Группа МЖКХ-7
Урок № 71-72
Дата: 27.05.2020
Тема: Промышленный переворот и его последствия.
Цель: Сформировать знания о причинах, основных чертах, последствиях промышленного переворота; продолжить формирование умения характеризовать основные черты изучаемого периода, устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям; продолжить формирование интереса к этапам развития европейской цивилизации в контексте всемирной истории.
Задание на дом: изучить § 1 главы 18 учебника «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс» Л.Н.Алексашкина, Издательский центр «Мнемозина», 2017г., (ссылка на учебник: https://drive.google.com/file/d/1hubEcKQ38V0qfsdwIJJbLV1blYaXxr9j/view),
выполнить контрольные задания.
Ход занятия:
1. Изучите теоретический материал:
Основные понятия урока:
Промышленный переворот – переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному.
Традиционное общество – общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способами социального регулирования, основанными на традициях
Индустриальное общество – общество с преобладанием в экономике промышленности, с машинизацией и автоматизацией производства, массовым производством товаром, высоким уровнем мобильности, урбанизацией, возрастанием государственного регулирования.
Индустриализация – создание крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленности в экономике
Промышленный переворот начался в Англии в последней трети ХVIII века. Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретении в области механики – прядильной машины, механического ткацкого станка, парового двигателя. Значительные технические открытия были сделаны и в XIX веке.
Первым современным станком из металла считается механический токарно-винторезный станок Генри Модсли. Станок заменил ручной труд в тех операциях, где требовалась точность.
В текстильном производстве большим прорывом стало изобретение Жозефом Мари Жаккаром станка, позволяющего изготавливать узорчатые ткани.
В 1842 году Джеймс Несмит сконструировал паровой молот, который позволял выковывать крупные металлические детали целиком.
Развитие машиностроения требовало всё больше металла. Английский инженер Генри Бессемер изобрел конвертер – вращающуюся печь для выплавки стали. Через жидкий чугун продувался сжатый воздух. Он окислял примеси, удаляя их из чугуна и превращая его в сталь.
Французский ученый Пьер Эмиль Мартен сконструировал печь, в которой выплавлялась сталь более высокого качества. Кроме того, в печь подавался не жидкий, как в конвертере, чугун, а твердый, что значительно облегчило процесс литья. Сталь открывала новые возможности для увеличения прочности и мощности машин. А потому стремительно вытесняла железо и дерево. Уже в 1870-х гг. выплавка стали являлась важнейшим показателем промышленного потенциала страны.
Совершенствование станков и оборудования позволило повысить производительность труда и перейти к промышленному выпуску машин. Еще в XVIII веке в Англии начинается процесс замены мануфактур фабриками – крупными капиталистическими предприятиями. Как и на мануфактуре, здесь существовало разделение труда, но физический труд людей был заменен машинным. К началу 1860-х гг. в Англии существовало более 5 тыс. фабрик.
Сама природа производства в ту эпоху требовала большой концентрации производства. В последней четверти XIX века мелкие и средние предприятия стали поглощаться крупными компаниями. Зарождался монополистический капитализм.
Монополиями называют объединения капиталистов, которые сосредотачивают в своих руках производство или продажу какого-либо товара для того, чтобы установить свое господство в той или иной отрасли экономики. Господство монополий в экономике приходится на конец XIX – начало XX века.
В XIX веке происходят значительные изменения в области транспорта. В 1807 году американский изобретатель Роберт Фултон построил пароход, получивший название «Клермонт». Пароход удачно прошел испытания на реке Гудзон. Разработал Фултон и подводную лодку, которую назвал «Наутилус», но ей в те годы не нашлось применения.
В 1819 году пароход «Саванна» проделал путь через Атлантику от Нью-Йорка до Ливерпуля всего за 20 дней. Морские плавания перестали зависеть от ветра. Усовершенствование водного транспорта способствовало росту миграции. С 20-х гг. XIX века началось массовое переселение европейцев на другие континенты. Большинство эмигрантов направлялось в США – «страну больших возможностей».
Наибольшее влияние на ускорение темпов промышленного переворота имело появление железнодорожного транспорта. Главная заслуга в этом принадлежит англичанину Джорджу Стефенсону. С 1814 г. он занимался строительством паровозов. Под его руководством в 1825 строилась железная дорога Дарлингтон-Стоктон. Первый паровоз «Блюхер» был построен для рудничной рельсовой дороги.
В 1830 году была построена железная дорога, длиной 50 км, соединяющая Манчестер и Ливерпуль. На этой дороге паровоз Стефенсона «Ракета» выиграл соревнование, развив скорость 48 км/ч. Уже в 1860 году длина железнодорожных линий составила 110 тыс. км, а к концу XIX века – 790 тыс. км. В 1888 году между Парижем и Стамбулом начал курсировать знаменитый Восточный экспресс.
Промышленность вовремя и в достаточном количестве получала сырье и могла обеспечить бесперебойный сбыт продукции.
Родоначальником современного автомобиля считают созданный еще в 1769 году «дорожный локомотив» французского артиллерийского офицера Никола-Жозефа Кюньо – трехколесный тягач с паровым котлом и машиной. В 1803 году американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии автомобиль с паровым двигателем, английский конструктор Ричард Тревитик сделал это в 1802 году в Лондоне. Его экипаж двигался с грохотом и чадом, пугая прохожих, за что его прозвали «пышущим дьяволом». Предложенные конструкции были слишком несовершенными и не создали конкуренции конной тяге.
В 1876 году в Германии был создан принципиально новый, лёгкий и мощный двигатель внутреннего сгорания. Недаром там же в 1886 году появились первые автомобили. Заслуга их изобретения принадлежит немцу Готлибу Даймлеру и Карлу Бенцу. В Европе почти сразу вспыхнула «автомобильная эпидемия».
Появление двигателя внутреннего сгорания дало мощный импульс развитию нефтедобычи и нефтепереработки. В 90-е годы «ископаемое топливо» начало доминировать во всемирном масштабе.
Последняя треть XIX века стала эпохой электричества, которое дало производству новую энергетическую базу. В 1882 году известный американский учёный Томас Эдисон построил первую в мире электростанцию для освещения городских улиц. Электрическое освещение стали активно использовать на предприятиях, на транспорте, а с 1895 г. и в работе кинопроекционного аппарата. Опыты учёных показали, что электроэнергию можно передавать на большие расстояния.
С конца 1830-х годов изобретатели разных стран включились в работу по созданию эффективной электрической лампочки. Наиболее успешными были опыты Павла Николаевича Яблочкова, Александра Николаевича Лодыгина и Томаса Эдисона.
В 1840-е гг. Сэмюэл Морзе сконструировал первое средство дальней связи – телеграф, которому нашлось применение и в диспетчерских пунктах железнодорожных станций, и в системе государственного управления. В середине столетия трансатлантический телеграфный кабель впервые связал Америку и Европу, позволив передавать информацию между континентами с невиданной ранее скоростью.
1876 года Александром Беллом был получен патент на изобретение телефона. Он на час опередил другого изобретателя Йлайю Грея.
Практически одновременно, в 1897 г., и, как принято считать, независимо друг от друга русский инженер Александр Степанович Попов и работающий в Великобритании итальянец Гулельмо Маркони изобрели радио. Вскоре его стали использовать в военном деле и различных областях хозяйственной деятельности.
Свои изобретения в области вооружения сделали Сэмюэль Кольт, создавший револьвер, Хайрем Мэксим, сконструировавший пулемет, Альфред Нобель – изобретатель динамита.
«Железный век» преобразил облик городов, быт человека, его труд, изменил представления людей о расстоянии, расширил поток информации. Строятся новые и растут старые города, появляется необходимость в общественном транспорте. В первой половине XIX века эту роль выполняли омнибусы – большие экипажи, следовавшие по определенному маршруту. В 1863 году в Лондоне открыли первую в мире подземную железную дорогу – метрополитен.
Строились туннели, каналы, мосты. Знаменитый Бруклинский мост в США был возведен на высоте 41 метр.
Немец Вернер фон Сименс изобрел электрический трамвай. Он был способен развивать скорость до 20 км в час, мощность двигателя равнялась 5 Квт, напряжение – 180 вольт. Первая электрическая трамвайная линия длиной 2,5 км соединила в 1881 г. пригород Лихтерфельд с Берлином.
С возникновением промышленной цивилизации рухнули вековые принципы жизненного устройства. В Средние века и в раннее Новое время место человека в общественной иерархии определялось при рождении. В эпоху промышленного переворота сформировалось общество, поощряющее инициативу и предприимчивость.
Сословное деление общества уходили в прошлое, увеличивалась численность буржуазии и рабочего класса. В XIX веке во главе крупной промышленности и банков стояли представители буржуазии, нажившие миллионные состояния.
В индустриально развитых странах рабочий класс был дифференцирован на группы: квалифицированные рабочие, которые часто имели образование, могли подняться по социальной лестнице до служащих и неквалифицированные рабочие, выполнявшие самую тяжелую работу. Широко использовался женский и детский труд.
В XIX веке формируется средний класс, куда включают мелкую буржуазию, служащих частных и государственных учреждений.
Таким образом, открытия и изобретения XIX века послужили основой для бурного развития промышленности ведущих стран мира и способствовали становлению крупного производства. Развитие машиностроения, новые изобретения в металлургии, переворот в транспорте и средствах связи, новые дороги, туннели, мосты – всё меняло жизнь человека.
Быстро растут города и численность городского населения. В ряде стран разрушается традиционная сословная структура, формируются новые социальные группы – классы. В экономической и политической жизни всё больше о себе заявляла буржуазия.
Индустриализация сопровождается модернизацией в политической сфере, изменениями вековых устоев и ценностей. В результате этого процесса происходит смена традиционного общества индустриальным.
фабричном регламенте.
2. Выполните контрольные задания:
Задание №1. Выберите правильный вариант ответа.
Страна, в которой промышленный переворот начался раньше других:
а) США
б) Франция
в) Англия
г) Германия
Задание № 2. Заполните пропуски в тексте.
К концу XIX века изменился облик европейских и североамериканских городов. Жизнь людей становится более мобильной. В 1863 году в Лондоне открыли первую в мире подземную железную дорогу, которую по имени компании, строившей её, назвали (1___________). В 1881 году по улицам Берлина начал курсировать первый (2______________), изобретенный Э. Сименсом, а в конце XIX века немецкие ученые (3_________) и (4__________) независимо друг от друга создали автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Теперь не нужно было ждать долгие дни, пока важное письмо будет доставлено на другой конец света. Сэмуэл Морзе в 1840 г. запатентовал (5_____________), позволяющий отправлять сообщения с помощью специального кода.
Задание № 3. Запишите определения следующих понятий: Промышленный переворот, Индустриализация, Монополия.
Литература: учебник «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс» Л.Н.Алексашкина, Издательский центр «Мнемозина», 2017г., (ссылка на учебник: https://drive.google.com/file/d/1hubEcKQ38V0qfsdwIJJbLV1blYaXxr9j/view).
Ответы на контрольные задания отправлять преподавателю в день урока по расписанию до 15.15 на электронную почту: [email protected]