СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка позволяет изучить и закрепить правила постановки тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Представлены задания для подготовки к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении"»

Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов (1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги. (3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.   1)  Полна тайн (предложение 1) 2)  Свет проникает освещает (предложение 2) 3)  Дремлет (предложение 3) 4)  Шорохи луч не беспокоят (предложение 4) 5)  Медведь объелся (предложение 5)

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов

  • (1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.
  • (3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.
  •   1)  Полна тайн (предложение 1)
  • 2)  Свет проникает освещает (предложение 2)
  • 3)  Дремлет (предложение 3)
  • 4)  Шорохи луч не беспокоят (предложение 4)
  • 5)  Медведь объелся (предложение 5)
Проверим!! (1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги. (3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.   1)  Полна тайн (предложение 1) 2)   Свет проникает освещает (предложение 2) 3)  Дремлет (предложение 3) 4)   Шорохи луч не беспокоят (предложение 4) 5)  Медведь объелся (предложение 5)

Проверим!!

  • (1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.
  • (3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.
  •   1)  Полна тайн (предложение 1)
  • 2)   Свет проникает освещает (предложение 2)
  • 3)  Дремлет (предложение 3)
  • 4)   Шорохи луч не беспокоят (предложение 4)
  • 5)  Медведь объелся (предложение 5)
Закрепляем изученное (проверка домашнего задания) Анализ составленных учащимися БСП со знаком ; на границе между простыми предложениями Творческое задание: продолжите предложение и составьте БСП, разделив простые предложения знаком точка с запятой Наши войска бесстрашно сражаются… Выполните синтаксический разбор получившегося предложения

Закрепляем изученное (проверка домашнего задания)

  • Анализ составленных учащимися БСП со знаком ; на границе между простыми предложениями
  • Творческое задание: продолжите предложение и составьте БСП, разделив простые предложения знаком точка с запятой

Наши войска бесстрашно сражаются…

  • Выполните синтаксический разбор получившегося предложения
Повторим изученное Назовите случаи употребления тире и двоеточия в простом предложении. Придумайте примеры, иллюстрирующие ваши суждения.

Повторим изученное

  • Назовите случаи употребления тире и двоеточия в простом предложении. Придумайте примеры, иллюстрирующие ваши суждения.
Пример таблицы тире двоеточие 1.между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительным, числительным или инфинитивом При прямой речи перед словами автора При прямой речи после слов автора  «П» ,- а  А: «П»  При обобщающем слове после однородных членов предложения  При обобщающем слове перед однородными членами предложения

Пример таблицы

тире

двоеточие

  • 1.между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительным, числительным или инфинитивом
  • При прямой речи перед словами автора
  • При прямой речи после слов автора

«П» ,- а

А: «П»

При обобщающем слове после однородных членов предложения

При обобщающем слове перед однородными членами предложения

Проанализируйте теоретический материал п 16 и 17 (по вариантам) Заполните колонки таблицы словами – подсказками для каждого знака Тире Если двоеточие Когда Что Будешь книги читать – будешь все знать Дождь закончился – мы отправились в путь Так как Я понимаю: успеть к теплоходу нельзя Пассажиры спешили : до отправления поезда осталось 5 минут

Проанализируйте теоретический материал п 16 и 17 (по вариантам)

  • Заполните колонки таблицы словами – подсказками для каждого знака

Тире

Если

двоеточие

Когда

Что

Будешь книги читать – будешь все знать

Дождь закончился – мы отправились в путь

Так как

Я понимаю: успеть к теплоходу нельзя

Пассажиры спешили : до отправления поезда осталось 5 минут

Общий вид таблицы тире двоеточие но Так как поэтому А именно когда что если Значение …и увидел, и услышал а Потому что Быстрая смена действий

Общий вид таблицы

тире

двоеточие

но

Так как

поэтому

А именно

когда

что

если

Значение …и увидел, и услышал

а

Потому что

Быстрая смена действий

Закрепление изученного Выполните с помощью таблицы упражнения 263 (1-4) 273 (1-4) В скобках после каждого предложения записывайте слова- подсказки для определения знака

Закрепление изученного

  • Выполните с помощью таблицы упражнения
  • 263 (1-4)
  • 273 (1-4)
  • В скобках после каждого предложения записывайте слова- подсказки для определения знака
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?   По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами. (Куприн А.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  • По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами. (Куприн А.)
  • 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
  • 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
  • 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?    Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. (Куприн А.) 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  • Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. (Куприн А.)
  • 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  • 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  • 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку тире в данном предложении?   Ландыши уже созрели – меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды. (Паустовский К.) 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Ландыши уже созрели – меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды. (Паустовский К.)

  • 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
  • 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.
  • 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
  • 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
Практическая работа   Расставьте знаки препинания, укажите условия их постановки Глинистая дорога раскисла от дождя приходилось жаться к мокрым кустам Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.  Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.  Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело.  Запомните  ни один злой человек не бывает счастлив.

Практическая работа

  • Расставьте знаки препинания, укажите условия их постановки
  • Глинистая дорога раскисла от дождя приходилось жаться к мокрым кустам
  • Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.
  • Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.
  • Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело.
  • Запомните ни один злой человек не бывает счастлив.
Проверяем Глинистая дорога раскисла от дождя - приходилось жаться к мокрым кустам. (следствие, результат) Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий) Солнце сильно палит - к вечеру соберется гроза. (следствие, результат, время) Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие, время)  5. Запомните:  ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

Проверяем

  • Глинистая дорога раскисла от дождя - приходилось жаться к мокрым кустам. (следствие, результат)
  • Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий)
  • Солнце сильно палит - к вечеру соберется гроза. (следствие, результат, время)
  • Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие, время)
  • 5. Запомните: ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)
Практическая работа Расставьте знаки препинания, укажите условия их постановки Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. Кукушка закуковала – пора сеять лен. Я выглянул из окна все небо заволокло тучами. Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет .

Практическая работа

  • Расставьте знаки препинания, укажите условия их постановки
  • Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
  • Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь.
  • Кукушка закуковала – пора сеять лен.
  • Я выглянул из окна все небо заволокло тучами.
  • Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет .
Проверяем Хотел рисовать- кисти выпадали из рук. (противопоставление) Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. (перечисление) Кукушка закуковала – пора сеять лен. (условие. время) Я выглянул из окна : все небо заволокло тучами. (изъяснение, дополнение, …и увидел) Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет . (причина)

Проверяем

  • Хотел рисовать- кисти выпадали из рук. (противопоставление)
  • Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. (перечисление)
  • Кукушка закуковала – пора сеять лен. (условие. время)
  • Я выглянул из окна : все небо заволокло тучами. (изъяснение, дополнение, …и увидел)
  • Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет . (причина)