СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории в 7 классе "Борьба за разделение Европы и мира"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка будет полезна учителям истории при подготовке к урокам

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории в 7 классе "Борьба за разделение Европы и мира"»

История 7 класс

БОРЬБА ЗА ПЕРЕДЕЛ ЕВРОПЫ И МИРА

Цели и задачи урока: выявить спорные вопросы международных отношений в Европе конца XVII—XVIII в., раскрыть сущность понятий «баланс сил», «династические войны», «колониальное соперничество»; осветить причины, основные события, итоги крупнейших международных конфликтов первой половины XVIII в.: войны за Испанское наследство и Семилетней войны, показать роль в них России; продолжить формирование навыков работы с документом, исторической картой, развивать умения выделять главное и сопоставлять полученные сведения, формулировать свою точку зрения; воспитывать стремление к мирному решению конфликтов.

Тип урока: комбинированный урок.

План урока:

Расстановка сил и основные противоречия между европейскими государствами после Вестфальского мира.

Крупнейшие военные конфликты XVIII в.

Международные отношения к концу XVIII в. Разделы Польши.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке, проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности).

Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором он характеризует международные отношения, сложившиеся в Европе после Вестфальского мира. Учитель отмечает, что в международных отношениях со времён Вестфальского мира произошли изменения — религиозный фактор перестал быть определяющим. Сложилось равновесие сил между крупнейшими европейскими государствами; были выработаны первые общеевропейские правовые документы, регулирующие международные отношения. В основу международных отношений был положен принцип государственного суверенитета, т.е. взаимного признания государствами равенства их прав и обязанностей друг перед другом.

Но вместе с тем у всех европейских правителей и политиков не исчезало желание укрепить могущество своих государств путём агрессии: захвата чужой территории, передела в свою пользу колоний, обеспечения тех или иных военно-политических преимуществ.

В международных отношениях и военных конфликтах второй половины ХVII — первой половины XVIII в. выделяются две особенности:

стремление европейских государств сохранить баланс сил, не допустить чрезмерного усиления какой-либо одной страны (при этом разъясняется смысл понятия «коалиция»);

войны имеют династический характер, т.е. их поводом становились законные или надуманные права европейских монархических династий (например, стремление Франции завладеть троном испанских Габсбургов в ходе войны за Испанское наследство).

В качестве примера вступительного слова учителя приведём яркую характеристику международных отношений в Европе после Вестфальского мира:

«Державы-победительницы хотели ещё большего могущества за счёт присоединения новых территорий. Это обстоятельство делало вчерашних союзников врагами и наоборот. Религиозная направленность государств перестала быть ориентиром для союзнических отношений. Так, например, Австрию в борьбе с Францией поддерживали протестантские страны — Англия, Голландия и немецкие князья. Отныне не идейно-религиозные, а сугубо прагматические интересы определяли обретение союзников. Поскольку стремление к расширению территорий было у всех правителей, войны в XVII—XVIII вв. велись постоянно. Если истощались силы одних государств (например, Франции), то их место занимали другие государства (Россия и Пруссия). Эти державы, в свою очередь, противостояли друг другу (Россия и Пруссия в Семилетней войне).

Международные отношения европейских стран напоминали калейдоскоп или шахматную доску; картинки менялись при малейшем повороте. Фигуры то сближались, то расходились, то выпадали с поля игры. При этом цель у каждой из стран была одна — первенствовать в Европе»

Затем учитель ставит перед классом учебную задачу: «На основе текста учебника (п. 1, 2 § 21) и карты на с. 173 учебника попробуем составить перечень целей внешней политики крупнейших европейских стран — за что они боролись, какие территории стремились присоединить или сохранить».

В результате самостоятельной работы учащихся с учётом дополнений и корректив учителя должен получиться примерно такой перечень:

Франция — боролась за расширение территории и за колонии с монархией Габсбургов, Англией и Пруссией;

Англия — боролась за колонии и торговые пути с Голландией, затем с Францией; противодействовала политике Франции в целях поддержания баланса сил; монархия Габсбургов — соперничала с Англией и Пруссией, боролась за возвращение Силезии;

Швеция — стремилась к господству на Балтийском побережье, соперничала с Данией и Россией; потерпела поражение в Северной войне;

Пруссия — стремилась к расширению территории и усилению собственных позиций в германских землях; соперничала с австрийскими Габсбургами;

Россия — в начале XVIII в. стала активной участницей европейской политики, стремилась обеспечить себе надёжный выход к путям мировой торговли (Балтийское и Чёрное моря), расширить владения на северо-западе, западе и юге.

2. Изучение крупнейших военных конфликтов XVIII в. — войны за Испанское наследство и Семилетней войны — проходит в форме работы с текстом § 21 (с. 171—172, 174 учебника), а также дополнительных материалов (см. «Дополнительные материалы для учителя и учащихся») и анализа этих двух конфликтов по предложенному учителем плану:

Причины и характер войны:

— основные противоречия, приведшие к войне; — противоборствующие стороны (коалиции).

Ход войны (основные этапы): — основные этапы и главные сражения; — окончание войны, итоги.

Значение войны. Экономические, политические, социальные и другие последствия войны.

Затем проводится фронтальный опрос с целью закрепления нового материала.

Вопросы для учащихся

— Какие страны участвовали в: а) войне за Испанское наследство; б) Семилетней войне?

— Что они хотели бы получить в результате войны?

— Каковы были фактические итоги войны?

— Были ли удовлетворены требования стран-участниц?

— Почему войну за Испанское наследство можно назвать ещё династической войной, а Семилетнюю — уже первым мировым конфликтом?

— Какую роль в этих конфликтах играла Россия?

Затем учащиеся выступают с сообщениями о роли России в международной политике XVIII в. (о дипломатии Петра I, об одном из сражений Семилетней войны).

3. Международные отношения в конце XVIII в. кратко характеризует учитель, упоминая об успешной борьбе России с Османской империей, а также о трёх разделах Польши (1772, 1793, 1795) между Россией, Австрией и Пруссией (более подробно они будут изучены в курсе истории России). Подчёркивается, что при осуществлении захватнической политики бывшие враги чаще всего сближались (Россия и Пруссия противостояли друг другу в Семилетней войне, но стали «союзниками» по разделу Польши).

Затем проводится закрепление изученного материала в форме фронтального опроса.

Вопросы и задания для учащихся

— Назовите важнейшие противоречия между европейскими государствами после заключения Вестфальского мира. Как они проявились в вооружённых конфликтах XVIII в.?

— Как вы понимаете выражение «конец Вестфальской системы»? Как изменилось соотношение сил между европейскими государствами к концу XVIII в.?

— Какую роль в международных отношениях XVIII в. стала играть Россия?

Домашнее задание: читать параграф 21, в р/т глава 8 задания 8-11, заполнить таблицу «Крупнейшие войны XVIII в.».

Название войны

Даты

Страны-участницы


Основные события, сражения

Итоги

Война за Испанское наследство





Северная война





Война за Австрийское наследство





Семилетняя война





Опережающее домашнее задание: группе учащихся подготовить сообщения/презентации об изобретениях эпохи промышленного переворота в Англии, об условиях труда на фабриках в конце XVIII в.

Дополнительные материалы для учителя и учащихся

Немецкий историк XVIII в. Иоганн Вильгельм фон Архенгольц о причинах Семилетней войны и о подготовке к ней

«История Семилетней войны» И.В. фон Архенгольца вышла в 1788 г. Книга написана во многом по личным впечатлениям — автор с 1760 г. находился в прусской армии. Автор выражает точку зрения жителя Пруссии — он боготворит Фридриха II и необъективно оценивает намерения и действия других государств, но характеристика самой войны и её значения отличается точностью и сохранила ценность до наших дней.

«После долгой войны (имеется в виду война за Австрийское наследство. — Примеч. ред.) Аахенский мир даровал всем народам Европы спокойствие; снова стали процветать искусства, друзья мира, и все считали, что возобновление кровавых сцен войны удалено на многие годы. Однако самые могущественные государи этой части света далеки были тогда от миролюбивых намерений. Никогда ещё кабинеты не работали так усердно над тем, чтобы принести новые жертвы злому духу войны. Старания их увенчались успехом. Стали завязываться союзы, основанные не столько на мудрой политике, сколько на личных страстях; желание делать завоевания совершенно уступило место жажде удовлетворить ненависть и мщение. Две государыни (австрийская императрица Мария-Терезия и русская императрица Елизавета Петровна), управлявшие в то время неограниченно двумя многочисленными нациями, сочли себя оскорблёнными монархом, на которого были обращены взоры всех народов, который со славой окончил уже две войны (речь идёт о Фридрихе II и о 1-й и 2-й Силезских войнах (1740—1742 и 1744— 1745 гг.), являвшихся составными частями войны за Австрийское наследство. — Примеч. ред.), высокие дарования которого возбуждали всеобщее удивление и которого все признавали образцом государей, благодаря его качествам правителя. И вот, чтобы унизить его или, вернее, уничтожить самое его политическое существование, начали выискивать самые подходящие средства.

Таким образом возникла война, которая по многочисленности армий, составленных из самых различных народов, удивительному неравенству спорящих держав, полководцев и их подвигов, по применению усовершенствованной военной тактики, кровопролитным битвам, осадам на суше и на воде и их последствиям, по странным и разнообразным событиям, по распространению войны этой во всех частях света и во всех морях стоит наряду с самыми необыкновенными войнами, когда-либо опустошавшими землю.

Приготовления для будущей кампании всех союзных держав, воевавших с Пруссией, были необычайны. Французы и шведы, немцы изо всех германских провинций, англичане и горные шотландцы, венгерцы и трансильванцы, миланцы, валлонцы, хорваты, русские, казаки и калмыки деятельно готовились к ней. Это было нашествие народов, вышедших отчасти из весьма отдалённых земель не для завоеваний, а скорее для того, чтобы грабить, убивать и разорять.

Эти армии требовали громадных денег, а так как ни один двор при всём желании не мог доставить таких сумм, то пущены были в ход всевозможные ухищрения, чтобы, с одной стороны, получить взаймы наличные деньги…»

Немецкий историк XVIII в. И.В. фон Архенгольц о битве при Кунерсдорфе

Описание Кунерсдорфского сражения даёт представление как о личной храбрости Фридриха II и выучке прусской армии, так и о героизме русских войск (в сражении принимал участие молодой А.В. Суворов). Показаны трудности ведения войны в XVIII в.

«Король намеревался атаковать неприятеля одновременно с фронта, с фланга и с тыла, но, к несчастью, он был плохо знаком с местностью. Встретившиеся по пути большие пруды неожиданно остановили атаку. Были сделаны большие обходы, сильно утомившие войска, причём было потеряно много времени. Тяжёлые орудия, которых нельзя было повернуть в лесу, пришлось отпрягать, поворачивать и затем снова запрягать лошадей.

Наконец пруссаки вышли из лесу и подошли к русским укреплениям, которые стали обстреливать из трёх батарей. Русские ответили на это пальбой из ста орудий, установленных ими на левом фланге. Тогда король отдал приказ брать приступом неприятельские батареи.

Битва началась в полдень, а в 6 часов вечера пруссаки уже овладели всеми батареями этого крыла, 180 орудиями и несколькими тысячами пленных. Победа пруссаков казалась… решительной… и уже с места битвы были высланы в Берлин и в Силезию курьеры с этой приятной вестью, как вдруг военное счастье изменило им самым неожиданным образом.

Прусская пехота сделала что только было возможно, но победа их была бесполезна, так как прусская кавалерия находилась на другом фланге, где удерживала австрийцев; орудия же не могли так скоро поспеть. Русские воспользовались этим промежутком времени, чтобы построиться, и чтобы по возможности пользоваться ещё своими орудиями.

Вследствие пятнадцатичасового похода, отчаянной кровавой схватки и жары душного летнего дня пруссаки были до того истощены, что еле переводили дух. Несмотря на это, битва была ими выиграна, и весьма было вероятно, что русские, потерпевшие необыкновенные потери, ночью отступят. Они и теперь охотно уступили бы неприятелю славу этого дня, но полагали себя в большей безопасности за своими укреплениями, нежели во время бегства днём. Но Фридрих считал, что ещё ничего не было сделано, если не всё было сделано. Он был того мнения, которое при этом случае даже публично выразил, что русскую армию надо не только победить, но совсем уничтожить, чтобы она не возвращалась опять для опустошений. Прусские генералы на все эти доводы приводили лишь одно возражение — истощение войск. Тут подошёл генерал Ведель, и тот, несмотря на свои военные неудачи, постоянно пользовался расположением короля, который теперь удостоил его вопроса: “Ведель, а вы как думаете?” Ведель, ловкий придворный, совершенно соглашался с королём, и везде пронёсся возглас: “Марш!”

Победа зависела теперь от завоевания так называемой Острой горы, защищаемой пастбищем длиною в 400 шагов, от 50 до 60 шагов шириною и от 10 до 15 футов высотой, со всех сторон кончавшейся обрывами (там находился центр позиции русских войск. — Примеч. ред.).

Наконец природа вступила в свои права. Всё мужество пруссакам не могло заменить недостатка сил. Острая гора была много раз атакована, но взобраться на неё не удалось. Ужасный и непрерывный картечный и ружейный огонь русских и австрийцев падал смертоносным дождём на пруссаков, опрокидывая всё.

Сам Фридрих подвергал себя величайшей опасности; платье его было всё прострелено, две лошади под ним убиты и сам он легко ранен. Золотой футляр в кармане спас ему жизнь, удержав пулю, которая сплющила золото и, потеряв силу полёта, осталась там же. Подобной же опасности подвергся он, когда падал его смертельно раненный конь. Его умоляли уйти из этого опасного места, но он ответил: “Надо испробовать всё, чтобы выиграть битву; я обязан тут быть точно так же, как и вы”. Русские дрались с необыкновенным ожесточением; они падали рядами, словно мёртвые, на землю, давали пруссакам пройти через себя, тогда вскакивали и палили из ружей вслед им. Все попытки прогнать русских и австрийцев с горы были тщетны. Все прусские войска, конные и пешие, пришли в величайшее расстройство.

Король сам чуть не попал в плен, так как он был между последними отступавшими с поля битвы, и ему пришлось идти по ущелью.

Это сражение было настоящей резнёй; ни одно не было до сих пор столь кровопролитным. Пруссаки считали 8000 убитыми, 15 000 ранеными и 3000 пленными. Почти все прусские генералы и чиновные офицеры были ранены. Русские и австрийцы имели 24 000 убитыми и ранеными. В Петербурге радость по поводу Кунерсдорфской победы была необыкновенна…»

Русский историк военного искусства А.А. Керсновский о расстановке сил в Европе накануне Семилетней войны

«Быстрое усиление Пруссии вызвало общую зависть и тревогу среди европейских держав. Австрия, потеряв в 1734 г. Силезию, жаждала реванша. Францию тревожило сближение Фридриха II с Англией. Русский канцлер Бестужев считал Пруссию злейшим и опаснейшим врагом России. Ещё в 1755 г. Бестужев хлопотал о заключении так называемого субсидного договора с Англией. Англии надлежало дать золото, а России — выставить 30—40 тысяч войска. “Прожекту” этому так и суждено было остаться “прожектом”. Бестужев, правильно учитывая значение для России “прусской опасности”, обнаруживает в то же время полное отсутствие зрелости суждения. Он полагает сокрушить Пруссию Фридриха II “корпусом в 30—40 тысяч”, а за деньгами обращается не к кому иному, как к союзнице Пруссии — Англии. При таких обстоятельствах в январе 1756 г. Пруссия заключила союз с Англией, ответом на что явилось образование тройственной коалиции из Австрии, Франции и России, к которым присоединились Швеция и Саксония. Австрия требовала возвращения Силезии, России была обещана Восточная Пруссия (с правом обмена её у Польши на Курляндию), Швеция и Саксония соблазнены другими прусскими землями: первая — Померанией, вторая — Лузацией (областью в средней Германии между Одером и Эльбой). Вскоре к этой коалиции примкнули почти все немецкие княжества. Душой всей коалиции явилась Австрия, выставлявшая наибольшую армию и располагавшая лучшей дипломатией. Австрия очень ловко сумела заставить всех своих союзников и, главным образом Россию, обслуживать её интересы.

Пока союзники делили шкуру неубитого медведя, Фридрих, окружённый врагами, решил не дожидаться их ударов, а начать самому. В августе 1756 г. он первый открыл военные действия, пользуясь неготовностью союзников, вторгся в Саксонию, окружил саксонскую армию в лагере у Пирны и заставил её положить оружие. Саксония сразу же выбыла из строя, а пленённая её армия почти целиком перешла на прусскую службу.

В 1757 году определилось три главных театра, существовавших затем в продолжение всей Семилетней войны, — Франко-имперский (Западная Германия), главный или Австрийский (Богемия и Силезия) и Русский (Восточная Пруссия)».