СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по профилактике интернет-зависимости среди учащихся творческих объединений

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по профилактике интернет-зависимости среди учащихся творческих объединений.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по профилактике интернет-зависимости среди учащихся творческих объединений»

«Методическая разработка по профилактике интернет-зависимости среди учащихся творческих объединений»


Цель: профилактика интернет-зависимости в подростковой среде, обучение учащихся основам кибербезопасности.

Задачи:

  • формировать у учащихся представления о положительном и отрицательном влиянии социальных сетей на человека.

  • научить распознавать признаки киберопасности при виртуальном общении.

  • развивать логическое мышление, связную речь.

  • воспитывать ответственность за свои поступки.

Оборудование: листы бумаги, ручки, маркеры, интерактивная панель, тематическая слайдовая презентация.

Ход мероприятия:

1. Приветствие.

2. Сообщение темы и цели мероприятия.

- Сегодня состоится необычное мероприятие – диспут-интерактив и посвящён он будет самой злободневной теме «Социальные сети: за и против».

- Мы рассмотрим историю создания социальных сетей, выявим все их положительные и отрицательные стороны, поговорим о кибербезопасности. Это не будет лекцией с нашей стороны, мы будем совместно с вами рассуждать, выявлять истину, поэтому просим вас быть активными!

3. Принятие правил диспута.

- Вначале ознакомимся с правилами диспута:

  1. Во время диспута важно высказывать своё мнение, не отмалчиваться.

  2. Во время диспута важно уметь слушать другого.

  3. Во время диспута каждый высказывается по очереди.

  4. Очередность определяется с помощью поднятия руки.

- Если правила не будут соблюдаться, смысл диспута пропадёт, он превратиться в хаос. Все согласны принять эти правила?

4. Беседа с интерактивным включением «Что такое социальные сети?»

Вопросы:

- Итак, ребята, давайте попробуем определить, что же такое «социальные сети». Как вы считаете?

Включение:

- Обратимся к словарю «Социальная сеть — это интернет-площадка, на которой пользователи размещают информацию о себе и общаются между собой»

Вопрос:

- Какие социальные сети вы знаете? (ВКонтакте, Одноклассники.ru, Мой Мир, Facebook, Twitter, Google +).






Включение:

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вам будут представлены символические изображения тех или иных социальных сетей, а вы попробуйте, узнать, к каким именно они принадлежат.

Вопросы:

- Давайте подумаем, а почему появилось такое название «социальные сети»?

Включение:

- Понятие «социальная сеть» ввел Джон Барнес (John A. Barnes) в середине XX века. Так называют социальную структуру, в которой есть узлы и связи между ними. Узлами могут быть и отдельные люди, и целые объединения.

- Кто знает, какая социальная сеть была создана первой?

- А кто был её автором?

Включение:

- А сейчас послушаем информацию об истории создания социальных сетей.

- Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники появилась в 1971 г. Она использовалась военными. В 1988 г., финский ученый Ярко Ойкаринен изобрел протокол «IRC» — ретранслируемый интернет-чат — и программное обеспечение для его реализации. Теперь стало возможным общаться друг с другом в реальном времени. Но настоящую популярность социальные сети обрели в 1995 г. Тогда американец Рэнди Конрадс создал Classmates.com — «Одноклассники» первую соцсеть в современном понимании. С её помощью любой желающий может найти одноклассников или однокурсников. Стоит отметить, что Classmates.com сразу оказалась очень востребованной. Её популярность не падает и сегодня — социальной сетью пользуются более 50 млн. человек. Активное появление различных социальных сетей началось после 2000г.

Вопросы:

- Скажите, вы пользуетесь социальными сетями? Какими, можете назвать?

- А вы можете ли сказать, какова разница между социальными сетями: Фейсбук, Вконтакте, Мой мир, Одноклассники, Телеграмм?

Включение:

- Каковы же особенности имеющихся социальных сетей?

Вконтакте, Одноклассники – это социальные сети для общения.

Facebook - самая популярная социальная сеть с огромными возможностями для бизнеса.

Linkedin – это сеть для деловых контактов.

Youtube, Instagram – сети для обмена медиа-контентом.


- Итак, мы познакомились с историей создания сетей, определили разницу между ними. Переходим к следующему этапу мероприятия.

5. Мозговой штурм в микрогруппах «Положительные и отрицательные стороны социальных сетей».

- Для дальнейшей работы нам необходимо разбиться на микрогруппы. Поэтому предлагаю встать в шеренгу и рассчитаться на 1-2. Первая группа садится за стол №1, вторая - за стол №2.

- Задание для микрогрупп. Выберите для себя название и капитана группы. На это вам даются 3 минуты. Готовы? Хорошо.

- На выполнение следующего задания вам даётся 15 минут. В течение этого времени вы в микрогруппах обсуждаете и готовите текст на тему: 1 группа – «Положительные стороны социальных сетей», то есть чем они полезны, важны для человека; 2 группа – «Отрицательные стороны социальных сетей», какое плохое воздействие на человека они могут оказать.

6. Выступления представителей микрогрупп

7. Упражнение «Выбор»

- Мы выслушали мнение микрогрупп. И сейчас вам предстоит принять важное решение: вам нужно молча определиться, вы «за» или «против» социальных сетей. Для этого вы расходитесь по двум обозначенным сторонам зала. Решение не должно зависеть от того, в какой из микрогрупп вы до этого работали. Это ваше личное решение.

8. Сообщение «Акции волонтёров»

- Ребята, вы очень успешно поработали и рассмотрели тему со всех сторон. Я бы со своей стороны хотела бы добавить несомненную пользу социальных сетей, когда вопрос касается жизни и здоровья человека. Через социальные сети можно быстро организовать акцию по сбору средств на экстренную операцию для больного ребёнка. Года три назад в г. Оренбурге криминальным человеком была похищена девочка и именно через социальные сети была организована большая группа волонтёров, которая искала ребёнка по всему городу, пригородам, лесным посадкам. Девочка была найдена в тот же день.

9. Сообщение «Вопросы кибербезопасности»

- Интернет – это огромный виртуальный мир, и в нём так же, как в реальном мире можно натолкнуться на опасные ситуации и людей. Поэтому очень важно выучить простые правила безопасного поведения в интернете и поделиться ими со своими друзьями.


Правило 1. Как правильно выбрать ник и пароль?

В интернете никогда не называйся своим настоящим именем и фамилией и правильно выбирай пароли! Посторонним людям вовсе незачем знать, как тебя зовут, и у них не должно быть шанса добраться до твоей личной информации. Твой псевдоним или ник, должен быть таким, чтоб никто не смог догадаться про твой возраст, адрес, школу и другую личную информацию.

Твой пароль не должен быть слишком легким, не стоит выбирать паролем свое имя или год рождения. Никогда и никому не сообщай свой пароль, это твой личный секрет! Их имена могут пойти на продажу в базе данных, или и того хуже — эта информация может быть использована для причинения вреда или их эксплуатации.

Правило 2. Что о тебе не должны знать посторонние?

 В чатах, социальных сетях люди могут просить тебя подробнее рассказать о себе и своей семье, расспрашивать о твоем возрасте, кем работают твои родители, по какому адресу ты живешь, что интересного и ценного есть у тебя дома, когда твои родители уходят на работу. Не впускай в свой мир незнакомых людей! Даже если человек в интернете говорит, что он работает в полиции или старый друг твоих родителей, ни за что не отвечай ему! Ведь ты не можешь проверить, правду он говорит или нет. А если кто-то будет слишком настойчиво тебя расспрашивать — не общайся больше с этим человеком и расскажи обо всем родителям.


Правило 3. Что скрывается за «беспроигрышными» лотереями?

Есть такая пословица: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Она означает, что если тебе предлагают поучаствовать в «беспроигрышной акции» или выиграть в азартной игре, тебя пытаются обмануть. Например, для участия в акции тебя попросят отправить SMS, «забыв» сказать, что она стоит больших денег, а в азартных играх тебя будут поджидать хитрые и опытные соперники. Не обращай внимания на яркую рекламу и заманчивые предложения. И никогда не соглашайся, если тебе предлагают лично приехать куда-то чтобы забрать приз, или — дать свой домашний адрес, чтобы тебе его принесли или прислали.


Правило 4. Как пользоваться личным веб-сайтом?

Сейчас многие дети и подростки имеют свои личные веб-сайты. Никогда не следует оставлять домашний адрес, номер телефона или личную фотографию на сайте. Если ты хочешь получать информацию от посетителей своего сайта, которые хотят связаться с тобой, они могут размещать адреса электронной почты. Будь предельно осторожным при открытии любой электронной почты от неизвестных адресантов. Никогда не отвечай на сообщения или объявления, которые являются сексуально непристойными, угрожающими, или вызывают неловкость и беспокойство. Если ты получил такое сообщение, немедленно сообщи об этом своим родителям.

Правило 5. Почему следует проявлять осторожность по отношению к виртуальным знакомым?

Никогда, ни при каких обстоятельствах не соглашайся встречаться лицом к лицу с виртуальным знакомым без разрешения родителей. Люди, которых ты встречаешь в Интернете, могут быть не теми, за кого себя выдают. Если всё-таки встреча состоится — она должна проходить в общественном месте при сопровождении взрослого.

Правило 6. Посещение каких сайтов и чатов следует избегать?

Избегай чатов, которые обсуждают секс или религиозные культы, наркосайты, суицид-сайты и сайты-форумы потенциальных самоубийц; сайты, пропагандирующих экстремизм и насилие. Они могут предоставлять опасность для тебя, для твоей жизни и здоровья. Такие чаты охотятся на подростков в сети, стараясь использовать их в своих интересах. Не доверяй любому, кого ты встретил в чатах и кто пытается повернуть тебя против твоей семьи, друзей, учителей или религии.

Правило 7. Как скачивать информацию из Интернета?

Будь осторожен, никогда ничего не скачивай с неизвестных тебе сайтов. Во-первых, там может оказаться вовсе не то, что ты хотел получить. А во-вторых, вместе с интересным роликом ты можешь заодно скачать и вирус, который повредит твой телефон или компьютер. Узнавай больше о возможностях интернета и различных программ, особенно — программ, которые помогут сделать твой интернет более безопасным — антивирусах, спам-фильтрах. Если к тебе по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверь его на вирусы. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускай его, а лучше сразу удали и очисти корзину.

Не оставляй без присмотра компьютер с важными сведениями на экране. Не сохраняй важные сведения на общедоступном компьютере.

10. Подведение итогов.

- Подошло время подвести итоги нашей встречи. Социальные сети – это современные интернет-технологии, достижения цивилизации и пытаться вычеркнуть их из нашей жизни – неразумно. Ведь сами по себе сети не могут нести опасность. Опасность исходит от людей, которые этими сетями пользуются. А с такими людьми мы можем встретиться и в реальной жизни. Научиться основам личной безопасности – это очень важно для сохранения своей жизни и здоровья. А в рамках Интернет-пространства следует проявлять осторожность вдвойне: мы ведь совершенно не знаем и не видим человека по ту строну монитора. Он может представиться кем угодно. Помните всегда об этом!

11. Прощание.