Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Октябрьского района города Ростова-на-Дону
«Центр дополнительного образования детей»
Принята Утверждаю
На заседании методического совета ИО Директора ЦДОД
Протокол № ______ _________ В.В. Дрикер
«___»____________ 20__ г. приказ № ___ от ______ 20__ г.
Методическая разработка открытого занятия
в ИЗО-студии «Волшебная кисточка»
Тема: «Образ весны в женском портрете»
Дата и время проведения: 21.03.2018 в 14.00
Место проведения: Малюгиной 163/72, кабинет №9
Разработчик: Роскошина Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
г.Ростов-на-Дону
2018 г.
План-конспект открытого занятия по ИЗО
Возраст детей: 2 группа (1 год обучения), 7-9 лет.
Тема занятия: «Образ весны в женском портрете»
Методическая цель: показать педагогические методы и приёмы, используемые при изучении и использовании смешанной техники в рисовании.
Тип занятия: комбинированный
Цель: создать уникальную композицию, изобразив образ весны в портрете девушки, с помощью колорита и мимики передать настроение.
Задачи урока:
Обучающие:
ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов: дать углубленные знания о технике акварель;
научить использовать разные материалы в одной работы совместно друг с другом.
закрепить признаки весны, расширить понятие колорит, умение пользоваться опорными схемами
Развивающие:
развивать ассоциативно-образное мышление, воображение;
способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нестандартные приемы рисования;
развивать зрительную память, пространственное воображение, мышление, навыки композиции, а также мелкую моторику руки;
способствовать творческому отображению окружающего мира;
Воспитательные:
воспитывать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству и природе;
воспитывать усидчивость, точность, аккуратность в работе.
Оборудование:
Для детей: листы бумаги формата А3, акварель, восковые мелки, гуашь, кисти, карандаш, резинка, баночка с водой.
Для педагога: наглядные пособия, репродукции картин, детские работы на эту тематику, динамическое пособие, дидактические пособия (поэтапное рисование птиц, цветов), краски, кисти, бумага, восковые мелки.
Структура занятия:
I. Подготовительный этап
1.Организационный момент 3 мин.
2.Вводная беседа 5 мин.
II Основной этап
3.Объяснение нового материала 25 мин.
4.Практическая работа 45мин.
III. Заключительный этап
7. Подведение итогов 7 мин.
8. Рефлексия 5 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Подготовительный этап
1.Организационный момент (3 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие – у нас присутствуют гости, которые тоже любят рисовать (дети садятся).
Давайте проверим, все ли у вас есть необходимое для урока, или каких-то материалов вам не хватает. (Проверяю готовность к уроку)
2. Вводная беседа (5 мин.)
У нас сегодня будет необычный урок – урок превращений, на котором вы будете в роли художника-волшебника. Поэтому у вас все получится. Поможет нам в этом ваше:
- воображение
- фантазия
- образное мышление
- смекалка,
одним словом ваше творчество и, конечно же, хорошее настроение.
В конце урока мы сделаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.
II Основной этап
3.Объяснение нового материала (25 мин.)
Шаг за шагом мы подойдем к теме нашего урока, которую вы сформулируете самостоятельно.
Слайд №1.
Шум птиц. Музыка. Картинки Весны. Пейзаж
- Ребята, слышите, видите, неужели к нам пришла… весна?!
Она шепнула, что с нами останется, если вы назовете ее признаки верно.
Слайд №2.
-Обратите внимание, на экране – зрительный ряд из отдельных фрагментов - признаков времен года. Назовите изобразительные признаки весны. Молодцы, значит, весна останется сегодня с нами!
(Слайд №3.на экране слово «Весна»)
- Весна - ключевое слово
Это и есть первый шаг к понимании темы!
-Следующий шаг к теме требует особого внимания.
Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
- Ребята, разве можно сказать, что существует только один цвет для передачи вышеперечисленных явлений? Конечно же, нет. Существует целая гамма палитры красок, сочетающихся между собой оттенков.
- Это сочетание можно назвать одним словом - колорит.
- Перед вами – пейзажи весны.
(Слайд №4 - пейзажи весны)
-Какой, по вашему мнению, колорит ближе всего подходит к весне, теплый или холодный?
Ответ. Теплый.
- Молодцы!
- Какие цвета относятся к теплому колориту?
Ответ. Красный, оранжевый, коричневый и все их оттенки.
Слайд №5. (красный, оранжевый, коричневый, желтый и все их оттенки квадратик колорита)
- А почему они теплые?
Это цвета солнца и огня, т. е. они греют.
- Молодцы!
Какие же цвета относятся к холодным?
Ответ. Синий, фиолетовый, зеленый и все их оттенки. То есть это цвета и оттенки воды и льда.
-Подскажите, а зеленый цвет какого колорита?
Слайд №6.
-Он волшебный потому, что может быть и холодным и теплым. Зеленый находится на границе этих двух групп, и поэтому будет все зависеть от того, какого цвета в нем больше. Если желтого – то зеленый теплый, а если синего – то холодный .
Вывод.- Значит, весенний зеленый колорит будет … тёплый?
Итак, третий шаг к творчеству – перевоплощение , образ.
К нему часто прибегали художники.
Слайд №7.
Например, знаменитый художник эпохи Возрождения Сандро Боттичелли.
Перед вами фрагмент картины «Весна» основанный на событиях мифа.
Для того, чтобы изобразить Весну, Боттичелли представил целый три фигуры. Влюбленный Зефир – бог западного ветра хотел похитить простую спутницу– девушку Хлориду, и она, убегая от него, превратилась в Богиню цветов и растений Флору, воплощение весны и юности.
Художник для передачи образа изобразил женщину, девушку- портрет.
-Ребята, шаг за шагом мы подошли к тому, чтобы сформулировать тему нашего творческого урока.
У нас есть слова: образ, весна, женщина (девушка), портрет.
Слайд №7
-Соедините слова по смыслу и произнесите тему урока:
Образ весны в женском портрете
Вашей задачей будет: создать свой неповторимый образ «весны» и выразить его в портрете девушки.
Слайд №8
Хотелось бы показать вам акварельные работы прекрасной современной корейской художницы Рю Юнджой, которая очень нежно изобразила портреты девушек в образе цветов.
Слайд №8 (картинки образов весны)
4.Практическая работа (45мин.)
-Как вы думаете, если нам необходимо изобразить портрет, то с чего мы начнем?
Я приготовила для вас небольшую игру. Получив карточки вам необходимо стать в правильном порядке и объяснить, что нужно сделать на определенном этапе.
-Итак, начинаем с наброска головы.
Вам могут помочь опорные схемы, обращайте на них внимание.
Начинаем работать карандашом.
И загадка.
- Какие самые первые признаки весны появляются у человека на лице?
Ответ. Веснушки.
Вы их также сможете изобразить в своем образе весны.
-Далее прорисовывая детали, вы можете опираться на схемы поэтапного рисования цветов и птиц.
(Контролирую завершение всей работы учащихся)
III. Заключительный этап
7. Подведение итогов ( 7 мин.)
- Итак, вот мы и пришли к завершению своей работы. Давайте подведем итоги и для этого можно продемонстрировать свои работы друг другу и проанализировать их.
(Выставка) Анализ урока.
- Какая работа вас удивила? Какие интересные идеи есть в этой работе?
8. Рефлексия (5 мин.)
- Какой бывает колорит цветов?
- Какие цвета относятся к теплому и какие к холодному колориту?
- Кто помнит как зовут художника этой картины и как она называется?
- как зовут богиню, которая превратилась в весну? Как зовут бога ветра?
-Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке?
- Обратите внимание на то, что работы получилисьочень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Все молодцы!
После такой хорошей работы необходимо убрать за собой рабочие места. Можете снимать свои работы и убирать все материалы. Спасибо за работу. До свидания! (контролирую процесс уборки рабочих мест)