СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по комплексному анализу текста в 9 классе на основе регионального (донского) компонента

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст о великом земляке  М. А. Шолохове и задания для его комплексного анализа помогут обучающимся  9-х классов проявить  себя в ходе текстовой деятельности: повторить ранее изученный материал, провести разные виды языкового анализа, создать собственный текст  - рассуждение на лингвистическую тему.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по комплексному анализу текста в 9 классе на основе регионального (донского) компонента»

учителю

9 класс


Японцы не были в далёкой от их островов донской станице Вёшенской, но они прислали туда письмо, в котором выразили своё восхищение и любовь к творениям знаменитого мастера. Об этом же писали болгары, поляки, датчане, китайцы…

Однажды мне пришлось быть свидетелем того, как старая казачка-колхозница встретила незнакомого ей Шолохова. Я знал эту женщину: она была неграмотна, и ей долгими зимними вечерами вслух читали «Тихий Дон». Когда мы вошли в залитый лунным светом двор, старуха дремала в сенцах. Увидев нас, она сошла с крыльца и зашагала нам навстречу.

- Это такой-то, это такой-то, - сказали мы ей, - а это Михаил Шолохов.

Истово, с материнской нежностью, она поцеловала склонённую голову Шолохова…

Так тысячи мужчин и женщин в разных концах земли оценили творение художника, и это стало высшим судом народа на все времена.


(В. А. Закруткин. Очерк «О неувядаемом»)

Задания.

  1. Определите тему и основную мысль текста.

  2. Определите тип речи (рассуждение). Докажите своё мнение (тезис- доказательство – вывод).

  3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (публицистическому)

  4. Какое средство связи предложений использовал автор в первом абзаце? (указат. местоимение (об) этом)

  5. Найдите сложные предложения, объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.

  6. Объясните постановку запятых в предпоследнем предложении (обособленное уточняющее обстоятельство образа действия с материнской нежностью)

  7. Сделайте фонетическую транскрипцию слова мужчин.

  8. Каким способом образовано слово казачка-колхозница?

  9. Объясните написание выделенных слов с не.

  10. Какое слово синонимического ряда долгий – длительный – продолжительный – длинный – долговременный – продлинновенный (устар.) может заменить слово долгий в выражении долгими зимними вечерами?

9 класс


Прочитайте текст и выполните задания.



Японцы не были в далёкой от их островов донской станице Вёшенской, но они прислали туда письмо, в котором выразили своё восхищение и любовь к творениям знаменитого мастера. Об этом же писали болгары, поляки, датчане, китайцы…

Однажды мне пришлось быть свидетелем того, как старая казачка-колхозница встретила незнакомого ей Шолохова. Я знал эту женщину: она была неграмотна, и ей долгими зимними вечерами вслух читали «Тихий Дон». Когда мы вошли в залитый лунным светом двор, старуха дремала в сенцах. Увидев нас, она сошла с крыльца и зашагала нам навстречу.

- Это такой-то, это такой-то, - сказали мы ей, - а это Михаил Шолохов.

Истово, с материнской нежностью, она поцеловала склонённую голову Шолохова…

Так тысячи мужчин и женщин в разных концах земли оценили творение художника, и это стало высшим судом народа на все времена.


(В. А. Закруткин. Очерк «О неувядаемом»)


Задания.

1.Определите тему и основную мысль текста.

2.Определите тип речи. Докажите своё мнение.

3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Обоснуйте ответ.

4.Какое средство связи предложений использовал автор в первом абзаце?

5.Найдите сложные предложения, объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.

6.Объясните постановку запятых в предпоследнем предложении.

7. Сделайте фонетическую транскрипцию слова мужчин.

8.Каким способом образовано слово казачка-колхозница?

9.Объясните написание выделенных слов с не.

10. Какое слово синонимического ряда долгий – длительный – продолжительный – длинный – долговременный – продлинновенный (устар.) может заменить слово долгий в выражении долгими зимними вечерами?