17 ВЕК-НАЧАЛО НОВОГО ПЕРИОДА РУССКОЙ ИСТОРИИ (УРОК ОБОБЩЕНИЯ)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА В 7 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ: КАРАМНОВА С. Е.
ЗАДАЧИ УРОКА: Разъяснить, что новые черты в истории России 17 века проявились в экономической (развитие товарного производства, зарождение капиталистических отношений, начало складывания внутреннего рынка страны), в политической (оформление самодержавия) и в социальной (обострение классовой борьбы) сферах. Раскрыть, что 17 век-это период территориального роста Российского государства как государства многонационального, время роста национального самосознания. Развить чувство патриотизма у учащихся.
ПЛАН
Территориальный рост многонационального Российского государства
Россия - феодальная страна с новыми чертами хозяйства
Развитие ремесленного производства
«Бунташный век».
1. Урок начинаем с характеристики территории страны в 17 веке. Работа с настенной картой «Территориальный рост России в 17 веке»
Вопросы: Покажите, какие земли вошли в состав страны в 17 в. Каким образом это произошло? Какое значение имело воссоединение Украины с Россией и воссоединение Сибири для России и народов, населяющих указанные территории.
Вывод делают учащиеся: Расширение территории увеличило богатство страны, усилило связи со странами Европы, укрепило хозяйственные и культурные связи внутри страны.
2. Что представляла собой Россия в 17 в. Почему ее называют феодальной с новыми чертами хозяйства? Беседа
Работа по группам (осмысление).
В классе - 4 группы, по 2 группы получают одинаковые задания.
На основе текста документа объяснить, какие черты нового и старого одновременно существовали в России в 17 в.
Текст для 1-2 группы (новые черты).
«Боярин Морозов имел владения в Арзамасском и Нижегородском уездах, в Павлове под Москвой. Он владел 7 тысячами душ крепостных... В его вотчинах хлеба производилось так много, что им полностью обеспечивались нужды боярского двора, засыпались закрома, а на излишках были организованы винодельческие заводы, перерабатывавшие хлеб в вино. Он владел железоделательными предприятиями и имел «потайные заводы». Промышленные изделия из его имений продавались за границу».
Текст для 3-4 групп (старые черты).
«Ричард Джексон, член английской торговой компании, вез в подарок русскому царю часы от английской королевы. Во время шторма часы пострадали. В период стоянки в Великом Устюге англичанин попросил воеводу найти мастера, чтобы починить часы. Мастера нашли и привели к воеводе. Несколько часов без шапки, на ветру простоял мастер у ворот воеводы, незная зачем его привели. Наконец, появился воевода, слуга толкнул мастера на землю, пригнул за волосы к земле. Воевода произнес; «Отправляйся немедля на корабль, ждет тебя иностранец, исполнишь, что он скажет. Уразумел, холоп?»
Результат работы учащихся заносят в таблицу, которую ведут в течение урока Затем, выступление учащиеся группы обмениваются вопросами.
3, Задание группам.
Охарактеризуйте уровень развития ремесел в России в 17 веке. Что объединяло всех мастеров?
Текст для 1 группы.
«В 1682 г. в Ростове Филипп Андреев отлил колокол «Лебедь». В нем 500 пудов. В 1689г. Фрол Терентьев создал колокол весом 2000 пудов. Иностранцы говорили: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет: она превосходит силы человеческие».
Текст для 2 группы.
« Емельян Давыдов отлил по приказу царя колокол в 1648г. за 1 год. Иностранные мастера предлагали отлить точно такой же, но брались это сделать за 5 лет. Колокол весил 8000 пудов. Мастер написал царю челобитную: « Нам, государь, то колокольное дело в обычай». А когда царь его наградил - пожаловал село и 500 душ крестьян, то он отказался».
Текст для 3 группы.
«Мастерская 17 века На высоком топчане лежат топоры, серпы, замки, носовые кольца для быков. По стенам висят косы, в углу -железные шины для колос, рядом - готовые к продаже хваты и сковородники. Мастер был горд, что даже в соседнем монастыре его почитают не за молитвы, а за витое кружево церковных ворот, что им изготовлено».
Текст для 4 группы.
«Иноземный посол» посмотрев на работу мастеров Оружейной палаты в 17в., заметил: «Все русские ремесленники превосходны и очень искусны. Они так смышлены, что все, чего сроду не видывали, с первого взгляда поймут и сработают столь хорошо, как будто с малолетства к этому привыкли».
Обсуждение результатов работы с текстом (результат должен быть написан на листах).
Подводим итог работы. При затруднении учащихся учитель помогает делать вывод развития ремесла в России в 17в.
Вывешиваем плакаты с русскими пословицами и предлагаем учащимся выделить пословицы о труде и на их основе охарактеризовать отношение людей к труду.
Беседа: О чем свидетельствуют пословицы о церкви и священнослужителях? Какие из этих пословиц говорят о классовой борьбе? Объясните, почему они возникли и о чем свидетельствуют? Объясните следующие пословицы: «Смотри дерево в плодах, а человек в делах», «Не боги горшки обжигают», «Всякое дело мастера боится»
4, Работа по группам.
Каждая группа дает ответ на поставленный вопрос учителя. Ответы фиксируются в таблице.
Вопросы:
Применимо ли к 17в. выражение, что в «стране нашей великой царило много восстаний »? Подтвердите свои рассуждения фактами.
В России в 16в. были редкие городские восстания, не происходило крестьянских войн. Почему так богат 17в.этими событиями?
17в. вошел в историю как «бунташный». Почему? Правильно ли такое определение?
В ходе работы группами были заполнены таблицы. Проверяем результат работы и на доске оставляем единую таблицу. 17 век- начало нового периода русской истории.
Стороны жизни Черты феодального Зарождение капиталис-
строя тических отношений
экономическая
политическая
социальная
Подведение итогов работы групп.
Учитель дает оценку работы групп, капитаны групп заполняют оценочный лист учеников в группе.