| Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
Система менеджмента качества |
| Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
Тема: «Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы. Состояние и перспективы здравоохранения. Методика расчета и анализа статистических показателей общественного здоровья».
ПМ 06 «Организационно – аналитическая деятельность»
Специальность 31.02.01. «Лечебное дело».
Щигры – 2020
Структура методической разработки практического занятия
Тема занятия: Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы. Состояние и перспективы здравоохранения. Методика расчета и анализа статистических показателей общественного здоровья.
1 Тип занятия: занятие закрепления знаний и освоения умений.
2 Место проведения, продолжительность занятия: практический кабинет, 270 минут.
3 Методы обучения: практико-ориентированный, наглядно- демонстративный, проблемно- поисковый.
4 Цели занятия:
Образовательная:
- создать условия для закрепления знаний, обучающихся по основным вопросам характеристики общественного здоровья и факторам его определяю общим вопросам демографии, ее показателях и факторах определяющих демографическую ситуацию в стране;
-обеспечить студентами условия для формирования умения расчета демографических показателей, их анализа и графического изображения;
- создать условия для организации и изучения оценки физического развития, как показателя здоровья населения страны;
- обеспечить студентами условия для формирования умения расчета показателей общественного здоровья, их анализа в конкретных практических ситуациях;
-обеспечить студентами условия для формирования умения работать с различными видами медицинской документации.
Развивающая:
- способствовать формированию логического и аналитического мышления на примерах конкретных практических ситуаций;
- развивать внимание, память, речь студентов с применением наглядно – иллюстративного метода;
- развивать аналитические способности у студентов на примере практических заданий.
Воспитательная
- воспитывать у будущих медицинских работников чувство социальной значимости выбранной специальности;
- способствовать формированию нравственной модели поведения, определяемой спецификой будущей профессии;
- способствовать воспитанию личностных качеств: ответственность, внимание, правдивость.
5. Требования к уровню освоения дидактических единиц:
Уметь:
использовать нормативно-правовую документацию, регламентирующую профессиональную деятельность;
вести утвержденную учетно-отчетную документацию, в том числе с использованием компьютера;
применять информационные технологии в профессиональной деятельности;
применять методы медицинской статистики, анализировать полученные данные;
Знать: - факторы и показатели, определяющие общественное здоровье;
- понятие медицинская статистика, методы и особенности расчета статистических показателей;
- демографические показатели, методику их расчета и анализа;
-первичные учетные и статистические документы.
5 Компетенции, на освоение которых ориентировано практическое занятие
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК. 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
ОК. 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ПК 6.2. Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики.
ПК 6.3. Вести медицинскую документацию
ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.
7. Оснащение занятия: методическая разработка практического занятия; конспект лекции, словарь терминов, ноутбук, проектор, набор бланков медицинской документации.
8 План занятия
Этап занятия | Продолжительность этапа |
Организационный момент | 2 минуты |
Мотивация изучаемой темы | 5 минут |
Совместное целеполагание | 5 минут |
Контроль уровня знаний студентов (проверка домашнего задания, актуализация знаний по вопросам темы) | 45 минут |
Инструктаж студентов по выполнению практических заданий | 10 минут |
Самостоятельная работа студентов | 190 минут |
Рефлексия, само- и взаимооценка | 5 минут |
Подведение итогов занятия. Выставление оценок | 5 минуты |
Задание на дом | 5 минуты |
9 Ход занятия
1 Организационный момент.
Взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка отсутствующих в группе в соответствии со списками, оценка готовности аудитории к практическому занятию, рабочих мест и внешнего вида студентов, определение темы занятия
2. Мотивация изучаемой темы
Уважаемые студенты вы часто слышите в СМИ такое понятие как общественное здоровье, но не всегда понятно от чего оно зависит, а зависит оно в первую очередь от демографической ситуации в стране. Вы много слышали о демографических проблемах в нашей стране и во многих других развитых странах, а Вы не задумывались почему ученые решили, что такие проблемы есть, как это можно подтвердить, какими показателями, ведь во многом экономические и социальные проблемы напрямую связаны с демографической ситуацией в стране и с состоянием здоровья граждан.
Студенты должны отметить, что демографическую ситуацию оценивают по демографическим показателям, поэтому необходимо знать формулы, применяемые для расчета показателей. Необходимо также грамотно использовать формулы для расчёта, уметь провести анализ полученных показателей и прогнозировать возможные проблемы с целью их дальнейшего решения.
3. Совместное целеполагание: Преподаватель спрашивает, что должны знать и уметь обучающиеся по данной теме на их взгляд.
Студенты перечисляют:
- что такое здоровье индивидуальное и общественное и от чего они зависят;
- группы здоровья и их значение;
- какие показатели характеризую здоровье и как их определять;
- демографическая ситуация и ее значение для государства и здравоохранения;
- демографические показатели и их расчет;
- проблемы демографии в России и их решение.
- уметь рассчитывать демографические показатели и показатели здоровья, проводить их анализ для выявления определенной динамики.
- уметь использовать графические методы изображения показателей для наглядности.
- уметь проводить оценку физического развития и выявлять факторы его определяющие.
Тем самым студенты совместно с преподавателем определяю для чего им необходимо изучать данную тему.
4. Контроль уровня знаний студентов:
Преподаватель проверяет словари студентов, в которые они должны внести следующие термины: индекс общественного здоровья, индекс ЗОЖ, потенциал здоровья, групповое здоровье, демография, статика населения, динамика населения, средняя длительность предстоящей жизни.
В разделе формул: показатель рождаемости, показатель смертности, естественный прирост.
Преподаватель совместно со студентами обсуждает такие вопросы как:
В чем вы видите экономические потери при высокой заболеваемости гриппом во время эпидемии?
Почему на ваш взгляд государство несет высокие экономические потери при заболеваемости детей и трудоспособного населения?
В чем заключается экономическое значение социально- значимых заболеваний в том числе ив нашем регионе?
Какие демографические проблемы стоят перед Россией?
Какие мероприятия проводятся в стране для улучшения демографической ситуации?
Значение внешней и внутренней миграции?
При разборе материала используются результаты самостоятельной работы студентов (составление сообщения с презентациями). Студенты делают сообщения, идет совместное обсуждение группы и преподавателя.
Темы сообщений:
- Демографическая ситуация в Росси за последние 5 лет
- Значение внешней и внутренней миграции населения нашей страны
- Особенности демографической политики правительства России
- Демографическая ситуация в мире.
- Статистические прогнозы демографической ситуации в мире, их значение.
- Демографическая ситуация в курской области за последние 5 лет.
- Акселерация подростков, как современная проблема.
Затем студенты пишет тест- эталонный контроль по вариантам, для контроля закрепленного материала с проведением взаимопроверки и обсуждения ошибок
5.Инструктаж студентов по выполнению практических заданий:
Преподаватель объясняет студентам что они будут решать задачи на расчет показателей и при этом могут пользоваться словарем в котором внесены необходимые формулы. В ходе выполнения заданий учащимся по необходимости будут даваться индивидуальные консультации
Первая задача будет дана на расчет демографических показателей (смертность, рождаемость, естественный прирост, структуру смертности по заболеваниям и анализ полученных данных. После решения малые группы обмениваются результатами для взаимоконтроля и взаимооценки, преподаватель осуществляет контроль.
На втором этапе самостоятельной работы студентов на основе клинической ситуации необходимо определить группу здоровья взрослого человека и дать пояснение почему. Работа также ведется малыми группами 2-3 человека. Решение представляется на общее обсуждение под контролем преподавателя. Оценку проводит преподаватель.
На третьем этапе самостоятельной работы студентов на основе клинической ситуации необходимо дать оценку физического и психического развития детей различного возраста воспользовавшись необходимыми материала и проведя необходимые обследования, а также дать пояснения результатов.
6. Самостоятельная работа студентов.
Студенты делятся малыми группами по 2-3 человека и решают задачу, затем группы обмениваются результатами решения для взаимопроверки, преподаватель решает все спорные вопросы. После проверки преподаватель фиксирует результаты взаимоконтроля. Задачи позволят овладеть методикой расчета демографических, их сравнительным анализом.
Задача № 1. В городе N в 2004 году численность населения составила 2 000 000 человек, а в 2003 году – 1 990 000.
В 2004 году родилось живыми 46 100 детей, а в 2003году- 43 200 детей. Среди всего населения в 2004 году умерло от различных причин - 34 200 человек, в том числе от болезней системы кровообращения - 11 800, от новообразований - 6 900, от травм и отравлений - 7 400, от болезней органов дыхания - 5 950, от прочих причин - 2 150. А в 2003 всего умерло от разных причин – 33 900 человек
Задача № 2. В городе N в 2004 году численность населения составила 2 750 000 человек, а в 2003 году – 2 660 000.
В 2004 году родилось живыми 41 120 детей, а в 2003 году- 40 010 детей. Среди всего населения в 2004 году умерло от различных причин - 35 280 человек, в том числе от болезней системы кровообращения - 12 000, от новообразований - 7 000, от травм и отравлений - 8 000, от болезней органов дыхания - 6 300, от прочих причин - 1 980. А в 2003 всего умерло от разных причин – 34 700 человек
Задача № 3. В городе N в 2004 году численность населения составила 3 200 000 человек, а в 2003 году – 3 050 000.
В 2004 году родилось живыми 42 100 детей, а в 2003 году- 41 050 детей. Среди всего населения в 2004 году умерло от различных причин - 35 280 человек, в том числе от болезней системы кровообращения - 11 000, от новообразований - 6 000, от травм и отравлений - 8 000, от болезней органов дыхания - 6 300, от прочих причин - 3 980.
А в 2003 всего умерло от разных причин – 34 300 человек.
Задача № 4. В городе N в 2004 году численность населения составила 3 460 000 человек, а в 2003 году – 2 860 000.
В 2004 году родилось живыми 39 150 детей, а в 2003 году- 40 950 детей. Среди всего населения в 2004 году умерло от различных причин - 32 200 человек, в том числе от болезней системы кровообращения - 12 500, от новообразований - 6 060, от травм и отравлений - 8 050, от болезней органов дыхания - 4 320, от прочих причин - 1 270.
Страдало болезнями системы кровообращения - 446 000 человек.
А в 2003 всего умерло от разных причин – 33 100 человек.
Задача № 5. В городе N в 2004 году численность населения составила 2 450 000 человек, а в 2003 году – 2 220 000.
В 2004 году родилось живыми 140 012 детей, а в 2003 году- 120 010 детей.
Среди всего населения в 2004 году умерло от различных причин - 135 300 человек, в том числе от болезней системы кровообращения - 53 000, от новообразований - 17 000, от травм и отравлений - 18 000, от болезней органов дыхания - 16 300, от прочих причин - 31 000.
А в 2003 всего умерло от разных причин – 134 800 человек.
Задание к задачам:
Рассчитайте:
1) коэффициенты рождаемости, смертности и естественный прирост;
2) проанализируйте рождаемость и смертность за два года;
3) определите структуру взрослой смертности в 2004 году;
5) проанализируйте структуру взрослой смертности.
На втором этапе самостоятельной работы студентов на основе клинической ситуации необходимо определить группу здоровья взрослого человека и дать пояснение почему. Работа также ведется малыми группами2-3 человека. Решение представляется на общее обсуждение под контролем преподавателя. Оценку проводит преподаватель.
Клиническая ситуация №1
Пациентка 42 года. В анамнезе повышения АД (диагноз не уточнен), остеохондроз поясничного отдела позвоночника, дискинезия желчевыводящих путей. Анкетирование – жалоб нет, курит, нерациональное питание, низкая физическая активность. Объективно - АД 130/80 мм рт.ст. (не принимает антигипертензивные препараты) ОХС 5,2 ммоль/л, глюкоза 4,5 ммоль/л, индекс массы тела 35,2 кг/м2. Лабораторные показатели в пределах нормы. Рентгенологические исследования без патологии. Суммарный сердечно-сосудистый риск - менее 1% (низкий)
Клиническая ситуация №2
Пациент 51 год. В анамнезе гипертоническая болезнь (документированная), гастрит (неуточненная форма). Анкетирование – жалобы на боли в области сердца (подозрение на стенокардию), не курит, нерациональное питание, риск пагубного потребления алкоголя. Объективно - АД 138/88 мм рт.ст. (принимает антигипертензивные препараты). ОХС 4,8 ммоль/л, глюкоза 4,0 ммоль/л, индекс массы тела 27,0 кг/м2. ЭКГ без изменений. Лабораторные показатели в пределах нормы Суммарный сердечно-сосудистый риск - менее 2% (низкий)
Клиническая ситуация №3
МОДЕЛЬ 3. Пациент 27 лет. В анамнезе хронические заболевания отсутствуют. Анкетирование – жалоб нет. Курит, нерациональное питание, низкая физическая активность. Объективно - АД 160/90 мм рт.ст. (не принимает антигипертензивные препараты) ОХС 5,2 ммоль/л, глюкоза 4,0 ммоль/л, индекс массы тела 32,0 кг/м2. ЭКГ при первой диспансеризации (в 21 год) без изменений. Анализ мочи в норме. Суммарный сердечно-сосудистый риск (определяется относительный суммарный риск для лиц моложе 40 лет) - в 2 раза выше по сравнению с отсутствием факторов риска.
Клиническая ситуация №4
МОДЕЛЬ 4. Пациент 48 лет. В анамнезе хронические заболевания отсутствуют. Анкетирование – жалоб нет. Курит, нерациональное питание, низкая физическая активность. Объективно - АД 162/94 мм рт.ст. (не принимает антигипертензивные препараты) ОХС 5,2 ммоль/л, глюкоза 4,0 ммоль/л, индекс массы тела 32,0 кг/м2 . ЭКГ без изменений. Суммарный сердечно-сосудистый риск – 2% (низкий)
Клиническая ситуация №5
Пациент 42 года. В анамнезе язвенная болезнь желудка, последнее обострение 7 лет назад. Анкетирование – жалобы на длительный кашель с отделением мокроты. Курит. Объективно - АД 124/80 мм рт.ст. ОХС 6,0 ммоль/л, глюкоза 4,5 ммоль/л, индекс массы тела 18,0 кг/м2 . ЭКГ без изменений. Суммарный сердечно-сосудистый риск – 1% (низкий).
На третьем этапе самостоятельной работы студентов на основе клинической ситуации необходимо дать оценку физического развития детей различного возраста воспользовавшись необходимыми материала и проведя необходимые обследования, а также дать пояснения результатов. Студенты работаю парами, а затем представляют результаты работы на обсуждение и проверку преподавателю и коллегам
Расчет коэффициента физического развития (Q) у ребенка проходи по следующему плану
1 этап. Определить надлежащую массу ребенка за эмпирической формулой согласно возрасту ребенка
2 этап. Рассчитать коэффициент физического развития за формулой (фактическая масса тела (кг) /надлежащая масса тела (кг))×100 %
3 этап. Сделать вывод относительно полученного коэффициента физического развития.
Задача №1.
Ребенок возрастом 6 месяцев родился доношенным с массой тела 3800 г и длиной тела 54 см, на данное время ребенок весит 8,5 кг, имеет рост 70 см, обвод головы 43,5 см, обвод груди 45 см, плеча 15 см, бедра 32 см, голени 18 см
Задание: Оценить физическое развитие ребенка.
Задача №2.
В результате углубленного медицинского осмотра у девочки 11 лет установлены следующие антропометрические данные: рост: - 157 см; масса тела — 41,6 кг; окружность грудной клетки — 70,1 см, погодовая прибавка длины тела составила — 10 см; число постоянных зубов — 22; степень развития вторичных половых признаков — АХ-1; Р-0; Ма-1;
Задание: Оценить физическое развитие ребенка.
Задача №3.
При проведении медицинского осмотра у мальчика 7 лет получены следующие данные: степень полового развития: Р-0; Ах-0; 6. Данные антропометрии: рост — 121,0 см, масса тела — 27,4 кг, окружность грудной клетки — 58,8 см, погодовая прибавка роста — 3,0 см, количество постоянных зубов — 10.
Задание: Оценить физическое развитие ребенка.
Задача №4.
Девочка 12 лет, русской национальности, по результатам углубленного осмотра имеет следующие данные: костяк узкий, голова поднята, плечи на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые, нижняя часть грудной клетки белее широкая, чем верхняя, передняя линия овальная с выпуклостью в нижней части, надчревный угол тупой, ребра имеют малый наклон, рельеф мышц не выражен, упругость их понижена, лопатки крыловидные. Данные антропометрии: - рост — 140,7 см (за предыдущий год выросла на 4,0 см), - масса тела — 27,8 кг, - окружность грудной клетки — 56,3 см; - степень развития вторичных половых признаков -вторая.
Задание: Оценить физическое развитие ребенка.
Задача №5.
Подросток 14 лет, русской национальности. При медицинском осмотре установлены следующие показатели физического развития: • рост стоя — 164,3 см • масса тела — 54,1 см • окружность груди — 85,2 см • количество постоянных зубов — 28 • прибавка длины тела за год - 8 см • вторичные половые признаки — Ax – 1; P – 2; V – 2; F – 1; L – 1.
Задание: Оценить физическое развитие ребенка
7. Рефлексия
Студентам преподавателем предлагается выбрать согласны ли они с утверждением, если «Да» они поднимают руку вверх:
России необходимо повышать рождаемость и снижать смертность.
В России в последние годы наблюдается повышение продолжительности жизни.
Внешняя миграция экономически выгодна для нашего государства.
В России растет заболеваемость социально- значимыми заболеваниями.
Статистика наука переводящая качественные процессы в жизни общества в количественные.
По результатам опроса преподаватель может оценить общее понимание изученного материала и активность студентов.
8 Подведение итогов занятия. Выставление оценок
Преподаватель совместно со студентами оценивает достигли ли они поставленных целей и выставляет оценку каждому обучающемуся с учетом результатов взаимоконтроля и активности на занятии.
9. Задание на дом
Преподаватель дает задание студентам изучить конспект лекции № 2, учебник «Экономика и управление здравоохранением» Л.Ю. Трушкина стр. 158 – 267
Основные понятия внести в словарь терминов.
Приложение 1
Тест- эталонный контроль.
1 вариант.
Соотношение удельного веса факторов здорового и нездорового образа жизни- это:
а) индекс общественного здоровья;
б) индекс здорового образа жизни;
в) потенциал общественного здоровья.
Определите группу здоровья взрослого человека, если он имеет факторы риска заболеваний, самих заболеваний нет:
а) 1
б) 2
в) 3
Групповое здоровье- это уровень здоровья:
а) 1
б) 2
в) 3
Установите соответствие:
косвенные экономические потери а) снижение производительности труда
прямые экономические потери б) пенсии по инвалидности
в) листки нетрудоспособности
г) снижение национального дохода
На сколько процентов здоровье зависит от уровня развития здравоохранения _____
Установите соответствие:
первичные факторы риска а) курение
вторичные факторы риска б) сахарный диабет
в) гиподинамия
г) артериальная гипертензия
Миграционные процессы в регионе оценивает
а) статика населения
б) динамика населения
Показатели естественного движения населения
а) рождаемость
б) плодовитость
в) участковость
г) смертность
Для России характерен тип народонаселения
а) прогрессивный
б) регрессивный
в) стационарный
Лидером среди причин смертности взрослого населения является
а) новообразования
б) патология системы кровообращения
в) несчастные случаи и отравления
г) болезни дыхательной системы
2 вариант.
Миграционные процессы в регионе оценивает
а) статика населения
б) динамика населения
Показатели естественного движения населения
а) рождаемость
б) плодовитость
в) участковость
г) смертность
Для России характерен тип народонаселения
а) прогрессивный
б) регрессивный
в) стационарный
Лидером среди причин смертности взрослого населения является
а) новообразования
б) патология системы кровообращения
в) несчастные случаи и отравления
г) болезни дыхательной системы
Соотношение удельного веса факторов здорового и нездорового образа жизни- это:
а) индекс общественного здоровья;
б) индекс здорового образа жизни;
в) потенциал общественного здоровья.
Определите группу здоровья взрослого человека, если он имеет факторы риска заболеваний, самих заболеваний нет:
а) 1
б) 2
в) 3
Групповое здоровье- это уровень здоровья:
а) 1
б) 2
в) 3
Установите соответствие:
1.косвенные экономические потери а) снижение производительности труда
2.прямые экономические потери б) пенсии по инвалидности
в) листки нетрудоспособности
г) снижение национального дохода
На сколько процентов здоровье зависит от уровня развития здравоохранения _____
Установите соответствие:
первичные факторы риска а) курение
вторичные факторы риска б) сахарный диабет
в) гиподинамия
г) артериальная гипертензия
Преподаватель: ______________ Сапронова Н.В.