СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Родной язык. Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

3 класс. Родной язык. Урок 3.   Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Родной язык. Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит (3 класс)»

01.10.2020

3 класс. Родной язык. Урок 3. Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка

Задачи, направленные на формирование:

- предметных знаний, умений и способов деятельности (планируемые результаты): уметь определять знакомые и незнакомые слова;понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

- универсальные учебные действия (метапредметные и личностные):

  • регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;

  • коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  • познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.

  • личностные:развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.



Ход урока



















Организационный момент.


– Ребята, вам тепло?

- В классе светло?

- Прозвенел для вас звонок?

- Уже закончился урок?

- Только начался урок?

- Хотите учиться?

- Значит можно садиться!

Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок



Актуализация опорных знаний


-Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?

- Прошлое и настоящее, каких слов русского языка мы изучали?

- На какие группы мы делили слова?


-«Русский язык: прошлое и настоящее»


-Правда и ложь.

-Друг и враг.

- Слова из прошлого нашего языка, слова из настоящего нашего языка.

Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.


- Сегодня продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. А о каких словах будем говорить, узнаете, послушав стихотворение:

Дождик, дождик, пуще лей.

Капель, капель не жалей.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

-О каких словах сегодня пойдет речь на уроке?

-Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее каких слов?

-Тема нашего урока: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Постарайтесь объяснить смысл этой пословицы. (Не всегда будут трудности, придут и радости)









-О дожде.


-Слов, которые называют дождь.


 




Изучение нового материала.




Стр. 17 упр. 1



















-Сегодня на уроке нас будут знакомить с новыми словами произведения русских писателей К.Г.Паустовского и В. П. Астафьева

-Поработаем в парах

-Перед вами отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». Подчеркните все «дождевые» слова, которые вы встретите в тексте.

-Прочитайте, какие слова вы подчеркнули.

-Какие дожди вам пришлось испытать на себе?

- Какие слова вам незнакомы (обложные, спорые, окатные)? В каком словаре можно узнать лексическое значение?

-Обложной: обложной дождь (разг.) -затяжной дождь, во время которого небо обложено тучами.

-Спорый:

слово «спорый» означает ― быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

- Окатный дождь – еще называют купальным дождем

Купальный дождь непродолжительный, после него тучки рассеиваются, небо проясняется. Такой дождь получается только летом.

-Запишем эти слова в тетради.

-Подумайте, к какой группе (прошлое или настоящее родного языка) отнесем эти слова?






Моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни)

Толковый словарь




















Дожди: обложные, спорые, окатные.


- Прошлое

Физкульминутка





Изучение нового материала.


Стр. 18-19 упр. 2




Стр. 19 упр. 3




- Ребята, дождь можно увидеть, а еще как можно почувствовать дождь?

-А на что похожи звуки дождя?

- Послушайте, с чем сравнивает звуки дождя Виктор Петрович Астафьев?



-А как еще модно почувствовать дождь?

-Послушайте текст К.Д. Паустовского, определите, какие запахи появляются во время дождя?

-Объясните, пользуясь текстом, что означает слово КРАПАТЬ?

-Выпишите из текста однокоренное слово к слову КРАПИНКИ, выделите корень.

-Определите, к какой части речи относится каждое слово.

-Услышать.




-Со слепым человеком, который подошвой ноги пощупал крышу.


-По запаху. Потрогать.


-Чудесный, прохладный запах земли, его вытесняют запах мокрой травы.

-Крапать, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах.


-Крапинки-крапать


-Крапинки –сущ., крапать – глагол.

Первичная проверка понимания

Стр. 20 упр. 5


- Продолжим говорить о дождевых словах. Вернемся к текстам упражнения 2 и 3.

-Найдите, как каждый автор рассказывает о том, что дождь начинается, о том, что дождь пошел быстрее.




Читают отрывки из текстов.




Домашнее задание

Стр. 20-21упр.5



-Константин Георгиевич Паустовский мечтал составить словарь «природных» слов. Он писал «Словарь этот будет, конечно, толковым».

-Что такое толковый словарь?

-Я предлагаю вам сделать книжку-малышку «Дождевые слова»

  • Обложка (Дождевые слова)

  • 1 стр. написать, какие бывают дожди,

  • 2 стр. нарисовать дождь,

  • 3,4.5,6 стр. написать загадки о дожде, грозе, облаках, туче и др., рисунки-отгадки.






-Толковый словарь объясняет значение слов.

Итог урока

- С каким словами сегодня познакомились?

- Какие слова из прошлого узнали?

- Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах?

- С дождевыми словами.


- Обложные, спорые, окатные

Рефлексия


- Оцените свою работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Дождик вымочит, а красно солнышко высуши