СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: Налоговая система в ЛНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию на тему: Налоговая система в ЛНР»

Тема урока: Налоговая система в ЛНР

Цели урока: Охарактеризовать содержание налоговой системы в ЛНР и её особенности, дать характеристику показателей экономического развития ЛНР.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Метод: школьная лекция.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация учебной деятельности

ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока

1. Налоговая система в ЛНР.

2. Показатели экономического развития ЛНР.


ІV. Первичное восприятие

1. Налоговая система в ЛНР

Статья 1 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 № 1 - I (далее - Конституция ЛНР) провозгласила нашу Республику демократическим, правовым, социальным государством.

Согласно теории государства и права, государство - это универсальная политическая организация общества, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма.

К одному из признаков государства относится государственная казна, т.е. система сбора, хранения и распределения финансовых средств (налоги, сборы). Эти средства необходимы для решения государственных проблем (например, обороны, строительства общественных зданий и сооружений, финансирование общезначимых благ и услуг, т.д.), а также для содержания государственного аппарата.

Этот признак взаимосвязан с одной из функций государства - фискальной (взимание налогов и пошлин, выявление и учет доходов производителей материальных благ, контроль за правильностью взимания налогов и распределением налоговых средств).

В статье 50 Конституции ЛНР установлена обязанность для каждого платить законно установленные налоги и сборы. Это положение также закреплено в статье 3 Закона Луганской Народной Республики от 28.12.2015 № 79 - II «О налоговой системе» (далее - Закон).


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «НАЛОГ», «СБОР»

Налоги - это властные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Цель взимания налога – обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Экономическая сущность налогов выражается в перераспределении

государством национального дохода для удовлетворения общегосударственных потребностей. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается, в случае уклонения от его уплаты, в принудительном порядке. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности,

хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности Луганской Народной Республики (ч. 12.1. ст. 12 Закона).

Сбором является обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другимиуполномоченными органами и лицами юридически значимых действий (ч. 12.2. ст. 12 Закона).


Признаки налога

При определении правового понятия «налог» фактически использованы все основные его признаки - нецелевой, безвозмездный, безвозвратный, безусловный и обязательный платеж от юридических и физических лиц в казну государства.


Функции налогов

Фискальная - формирование бюджетного фонда государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения своих функций.

Регулирующая - влияет на: производственные процессы; динамику потребления и сбережения; уровень доходов физических и юридических лиц.

Перераспределительная (социальная) - налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, а потом в виде социальной помощи поступают к малоимущим слоям населения.

Элементы налога

Субъект налога (плательщики налога)

Лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств

Юридические лица, физические лица-предпри­ниматели, налоговые агенты, физические лица, филиалы, структурные и другие обособленные подразделения юридических лиц-резидентов, а также филиалы иностранных юридических лиц (ст.15 Закона)

Объект налого­обложения

Юридические факты (действия, события, со­стояния), которые обус­лавливают обязанность субъекта заплатить налог

Объектом налогообложения может быть имущество, товары, прибыль, доход или его часть, оборот от реализации товаров (работ, услуг), операции по поставке товаров (работ, услуг), расход либо иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога (ст.ст. 67, 83, 94, 102, 107, 113, 120, 127, 151, 185 Закона)

База налого­обложения

Количественное выраже­ние предмета налогооб­ложения, основа налога, к которой применяется ставка налога

Конкретные стоимостные, физические или иные характеристики определенного объекта налогообложения (ст.ст. 68, 83, 95, 108,114, 121, 130. 140, 152, 186 Закона)

Налоговая ставка

Размер налога, установ­ленный на единицу нало­гообложения

Размер налоговых начислений на (от) единицу (единицы) измерения базы налогообложения (ст.ст. 69, 97, 103, 109, 115, 122, 131, 142, 143, 154, 162, 175, 187, 194 Закона)

Порядок исчисления налога

Определяет лицо, обязан­ное исчислять налог (на­логоплательщик, налого­вый орган или налоговый агент), а также метод ис­числения налога

Налогоплательщики самостоятельно исчисля­ют сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст.ст. 65, 86, 98, 104, 111, 1169, 135, 142, 144, 174, 187 Закона)

Налоговый период

Время, определяющее пе­риод исчисления суммы налога, подлежащей уп­лате, т.е. оклада налога

Налоговым периодом признается установлен­ный Законом период времени, с учетом кото­рого происходит исчисление и уплата отдель­ных видов налогов и сборов. Налоговый пе­риод может состоять из нескольких отчетных периодов (ст. 30 Закона)

Срок уплаты налога

Календарная дата, исте­чение времени со дня со­бытия или конкретное событие, которые обус­лавливают обязанность заплатить налог

Для каждого определенного вида налога предусмотрен срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет


Классификация налогов

Классификационные признаки

Виды налогов

Субъект налога

налоги физических лиц; налоги юридических лиц; налоги физических лиц- предпринимателей

Объект налога

  • имущество;

  • реализация товаров, работ, услуг;

  • прибыль, доход;

  • земля;

  • рента;

капитал;

средства потребления

Вид ставки

твердые; процентные

Периодичность

  • разовые;

  • регулярные

Возможность переложения

  • прямые;

  • косвенные

Принадлежность к уровням власти и управления

республиканские;

местные


Общая характеристика налоговой системы

Налоговая система - это совокупность установленных в государстве условий налогообложения. Управление системой налогообложения охватывает совокупность полномочий конкретных органов власти в сфере установления, изменения или отмены налогов.


Принципы построения налоговой системы:

  • равномерность;

  • определенность;

  • удобство;

  • дешевизна.


Правовая основа регулирования налоговых отношений

1. Законы – Конституция ЛНР, законы ЛНР.

2. Подзаконные НПА – НПА о налогах и сборах правительства, НПА о налогах и сборах исполнительных органов государственной власти, НПА о налогах и сборах органов местного самоуправления.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

НОРМА ЗАКОНА

СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА

Всеобщности

ч. 3.1. ст. 3

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы

Равного налогового бремени

ч. 3.1. ст. 3

При установлении налогов и сборов учитывается фактическая способность плательщика к уплате налогов и сборов

Юридического равенства

налогоплательщиков

ч. 3.2 ст. 3

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения дохода не допускается

Экономической обоснованности налогообложения

ч. 3.3 ст. 3

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными

Соразмерности налогообложения целям ограничения прав и свобод

ч. 3.3 ст. 3

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав

Единства налоговой политики

ч. 3.4 ст. 3

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Луганской Народной Республики и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Луганской Народной Республики товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законодательством экономической деятельности субъектов хозяйствования и физических лиц

Законности

ч. 3.5 ст. 3

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Законом либо установленные в ином порядке, чем это определено Законом

Ясности

ч. 3.10 ст. 3

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить

Презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства

ч. 3.6 ст. 3

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогообложении толкуются в пользу налогоплательщика, налогового агента


СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ

Республиканские налоги и сборы

  • налог с оборота;

  • налог на прибыль (гл. 12 Закона);

  • акцизный налог (гл. 13 Закона);

  • экологический налог (гл. 20 Закона);

  • сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров (гл. 23 Закона);

  • плата за пользование недрами (гл. 21 Закона);

  • сбор за специальное использование воды (гл. 15 Закона);

  • сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (гл. 17 Закона);

  • сбор за осуществление валютно-обменных операций (гл. 24-3 Закона) ;

  • плата за патент за добычу угля (угольной продукции) артелями (гл. 24-5 Закона).


Местные налоги и сборы

  • подоходный налог (гл.18 Закона);

  • плата за землю (гл. 19 Закона);

  • упрощенный налог (гл. 24-1 Закона);

  • плата за патент (гл. 24-2 Закона);

  • сельскохозяйственный налог (гл. 24-4 Закона);

  • транспортный налог (гл. 14 Закона)


Участники налоговых правоотношений

  • хозяйствующие субъекты

  • государственные органы


Хозяйствующие субъекты - юридические и физические лица.

  • налогоплательщики

  • налоговые агенты - лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет ЛНР.


Государственные органы:

  • налоговые органы

  • таможенные органы

  • финансовые органы

  • следственные органы

Показатели экономического развития ЛНР.

Ответственность за совершение налогового нарушения

Налоговыми нарушениями являются противоправные деяния (действие или бездеятельность) налогоплательщиков, которые привели к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, установленных Законом и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на органы налогов и

сборов (ст. 196 Закона).

ВИДЫ САНКЦИЙ

1. Правовосстановительные (налоговые) - обеспечивают исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной или неполной уплаты.

  • Штрафные (финансовые)санкции, ч. 199.2.1 ст.199 Закона.

  • Конфискация подакцизной продукции, ч. 199.2.1 ст.199 Закона.

2. Карательные - устанавливают меру ответственности за нарушение налогового законодательства, вследствие чего для нарушителей наступают негативные юридические последствия.

  • Административная ответственность, гл. 15 Кодекса ЛНР об АП

  • Уголовная ответственность, ст.ст. 229 – 232 УК ЛНР


2. Показатели экономического развития ЛНР.

В структуре экономики в 2018 году наибольший удельный вес приходился на перерабатывающую промышленность (около 40%), 29% – на оптовую и розничную торговлю, 18% – на поставку электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха, 6% – на добывающую промышленность, 2% – на транспорт, складское хозяйство, почтовую и курьерскую деятельность. Следует отметить, что в общем объеме реализации продукции всех отраслей экономики промышленность занимает 63,4%.
Промышленные предприятия в 2018 году реализовали продукции (товаров, услуг) в действующих ценах на 47,1% больше, чем в 2017 году. Данные изменения в основном обусловлены значительным ростом металлургического производства, доля которого в общем объеме реализации промышленной продукции занимает 37%. Также свой вклад в увеличение объемов реализации внесли электроэнергетика и энергоснабжение, пищевая промышленность, угледобывающая промышленность и коксохимическая промышленность.

В структуре реализованной промышленной продукции в 2018 году:

60% приходилось на продукцию перерабатывающей промышленности;

28% – на предприятия по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха;

10% – на добывающую промышленность и разработку карьеров;

2% – на водоснабжение, канализацию, обращение с отходами.

Доля перерабатывающей промышленности повысилась на 10,2 п.п. – в основном за счет роста доли объемов реализации в металлургическом производстве на 11,2 п.п., снизилась доля добывающей промышленности на 1,1 п.п. и предприятий по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха – на 8,7 п.п.
В общей структуре экономики внутренняя торговля в 2018 году занимала 29%. Объем оптового товарооборота увеличился на 13,8%, объем розничного товарооборота – на 16,8%. В структуре внутреннего товарооборота 40% занимает розничный товарооборот, оптовый – 60%.

Индекс реальной заработной платы (с учетом изменения потребительских цен) составил 107,8%. Средняя заработная плата штатных работников составила 10 892 руб. и увеличилась на 12,3%, в т.ч. в промышленности – рост на 16,9%, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – рост на 16,3%, в строительстве – рост на 3,6%, в сфере оптовой и розничной торговли – рост на 6,9%, в сфере транспорта, складского хозяйство, почтовой и курьерской деятельности – рост на 32,1%.

Положительным трендом в 2018 году является сокращение задолженности по выплате заработной платы в целом по экономике на 5,6%.

Среднесписочная численность штатных работников в 2018 году увеличилась на 0,6%. В промышленности численность возросла на 4,7%.

Индекс потребительских цен в 2018 году составил 108,2%. Тогда как индекс цен производителей промышленной продукции за этот период составил 106,2%. Повышение индекса потребительских цен в 2018 году было связанно в основном с изменением валютных курсов, ростом цен на топливо и на некоторые группы продовольственных товаров.
Внешнеторговый оборот продолжает демонстрировать положительную динамику. В 2018 году сохранилась география основных рынков экспорта. Наблюдалась тенденция к снижению отрицательного соотношения между экспортом и импортом товаров.

За 9 месяцев 2018 года предприятиями Республики за счет всех источников финансирования освоено на 36,8% больше капитальных инвестиций, чем за прошлый период. Основная часть инвестиций была направлена в материальные активы. Следует отметить, что по сравнению с 2017 годом удельный вес инвестиций в нематериальные активы вырос на 6,3 п.п. Источниками финансирования в основном выступали сами предприятия и организации (87%), за счет средств республиканского и местных бюджетов финансировалось 7,7% и 2,2% активов соответственно. Капитальных инвестиций иностранных инвесторов освоено на 1,6% больше, чем в 2017 году.

Следует отметить негативные демографические тенденции: с 2015 года численность трудоспособного населения продолжает сокращаться, что связано с трудовой миграцией и кумулятивной убылью населения (спад рождаемости в 1990-е годы).

Приоритетными, в рамках программы социально-экономического развития ЛНР до 2023 года «Наш выбор», инициированной Главой ЛНР Леонидом Пасечником,  остаются такие цели, как:

- повышение качества и уровня жизни населения;

- доступное медицинское обслуживание, особенно, в отдаленных населенных пунктах республики;

- достойная система образования;

- повышение объемов производства;

- улучшение инвестиционного климата республики и др.


V. Обобщение и систематизация.

1. Охарактеризуйте налоговую систему ЛНР.

2. В чём состоят её особенности?

3. Каковы тенденции экономического развития ЛНР.

VІ. Итоги

VІІ. Домашнее задание. Изучить конспект.