« ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III-IV ВИДА»
Методическая разработка
открытого занятия по хореографии «Народно – сценический танец» по теме: «Приглашение на русскую плясовую»
Педагог дополнительного образования Хореограф I квалификационной категории Шустова Е.А.
2016г г. Улан-Удэ
Характеристика хореографического коллектива «Эдельвейс»
Коллектив существует 2011 года. Количество 60 человек с 5 до 18 лет, Это дети слепые и слабовидящие с сопутствующими диагнозами. Коллектив неоднократно принимал участие в различных концертах, фестивалях, конкурсах, где занимал I и II места.
Аннотация
Разработка представляет собой конспект открытого занятия, самоанализ, приложения. Занятие проводилось с целью показать достижения результатов обучающихся за вторую четверть 2016-2017 уч. г. Актуальность темы открытого занятия обусловлено тем, что дети школьного возраста легче разучивают те или иные движения, создавая различные образы и воплощая их при помощи музыкального сопровождения. Данный материал предложен в игровой форме, с использованием сюжетных образов для детей, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений, и постановок. Учащиеся получают приглашение не только на кадриль, но и совершат путешествие на ярмарку, окунутся в ее многоголосую атмосферу, получат колоритную палитру манерного русского народного танца.
Введение
Актуальность занятия заключается в сохранении, укрепление, коррекции здоровья детей через народно-сценический танец. Танец позволяет раскрыть индивидуальные творческие способности детей, способствует положительной самооценки.
На занятиях хореографией интегрированы такие направления, как ритмика, музыка, пластика, сценическое движение и все эти направления даются детям в игровой форме и адаптированы для школьников.
Данные занятия способствуют приобщению ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественно-эстетический вкус. Занятия хореографии нацелены на то, чтобы научить каждого ребенка управлять своим телом через развитие и раскрытие эмоций и волевых импульсов.
Конспект открытого занятия по хореографии: «Приглашение на русскую плясовую».
Уровень образования: Дополнительное образование детей
Урок: Занятие ПДО и воспитателя
Классы: дошкольная группа - 10 класс
Предметы:
Народно – сценический танец Тип урока: Интегрированный – дифференцированный
Тема: «Приглашение на русскую плясовую»
Цель: освоение основ русского народного танца, совершенствование техники исполнения изученных движений, развитие творческой и познавательной деятельности, художественного воображения, артистичности, сценического ориентирования, воспитание нравственно – эстетического восприятия мира. Улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы.
Задачи:
Образовательные:
повторение и совершенствование изученных движений, закрепление знаний, умений и навыков полученных на занятие;
развитие осмысленного исполнения движений;
развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
развитие координации движений;
развитие выносливости и постановки дыхания;
психологическое раскрепощение учащихся;
развитие творческих способностей, сценической выразительности, чувства позы, манерности исполнения.
Воспитательные:
формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
воспитание чувства ансамбля.
формирование чувства ответственности;
активизация творческих способностей;
умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.
Коррекционные: совершенствование осанки;
профилактика плоскостопия;
укрепление опорно-двигательного аппарата;
ориентировка в пространстве.
Организационный момент: эмоциональный настрой.
Оборудование: магнитофон, флеш-карта, фонограмма, проектор, экран
Оформление зала: русский народный костюм (сарафаны, рубахи, кокошник, ленты), платки (по количеству девочек), предметы быта ( самовар, короб, хохломские ложки), бусы. Часть зала оформлена в стиле русской ярмарки нач.XX века.
Учащиеся в форме для занятий.
Построение учащихся в линии для начала урока.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Поклон.
3.Разминка: марш по кругу-пятки, пальцы, захлёст ноги назад, jete бег, русский бег;
4. Экзерсис на середине зала: Повторение изученных движений;
4.1. demi-plie и grand-plie по I, II, III, V-позициям;
4.2. battement tendu с сокращением стопы, с переводом стопы на каблук-носок-каблук как на вытянутой ноге, так и с приседанием;
4.3.каблучные движения- выведение ноги на каблук на demi-plie через небольшое developpe с отрывом опорной ноги от пола;
4.4. flic-flac (мазки свободной стопой по полу);
4.5. rond de jambe par terre с фиксацией на cou-de-pied сзади на вытянутой ноге и на demi-plie;
4.6. passé- подготовка к «веревочке»;
4.7 выстукивания в русском характере;
4.8 диагональ: прыжки, grand battement на 90 градусов.
5. Повторение и закрепление нового материала:
5.1 «верёвочка», дробные выстукивания;
5.2 «моталочка»;
5.3 русский бег с наклоном корпуса;
5.4 мужская часть- rond de jambe par terre в grand-plie с вытянутой ногой.
7. Повторение изученного материала «Русская плясовая».
8. Подведение итогов.
9. Поклон.
План – конспект урока
1. Вводная часть занятия:
Приветствие в форме поклона в русском характере. (Музыкальное сопровождение)
Вступительное слово педагога:
«Тема нашего урока “Приглашение на Русскую плясовую ”. А сейчас представим себе, что мы переместились во времени на сто лет назад и начнем воскресный день с гуляний по ярмарке (звучит фонограмма русской народной музыки « Коробейники»). Шумит, гудит разноцветная ярмарка! Издалека видны ее торговые шатры, спешит народ нарядно разодетый подивиться привезенному товару, да и прикупить что себе на славу. Вот и мы отправимся на других посмотреть, да и себя показать!»
Выход старшей группы ансамбля «Эдельвейс» с ложками.
Ученик 10 класса Очиржапов Алдар:
«Красны девицы да добры молодцы!
Подходите, на товары поглядите!»
«Вот рубахи льняные,
Вот ложки деревянные, расписные!
А девицам нашим, чтобы были краше,
Шали да платки дивной красоты!»
Девочкам раздаются платки и шали.
«Кому пряники? Пряники печатные!
Удивительно приятные!»
2. Основная часть
Разминка
Педагог:
«Начнем занятие с разминки!»
Круг, экзерсис на середине зала, диагональ (музыкальное сопровождение).
Педагог:
«Русская плясовая – один из видов русского народного танца. Русские плясовые или по — другому – пляски, раньше были танцами обрядовыми, на а теперь – это просто бытовые народные танцы. Плясовой танец вылился из хоровода, значительно увеличив свой темп общепринятого исполнения и значительно разнообразив все простые в хороводе рисунки всевозможных переходов и различных построений.
Пляска — это уже различные движения, у таких движений разная интенсивность исполнения, они, как правило, с каждым новым тактом могут становиться все более богатыми и разнообразными, и именно это и является самой характерной и отличительной особенностью любой пляски. Обычно в плясовом танце участвуют и девушки и парни.
Педагог:
«Что такое перепляс?»
Ответы учащихся:
« Так же имеется в русской традиции пляска – перепляс. Это соревнование между парнями, кто из них ловчее, сильнее. Перепляс — только мужской традиционный танец. Обычно перепляс выполняется под очень стандартные русские мелодии или вообще под задорные частушки».
Педагог:
«Что такое пляс массовый?»
Ответы учащихся:
«Пляс массовый – парный, но без сценических традиций танец. В такой пляске нет никакого ограничения ни в юном или старшем возрасте, ни в большом или малом количестве танцующих».
Педагог:
«Что такое пляска групповая?»
Ответы учащихся:
«Пляска группой – танец просто массовый».
Педагог:
«Давайте вспомним, а какие еще виды танца вы знаете?»
Ответы учащихся:
«1-хоровод, 2-кадриль».
Педагог:
« Русская плясовая исполнялась на народных гуляниях, праздниках. Традиции таких гуляний складывались издавна и своими корнями уходили в глубокую старину, когда водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. Повторим и отработаем технику отдельных движений!»
Повторение и закрепление изученных движений (музыкальное сопровождение):
Разбор графического материала хореографической композиции.
Педагог:
«Кому лапти!? Кому лапти?!
Разбирайте! Примеряйте!»
1. «Верёвочка», дробные выстукивания (выполняют все).
При первом исполнении движений педагог делает замечания и исправления, дает оценку движениям.
Педагог:
«Видать, хороши лапти, коли все получилось?!»
«А девицам нашим, чтобы были краше,
Шали да платки дивной красоты!»
Девочкам раздаются платки и шали.
2.«Моталочка (выполняют девочки).
При первом исполнении движений педагог делает замечания и исправления, дает оценку движениям.
3. Русский бег с наклоном корпуса (выполняют все).
При первом исполнении движений педагог делает замечания и исправления, дает оценку движениям.
4. Мужская часть- rond de jambe par terre в grand-plie свытянутой ногой (выполняют мальчики).
При первом исполнении движений педагог делает замечания и исправления, дает оценку движениям.
Педагог:
«Посмотрите, девицы, какие удальцы-молодцы!
В пору вместе с ними в пляс пуститься!»
3. Заключительная часть занятия:
Повторение «Русской плясовой».
Обратить внимание учащихся на манерность исполнения, артистическую выразительность.
Педагог:
«Вот и настало время для русской плясовой».
Дети выстраиваются для исполнения танца « Русская плясовая».
Педагог:
«Погуляли, посмеялись, да русскую пляску станцевали!
На людей посмотрели да себя показали!»
Подведение итогов.
Поклон (благодарим друг друга аплодисментами).
Самоанализ
Дата: 24.11.2016г. Работа проводилась с дошкольной группы по 10 кл. Традиционная форма занятия - повторение и совершенствование изученных движений, закрепление пройденного материала полученного на занятие. На занятие было потрачено 25 минут. Цель занятия - улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем изучения, повторения и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы. Урок построен на основных этапах: организационная, основная, обобщающая часть урока. Каждая часть предполагает свои пункты работы. Построение урока соответствовало дидактическим принципам: полноты и целостности обучения, сотворчества, гуманизации, доступности, деятельного подхода от простого к сложному, сознательному отношению. При проведении урока применяла методы: наглядный, словесный, практический. Применяла приёмы: комментирования, инструктирования, корректирования. Также использованы технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью: выявление и развитие творческих способностей (И.В.Волков), воспитание общественного творчества (И.П.Иванов). Урок прошел на хорошем организационном уровне. На протяжении всего урока использовала методы стимулирования и мотивации. Общение проходило непринуждённо, доверительно, построено на взаимном уважении. Всё это способствует развитию такого качества, как уверенность в себе, которое необходимо каждому человеку. Учащиеся в процессе работы проявляли находчивость, умение работать в парах и целой группой. На протяжении всего урока концентрировали своё внимание на правильном выполнении основных фаз движений, прислушивались к методическим замечаниям. Также хочется отметить, высокую дисциплинированность группы, интерес к представленному материалу, желание качественно выполнять танцевальные движения, проявление своей индивидуальности. Цель урока достигнута.
Организационная часть:
(организация внимания, определение темы урока, подготовка корпуса дыхания): урок начинается с приветствия в форме поклона в русском характере.
Основной задачей обучения является постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных движений народно-сценического танца, развитие элементарных навыков координации движений.
Задачи урока:
Образовательные – освоить основы русского танца.
Развивающие – развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, развитие сценической выразительности, чувства позы, манерности исполнения.
Воспитательные – создать творческий коллектив единомышленников.
Коррекционные - совершенствование осанки; профилактика плоскостопия; укрепление опорно-двигательного аппарата; ориентировка в пространстве.
Ожидаемые результаты:
- уметь работать с музыкальным материалом;
- научить взаимосвязи музыки и движения, уметь исправлять неточности в исполнении.
Основная часть:
1.Разминка;
2. Повторение и закрепление изученных движений;
(раскрытие темы урока, выполнение поставленных задач, использование различных приемов и методов обучения):
Обобщающая часть урока:
1. Исполнение танца «Русская плясовая» (проверка усвоения новых движений).
2.Подведение итогов.
3.Поклон.