Методическая разработка «Развитие элементарных понятий по ОБЖ у детей дошкольного возраста».
Здоровье ребенка – это основа его успешного будущего, поэтому нужно не заставлять делать и уметь то, на что у него пока не хватает возможностей, а именно помогать.
В дошкольном возрасте закладывается база будущей личности ребенка. У детей проявляется интерес к коллективным играм.
В дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-образное мышление и у детей закладываются основы абстрактно-логического мышления. Также формируется усидчивость, что является необходимым навыком, когда малыш пойдет в школу и переключится на учебную деятельность.
Дети, познавая окружающий мир, зачастую попадают в ситуации, которые угрожают их жизни и здоровью. Это диктует о том. Что необходимо начинать обучать детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Часто взрослые и педагоги – это пытаются ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность нашим детям?»
Современные дети с удовольствием играют в компьютерные игры, в которых они могут прожить несколько жизней, поэтому возникает проблема, заключающаяся в том, что у детей чувство страха отсутствует. Необходимо в детях воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома, учить общаться с животными. Необходимо привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм.
Основа безопасности жизнедеятельности - это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Существует много форм и методов работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности. Я использую в работе разные дидактические игры.
Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей является игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно найти правильное решение и выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого замятия - тренинга определяется возможностями детей и уровнем их подготовленности.
В период дошкольного возраста происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс формирования основ безопасного поведения.
На занятиях я рассматриваю и обсуждаю возможные ситуации и объясняю детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель воспитателя - это научить детей, прежде всего застенчивых, неуверенных в себе, как себя вести. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим.
Использую художественное слово:
«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака,
Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»;
Л. Толстой «Пожарные собаки»;
С. Михалков «Дядя Степа»;
Б. Житков «Пожар».
Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;
М. Кривич «Где работает огонь»;
Б. Житков «Пожар в море»;
Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички»;
Т. Нуждина «История спички» и другие произведения.
Для дошкольника доступным видом деятельности является игра - драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
Спортивные развлечения: «Эстафета безопасности»; «Мы сильные и смелые»; «Путешествие в страну безопасности», «Дружба с дорожными знаками».
Квест-игры: «Тропа безопасности»; «Знатоки правил безопасности»; «Звонок в пожарную охрану»; «Тайны Феи Осторожность».
Сюжетно-ролевые игры: «Большое и маленькое «нет»»; «Семья»; «Прием гостей»;
«Один дома»; «Незнакомец»; «Машина»; «Если потерялся»; «Дорога домой».
Беседы с детьми: «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки»; «Насекомые – польза и вред»; «Как вести себя в группе»; «Зимние дороги»; «Если подошел незнакомец»; « Пожар в доме»» «Если укусила пчела».
НОД по ОБЖ: «Опасные предметы»; «Моя безопасность в моих руках»; «Путешествие в страну здоровья»; «Спички не игра».
Викторина по обж: «Где? Когда?»; «Знатоки правил поведения»; «Один дома».
Прогулки: «Наблюдение за движением транспорта»; «Правила для пешеходов»; Экскурсия по улице.
Для плодотворной работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.
Я активно вовлекаю родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах и консультациях.
Взаимодействуя с родителями, я использую разные формы работы:
приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
индивидуальный диалог;
проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;
участие в конкурсах;
памятки, информационные стенды, папки-передвижки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком.
Таким образом весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшег дошкольного возраста. У детей проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных ситуациях в быту.