СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Технология подготовки к ОГЭ по русскому языку в средних классах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена система поэтапной подготовки учащихся 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Технология подготовки к ОГЭ по русскому языку в средних классах"»

Методическая разработка на тему: «Технология подготовки к ОГЭ по русскому языку в средних классах (5-9 классы)»

Аннотация: В данной разработке представлена система поэтапной подготовки учащихся 5-9 классов к Основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку. Технология включает целенаправленную работу с содержательными блоками, развитие метапредметных умений и практическое применение различных форм и методов обучения для формирования устойчивых навыков выполнения экзаменационных заданий.

1. Введение: Актуальность и целеполагание

  • Актуальность: Подготовка к ОГЭ не должна быть «натаскиванием» в 9 классе. Это длительный, системный процесс, который целесообразно начинать в среднем звене (с 5-6 класса), формируя прочную базу и снимая психологическое напряжение перед экзаменом.

  • Цель: Разработать и внедрить технологию поэтапной подготовки учащихся 5-9 классов к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку.

  • Задачи:

    • Формирование прочных знаний в рамках всех содержательных блоков курса.

    • Отработка алгоритмов выполнения заданий разных типов.

    • Развитие навыков работы с текстом: анализ, компрессия, создание собственного речевого высказывания.

    • Повышение учебной мотивации и снижение тревожности.

2. Содержательные блоки ОГЭ и их распределение по классам

Подготовка ведется по трем основным направлениям, соответствующим структуре КИМ ОГЭ:

Блок ОГЭ

Содержание

Этап подготовки (классы)

1. Аудирование и письмо (Сжатое изложение)

Навыки аудирования, выделение главной информации, приемы компрессии текста.

5-6 кл.: обучение подробному и выборочному изложению.
7-8 кл.: введение и отработка приемов сжатия (исключение, обобщение, упрощение).
9 кл.: отработка на аудиотекстах, соответствующих формату ОГЭ.

2. Тестовая часть (Задания 2-8)

Анализ текста: средства выразительности, лексика, грамматика, орфография, пунктуация.

5-7 кл.: отработка орфографических и пунктуационных правил на основе связных текстов.
8-9 кл.: углубленный синтаксис и пунктуация (особенно темы: Вводные слова, СПП, обособленные члены).

3. Сочинение-рассуждение (Задание 9.1, 9.2, 9.3)

Умение создавать аргументированное высказывание на лингвистическую, морально-этическую или литературную тему.

5-6 кл.: обучение написанию сочинения по картине, сочинения-рассуждения на бытовые темы.
7-8 кл.: обучение тезисно-доказательной структуре, подбору аргументов.
9 кл.: отработка конкретных шаблонов и клише для каждого типа задания.

3. Технология и методы подготовки

Принципы:

  • Непрерывность: Подготовка интегрирована в уроки с 5 по 9 класс.

  • Преемственность: Постепенное усложнение заданий.

  • Практико-ориентированность: Максимум работы с текстом.

  • Дифференциация: Индивидуальные траектории для сильных и слабых учеников.

Методы и приемы:

  1. Работа с текстом (ключевой метод):

    • «Слепое» чтение: Текст проецируется на экран, учитель комментирует, подчеркивает ключевые моменты — тренировка зрительной памяти.

    • Тексты-«обманки»: Анализ текстов с намеренно допущенными ошибками.

    • Компрессия текста: Упражнения на отработку каждого приема отдельно.

  2. Алгоритмизация:

    • Создание памяток-алгоритмов для каждого типа заданий (например, «Как распознать вводные слова», «План написания сочинения 9.3»).

    • Использование опорных схем и таблиц (например, «Падежи», «Разряды местоимений», «Виды придаточных»).

  3. Игровые и интерактивные технологии:

    • Онлайн-тренажеры (Яндекс Репетитор, ФИПИ, Сдам ГИА) для мгновенной проверки тестовой части.

    • Лингвистические квесты по станциям: «Орфографическая», «Пунктуационная», «Текстовая».

    • Работа в парах и группах: Взаимопроверка изложений и сочинений по критериям.

  4. Проектная деятельность:

    • Проект «Создаем свой сборник для подготовки к ОГЭ»: Ученики в группах готовят теоретические справки, подборки упражнений и тестов по одной теме.

4. Пример практического занятия для 8 класса

Тема: «Отработка приема компрессии текста — ОБОБЩЕНИЕ. Подготовка к заданию 1 ОГЭ».

Цель: Научиться заменять однородные члены предложения обобщающим словом или однородные простые предложения — сложным.

Ход занятия:

  1. Актуализация: Повторение правил постановки двоеточия и тире при обобщающих словах.

  2. Практикум:

    • Задание 1: Дано предложение: «В лесу росли дубы, березы, клены и сосны». Предложить варианты сжатия.

    • Задание 2: Дан абзац. Найти и выделить однородные члены, заменить их обобщающим словом.

    • Задание 3: Прослушать аудиофрагмент (2 минуты). Выписать ключевые слова, отражающие микротемы.

    • Задание 4: Применить прием обобщения к одному из абзацев прослушанного текста.

  3. Рефлексия: Обсуждение получившихся вариантов, анализ ошибок.

5. Система контроля и оценки

  • Стартовая диагностика в начале года (пробный вариант или его части).

  • Текущий контроль: Мини-тесты по пройденным темам в формате ОГЭ (1-2 задания).

  • Промежуточный контроль: Написание полного изложения или сочинения раз в триместр.

  • Итоговый контроль: Написание полного пробного ОГЭ (2-3 раза в 9 классе).

Критериальное оценивание: Обязательное ознакомление учащихся с критериями проверки изложения и сочинения. Взаимо- и самопроверка.

6. Заключение

Предложенная технология позволяет сделать подготовку к ОГЭ не стихийной, а управляемой и эффективной. Начиная работу в средних классах, учитель не только обеспечивает высокий результат на экзамене, но и формирует у учащихся целостное представление о языке, развивает функциональную грамотность и критическое мышление, что является главной целью современного образования.

Приложения (примерный список):

  1. Памятка для ученика «Алгоритм написания сжатого изложения».

  2. Памятка «Структура сочинения-рассуждения 9.3».

  3. Банк текстов для изложений разной степени сложности.

  4. Ссылки на онлайн-ресурсы для самостоятельной подготовки.

  5. Примеры листов самопроверки и взаимооценки