Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
С. Н. Цыбикова.
Методические рекомендации
по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
ПМ 03. Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе.
2021 г.
Содержание
1.Пояснительная записка..................................................................................................3 | |
2.Содержание самостоятельной работы..........................................................................4 | |
3.Рекомендации по организации различных форм самостоятельной работы: | |
3.1. Работа с конспектом лекций......................................................................................6 | |
3.2. Работа с контрольными вопросами..........................................................................6 | |
3.3. Составление опорного конспекта.............................................................................6 | |
3.4. Работа с опорным конспектом..................................................................................7 | |
3.5. Алгоритм составления глоссария.............................................................................7 | |
3.6. Алгоритм решения теста...........................................................................................7 | |
3.7. Алгоритм составления теста.....................................................................................8 | |
3.8.Алгоритм написания реферата...................................................................................9 | |
3.9.Создание презентации..............................................................................................10 | |
3.10.Алгоритм составления кроссворда........................................................................14 | |
3.11. Алгоритм составления таблицы...........................................................................15 | |
3.12. Алгоритм составления логической схемы..........................................................15 | |
3.13. Алгоритм приема «Фишбоун»..............................................................................16 | |
3.14. Алгоритм составления информационного сообщения.......................................16 | |
3.15. Алгоритм составления и решения ситуационных задач (кейсов)......................16 | |
4.Список литературы ......................................................................................................18 | |
| |
| |
| |
1. Пояснительная записка.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии 35.01.23 Хозяйка (-ин) усадьбы. Она направлена на повышение качества подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста, приспособленного к самостоятельной профессионально-ориентированной деятельности на основе сформированных знаний, умений, опыта, общих и профессиональных компетенций. Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями программы по ПМ 03. Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе.
Учебным планом на изучение промодуля отводится 1156 часов, в том числе самостоятельная внеаудиторная работа 152 часов. Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы способствуют:
-активизации умственной деятельности и самостоятельному усвоению знаний;
-выработке профессиональных умений и навыков;
-формированию общих и профессиональных компетенций;
-развитию познавательных и творческих способностей личности;
-побуждению к научно-исследовательской работе.
В «Методических рекомендациях» даны задания для самостоятельной внеаудиторной работы по изучаемым темам, рекомендации по выполнению каждого вида заданий. Контроль выполненных заданий осуществляется на учебных или дополнительных занятиях. За каждое выполненное задание выставляется оценка в журнал.
2. Содержание самостоятельной работы.
№ | Тема | Задания для самостоятельной работы |
| Раздел 1. Агротехника возделывания сельскохозяйственных и плодово – ягодных культур. МДК 03.01.Технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбе. 3 курс. 6 семестр. | |
1 | Особенности строения растительных клеток. | Работа с конспектом лекции. |
2 | Фотосинтез и дыхание. | Составить глоссарий, схему. |
1.1. | Почва. Образование почв. Основные сельскохозяйственные почвы страны. | Составить таблицу. |
4 | Основные сельскохозяйственные почвы страны. | Составить таблицу. |
5 | Условия эффективного применения гербицидов. | Составить конспект с использованием приема «Фишбоун» |
6 | Пути и условия минимизации обработки почв. | Работа с конспектом лекции. |
7 | Эрозия почв и меры борьбы с ней. | Написать реферат. |
8 | Влияния удобрений на крахмалистость картофеля. | Составить тест. |
9 | Особенности хранения картофеля. | Повторить конспект. |
10 | Технология выращивания фасоли. | Выучить технологию посева. |
11 | Овощи. Происхождение овощных растений. | Написать реферат. |
12 | Значение овощей в питании человека. | Создать презентацию. |
13 | Выращивание репчатого лука посевом семян в открытый грунт и рассадным способом. | Выучить технологию посева. |
14 | Особенности выращивания огурца и томата в гидропонных теплицах и условиях светокультуры. | Выучить технологию посева и ухода за огурцами и томатами. |
15 | Технология возделывания капусты: цветной и брюссельской. | Выучить технологию возделывания капусты цветной и брюссельской. |
16 | Особенности выращивания бахчевых культур в условиях орошения. | Выучить технологию выращивания бахчевых культур. |
17 | Особенности технологии выращивания бобовых культур. | Выучить технологию посева и ухода бобовых культур. |
18 | Многоягодные вредители сельскохозяйственных культур | Создать презентацию. |
19 | Районированные сорта плодово – ягодных культур. | Создать презентацию. |
| Раздел 2. Послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции и подготовка ее к реализации. МДК 03.02. Технология хранения и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе. 4 курс. 7 семестр. | |
1 | Биохимические основы устойчивости плодов и овощей к инфекционным заболеваниям. | Повторить конспект. |
2 | Микробиологические процессы, протекающие при хранении плодоовощной продукции и картофеля. | Составить логическую схему (кластера). |
3 | Микроорганизмы. Особенности микроорганизмов, поражающих плоды и овощи при хранении. | Написать реферат. |
4 | Факторы, влияющие на иммунитет плодов, овощей и их устойчивость к микробным поражениям при хранении. | Составить опорный тест. |
5 | Основы стандартизации и сертификации продукции растениеводства. | Составить тест. |
6 | Состав и физические свойства масс плодовой и овощной продукции. | Составить таблицу. |
3. Рекомендации по организации различных форм самостоятельной работы:
3.1. Работа с конспектом лекций.
- Внимательно прочитайте текст не менее двух раз весь предложенный материал изучаемой темы;
- Внимательно прочитай текст по частям (абзацам), выделяя главное, отметьте желтым маркером термины и мысли, знакомые и понятные Вам, а зелёным маркером термины и мысли не понятные Вам, и затем постарайтесь самостоятельно найти ответы на свои вопросы, отметьте красным маркером термины и мысли, так и оставшиеся не понятными, чтобы задать вопросы преподавателю.
- Разберитесь с тем, что означают новые термины, названия, используйте для этого кроме глоссария и словари, не пропускайте слово, значение которого вам не ясно.
- Вернитесь до того места, где материал показался запутанным, трудным. Тщательно изучите рисунки, схемы, поясняющие данный текст.Внесите в тетрадь записи важных определений, терминов, названий.
- Прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке: прокомментировать новые данные, оценить их значение, поставить вопросы;
- Ответьте на контрольные вопросы (если такие имеются)
3.2. Работа с контрольными вопросами.
- Выберите материал по данным вопросам из учебников, нормативно- справочному материалу, и конспекту.
- Выбранный материал для ответов на вопросы выпишите в тетрадь.
- Внимательно прочитайте контрольные вопросы, спланировав свой ответ.
- Прочитайте выписанные ответы и попытайтесь ответить устно на каждый вопрос.
Критерии оценки ответов на контрольные вопросы:
1.Ответ соответствует поставленному вопросу;
2.Ответ логичный, полный, четкий с использованием терминов и понятий;
3.Безошибочный.
3.3. Составление опорного конспекта.
- Прежде, чем составлять опорный конспект, изучите предложенный материал используя учебные пособия и номативно-справочную литературу.
- Исключите второстепенное содержание, а оставшееся укрупните, выделите в нем главное.
- Материал сгруппируйте и представьте блочно. При этом отберите для запоминания не более семи единиц информации (используйте однопорядковые структурные единицы информации: слова, предложения, логические блоки.)
- При оформление конспекта помните о зрении, о слухе, логике связях и наглядности (размещая материал необходимо скомпоновать его на основе определенной обоснованной структуры с выделением смысловых опорных пунктов броскими зрительными символами, цветной гаммой).
- Попробуйте повторить изученный материал по составленному конспекту.
3. 4. Работа с опорным конспектом.
- Внимательно изучите опорный конспект и сопоставьте его с конспектом лекций.
- Повторите текст, вслух, иногда заглядывая в конспект. Проделайте то же самое беззвучно;
- Не глядя в конспект, письменно воспроизведи текст конспекта.
Критерии оценки опорного конспекта:
1.Соответствие содержания теме;
2.Правильная структурированность информации;
3.Наличие логической связи изложенной информации;
4.Соответствие оформления требованиям;
5.Аккуратность и грамотность изложения;
6.Работа сдана в срок.
3.5. Алгоритм составления глоссария.
- Прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
- Подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
-Критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);
- Оформить работу и представить в установленный срок.
Критерии оценки глоссария:
1.Соответствие терминов теме;
2.Многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их
3.Трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
4.Соответствие оформления требованиям;
5.Работа сдана в срок.
3.6. Алгоритм решения теста.
Критерии оценивания выполненного теста:
Количественным критерием оценки правильности выполнения тестовых заданий служит коэффициент Ка, представляющий собой отношение количества правильно выполненных обучающимися существенных операций (А) к общему числу существенных операций теста(Р) Ка = А/Р
Например: тест состоит из 25 вопросов
1 вариант – Р =90
2 вариант – Р =90
Ка | 1,0-0,9 | 0,89-0,8 | 0,79-0,7 | |
Кол-во верных ответов | 23-25 | 20-22 | 18,19 | 17 и менее |
отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
3.7. Алгоритм составления теста.
- Прежде чем составлять тест, изучите предложенный материал, используя учебные пособия и нормативно-справочную литературу.
- Выбрать форму тестового задания. Выделяется два типа тестов:
1) Закрытые: где есть готовые ответы: выбрать из 2, 3, 4, 5 предоставленных альтернативных ответов, установление истинности, ложности, соответствия, установление последовательности.
2) Открытые: которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить.
- Вопросы теста должны быть четкими, понятными для выполнения.
- При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов:
-основной текст задания содержит не более 8-10 слов, каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
-задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
-формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
-избегать таких слов, как “иногда”, “часто”, “обычно” в правильных утверждениях, - “всегда”, “иногда”, “невозможно” в неправильных.
-располагать тесты по возрастанию трудности;
-каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал; задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
-правильные ответы должны располагаться в случайном порядке, при этом ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы, ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.
- Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.
- Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:
Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
Уровень В – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
- Оформить тест: составить тестовые задания, инструкцию – сколько правильных ответов предусматривает вопрос и т.п., ключ (правильные ответы) к выполнению теста.
Критерии оценки составленного теста:
1. Соответствие заданной теме.
2. Грамотная формулировка вопросов;
3. Количество примененных терминов.
4. Корректность при формулировке заданий.
5. Тестовые задания разноуровневые;
6. Работа представлена на контроль в срок.
3.8.Алгоритм написания реферата.
- Написание рефератов должно начинаться с выбора темы.
- Ознакомьтесь с литературой, которая рекомендована для данной темы.
- Составьте план и запишите план в рабочей тетради.
- В соответствии с планом выделите основные положения (развернутые тезисы) реферата, также записав их в рабочую тетрадь. Напишите текст реферата полностью.
Критерии оценки реферата.
1. Актуальность темы;
2. Соответствие содержания теме;
3. Глубина проработки материала;
4. Грамотность и полнота использования источников;
5. Соответствие оформления реферата требованиям.
3.9.Создание презентации.
- Выбор темы. Тема может быть выбрана самостоятельно или из предложенного учителем списка тем. Выбранная тема должна быть согласована с преподавателем.
- Объем презентации 15-20 слайдов.
- Составление текста сообщения. Текст должен представлять собой связное высказывание на заданную тему, все его части должны логически связываться и дополнять друг друга. Объем текста - не более 1-1,5 страницы формата А4 при шрифте TimesNewRoman
- Выбор вида презентации – иллюстративная или обучающая.
- Деление текста на части, определение заголовков будущих слайдов. Выбор из текста ключевых фраз для записи на слайдах (обучающие презентации).
- Подбор иллюстраций, составление схем, диаграмм. Проверка соответствия получившейся презентации исходному тексту.
- Подбор музыкальных фрагментов (если требуется). Создание анимационных эффектов.
- Демонстрация презентации.
Критерии оценки презентации студента:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Информатив-ность | Информация, изложенная в презентации не соответствует обозначенной теме исследования. В тексте присутствуют серьёзные фактические ошибки, информация недостаточно структурирована, не полная. | Информация по проблеме изложена не полностью или с избытком, присутствуют несколько незначительных недочётов. | Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Отсутствуют фактические ошибки. Отсутствует избыток информации. |
2. | Дизайн | Презентация изобилует мультимедиа-эффектами, несоответствующими содержанию слайдов, не отвечающих целям создания презентации. Эффекты отвлекают внимание, фон затрудняет восприятия информации на слайде, текст трудночитаем. Гиперссылки работают не все или не работают вовсе. | Материалы исследования структурированы недостаточно чётко. Некоторые применённые эффекты отвлекают внимание зрителя. Имеются несоответствия между стилем оформления и информационным содержанием слайда. Некоторые гиперссылки работают некорректно. | Материалы исследования чётко структурированы, эффекты, применённые в презентации, не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах. Фон слайда выполнен в приятных для глаз зрителя тонах. Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом. |
3. | Понимание логики исследования | В презентации не отражены логика исследования, цель, проблема, ход исследования. Недостаточно понятно изложены результаты исследования. Не приведены выводы учащегося, или размыты и неясны. | В презентации недостаточно чётко обозначены цель, проблема, ход исследования. Не в полнее отражены методы и средства исследования, логика исследования не вполне ясна. Отражены результаты исследования, выводы учащегося. | В презентации чётко обозначены цель, проблема и ход исследования учащегося, отражены этапы исследования, применённые им методы, средства. В полной мере отражены гипотеза исследования (если исследование предполагает наличие гипотезы), сформулированы задачи исследования (в случае, если это необходимо). В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы учащегося, выделен его личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение (если таковое предполагает исследование). Приведён список использованной литературы и Интернет-ресурсов, информация об авторах проекта. |
4. | Актуальность | Исследование неактуально для учащегося, значимость исследования для общества, науки и пр. надуманны. В презентации не отражены области применения результатов исследования. | Исследование не является в полной мере актуальным для данного ученика. Однако показаны реальные перспективы практического применения результатов исследования (если исследование теоретическое, то показано, где могут быть использованы выводы исследования и т.д.) | Обоснована актуальность исследования для учащегося (школы, общества). Показаны перспективы практического применения результатов исследования (если исследование теоретического плана, то указано, насколько важны полученные выводы для теоретической науки, при разработке каких проблем могут быть использованы данные выводы и т.д.). |
5. | Глубина | Анализ проблемы проведён недостаточно полно. Работа выполнена на базе устаревших, неверных или непроверенных материалах. Отсутствуют примеры, которые бы могли показать уровень понимания материала учащимся. | Проведён достаточно полный анализ проблемы, работа опирается на достоверные научные источники информации и пр. Работа базируется на устоявшихся концепциях, наблюдается незначительный разрыв положений исследования с современными представлениями. В работе использованы примеры. При этом имеются ряд незначительных несоответствий и противоречий. | Проведён глубокий и детальный анализ проблемы, учащийся опирался в исследовании на авторитетные, достоверные источники информации, работал с научной литературой, Интернет - ресурсами. В работе наряду с работами «классиков» науки использованы материалы (ссылки на материалы) современных статей, работ, исследований по проблеме. Работа сопровождена примерами, иллюстрирующими глубокое понимание учащимся сути поставленной проблемы, логики проведённого исследования. |
3. 10. Алгоритм составления кроссворда.
- Внимательно прочитайте материал учебника по данной теме.
- Выпишите 25-30 терминов по данной теме. Создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
- Выберите 2-3 самых длинных термина и расположите их по горизонтали и по вертикали.
- Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими.
- Сформулируйте суть каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично.
- Оформите кроссворд.
а) каждое слово, помещенное в кроссворд, должно не менее двух раз пересекаться другими словами, идущими в перпендикулярном направлении;
б) если вертикальное и горизонтальное слово в кроссворде начинаются с одной клетки, то задания по вертикали и горизонтали нумеруются одинаковой цифрой;
в) слова, идущие в одном направлении не должны соприкасаться более, чем одной буквой.
Критерии оценки составления кроссворда:
1.Соответствие заданной теме.
2.Грамотная формулировка вопросов;
3.Количество примененных терминов.
4.Корректность при формулировке заданий;
5.Кроссворд выполнен без ошибок;
6.Работа представлена на контроль в срок.
3. 11. Алгоритм составления таблицы.
-Изучить информацию по теме и выбрать оптимальную форму таблицы;
-Информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
-Пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценки таблицы:
1.Соответствие содержания теме и логичность структуры таблицы;
2.Правильный отбор информации;
3.Наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
4.Соответствие оформления требованиям;
5.Работа сдана в срок.
3. 12. Алгоритм составления логической схемы.
- Просмотрите тематический или научный обзор, и выпишите на отдельные листы заголовки разделов и подразделов;
- Внимательно изучите каждый раздел текста, выписывая из них основные понятия и категории, еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями.
- Найдите наиболее общие понятия, объединяющие содержания текста. Не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста;
- Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними;
- Выявите в разных ветвях структуры одноименные понятия и попытайтесь устранить дублирование, видоизменяя связи между ними;
- Уточните (достройте) структуры по выводам, имеющимся в тексте или полученным в результате собственных умозаключений;
- Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточняя её.
Критерии оценки логической схемы (кластера):
1.Соответствие содержания теме и правильная структурированность информации;
2.Наличие логической связи изложенной информации;
3.Соответствие оформления требованиям;
4.Аккуратность и грамотность изложения и представления работы;
5.Работа сдана в срок.
3.13. Алгоритм приёма «Фишбоун».
Суть метода – через графический систематизатор в наглядной форме выявить и обсудить проблему. В «голове рыбы» формулируется проблема. «Косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую – «против». В «хвосте рыбы» необходимо сделать вывод.
- Изучить информацию по теме;
- Создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
- Представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки «Фишбоун»:
1.Соответствие содержания теме;
2.Грамотная формулировка вопросов;
3.Аргументированные доводы за и против;
4.Работа представлена на контроль в срок.
Рисунок– Скелет рыбы
3.14. Алгоритм составления информационного сообщения.
- Собрать и изучить литературу по теме и составить план или графическую структуру сообщения;
- Выделить основные понятия и ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
- Оформить текст письменно и сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки информационного сообщения:
1.Актуальность темы, соответствие содержания теме и глубина проработки материала;
3.Грамотность и полнота использования источников;
4.Наличие элементов наглядности.
3.15. Алгоритм составления и решения ситуационных задач (кейсов):
- Изучить учебную информацию по теме и провести системно – структурированный анализ содержания темы;
- Выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
- Дать обстоятельную характеристику условий задачи и критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
- Выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);
- Оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки составления и решения ситуационных задач (кейсов):
1.Соответствие содержания задачи теме и содержание носит проблемный характер.
2.Решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
4.Продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
5.Задача представлена на контроль в срок.
4. Список литературы:
1.Технология производства продукции растениеводства / Под ред. А.Ф. Сафонова и В.А. Федотова. - М.: Колос, 2017.
2.Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства / В.И. Филатов, Г.И. Баздырев, М.Г. Объедков и др. Под ред. В.И. Филатова. - М.: Колос, 2017.
3. Растениеводство/ Г.С. Посыпанов, В.Е. Долгодворов, Г.В. Коренев и др. Под ред. Г.С. Посыпанова. - М.: Колос, 2018.
4.Фирсов И.П. Технология растениеводства / И.П. Фирсов, А.М. Соловьев, М.Ф. Трифонова. – М.: КолосС, 2018. – 472 с.