СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока ОРКСЭ, модуль "Светская этика", тема "Этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка (технологическая карта, сценарий) урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика", тема "Этикет" для обучающихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОРКСЭ, модуль "Светская этика", тема "Этикет"»

МБОУ «Приморская средняя школа»









Методическая разработка урока по модулю

«Основы светской этики» курса ОРКСЭ

по теме: «Этикет»













Автор:

Суханова Юлия Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Приморская СШ»

















2021 г.



Технологическая карта урока

Класс: 4


Тема урока: Этикет

Тип урока: урок обобщения знаний

Форма урока: урок-игра

Цель урока: Продолжить формирование у обучающихся знаний правил столового этикета.

Задачи/Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

▪ Содействовать обобщению и расширению знаний по владению правилами этикета;

▪ Учить осуществлять поиск и обработку информации.

▪ Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.


▪ Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

▪ Формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

▪ Учиться элементарным приемам взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы;

▪ Осознавать необходимость самосовершенствования;

▪ Приобретать опыт простого наблюдения с целью его применения при оперативных действиях.

Технологии, методы, приемы обучения: ИКТ, практические, игровые, словесные, работа с текстом, кроссенс.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, английский язык.

Средства обучения: Учебник: Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2010.

Листочки: один листочек с надписью: «Капитан I команды», один листочек с надписью: «Капитан II команды», 14 листочков с надписями: «Участник команды». Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, PocketBook – карманная книжечка, столовый сервиз, деревянные палочки, тексты стихотворений – вредных советов Григория Остера; англо-русские словари; ножницы.

Понятия и термины: этикет, столовый этикет, правила поведения, pocket book, сервировка.











Сценарий урока



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательный эффект

Форма контроля

Этап I. Организационно-мотивационный этап 5 мин.

1

Создает эмоциональный настрой на урок:

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.


Предлагает совместно определить форму работы на уроке:

Ребята, я вам предлагаю определить, в какой форме мы проведем сегодня урок:

▪ урок-конференция;

▪ урок-зачет;

▪ урок-игра.

Проводит голосование:

Поднимите, пожалуйста, руки, кто за какой урок голосует.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.






Учащиеся определяют форму урока путем общего голосования.


Положительный настрой на работу; проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя.











Абсолютное большинство поднятых рук определяет форму урока: урок-игра.

2

Организует форму работы на уроке:

1) Выбор капитанов.

Случайный выбор – учащиеся вытягивают предложенные учителем листочки, на двух листочках есть надписи: «Капитан I команды», «Капитан II команды»; на остальных листочках есть надписи: «Участник команды».

2) Выбор команд.

Капитаны самостоятельно набирают себе по очереди участников команды из присутствующих учащихся.

3) Выбор ведущего.

Совместное определение учащимися ведущего игры, единогласное решение по выбору в качестве ведущего игры учителя.

4) Выбор жюри.

Выдвигаются мнения учащихся, кого назначить в жюри: кого-то из учеников или учителя.

Учитель предлагает подумать, кого можно позвать в жюри, чтобы у каждого участника урока была только одна определенная роль. Ученики предлагают попросить поработать в качестве жюри гостей на уроке – учителей, которые присутствуют на этом открытом уроке.

Право официально пригласить в жюри гостей-учителей делегировано капитанам команд.

Гости открытого урока – учителя принимают приглашения, им выдаются бланки для выставления баллов (Приложение 1).

Развитие навыков сотрудничества.


Этап II. Этап актуализации знаний. 8 мин.

(проверка домашней работы по усвоению теоретического материала учебника)

3

Предлагает игру «Разгадай кроссворд».

– Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Разгадай кроссворд».

Учитель читает задания.

(Приложение 3)

Организует проверку правильности решения кроссворда.

- Ребята, посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы. (Cлайд 2)

Всем ученикам выданы бланки с кроссвордом, каждый решает кроссворд индивидуально.

(Приложение 2)


Осуществляют самопроверку.

Сверяют правильные ответы со своими.


Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Осуществление самоконтроля; самоанализ правильности выполнения задания.






Бланки учащихся с решением заданий кроссворда.

Этап III. Этап целеполагания 5 мин.

4

Учитель предлагает решить задание в форме кроссенс (Слайды 3-4). (Приложение 4).

Чтение стихотворения:

Что такое этикет?

Кто-то знает, кто-то – нет!

Это правила такие

Поведения, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет –

И дурных привычек нет!


- Существуют разные виды этикета. Какие вы знаете?


Учитель способствует проектированию урока учащимися.

- Ребята, я предлагаю поиграть в игру по теме «Этикет». Вы согласны?

- А как вы думаете, какие у нас могут быть задания в игре?

Учащиеся решают задание, выдвигают своё мнение, находят верный ответ:

- Этикет.


Учащиеся дают определения понятия «этикет».








Ответы учеников: Этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях, деловой этикет.



- Согласны!


Предположения учащихся.

Оформление своих мыслей в устной форме. Развитие коммуникативной компетенции.
















Построение проекта работы на уроке.

Беседа.


Этап III. Применение знаний и способов действий. 20 мин.

(Обобщение и закрепление знаний по теме урока проводится в форме игровых заданий по командам)

5

Задание № 1.

Составление правил столового этикета.

- Ребята, вам даются «Вредные советы» Григория Остера.

(Приложение 5)

Ознакомьтесь с ними и составьте свои правила столового этикета.


Учащиеся читают в группах выданные «Вредные советы» Г. Остера, формулируют самостоятельно правила столового этикета. Зачитывают записанные правила.


Листы с ответами отдают жюри.

Работа с текстом: анализ прочитанного материала определение собствен-ной точки зрения. Развитие умения рабо-тать коллективно, навы-ков взаимного уваже-ния, сотрудничества.

Листы с сформулиро-ванными правилами столового этикета.


Ознакомление с новым материалом (дополнительные сведения).



6

- Ребята, как вы думаете, правила столового этикета в разных странах мира одинаковые или отличаются друг от друга?

- Давайте познакомимся с особенностями столового этикета еще в одной стране. Смотрите внимательно! Вы сможете заработать баллы, если правильно ответите на вопрос, который будет задан после просмотра видеофильма.

Ответы учащихся.

Приводят примеры особенностей столового этикета в Англии (актуализируют знания, полученные на уроках по изучению английского языка).




Актуализация знаний, полученных на уроках по другим предметам (осуществление межпредметных связей).

Беседа.

Демонстрация видеофайла. (Слайд 5)

Видеоматериал заранее подготовлен двумя учениками в виде театрализованного выступления в костюмах; во время демонстрации видео ученики-актёры его комментируют. (Приложение 6)

Способность уважительно относиться к выступающим, их творческой деятельности.

Эмоциональная атмосфера в классе во время просмотра видеофильма.

Задание № 2.

- Ребята, посовещайтесь и напишите, пожалуйста, как называется страна, про которую нам рассказали?

Команды записывают ответы и отдают их жюри. Верный ответ: Япония.




Физминутка



7

Задание № 3. Игра с палочками.

Учитель предлагает всем попробовать воспользоваться «японскими» палочками, озвучивает задание:

Взять палочками конфетку и отнести ее в конфетницу своей команды. Выигрывает команда, которая принесет больше конфеток, не уронив их.

Жюри подсчитывает конфетки, определяет количество баллов.

Активная смена вида деятельности; применение подвижной игры как элемента здоровьсберегающих технологий.

8

Задание № 4. Игра «Сервировка».

- На прошлом уроке мы с вами знакомились с правилами сервировки стола. Сейчас мы проверим, кто сможет без ошибок справиться с сервировкой.


(Далее учитель объясняет следующее задание – выполнение домашней работы. Во время подготовки учениками материала к домашней работе учитель фотографирует сервировки команд, размещает фото в слайды демонстрации (в режиме Frozen) для дальнейшего анализа правильности выполнения практического задания командами.

У каждой команды на столе находится столовый сервиз, участникам нужно расставить все предметы в соответствии с правилами сервировки столовых приборов.


Практическое применение изученного теоретического материала (связь с жизнью).

Сервировка стола.


Задание № 5. Заполнение PocketBook.

Учитель на доске пишет на английском языке «Pocket Book», просит перевести эти слова на русский язык, вместе с учениками определяют название следующего задания.

В случае возникновения трудностей с переводом выдаются англо-русские словари. Команда, которая быстрее переведет название, получает дополнительный балл.

Book – книга. Pocket – карман. Pocket Book – карманная книжечка, небольшая по размеру.

Работа со словарем, осуществление межпредметных связей.

Беседа.

9

Каждому ученику выдается лист А4.

(Приложение 7)

- Ребята, посмотрите внимательно, лист разделен пунктирными линиями и обозначениями на несколько граф. Вам нужно сложить из этого листа книжечку. Чтобы это сделать, прочитайте инструкцию «Как сложить PocketBook».

(Приложение 8)


- Учитель хвалит детей за выполненное задание, в случае необходимости помогает воспользоваться инструкцией, чтобы сложить книжечку.


Ученики изучают инструкцию,

складывают карманные книжечки.

Работа с информацией в виде инструкции.

Правильно сложенная книжечка.

10

Анализ выполнения задания № 4 «Сервировка».

После окончания работы с книжечками учитель демонстрирует фото сервировки каждой команды для сравнения с правильной расстановкой приборов.

(Слайды 6, 7, 8)

Участники команд сравнивают свои сервировки с образцом, анализируют ошибки.

Жюри оценивает правильность выполнения задания, выставляет баллы.

Развитие аналитических способностей, сравнение выполненной работы с образцом; осуществление самоконтроля, взаимного контроля.




Сервировки стола.

Этап IV. Оценочно-рефлексивный этап. 7 мин.

11

Объявление домашней работы.

Учитель объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания:

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карманные книжечки, которые мы с вами недавно сложили. Что вы там заметили?

- Это будет ваша домашняя работа: выполнить задания в книжечке.

Ученики замечают, что в книжечке нужно выполнить разные задания: дописать, найти лишнее, самостоятельно подобрать нужный материал и т.д.

Анализ задания для самостоятельной работы.

PocketBook.

12

- Ребята, выберите, пожалуйста, фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке сегодня:

▪ Шевелить мозгами.

▪ Краем уха.

▪ Хлопать ушами.

Поднимают руки, отвечают.

Открытое осмысление и оценивание своей деятельности на уроке.

Беседа, само-регуляция.

13

Подведение итогов игры.

Слово жюри. Определение команды-победителя. Краткий анализ выполнения заданий.

Благодарность учителям-гостям за участие в игре и выполнение работы жюри.











Приложение 1

Бланк для выставления баллов




Команда I

(кол-во баллов)

Команда II

(кол-во баллов)

1 задание:

«Составление правил столового этикета».




2 задание:

«Назови страну».




3 задание:

«Подвижная игра с палочками».




4 задание:

«Сервировка»




5 задание:

«Что такое Pocket Book?»





Итого:








































Приложение 2

Задание «Реши кроссворд»

______________________________________________________

(Фамилия, имя учащегося)















1



















2














3
















4
























5




















6

























































Приложение 3.



Задания к кроссворду


1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле (Этика).


2. Уважительное общение с другими людьми (Тактичность).


3. В какой стране впервые появились карточки, в которых были записаны правила поведения за столом по время приема у короля (Франция).


4. Искусство правильной расстановки посуды и столовых приборов, а также особенное декорирование стола (Сервировка).


5. Основы поведения воспитанного человека в обществе (Манеры).


6. Забота о людях, внимание к их нуждам и запросам (Чуткость).











































Приложение 4

Задание «Кроссенс»



























?



































Приложение 5



Григорий Остер. «Вредные советы»



***

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.


***

Если вас зовут обедать,

Гордо прячьтесь под диван

И лежите там тихонько,

Чтоб не сразу вас нашли.

А когда из-под дивана

Будут за ноги тащить,

Вырывайтесь и кусайтесь,

Не сдавайтесь без борьбы.

Если все-таки достанут

И за стол посадят вас,

Опрокидывайте чашку,

Выливайте на пол суп.

Зажимайте рот руками,

Падайте со стула вниз.

А котлеты вверх бросайте,

Пусть прилипнут к потолку.

Через месяц люди скажут

С уважением о вас: "С виду

Он худой и дохлый,

Но зато характер тверд".


***

Когда роняет чашку гость,

Не бейте гостя в лоб.

Другую чашку дайте, пусть

Он пьет спокойно чай.

Когда и эту чашку гость

Уронит со стола,

В стакан налейте чай ему,

И пусть спокойно пьет.

Когда же всю посуду гость

В квартире перебьет,

Придется сладкий чай налить

За шиворот ему.

***

Если взрослые люди сидят за столом
 И варенье клубничное с тортом едят,
А тебе предложили отправиться

спать
 И никто заступаться не стал за тебя,
Расскажи на прощание, как во дворе
 Ты облезлую дохлую кошку нашёл.
Да, от сна эта кошка тебя не спасёт,
Но немножко испортит им всем

аппетит.


***

Если чай в стакане долго
 Не желает остывать
  И уже терпенья нету
 На него сидеть и дуть,
Свой стакан с горячим чаем
 На коленки опрокинь.
На ошпаренных коленках
Очень быстро стынет чай.












Приложение 6



Комментарий к видеофайлу

об особенностях столового этикета в других странах



На востоке есть экзотическая страна, которую называют «Страной восходящего Солнца». Это страна, сохранившая национальные традиции, передающиеся их поколения в поколение.

Эта страна – родина древнего боевого искусства «карате», воины-самураи использовали эту технику рукопашного боя для самообороны и нападения. В настоящее время карате распространено по всему миру.

Жительницы этой страны носят необычный костюм – кимоно, подвязанный широким поясом оби. У женщин с давних пор существует традиционный необычный способ макияжа и укладки прически.

В этой стране правила столового этикета, имеющие многовековую историю, неукоснительно соблюдаются жителями на протяжении всей жизни. Свою трапезу люди начинают словами «Итадакимас» – в России вместо этого говорят: «Приятного аппетита». Основной столовый прибор – палочки. Любимая еда жителей этой страны – рис, из напитков очень распространен зеленый чай.



(Япония)



































Приложение 7

Лист для складывания

Приложение 8

Инструкция по складыванию PocketBook













1. Складываем лист вдоль пополам.

2. Разрезаем ножницами посередине по красной линии.




















3. Сгибаем поперёк посередине.

4. Левые края загибаем назад, правые – вперед.


















5. Соединяем посередине, потом «странички» сворачиваем внутрь.














6. Карманная книжечка готова.