учителю
9 класс
Японцы не были в далёкой от их островов донской станице Вёшенской, но они прислали туда письмо, в котором выразили своё восхищение и любовь к творениям знаменитого мастера. Об этом же писали болгары, поляки, датчане, китайцы…
Однажды мне пришлось быть свидетелем того, как старая казачка-колхозница встретила незнакомого ей Шолохова. Я знал эту женщину: она была неграмотна, и ей долгими зимними вечерами вслух читали «Тихий Дон». Когда мы вошли в залитый лунным светом двор, старуха дремала в сенцах. Увидев нас, она сошла с крыльца и зашагала нам навстречу.
- Это такой-то, это такой-то, - сказали мы ей, - а это Михаил Шолохов.
Истово, с материнской нежностью, она поцеловала склонённую голову Шолохова…
Так тысячи мужчин и женщин в разных концах земли оценили творение художника, и это стало высшим судом народа на все времена.
(В. А. Закруткин. Очерк «О неувядаемом»)
Задания.
Определите тему и основную мысль текста.
Определите тип речи (рассуждение). Докажите своё мнение (тезис- доказательство – вывод).
К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (публицистическому)
Какое средство связи предложений использовал автор в первом абзаце? (указат. местоимение (об) этом)
Найдите сложные предложения, объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.
Объясните постановку запятых в предпоследнем предложении (обособленное уточняющее обстоятельство образа действия с материнской нежностью)
Сделайте фонетическую транскрипцию слова мужчин.
Каким способом образовано слово казачка-колхозница?
Объясните написание выделенных слов с не.
Какое слово синонимического ряда долгий – длительный – продолжительный – длинный – долговременный – продлинновенный (устар.) может заменить слово долгий в выражении долгими зимними вечерами?
9 класс
Прочитайте текст и выполните задания.
Японцы не были в далёкой от их островов донской станице Вёшенской, но они прислали туда письмо, в котором выразили своё восхищение и любовь к творениям знаменитого мастера. Об этом же писали болгары, поляки, датчане, китайцы…
Однажды мне пришлось быть свидетелем того, как старая казачка-колхозница встретила незнакомого ей Шолохова. Я знал эту женщину: она была неграмотна, и ей долгими зимними вечерами вслух читали «Тихий Дон». Когда мы вошли в залитый лунным светом двор, старуха дремала в сенцах. Увидев нас, она сошла с крыльца и зашагала нам навстречу.
- Это такой-то, это такой-то, - сказали мы ей, - а это Михаил Шолохов.
Истово, с материнской нежностью, она поцеловала склонённую голову Шолохова…
Так тысячи мужчин и женщин в разных концах земли оценили творение художника, и это стало высшим судом народа на все времена.
(В. А. Закруткин. Очерк «О неувядаемом»)
Задания.
1.Определите тему и основную мысль текста.
2.Определите тип речи. Докажите своё мнение.
3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Обоснуйте ответ.
4.Какое средство связи предложений использовал автор в первом абзаце?
5.Найдите сложные предложения, объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.
6.Объясните постановку запятых в предпоследнем предложении.
7. Сделайте фонетическую транскрипцию слова мужчин.
8.Каким способом образовано слово казачка-колхозница?
9.Объясните написание выделенных слов с не.
10. Какое слово синонимического ряда долгий – длительный – продолжительный – длинный – долговременный – продлинновенный (устар.) может заменить слово долгий в выражении долгими зимними вечерами?