесса обработки сложных деталей швейных изделий на швейном автоматическом и полуавтоматическом оборудовании, участие в их регулировке. Введение процесса настилания различных материалов с соблюдением расчетов их рационального использования на автоматизированном настилочном комплексе.
Должен знать: ассортимент швейных изделий и технологические параметры обработки их деталей; назначение и принцип работы обслуживаемого оборудования, правила его наладки; методы и приемы настилания материалов с учетом их рационального использования; систему установки режимов настилания на панели управления автоматического оборудования; допуски и правила установки длины настила; способы регулирования механизмов подъема и скорости движения настилочного устройства; требования, предъявляемые к качеству настила; свойства материалов и особенности их настилания.
16