СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре. Тема: «Гимнастика» 6 класс.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой методической разроботки урока описан  раздела образовательной программы по физической культуре.  Тема: «Гимнастика» 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре. Тема: «Гимнастика» 6 класс.»

Муниципальное бютжетное образовательное учреждение «Сар- Майданская средняя общеобразовательная школа».













Методическая разработка раздела образовательной программы

по физической культуре.



Тема: «Гимнастика» 6 класс.













Автор: Малышев Александр Васильевичь

учитель физической культуры

МБОУ «Сар- Майданская СОШ»







2019 г.


Содержание



  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи.

  3. Актуальность.

  4. Психолого-педагогическое обоснование.

  5. Ожидаемые результаты.

  6. Используемые образовательные технологии.

  7. Система знаний и система деятельности.

  8. Контроль и коррекция результатов по данному разделу.

  9. Мониторинг качества знаний по разделу «Гимнастика» за последние два года в 6 классе.

10.Поурочное планирование по разделу.

11.Разработка урока по разделу «Гимнастика» 6 класс.

12. Заключение.

13. Литература.














  1. Пояснительная записка

Рабочая программа для 6 класса составлена на основании Государственной программы В.И.Ляха «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» 2011г. Рабочая программа рассчитана на 2 и 3 часа в неделю. Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Содержит 4 раздела: спортивные игры, легкая атлетика, лыжная подготовка и гимнастика.

Используемый учебник Физическая культура.5-7 классы : под редакцией

М. Я. Виленского М. Просвещение, 2010.

Раздел гимнастика рассчитан на 18 часов и изучается во второй четверти учебного года. Гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. В соответствии с целями физического воспитания возможны следующие направления применения гимнастических упражнений:

– использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека;

– применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;

– освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики;

– развития стрессоустойчивости, мобильности, коммуникабельности, толерантности, приобщения учащихся к здоровому, физкультурно-спортивному стилю жизни и поведению;

– воспитания индивидуальной культуры здоровья каждого учащегося, ее внедрения во все сферы жизнедеятельности.

Разнообразие, многоструктурность и многофункциональность гимнастических упражнений позволяет многосторонне воздействовать на организм занимающихся и содействует решению целого круга задач.

Методические особенности гимнастики таковы:

1. Возможность относительно избирательно воздействовать на отдельные группы мышц и части тела.

Локальное воздействие на отдельные части тела и слаборазвитые мышцы достигается подбором исходных положений и способов исполнения упражнений, использованием снарядов массового типа и различных предметов. Избирательное воздействие на различные части тела дает возможность исправлять дефекты осанки, обучать управлению движениями различными частями тела в пространстве и времени.

2. Возможность с помощью одних и тех же упражнений решать различные задачи физического воспитания.

Например, обучая лазанью по канату, можно: а) формировать прикладной навык; б) развивать силу рук и плечевого пояса; в) развивать ловкость, варьируя способы лазанья; г) развивать быстроту движений (при лазанье на время); д) развивать способность оценивать движения (при лазанье на заданное время). При обучении равновесию формируют прикладные навыки, правильную осанку, совершенствуют функциональную деятельность вестибулярного аппарата, развивают ее, воспитывают смелость и т.д.

3. Возможность постоянно повышать трудность двигательных действий, обучая одним и тем же упражнениям.

Гимнастическим упражнениям свойственно многообразие форм движений: лазанье по наклонно поставленным скамейкам выполняется различными способами, отличающимися по степени сложности; упражнения в висах и упорах содержат и очень простые упражнения, доступные учащимся 6-ых классов, и очень сложные, доступные только старшеклассникам, и т.д. Эта методическая особенность дает возможность качественно и количественно изменять содержание занятий, повышать интерес учащихся и более эффективно решать задачи урока.

4. Возможность вариативно регулировать физическую нагрузку, варьируя: а) подбор упражнений (трудные и более легкие); б) количество повторений; в) величину отягощений (сопротивление резины, партнера, вес предметов); г) способ выполнения упражнений; д) способ организации занятий (групповая форма дает обычно меньшую нагрузку, чем поточная, а игровая – большую, чем поточная).























  1. Цели и задачи раздела

Цель: формирование разносторонней развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Задачи раздела:

Образовательные:

- дать основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта;

- знания в профилактике травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах;

- научить выполнять акробатические элементы в комбинации (кувырок вперед, кувырок назад, мост, стойка на лопатках, равновесие );

- научить элементам опорного прыжка (наскок в упор и соскок прогнувшись).

Развивающие:

- формировать умения организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями;

- развитие всех физических качеств (гибкости, быстроты, ловкости, силы и выносливости).

Воспитательные:

- воспитание волевых качеств личности – смелости, настойчивости, целеустремленности, силы воли;

- воспитание чувства ритма и красоты движений.








3. Актуальность


Жизнь современного человека характеризуется высоким удельным весом гиподинамии. Практически никто не оспаривает положение о том, что основная причина многих заболеваний цивилизации – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии учащиеся. Занятия гимнастикой способствуют положительному оздоровительному эффекту и повышения социального статуса ребёнка. Именно - гимнастика и её возможности позволяет не только физически окрепнуть детям, но и воспитать трудолюбие, упорство веру в себя. Эти важные качества играют большую роль в социальной адаптации и нахождении своего места в жизни.





















  1. Психолого - педагогическое обоснование.

В подростковом возрасте, к которому относится 6 класс, отмечается мощный подъем жизнедеятельности, глубокая перестройка организма. Происходит не только физическое созревание, но и формирование личности, переход от детства к юности. Для подростков характерна повышенная активность, они многое хотят знать. Они начинают ощущать свои собственные физические и духовные силы, способность ставить перед собой и самостоятельно решать некоторые практические задачи. С развитием самосознания возникает стремление к самовоспитанию, в процессе которого развиваются положительные и преодолеваются отрицательные качества, получает развитие чувство товарищества, потребность в дружеском общении, его глубокой мотивации, содержательности и устойчивости.

Так же переход младшего школьника в среднее звено характеризуется повышение уровня социальной тревожности, что определяет необходимость создания благоприятные условия для успешной адаптации учащихся. Научно доказано, что физическое упражнение само является средством снижения тревожности, но наш взгляд в раздел гимнастики в 6 классе целесообразно взять новую форму оздоровительного направления – дыхательная гимнастика. Дыхание используется во всех системах для оптими­зации общего эмоционального состояния и снижения уровня тревожности, дыхатель­ные упражнения выполняются в самых разных сочетаниях, как друг с другом, так и с другими физическими упражнениями. Дыхание взаимосвязано с эмоциональным со­стоянием человека, и при любой коррекции эмоционального фона обязательно ис­пользование дыхательных упражнений.

Наблюдения показывают, что к 11-12 годам мальчики и девочки становятся более выносливыми, скоростно-силовые качества остаются на прежнем уровне. В этот период наблюдается ухудшение координации и гибкости. Поэтому в освоении знаний, умений и навыков нужно учитывать их индивидуальные психологические и физиологические возможности, особенности каждого учащегося, их личностных качеств, в зависимости от пола, возраста, уровня физического развития, мышления, внимания, памяти, которые находятся в стадии активного формирования.

Эти особенности возрастного развития создают предпосылки для включения подростков в активные занятия физическими упражнениями и спортом.

























  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Учащиеся 6 класса должны:

Знать:

-влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

-формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;

-требования безопасности на занятиях физической культурой;

-способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

Уметь:

- планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;

- выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;

- преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;

- выполнять приемы страховки и самостраховки;

- выполнять комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;

- выполнение комплекса дыхательной гимнастики.

проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах.






6.Используемые технологии, методы, приемы, формы

организации деятельности.

Принципом отбора содержания и организации учебного материала является принцип единства теории и практики. В центре внимания оказываются не только формирование комплекса знаний, но и формирование у учащихся комплекса практических умений. Для этой цели я пользуюсь различными образовательными технологиями.

Личностно – ориентированные технологии:

- технология полного усвоения знаний, основанная на общей установке: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый материал при условии рациональной организации учебного процесса.

- технология разноуровнего обучения, в качестве теоретического обоснования используют теорию структуры личности, предполагают дифференцированное обучение с целью выполнения заданий по силам и продвижению каждого ученика вперед.

Здоровьесберегающие технологии.

  • Наличие эмоциональных разрядок на уроках.

  • Использование дыхательных упражнений.

  • Мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, «ты можешь»…) Целью ЗСТ должно выступать обеспечение условий физического, психологического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, их продуктивной учебно – познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Для реализации образовательных и воспитательных задач необходимо использовать групповые технологии: Упражнения в парах, тройках, командах – неотъемлемая часть уроков физической культуры.

Изучаемые методы обучения:

- словесные (рассказ, объяснения, разбор);

- наглядные (образцовые показания, наглядные пособия );

- практические (командная игра и соревнования).

В ходе проведения урока по гимнастики целесообразно использовать следующие методы организации работы:

- фронтальный

-сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3–4 до 10–15;

- индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;

- поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.);

- поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение;

- игровой.

В 6 классе желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом.












7. Система знаний, система деятельности.

При изучении темы формируется система знаний:

Общенаучные знания:

- значение движения в жизни человека;

- потребность в упражнениях, расслабление и отдых;

- дыхательная система при занятиях физическими упражнениями;

Знания по данному предмету:

- правила лыжных соревнований;

- знание техники выполнения;

знание техники безопасности при катании на лыжах.

Система деятельности при изучения темы включает в себя,

практическую деятельность.

1.Общеучебная деятельность определяет методы учения, организацию учебного пространства, методы взаимообучения.

Навыки общения в игровой ситуации (словами и жестами).

2. Преобразующая деятельность:

- использование действий в игровой проблемной ситуации.

- самоопределение и поиск новых путей, связанных с решением проблемной ситуации.

3. Самоорганизационная деятельность:

- самостоятельные действия во время соревнования;

- самостоятельное принятие правильного решения.









  1. Контроль и коррекция результатов по разделу.

Формы, способы и средства проверки и оценки

результатов обучения

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся являются важнейшей составной частью педагогического процесса. Учащиеся должны знать, что любое обучение сопровождается проверкой, в ходе которой устанавливается насколько прочно и хорошо усвоен учебный материал. Для этого контролирующие мероприятия проводятся не стихийно, а систематически, каждый раз осуществляется анализ результатов, и принимаются соответствующие меры для своевременной коррекции знаний, умений и навыков.

Для отслеживания результатов освоения раздела можно использовать следующие виды контроля:

  1. Первоначальный (первичная коррекция при освоении движения).

  2. Промежуточный контроль (оценка техники выполнения отдельных элементов).

  3. Итоговый контроль (применение всех полученных знаний, умений, навыков).

Здесь эффективно использовать следующие приёмы:

    • самоконтроль, взаимоконтроль;

    • итог соревновательной деятельности;

    • устный опрос;

    • тестовый контроль;

    • проверка терминологического словаря;

    • контроль физической подготовленности;

    • Контроль техники выполнения упражнений;

Критерии оценивания различных видов работ.

Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) – Практический курс:

осуществляется следующим образом:

«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;

«4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;

«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;

Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знании и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.

Итоговые оценки

Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.

Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета (экзамена) по физической культуре (для выпускных классов) и за счет прироста в тестировании.

Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу:

«5» - ставится если:

- полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей;

- рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов);

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

«4» - выставлена тогда когда:

- раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.

«3» - ставится если:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий не достаточно четкие;

- не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;

- допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий

«2» - получает тот кто:

- не раскрыл основное содержание учебного материала;

- не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;

- допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.








  1. Мониторинг качества знаний по разделу «Гимнастика» за последние два года в 6 классе.
По разделу «Гимнастика» предусмотрено проведение контрольных уроков и тестов.
Вывод: данные представленные в диаграмме показывают, что обучающиеся в течение ряда лет не теряют интереса к гимнастике. Это достигается путём совершенствования методов обучения, применения современных технологий.









10. Поурочное планирование по главе.

Гимнастика с элементами акробатики


1 урок


Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.


2 урок


Перестроение из колонны по два в колонну по одному.


3 урок


Ходьба на месте и в движении. К.



4 урок


Висы согнувшись и прогнувшись (мальчики). Подтягивание из виса лежа.



5 урок


Подтягивание в висе (из виса лежа).


6 урок


Подтягивание в висе (из виса лежа).


7 урок


Поднимание прямых ног в висе. К.


8 урок


Кувырок вперед.


9 урок


Кувырок вперед.


10 урок


Кувырок вперед и назад.


11 урок


Кувырок вперед и назад. К.


12 урок


Стойка на лопатках.


13 урок


Стойка на лопатках. К.


14 урок


ОРУ без предметов и с предметами.


15 урок


ОРУ с повышенной амплитудой.


16 урок


ОРУ. Эстафеты и игры со скакалкой. К.


17 урок


Кувырок вперед и назад.


18 урок


Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках. К



11.Разработка урока по разделу «Гимнастика» 6 класс.

«Кувырок вперёд в стойку на лопатках»

Цель урока:

1. Разучивание техники выполнения кувырок вперёд в стойку на лопатках.

2. Воспитывать чувство коллективизма, чувство дружбы и культурного поведения.

3. Формирование знаний о здоровом образе жизни.

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование, инвентарь: гимнастические маты, свисток, секундомер, волейбольный  мяч.

Части урока

Содержание урока

Дозировка

Методические указания

Подготовительная часть 15минут.

1. Построение, сообщение цели урока.

2. Повороты направо, налево, кругом.

3. Упражнения в ходьбе:           - Ходьба на носках (руки вверх)

- Ходьба на пятках (руки на поясе)

- Ходьба в полуприсяде (руки за головой)

- Ходьба в полном присяде (руки на коленя)

4. Упражнения в беге:

- Бег с захлёстом голени (руки на ягодицах)

- Бег с высоким подниманием колена (руки на поясе)

- Бег по диагонали с подскоками (руки произвольно)

- Бег спиной вперёд (руки произвольно)

Общеразвивающие упражнения  на месте:

1.  - И.п., узкая стойка, руки на поясе.

на 1-наклон головы вперёд,

на 2- наклон головы назад,

на 3- наклон головы вправо,

на 4- наклон головы влево.

2.  - И.п., узкая стойка, руки на поясе.

на 1,2- вращение головы вправо,

на 3,4 –вращение головы влево.

3. - И.п., узкая стойка, руки к плечам.

на 1,2- вращение рук вперёд,

на 3,4- вращение рук назад.

4. - И.п., широкая стойка, наклон вперёд,  руки в стороны.  Упражнение «Мельница».

5. – И.п., сед упор сзади.

на 1- наклон туловища к правой ноге,

на 2- И.п.,

на 3- наклон туловища к левой ноге,

на 4- И.п.

6. – И.п., сед упор сзади.

на 1- наклон туловища к правой ноге,

на 2- наклон туловища в середину,

на 3- наклон туловища к левой ноге,

на 4- И.п.



3 мин.






2 мин.









10 мин.











4-5 раз.







4-5 раз.





4-5 раз.




4-5 раз.




4-5 раз.








4-5 раз.





Держать равновесие.


Спина прямая, смотреть прямо перед собой.





Доставать пятками до ладоней.


Дышать спокойно и ритмично (вдох через нос, выдох через рот).






Смотреть через правое плечо.




Держать равновесие.




Выполнять упражнения под счёт учителя.















Не выполнять резких наклонов.

Основная часть 25 минуты.

Кувырок вперёд в стойку на лопатках.

    1. Подводящие упражнения:

- упор присев

- положение  группировки

- перекаты на спину в группировке

- выполнение кувырка

- выполнение стойки на лопатках

- взаимная страховка обучающихся при выполнении упражнения

    2. Объяснение техники выполнения кувырка вперёд в стойку на лопатках.

   3. Выполнение техники выполнения кувырка вперёд в стойку на лопатках.




5 мин.












5 мин.




15 мин.

Строго контролировать положение головы в группировке и при выполнении стойки на лопатках.


Учитывать технику выполнения группировки.

Заключительная

часть 5 минут.

1. Игра «Перестрелка»

2. Построение, подведение итогов.

3. Домашнее задание.

4. Организованный уход.

3 мин.


1 мин.



1 мин.

Игра на развитие координационных способностей.

Выставление оценок.

Два кувырка вперёд слитно.





12. Заключение.

Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организма огромны, а реализовать их не всегда удаётся. И наиболее доступным средством увеличения потенциалов здоровья является занятия гимнастикой. Благодаря гимнастическим упражнения дети учатся правильным двигательным навыкам ходьбы, прыжков, преодолению препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, гибкость, сила, быстрота точность, красота движений. Занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно - двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечно – сосудистой системы. Занятия гимнастикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

При разработке данной программы учитывалось большое количество факторов:

  • психолого-педагогические особенности обучающихся,

  • специфика материала,

  • взаимосвязь материала раздела с другими науками.

Это способствует наиболее эффективному раскрытию материала раздела. Использование в работе различных образовательных методов позволяет привлечь внимание к материалу не только тех учеников, учение для которых интересно само по себе, но и отстающих учащихся. Это осуществляется путем применения дифференцированного обучения.

Использование на уроках групповых форм организации деятельности оказывается очень эффективным, в силу особенностей возраста – подросткового – когда для ребенка очень важно общение со сверстниками, соревновательный момент способствует активации даже неорганизованных учащихся. Групповая форма организации деятельности учащихся также повышает самооценку каждого школьника, а также развивает общие способности к коммуникации.

Основной целью деятельности системы образования всегда считалось создание условий для получения знаний, умений, навыков и формирование личностных качеств учащихся. Главной целью образования является создание условий для подготовки учащихся к жизни в обществе.

Можно считать, что программа по гимнастике является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек, поддержанию высокой работоспособности учащихся утверждению здорового образа жизни, формированию потребностей в физическом и нравственном совершенствовании, развитию волевых качеств личности.







































13. Литература.

  1. Справочник учителя физической культуры / авт.- сост. П.А.Киселёв , С. Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
  2. Спортивные и подвижные игры /авт.- сост. Ю.И. Портных, - Москва: Физкультура и спорт, 1984.- 344 с.
  3. Физкультура 6 класс ,поурочные разработки / авт. – сост. Г.В. Бондаренкова, Н. И. Ковалько, А.Ю. Уточкин. – Волгоград: Учитель, 2005. – 156 с.
  4. Поурочные разработки по физкультуре:. 5-9 классы / авт.- сост. В. И. Ковалько, - Москва: ВАКО, 2007. - 400 с.
  5. Нестандартные уроки физкультуры 6 класс. / сост. Н. Ю. Никифорова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 128 с.
  6. Физическая культура: учебник для учащихся 5-7 кл. / авт. – сост. М. Я. Веленский. – Москва: Просвещение, 2007. – 156 с.
  7. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич, - Москва: Просвещение, 2011. – 124 с.