Управление культуры администрации МО ГО « Сыктывкар»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» п.г.т. Седкыркещ
Обсуждено и принято
На педагогическом совете
№_____ от ______________
Методическая разработка на тему:
«Особенности обучения леворуких детей в музыкальной школе»
Разработала:
Преподаватель –Жданова Наталья Оттовна
Сыктывкар, 2018 год
Содержание:
1. Введение | стр. |
2. Теория о происхождении леворукости | 5-10 стр. |
3. Психологические особенности леворуких детей в процессе обучения музыке | 12-15 стр. |
4. Как определить левшу. | 15-16 стр. |
5. Трудности при обучении леворукого ребенка | 16-18 стр. |
6. Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания | 18-19 стр. |
7. Подбор педагогического репертуара как одно из средств индивидуального подхода к обучению леворуких детей | 19-20 стр. |
8. Несколько советов педагогам и родителям левшей | 21-22 стр. |
9. Выводы | 22-24 стр. |
10.Список используемой литературы | 24- 25 стр. |
Введение.
Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей и безусловно преподавателей. И любое отклонение от общепринятых норм (не обязательно патологическое) вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся, во что бы то ни стало подстроить ребёнка под общие стандарты, для его же удобства. Чаще других под подобную "подстройку" попадают леворукие дети.
В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие — проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.
Большая часть человечества — праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран — от 5 до 30%. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры — люди, одинаково хорошо владеющие и той и другой конечностью.
Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто "агрессивность" праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.
Для всего живого характерна асимметрия, и парные органы человеческого организма в этом не исключение. Один из органов, как правило, перенимает первенство. Головной мозг человека состоит из двух полушарий – правого и левого, у каждого из которых своя собственная функция.
От того, какое полушарие мозга доминирует, зависит то, какая рука будет ведущей. Причем связь эта осуществляется «наоборот». При более активном левом полушарии мозга человек становится правшой. Если же первенство у правого полушария – левшой.
Леворукость – это не дурная привычка или причуда, а следствие устройства головного мозга, индивидуальная особенность ребенка.
Актуальность и интерес изучения темы леворуких детей появился давно. На протяжении 40-летней педагогической деятельности встречается всё больше учеников, у которых доминирует левая рука. Возник живой интерес к леворуким детям, захотелось проводить с ними своего рода эксперементы. Захотелось сравнить музыкальные возможности, музыкальное развитие, развитие технического владения музыкальным инструментом леворуких и праворуких детей. Вся программа по овладению музыкальным инструментом адаптирована в основном для праворуких детей, и специальных уточнений по работе с левшами не указано. Это вызвало у меня ряд вопросов и обусловило актуальность данной темы.
К теме леворуких детей приходилось обращаться не раз. Учась в педагогическом институте, имея собственного ребёнка «левшу», интересно было изучать эту проблему.
Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое — за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно "управляет" правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой. Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей — правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария. Ученые опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.
Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.
В одной из статей было утверждение о том, что леворукие дети не могут обучаться игре на музыкальном инструменте в музыкальной школе. Уже в то время это предположение вызвало сомнение с моей стороны, т.к. собственная дочь достаточно хорошо овладела музыкальным инструментом. К тому же , среди людей, добившихся всемирного признания в науке, искусстве, политике, каждый пятый — левша. Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи и Альберт Энштейн- все они левши. Также много левшей среди известных музыкантов: Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Фридерик Шопен и другие. У левшей есть даже свой праздник- 13 августа –Всемирный День левшей. Большинство людей- правши. Но чуть ли не у четверти населения планеты ведущей рукой является левая. Среди музыкантов - левшей 20 %, а среди художников — еще больше.
Пока ещё нет чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости, ещё не открыты загадки её происхождения, но ясно одно: преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.
«Рукость» является одним из важнейших нейробиологических свойств, её нельзя изменить по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым результатам, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет
Теории о происхождении леворукости
Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос.
В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения — более точными.
Еще популярнее была так называемая теория "щита и меча". Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.
Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой "вынужденной" леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.
Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже "невынужденной" леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда учитель и родитель переучивает своего ребёнка, чтобы он был , как все.
Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье нет леворукого.
Существует и еще один вариант появления леворукости — компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.
Социальная теория возникновения леворукости– одна из первых теорий возникновения леворукости английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды . Однако Джексон не считал, что такая "натренированная" привычка работать левой рукой передается из поколения в поколение.
Внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию леворукости. Но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связана с деятельностью мозга.
Генетическиая теория происхождения леворукости– теория, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой - контроль моторных функций.
В соответствии с моделью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предположить возможность контроля правой стороны тела правым полушарием, а левой - левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным полушарием, однако электрофизиологические данные последних лет подтверждают возможность и псилатерального контроля движений рук.
Генетическая модель- американских исследователей Н. Гешвинда и А. Галабурды- предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказательство того, что в происхождении леворукости имеют значение факторы дородового развития, в том числе и эндокринный статус матери и ребенка, определяющий развитие правого и левого полушарий мозга в период внутриутробного развития.
Теория "правого сдвига"- генетическая модель наследования леворукости, предложена английской ученой М. Аннет. Согласно этой модели фактор "правого сдвига" определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержащего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариантный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.
В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидекстры и праворукие в человеческой популяции распределены в соотношении 4, 33, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.
Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления факторов латерального предпочтения.
Учитывая все эти факты, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и других причин.
Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки:
1.Генетическая латеральность(генезную) - предполагает наследственную основу;
2.Патологическая латеральность– обусловлена в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга;
3.Вынужденная латеральность.
Причем возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.
В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками развития, нарушениями речевого развития. Это дало основание предположить, что возможен патологический генез или патологическое происхождение леворукости.
В настоящее время есть достаточное количество фактов, подтверждающих возможность патологического происхождения леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в семье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объясняется родовой травмой.
Специальные исследования (Э.М. Александровская, 1987) показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, такими чертами, как ответственность, добросовестность, а также хорошим пониманием социальных нормативов.
Леворукие дети наиболее часто страдают от желания взрослых «переделать» природу – заставить леворукого «быть как все» – праворуким.
Правое и левое полушария головного мозга предназначены для выполнения разных функций, что и носит название функциональной асимметрии полушарий.
Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса . Несмотря на специализацию полушарий головного мозга, он функционирует как единое целое благодаря межполушарному взаимодействию.
Известно, что специализация полушарий головного мозга является врожденной. При доминировании левого полушария человеку характерна склонность к логическому мышлению, обобщениям, правополушарные люди более эмоциональны, с развитым воображением. Причем к этим двум типам относится примерно половина человечества, в то время как у оставшейся части не наблюдается ярко выраженного доминирования полушарий.
К первому классу латеральный профиль оказывается сформированным лишь у половины учащихся. К несформированному латеральному профилю относят иногда и отсутствие доминирования, то есть в случае руки - амбидекстрию. Дети с одинаковым (правым или левым) профилем представляют достаточно благополучную группу в плане необходимости специфического подхода к их обучению. Более "проблемную" группу представляют учащиеся, у которых ведущий глаз не совпадает с ведущей рукой.
Таким образом, категория левшей расширяется, включая леворуких детей, ребят, пользующихся правой рукой при письме, но выбравших ее для этой цели под нажимом родителей или педагогов и внешне леворукими не являющихся, амбидекстров и детей с признаками левшества. Постепенно становится понятно, что левшество не сводится к внешне заметной леворукости, а может присутствовать в функциях всех парных органов.
Таким образом, при левшестве предпочтение левой руке составляет внешнюю часть проблемы, а на первый план выходит иная, отличная от правшей межполушарная асимметрия головного мозга. Следовательно, имеет место другое распределение функций между левым и правым полушариями, что отражается непосредственно на любом виде деятельности ребенка, в том числе и учебном.
Если попытаться выделить из описываемой категории детей отдельные группы левшей, по количеству трудностей в обучении, то выясняется:
Первая группа- это истинные левши с однородным профилем латеризации оказываются добросовестными, ответственными учениками, имеющими хорошую и даже отличную успеваемость, правда, на мой взгляд, несколько прагматичными и прямолинейными.
Следующая группа включает эмоциональных, творческих учащихся, подчас нестабильных в учебе, но успешно осваивающих программу, особенно по ряду предметов.
Третья группа объединяет "встрепанных" детей с вечно развязанными шнурками, с беспорядком на парте, в портфеле и в голове, которые ничего не могут найти, систематически забывая как учебные вещи, так и программный материал. Как правило, у них перекрестная латеризация и без специальной индивидуально оказанной помощи их успешность тает, желание учиться улетучивается, уступая место унынию и недописанным работам.
К последней группе можно было бы отнести детей с ЗПР или умственной отсталостью, но их леворукость является не причиной, а результатом патологии.
Мнения учёных о возникновении леворукости не только различны, но и противоречивы. Несмотря на значительное число работ, посвящённых этому явлению, нельзя сказать, что оно полностью изучено и что есть чёткие доказательства подтверждения какой-либо одной гипотезы. Среди них есть серьёзные и курьёзные, никогда и никем не подтверждённые предположения и доказанные многолетними исследованиями. Это и есть доказательство возможности существования различных причин, приводящих к леворукости.
Естественно, что в теориях происхождения леворукости и влияния её на адаптацию за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.
Психологические особенности леворуких детей в процессе обучения музыке
Невозможно найти верный путь обучения и развития леворуких детей, если не говорить об особенностях анатомического строения мозга этих учеников и влияния этого фактора на весь педагогический процесс. Еще раз подчеркнем, что леворукость – не просто преимущественное владение одной рукой, это отражение определенной асимметрии между полушариями мозга. У левшей отличное от праворуких распределение психических функций между правым и левым полушариями мозга.
Наука всегда интересовалась работой мозга. На протяжении веков люди пытались изучить процессы, происходящие в мозге человека, углубляясь в исследованиях по мере получения новых данных. Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил И. П. Павлов, работы которого в наши дни послужили основанием для создания теорий Н. А. Бернштейна, К. Халла, П. К. Анохина. В разное время различными исследователями прямо или косвенно была выдвинута идея функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга. В настоящее время выработана классификация различных функциональных асимметрий человека: моторная, сенсорная, анатомическая, температурная и другие. Главной асимметрией человека является психическая, обусловленная специализацией полушарий мозга.
Левши мыслят образами, вникают в проблему мгновенно, а не изучают ее последовательно. У многих леворуких людей с детства видна художественная направленность личности – литературная, музыкальная одаренность, склонность к портретным зарисовкам. Леворуким близко все, что относится к категории прекрасного, а музыка (в отличие от поэзии или живописи) наиболее чистым образом воплощает прекрасное.
В биографии Роберта Шумана отчетливо видны самые яркие черты леворуких людей. Это наследственный литературный талант: в восьмилетнем возрасте он уже пишет стихи, позже – драмы, романы. В детстве композитор легко овладел игрой на фортепиано, сочинял танцы, песни, импровизировал. Но, в тоже время, характерное для левшей сомнение в своих силах и способностях было присуще Шуману с ранней юности. Сам Шуман об этом писал так: «Что я, собственно, такое – мне не очень ясно. Фантазия, думается, у меня есть. Я не глубокий мыслитель, мне никогда не удается логически развернуть мысль, которую я, быть может, удачно начал. Поэт ли я (ведь сделаться им никогда нельзя) или музыкант – я не знаю…». Такова характерная запись в дневнике, который вел юный композитор .
Одним из лучших качеств многих леворуких людей можно считать любовь, привязанность к своей семье, которая дает им силы на творчество, труд, проявление воли.
Роберт Шуман страдал душевной болезнью, которая в основном проявляется в склонности к безумным реакциям, экзальтации. У Шумана болезнь сопровождалась меланхолией, которая являлась выражением моральной и интеллектуальной силы, проявлением заботы о спокойствии своей семьи. В воспоминаниях семьи композитор предстает любящим мужем и отцом. Ожесточенность, с которой в юности Пол Маккартни осваивал гитару, была реакцией его психики на смерть матери. Огромная любовь родителей Альберта Эйнштейна к нему в детстве, несмотря на то, что в три года великий физик еще не говорил, вызывало огромную благодарность и восхищение великого физика всю жизнь . Часто леворукие люди имеют крепкие семьи, основанные на любви и поддержке друг друга.
Музыкальное искусство и исполнительство, как часть художественного образования, должно быть доступным и удобным по форме усвоения леворуким детям.
Показательно музыкальное развитие гениального леворукого физика Альберта Эйнштейна, которое он сам считал неудачным. Возможно, человечество потеряло артиста мирового уровня, который остался обычным музыкантом-любителем. В детстве Эйнштейн учился игре на скрипке. Впоследствии известные музыканты высоко оценивали его игру. Кто знает, быть может, знаменитый физик мог стать таким же известным исполнителем, если бы учился музыке у более чутких педагогов. По общему мнению и признанию самого Эйнштейна, ему не везло с учителями. Вот что он сам писал об этом: «Я брал уроки игры на скрипке с 6 до 14 лет, но мне не везло с учителями, для которых занятия музыкой ограничивались механическими упражнениями. По-настоящему я начал заниматься лишь в возрасте 13 лет, главным образом после того, как „влюбился“ в сонаты Моцарта. Пытаясь хоть в какой-то мере передать их художественное содержание и неповторимое изящество, я почувствовал необходимость совершенствовать технику – именно так, а не путем систематических упражнений, я добился успеха. Вообще я уверен, что любовь – лучший учитель, чем чувство долга – во всяком случае, в отношении меня это справедливо».
Еще раз обратим внимание на следующие положения.
Как показывает практика, численность леворуких детей в музыкальном образовании растет. Исследователи вопроса леворукости говорят о том, что среди левшей часто встречаются художественно и артистически одаренные личности. Поэтому в музыкальном образовании должны быть созданы комфортные условия для обучения левшей музыке с учетом их природы, учтены рекомендации по музыкальному развитию левшей, которые способствуют сохранению контингента этих детей в музыкальном образовании и позволяют им полнее раскрывать художественные и артистические способности. К сожалению, современный образовательный процесс по-прежнему ориентирован на праворукое большинство и не учитывает специфику обучения левшей, которая является следствием их особого анатомического строения мозга, которое влияет на восприятие эмоциональных стимулов, развитие способностей, вербальную и невербальную системы жизнедеятельности.
Важнейшей предпосылкой эффективного обучения леворуких детей является их своевременное выявление из общего количества учащихся, что позволит индивидуализировать обучение. Следует учитывать, что одни и те же условия музыкального развития для праворуких и леворуких детей приводят к разным результатам. Специфика познавательных процессов у праворуких и леворуких детей требует дифференциации и особого подхода, что должно включать в себя создание благоприятных гигиенических условий труда для левшей, учет их психофизиологических особенностей.
Дифференциация и индивидуализация рекомендаций по музыкальному развитию леворуких детей позволяет легче преодолеть трудности обучения, полнее развить исполнительские и творческие способности, повысить коммуникабельность, самореализоваться и самоутвердиться не только в коллективе школы, но и шире – в праворуком социуме.
Как определить левшу.
Если у вас зародились подозрения, что ребёнок – левша, для начала нужно разобраться, действительно ли это так. До 4-х лет дети способны в равной степени использовать обе руки. За ребенком постарше достаточно понаблюдать в течение дня, после чего ответить на некоторые вопросы. Например, какой рукой ребёнок открывает двери, гладит собаку, берет яблоко, бросает снежки, держит чупа-чупс за палочку, чешет макушку... При этом, предлагая ребенку конфету, яблоко или карандаш, лучше положить этот предмет на стол, а не давать его в какую-то определенную руку. Запоминайте результаты и оцените их в конце дня. Если из десяти заданий минимум семь были проделаны левой рукой, скорее всего ребёнок – левша.
Для того, чтобы окончательно убедиться, что ребенок – левша, можно воспользоваться специальными тестами:
«Поза Наполеона». При скрещенных на груди руках у левши кисть левой руки оказывается на предплечье правой.
«Переплетение пальцев». Предложите ребёнку сложить ладошки и переплести пальцы. Ребёнок – леворукий, если большой палец левой руки ложится сверху.
«Жестикуляция». Обычно человек (будь то ребенок или взрослый) жестикулирует доминирующей рукой.
«Одновременная работа двумя руками». Этот тест показателен и прост. ребёнку в каждую руку нужно дать по карандашу. Затем попросить нарисовать два квадрата. Выполненный ведущей рукой рисунок будет совершеннее другого. При этом движения, которые выполняет доминирующая рука, медленнее, но более четкие. Линии, начерченные ведущей рукой, ровнее, углы точнее.
«Вырезание по контуру». Дайте ребёнку ножницы и предложите что-нибудь вырезать из бумаги. Ребенок выполнит это задание доминирующей рукой.
позволяет индивидуализировать обучение музыке
Трудности при обучении леворукого ребенка
Пространственные трудности
Дети часто путают верх – низ, право – лево, над – под. У маленьких музыкантов: диез – бемоль, высокий – низкий регистры, нота над линейкой – нота под линейкой и т.д. Здесь педагогу-музыканту помогут: маркировка руки (яркий браслетик, ленточка); красочные карточки со знаком «диез»– справа от клавишей, а карточка «бемоль» - слева; сочинённая сказка о низких и высоких регистрах (можно придумать два разноцветных королевства). Как следствие этого трудно запоминаются стихи, таблица умножения, слова, не связанные по смыслу. Очень сложно некоторым детям даётся понятие «на» линеечке и «между» линеечками. Можно решить эту проблему с помощью игр: (надеваем кольцо на палец. Линеечка внутри кольца. Ставим кольцо между пальцами- это между линеечками) наглядный метод очень помогает ученикам решить пространственные трудности.
Трудности в накоплении навыков и автоматизмов
Левши всё пропускают через голову, всякий раз изобретая свой способ построения и овладения миром правшей. И надо сказать, что маленькие левши решают свои проблемы всерьёз и надолго. Поэтому пьесы с ними надо учить долго! Но через пару уроков он не будет застревать в трудном месте; Из собственного опыта могу утверждать, что дети левши запоминают раз и навсегда. Даже спустя некоторое время, они свободно могут вспомнить и воспроизвести нужный пассаж.
Сложности со скоростью переключения с одного процесса на другой
Не следует торопить левшу, когда он играет, не говорить попутно замечания. Для него сложно делать сразу несколько дел: играть и слушать педагога. Он может сосредоточиться только на чём-то одном.
Сложности абстрактного мышления
Абстрактное мышление - это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия.
Левша очень редко понимает абстрактные формулировки.
память левшей менее произвольна и лучше фиксирует яркий образ. Поэтому, работая с детьми, особенно с малышами, следует придумывать для каждого нового произведения свои истории, образы, обращаясь к чувствам ребёнка. Ребёнок очень хорошо может сыграть то, что видит вокруг себя. Левше лучше дать пощупать, проговорить, проиграть ситуацию и т.д. В объяснении нового материала педагогу необходимо пользоваться интонационными возможностями голоса и зрительным подкреплением. Очень хорошо получается проиграть стихотворение, которое сочинили вместе и о том, что ребёнку понятно.
Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания
По типу своей мозговой деятельности леворукие учащиеся отличаются «замедленностью инициации любого двигательного процесса». Особенно сложны для них ситуации, когда необходимо выполнять быстрые сопряженные действия обеими руками, особенно если эти движения не синхронны. Но обучающийся достаточно легко автоматически дублирует показанное движение и заучивает его наизусть.
В «донотный» период основное внимание преподавателя сосредотачивается не на технической стороне обучения, а на качестве звука и слуха учащегося. Уроки лучше начинать со слушания мелодичных произведений и многократного прослушивания отдельных наиболее значимых музыкальных «фигур» – «оборотов».
Преподаватель, работающий с леворуким учеником, должен вначале полностью отказаться от какой-либо «постановки» правой руки. Организованные игровые движения проходят на предварительной стадии показа преподавателем приема звукоизвлечения, использования этого приема «удобной» левой рукой.
Необходимо с первых дней добиться, чтобы учащийся слушал звук до конца. Особенно это сложно при длительных нотах, но без развития этой способности в дальнейшем невозможно добиться хорошего «туше» – легато, при котором следующая нота берется только при «угасании» предыдущей. Праворукие дети нередко делают правильные движения неосознанно, как им удобно, и это правильно. Леворукие дети играют осознанно
На первых порах неукоснительно должен соблюдаться следующий порядок технической работы:
Задача, которую поставил преподаватель;
Осознание этой задачи леворуким ребёнком
Выполнение движения «удобной» левой рукой;
Синхронное движение двух рук;
Исполнение правой рукой.
Подбор педагогического репертуара как одно из средств индивидуального подхода к обучению леворуких детей
При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более сдержанные, спокойные, пьесы кантиленного характера. Трудность для леворуких детей представляют смешанные штрихи, особенно в партиях разных рук. Произведения с длинными пассажами, требующие запоминания смены аппликатуры также могут быть очень сложны для левшей. Особенно в младших классах.
Исследователями замечено, что детям –левшам очень полезна ансамблевая игра. Во-первых, играя в ансамбле, ученик непроизвольно, подражая учителю, осваивает инструментальную технику ( а левшам очень трудно сосредоточенно над ней работать). Во-вторых, для участия в концертах (особенно в средних классах) лучше подойдут ансамблевые номера, на сцене левша более комфортно себя чувствует в паре с кем-то . Замечено, что выступления в ансамбле у таких детей бывают более удачными, и, таким образом, помогают им легче адаптироваться в праворуком социуме. Поэтому ансамбли должны быть неотъемлемой частью репертуара, именно ансамбли нужно выбирать с расчетом на концертное исполнение: яркие, техничные.
Обучая ребенка-левшу очень важно воспитывать его внутренний музыкальный слух, представление о звучании инструмента. Эти дети обладают выраженной способностью к самостоятельному творческому поиску.
Когда в репертуаре появляются произведения крупной формы, предпочтение следует отдавать не частям сонат, а вариациям. Исследования показывают, что сонатная форма трудно воспринимается левшами, в то время как чередование различных частей в вариациях ими легче осваивается. Произведения со сквозным развитием, особенно длинные по времени, для них сложнее, чем те, в которых части легко определяются и различаются по характеру, технически, динамически и т.д.
Таким образом, предпочтительнее для левшей выбирать сочинения в трехчастной форме, рондо, вариации, сюиты.
Несколько советов педагогам и родителям левшей:
- нельзя торопить левшу - в суете он наделает массу ошибок, а в ситуации стресса может впасть в панику и урок (или выступление) пойдет насмарку;
- вредно напоминать о прошлой неудаче – будет непременно новая;
- перед выступлением следует доброжелательно его поддержать, а так как левши нестабильны;
- в работе с учеником-левшой необходимы терпение и чувство юмора, стремление понять левшу, не подстраивая его под себя, под «праворукий» мир;
- работа потребует от взрослых напряжения и выдержки, ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будет чередоваться с неудачами; даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьёзно осложниться
- постоянно думать и искать пути к победе;
индивидуальные занятия с леворуким ребёнком должны быть систематическими, но их общая продолжительность не должна превышать 30 минут (через каждые 15 минут нужно делать перерыв);
- во время занятий должен сохраняться ровный и спокойный тон;
- нельзя забывать хвалить ребёнка (хотя бы за старание);
- необходимо успокоить и приободрить ребёнка в случае неудачи, он должен быть уверен в Вашей поддержке;
- никогда не принуждайте левшу к какому-либо труду без его согласия, но и не поощряйте его за это.
- спокойная и доброжелательная обстановка (атмосфера урока) призвана успокоить в большинстве эмоционально неустойчивых и тревожных маленьких левшей, глубоко переживающих свои неудачи;
- терпеливо относиться к некоторому занудству левшей, так как они всегда хотят добиться ясности в интересующем их вопросе, ведь они всё решают головой;
- необходимы пошаговая подача материала с выделением необходимых элементов любого алгоритма, конкретность домашнего задания;
- очень важна обратная связь с ребёнком - убедитесь, что он вас понял;
- активно используйте помощь родителей в процессе обучения.
Все эти советы пригодятся в общении с любым ребёнком, но, учитывая особую ранимость психики левшей с ними надо быть особо чуткими.
И помните, что это в основном проблемы младшего школьного возраста. С годами, по мере взросления, по мере созревания головного мозга, вы и забудете, что этот ребёнок левша.
Вывод
Эффективность музыкального развития леворукого ребенка зависит от организации учебного процесса с точки зрения природосоо- бразности, педагогической целесообразности и психологической комфортности. Особое зна- чение в работе с левшами приобретает закрепление полученных знаний, базирующееся на цикличности обучения, развитии самоконтроля и творческой деятельности. Методические рекомендации по музыкальному развитию левшей предполагают поэтапное обучение, подбор доступного педагогического репертуара, содержащего минимум смешанных штрихов и разнородных движений, опору на воспитание внутреннего музыкального слуха, развитие представлений о звучании инструмента, занятия в ансамблях как компенсаторную, непроизвольно–подражательную форму развития инструментальной техники. В методиках преподавания музыке ссылок на леворуких детей практически нет. Исследования психологов показывают, что восприятие музыки и музыкальное развитие праворуких и леворуких учеников отличается. Поэтому в музыкальном обучении леворуких детей необходимо учитывать их природные особенности и отводить особую роль выравниванию так называемых «инструментальных движений» – области, за которую отвечает левое полушарие.
Музыкальное обучение и развитие леворукого ребенка – это определенная педагогическая проблема не только потому, что у левшей особые способности. Леворукие дети адаптируются к школе труднее, чем остальные. Высокий уровень тревожности сочетается у них с возбудимостью и впечатлительностью. Художественное образование может помочь леворуким детям ярко развить их лучшие личностные качества. Поэтому для успешного музыкального обучения детей этой группы должны быть продуманы методические рекомендации, репертуар и последовательность прохождения индивидуальной программы. В дополнительном образовании возможна дифференциация обучения левшей. Эти дети требуют специального педагогического внимания, так как по мнению психологов, при одинаковых условиях обучения леворуких и праворуких учеников результат их обучения разный. В разработке педагогических условий музыкального развития левшей важно учитывать их природные качества. У детей с явной и скрытой леворукостью существуют серьезные проблемы в обучении музыке: плохая координация инструментальных движений, замедленный темп освоения индивидуальной программы и др.
Динамика музыкального развития леворуких детей показывает, что овладение исполнительскими навыками в той мере, которая характерна для праворуких сверстников, приходит к ним в возрасте 13–14 лет. До этого времени идет накопление музыкальных впечатлений, знаний, умений, навыков. На первых этапах преподавателю может показаться, что ребенку тяжело и бесполезно учиться. Такая позиция наставника часто приводит к отказу леворуких детей от занятий музыкой. Но, если преподаватель будет знать, что замедленный процесс накопления учебной информации характерен для музыкального развития левшей на начальных этапах обучения, он увидит перспективу развития этих детей. В старших классах леворукие ученики успешно реализуют поэтапно накопленные знания и умения, их музыкальное развитие заметно прогрессирует. Важнейшей предпосылкой эффективного музыкального развития леворуких учеников является их своевременное выявление из общего числа учащихся, что позволяет индивидуализировать обучение музыке. Леворукие дети достаточно успешно заканчивают музыкальную школу, технически не уступая праворуким, а иногда и на много их опережая.
Список используемой литературы:
1. Арестова А.Ю. Музыкальное развитие леворукого ребёнка. М.: «Прометей», 2012,–112с.
2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.: «Советский композитор», 1973.–268с.
3. Безруких М.М. – Леворукий ребенок – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 64с.
4. Безруких М.М. – Леворукий ребенок в школе и дома. 2-е изд., перераб. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 300с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. – Знаете ли вы своего ребенка? Пособие для студентов пединститутов, педучилищ, колледжей и родителей. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240с.
6. Богданов Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой. // Вопросы психологии, 1997, №2, март-апрель, с. 76 - 86
7. Дубровина И.В. – Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464с.
8. Дубровина И.В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997 – 528с.
9. Емельянова Е. Н. «Левшата в школе и дома: как определить левшество. Помогаем хорошо учиться.» – М.: Эксмо, 2010. – 156 с.
10. Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. М.: «Молодая гвардия», 1976. - 208с. с ил. (Эврика).
11. Легко ли быть левшой? 20.02 22:19 | Наталья БАЛАНДЮК, специально для MIGnews. http://www.mignews.ru/news/Science/cis/levsha2002.html
12. Макарьев И. Если Ваш ребёнок – левша: / Оформл. С. Григорьева – СПб.: Лань, 1995. – 128 с. (стр. 16
13. Маляренко Т. Ю. Музыка и мозг ребенка. Руководство. –Тамбов: 1997.
14. Мередих М.Г.Обучение игре на гитаре левшей.// http://www.guitarlessons.ru/11.11.2010
15. Майская А. «Ребёнок-левша. Как достичь гармонии с «правым» миром». – СПб.: Питер 2006
16. Сиротюк А.Л. – Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 80с.
17. Семенович А.В., Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. Изд. 4-е. –М.:Генезис, 2009.-250 с.
18. http://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/abstraktnoe-myshlenie.html
10